Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 21:18, шпаргалка

Краткое описание

Проблема мотивации в школе К.Левина.
2. Проблема мотивации в глубинной психологии.
3. Представления о мотивации в гуманистической психологии. Мотивация самоактуализации.
4. Проблема мотивации в психологии деятельности.
5. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Виды мотивационных образований.
6. Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов.
7. Мотивация, эмоции и деятельность. Эмоции как форма субъективного существования мотивации и как внутренний

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ, ЧАСТЬ3.docx

— 175.98 Кб (Скачать файл)

«Круг Пейпеца». Первая наиболее стройная концепция, связывающая эмоции с функциями определенных структур мозга, была опубликована в 1937 г. и принадлежит американскому невропатологу Дж. Пейпецу. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, он выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций.  Она получила название круга Пейпеца (см. рисунок).

Позднее Мак-Лин в 1952 г., учитывая, что поясная извилина как бы окаймляет основание переднего мозга, предложил назвать ее и связанные с ней некоторые другие структуры мозга лимбической системой (limbus – край).

Активационная теория. Центральную роль в обеспечении эмоций в активационной теории Линдсли играет активирующая ретикулярная формация ствола мозга. Активация, возникающая в результате возбуждения нейронов ретикулярной формации, выполняет главную эмоциогенную функцию. Согласно этой теории эмоциогенный стимул возбуждает нейроны ствола мозга, которые посылают импульсы к таламусу, гипоталамусу и коре. Выраженная эмоциональная реакция возникает при активации коры с одновременным включением гипоталамических центров промежуточного мозга. Основное условие проявления эмоциональных реакций – наличие активирующих влияний из ретикулярной формации при ослаблении коркового контроля за лимбической системой. Предполагаемый активирующий механизм преобразует эти импульсы в поведение, сопровождающееся эмоциональным возбуждением.

Конфликтная теория Клапареда. Основные положения теории:

• Чувства играют организующую роль в поведении; они соотносят нас с окружающей ситуацией.

• Эмоции играют дезорганизующую роль. Эмоции расстраивают поведение, делают его регрессивным. Эмоции возникают в экстремальной ситуации и неадекватны.

• Ощущения несут информацию о внешней и внутренней ситуации.

Теория эмоций Ч. Дарвина. Одним из первых, кто выделил регуляторную роль эмоций в поведении млекопитающих, был выдающийся естествоиспытатель Чарльз Дарвин. Проведенный им анализ эмоциональных  выразительных движений животных дал основания рассматривать эти движения как своеобразное проявление инстинктивных действий, исполняющих роль биологически значимых сигналов для представителей не только своего, но и других видов животных. Эти эмоциональные сигналы (страх, угроза, радость) и сопровождающие их мимические и пантомимические движения имеют адаптивное значение. Многие из них проявляются с момента рождения и определяются как врожденные реакции.

Три принципа:

1. Эмоции отражают состояние нервной системы.

2. Если проявление эмоции в прошлом благоприятно подействовало, то в будущим эта эмоция будет проявляться вместе с фактором, благоприятно подействовавшим на результат в прошлом. Пример: оскал.

3. Принцип антитезы. Привычка выполнять противоположные действия под влиянием противоположных импульсов.

Теория эмоций З. Фрейда.

Феноменологическая теория Ж.-П. Сартра. Это оппозиционная теория к

• Позитивистскому подходу (подходу, основанному на постулировании роли фактов),

• Теории эмоций Джемса-Ланге.

Философский базис – феноменология Э. Гуссерля. Суть феноменологии вообще – перейти от изучения фактов к изучению сущностей, которые раскрываются в значении.

Эмоция существует в той мере, в которой она что-либо означает, существует в мире, значит для психической жизни субъекта.

Эмоция – это особый род поведения в ситуации конфликта. Суть конфликта: привычные способы действия не приводят к результату. Индивид, лишенный средств взаимодействия со средой не в силах принять ситуацию.

Эмоциональное сознание всегда направлено на объект окружающего мира, на объектную ситуацию. Эмоции объектны (или, в терминологии А.Н. Леонтьева, – предметны), эмоция сохраняется пока предмет сохраняет значимость. Т.о. предмет (объект) питает эмоцию.

Значение эмоций коренится в сознании, носит функциональный характер: эмоция – ирреальное преобразование мира, меняющее себя и, как следствие, относящиеся к миру.

Виды эмоциональных состояний:

1. Конструирование «магии мира»

2.  «Впадение» сознания в магическое.

Дифференциальная теория эмоций К.Э. Изарда.

Основные системы (структуры) личности: Гомеостатическая; Эмоциональная; Перцептивная; Когнитивная; Моторная; Система побуждений.

Типы мотиваций: Побуждение; Эмоции (10 основных);

Эмоции – это адаптивно-мотивационные переживания.

Составляющие эмоций: Нейрофизиологическая; Нервно-мышечная (мимика и т.д.); Феноменологическая (субъективное переживание).

Функции эмоций: Сигнальная. Оценочная. Регуляция (ослабление/усиление) действующей мотивации. Социальный контакт. Например, по мимике можно «читать намерения» другого человека. (Можно отнести к пункту I).

Подавление проявлений эмоций очень негативно влияет на психический статус личности! Часто подавление происходит из-за соблюдения социальных норм. За счет подавления нарушается нормальное течение эмоциональных процессов, растет нейрофизиологическое напряжение, которое может привести к психическим расстройствам.

Внешнее выражение фундаментальных эмоций врожденное. Полярность отдельных видов эмоций.

• Иерархичное строение эмоций. Пример: интерес-страх-ужас.

• Взаимодействие фундаментальных эмоций – образование сложных эмоций. Пример: воинствующий энтузиазм и т.п.

•  Связь с побуждениями. Одно побуждение может вызвать разные эмоции. Пример: боль.

• Острая боль → испуг

• Опасное поражение → страх

• Длительная боль → тревога, страдание

• Боль приступами → напряженность (в ожидании следующего приступа), гнев.

 

 

36. Проблема критерия эмоциональных явлений. Классы и разновидности эмоций.

Вопрос о классификации является важнейшим составным компонентом психологии тории эмоций, разработанность которого в той или иной концепции можно считать показателем и общей её разработанности. Выделяют классификации по разным основаниям:

1.       По источнику  происхождения (по Декарту):

1)       Телесные

2)       Духовные;

2.       По степени  сложности:

1)       Низшие

2)       Высшие (наиболее высокое – любовь к Богу)

3.       По влиянию  на организм:

1)       Стенические (мобилизующие)

2)       Астенические (демобилизующие)

4.       По формально-динамическому  признаку (длительность, устойчивость) (по Леонтьеву):

1)       Аффекты (кратковременные, бурные)

2)       Эмоции

3)       Чувства (эмоциональные  константы)

5.       По врождённости:

1)       Первичные,

2)       Вторичные.

Изард – 10 фундаментальных (см. вопрос № какой-то там…про Изарда);

Декарт – 6 первичных (радость, печаль, любовь, ненависть, желание, удивление);

Спиноза 3 первичных (удовольствие, неудовольствие, желание);

6.       По влиянию  на деятельность (по Клапареду):

1)       Организующая

2)       Дезорганизующая

Очевидно, что приведённый выше перечень, не раскрывающий существенности используемых признаков и оснований, может служить лишь для общего ознакомления с положением, существующим в проблеме классификации эмоций.

 

37. Условия возникновения эмоций.

Затруднения, возникающие при попытке провести непосредственно различаемую грань между эмоциональными и неэмоциональными явлениями, вынуждают искать отличительные признаки эмоций в более широком контексте их проявления, в частности во внешних и внутренних условиях их возникновения.

Существующие концепции различаются по тому, какое значение в них придается этому вопросу: если для некоторых из них он является одним из многих, то для других — одним из центральных (как правило, наряду с вопросом о функциях эмоций) рассматриваемых вопросов. К последним относятся, например, теории У. Джемса, Ж.-П. Сартра, П. К. Анохина, П.В. Симонова, группа так называемых «конфликтных» теорий, не представленных в данной книге (Pieron, 1928; Hodge, 1935; Andreani, 1968; и др.), теоретическая схема П. Фресса (1975) и др.

В ответах на рассматриваемый вопрос обычно признается, что эмоции возникают в случаях, когда происходит нечто значимое для индивида. Расхождения начинаются при попытке уточнить характер и меру значимости события, способного возбудить эмоцию. Если для В. Вундта или Н. Грота любое воспринимаемое событие является значимым, т.е. эмоциональным уже в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни индивида, не знающей беспристрастного состояния и во всем способной найти хотя бы незначительный оттенок интересного, неожиданного, неприятного и т.п., то, согласно Р.С. Лазарусу (Lazarus, 1968), эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов производится заключение о наличии, с одной стороны, некоторой угрозы, с другой — невозможности ее избежать.

Однако эти внешне столь различные точки зрения не являются взаимоисключающими, просто речь в них идет о разном. В работе Лазаруса дана схема возникновения лишь тех «очевидных» эмоциональных состояний, которые в терминологии, принятой в советской психологии, скорее следовало бы отнести к аффектам. Весьма сходным образом представляет возникновение эмоций-аффектов Э. Клапаред, однако в его концепции утверждается, что предварительную оценку угрозы производят не интеллектуальные процессы, как считает Лазарус, а особый класс эмоциональных явлений — чувства.

Таким образом, решение вопроса об условиях возникновения эмоций определяется прежде всего тем, какой именно класс (или классы) эмоциональных явлений обсуждается в той или иной работе. При широкой трактовке эмоций их возникновение связывается с устойчивыми, обычными условиями существования, такими как отражение воздействия или предмета (эмоции выражают субъективное их значение), обострение потребностей (эмоции сигнализируют об этом субъекту) и т.п. При узком понимании эмоций они рассматриваются как реакция на более специфические условия, такие как фрустрация потребности, невозможность адекватного поведения, конфликтность ситуации, непредвиденное развитие событий и др.

Убедительность примеров и экспериментальных данных, приводимых в подтверждение этих различных точек зрения, свидетельствует о дифференцированности эмоций в отношении условий их возникновения и, следовательно, о неминуемой ограниченности попыток охватить эти условия в некотором обобщенном принципе или положении. Эти попытки способны вооружить нас знаниями такими же отвлеченными, как и понятие «эмоция вообще», и доведенные до полного охвата в них всего разнообразия эмоциональных явлений смогут констатировать лишь двойную

обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями (мотивацией), с другой — особенностями воздействий (ситуации).

О сложности пути, который необходимо пройти, желая отразить в теории реальную сложность эмоциональной жизни, можно составить представление по непревзойденному анализу условий возникновения эмоций в учении Б. Спинозы. Оно показывает, что на возникновение эмоций наряду с такими анализируемыми в современных теориях условиями, как фрустация, нарушение жизненных констант («изменение способности тела и души к действию») или отражение возможности достижения целей («сомнения в исходе вещи»), влияет множество других факторов: ассоциации по сходству и времени, отражение причинных связей, «судьба» предметов наших чувств, сопереживание, представление о справедливости происходящего и др.

Разумеется, этот материал нуждается в адаптации к современным представлениям и терминологии, но, с другой стороны, он обнаруживает многие аспекты проблемы, которых в этих представлениях явно недостает.

 

 

 

 

 

 

38. Эмоции и процессы познания.

Данный вопрос важен тем, что отражает представления о положении эмоций в системы психического, главной основой и особенностью которой всегда рассматривались процессы познания.

I. Античность.

Аффекты противопоставляются разуму.

II. Рене Декарт.

Говорил о двоякой природе эмоций (страстей):

-         мысль  о предмете (душа)

-         телесные  изменения (тело)

Эмоции делятся на интеллектуальные и чувственные. Разум и воля – инструменты борьбы с аффектами.

III. Барух Спиноза.

Спинозы пытался преодолеть противопоставление аффекта и интеллекта («принцип единства аффекта и интеллекта»). Он говорит, что разум участвует в образовании аффекта. Спиноза: «Всё, к чему мы стремимся вследствие разума, есть… познание; и душа, поскольку она руководствуется разумом, считает для себя полезным… то, что ведёт к познанию».

IV. Когнитивная теория (Шахтер и  Лазарус).

1.       Эмоции возникают  на основе физиологического возбуждения  и когнитивной оценки. Тип и  качества эмоции зависят от  того, как индивид оценивает ситуацию.

2.       Эмоция –  комплексный ответ, состоящий из

ü  сигнальные переменные или стимульные свойства

ü  оценивающая подсистема; функция мозговых процессов, с помощью которых индивид оценивает стимульную ситуацию

ü  ответы: когнитивный (механизмы защиты), экспрессивный (мимика и т.п.), инструментальный (символ, обычай и т.п.).

V.  Отечественная школа.

Л.С. Выготский подчеркивал, что основу новой психологии эмоций должны составлять, с одной стороны, принципы историзма, системности, социальной природы психики, а с другой – принципы особой биологической (органической, мозговой) реализации эмоциональных явлений, отличные от принципов реализации познавательных процессов.

С.Л. Рубинштейн, П.К. Анохин, П.В. Симонов

А.Н. Леонтьев.

О.К. Тихомиров.

Эмоции выполняют функции эвристик, то есть механизмов, регулирующих степень сокращения и направления поиска.

Эмоции связаны с «творческим» звеном мыслительной деятельности. В процессе решения задач они выполняют регулирующую функцию.

Эмоциональная активация является необходимым условием интеллектуальной (особенно творческой) деятельности.

Опыты Тихомирова:

1)       проблемы и  методика исследования; задачи исследования: выявить отношения между мышлением  и эмоциональными процессами  в фазе рождения замыла решения (шахматная задача), нахождение основного  принципа;

2)       общая динамика  сопротивления кожи в процессе  решения мыслительных задач; скрытые  соответствие резких изменений  кожно-гальванической реакции с  момента эмоционального возбуждения; эмоциональный всплеск соответствует  нахождению идеи решения задачи;

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"