Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 21:18, шпаргалка
Проблема мотивации в школе К.Левина.
2. Проблема мотивации в глубинной психологии.
3. Представления о мотивации в гуманистической психологии. Мотивация самоактуализации.
4. Проблема мотивации в психологии деятельности.
5. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Виды мотивационных образований.
6. Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов.
7. Мотивация, эмоции и деятельность. Эмоции как форма субъективного существования мотивации и как внутренний
Вывод:
ü Понятие «любовь» репрезентирует (представляет) для большинства людей определённую психологическую реальность, хотя дать этому понятию. Определение очень сложно
ü Выделены типы любви, причины и структуры любовных переживаний
ü Склонность к переживанию любви связанна с определёнными личностными характеристиками
ü Любовь – социокультурно обусловлена (роль вербальных структур в любви и т.д.).
46. Аффекты, их психологическая характеристика.
I. Общая характеристика аффектов.
Термин «аффект» употребляет
Б. Спиноза для понятия эмоция;
в общепсихологическом смысле
слова – аффекты – это особый
класс эмоциональных состояний,
отличающийся особой
47. Аффективные следы. Проблема детекции лжи.
I. Регистрация следов аффекта. Сопряженная моторная методика А.Р. Лурия. Ассоциативный эксперимент. Было известно, что аффект вызывает заметные изменения в течении высших нервных процессов (ассоциациях, мышлении, внимании). На основе этой информации был разработан метод ассоциативного эксперимента. Впервые в клиническую практику метод свободных ассоциаций ввел З. Фрейд; позднее доработал и усовершенствовал его ученик Фрейда К.Г. Юнг, который использовал ассоциативный метод как основной инструмент психоаналитических сессий. Интересно, что метод ассоциативного эксперимента использовали и русские (советские) психиатры. Суть ассоциативного эксперимента: испытуемый на предъявленное слово должен ответить первым пришедшим в голову словом. При наличии аффекта нарушается нормальное течение ассоциаций (при сильном аффекте они сильно тормозятся). Почему тормозится процесс течения ассоциаций? 1. Блокировка со стороны Сверх-Я. Индивид понимает, что та ассоциация, которая действительно пришла ему в голову может привести к неблагоприятным явлениям для собственной личности (могут арестовать, посадить в тюрьму и т.д.). 2. Ничего не приходит в голову. 3. Испытуемому приходит в голову сразу много ответных слов, которые обычно путаю его обычный ход ассоциаций. Но рано или поздно испытуемый дает ответ, но он поверхностен и примитивен. Проблемы: ü Аффект влияет не только на высшую сферу (речевое воспроизведение слова-ассоциации), но и на моторику. ü С помощью ассоциативного эксперимента можно установить лишь конечный результат, но что происходит в периоде, когда испытуемый молчит не известно. С этими проблемами справился А.Р. Лурия, изобретя сопряженную моторную методику. Сопряженная моторная методика А.Р. Лурия. Ход эксперимента: 1. Ассоциативный эксперимент: a) Беседа с испытуемым. В ходе этой беседы выясняется его интеллектуальный и культурный уровень развития; на его основе составляется список нейтральных слов. b) Ситуация. А.Р. Лурия исследования проводил в двух направлениях: студенты (у них аффективными словами были экзамен, провал, математика и проч.) и преступники. Нас интересуют преступники. По материалам дела составляется список критических слов-раздражителей, способных вызвать реакцию. 2. Сопряжение с моторными реакциями: § Датчик. Испытуемый вместе с произношением своей ассоциации из списка (смешанных) слов должен был нажимать на очень чувствительный датчик (мембрана пневматического барабанчика). Учитывалось время реакции, кривая нажима и тремора, смысл слова-реакции. 1). Слово-реакция. Как уже говорилось при аффекте оно может быть примитивным; иногда испытуемый вообще ничего не говорит или говорит: «не знаю»; вместо четкого слова испытуемый предъявляет длинные рассуждения и т.п. 2). Время реакции. При предъявлении слова-раздражителя происходит отсрочка реакции. Нейтральное слово – 3,9'' (максимальный результат); критическое слово – 25,0'' (!). 3). Кривая нажима. В эксперименте можно выявить следующие аффективные моторные реакции: Ø Дрожание, как свидетельство внутреннего конфликта, следов аффекта. Ø При задержке реакции наблюдается легкие нажимы, а потом усиленное нажатие на датчик. Это свидетельствует о невербализованной реакции: испытуемый прокручивает в голове ассоциации, выбирая «нужную» и это вызывает эти нажимы. Ø Забывание нажатия. Ø Опережение двигательной реакции перед вербальной. речев. реакция речев. реакция II. Проблема использования полиграфа (детектора лжи). Краткая историческая справка: проблема детекции лжи существует с древнейших времен; достаточно вспомнить пример из истории индийского (ассоциативный эксперимент и гонг) и китайского (сухой рис во рту) правосудия. Развитие техники детекции лжи: • Д. Дефо в 1730 г. предложил использовать анализ пульса на руке для выявления преступников. Используя эту идею итальянский физиолог Моссо изобрел «плетизмограф», с помощью которого проводил клинические исследования (измерение давления, пульса). • Впервые для уличения лжи плетизмограф начал использовать итальянский криминалист Ломброзо в самом начале ХХ века. Тогда же, американец Марстон впервые ввел термин «детектор лжи» для сфигмографа. • Большое значения для развития техники детекции лжи имело изобретение американского полицейского Ларсона, который сконструировал прибор для одновременной регистрации давления, пульса и дыхания (этот аппарат показал высокую степень правильности результатов испытаний). • Криминалист Килер внес решающий вклад в становление этого психофизиологического метода. В середине 1930-х он сконструировал полиграф, специально предназначенный для практики (юридической и др.). • В Советском Союзе наибольший вклад внес А.Р. Лурия (см. выше). • В 1920-ые годы появляется книга Ферри «Уголовная социология», в которой пропагандируется внедрение в сферу уголовно-судебных доказательств новейших научных открытий (имеется ввиду полиграф и т.п.). С другой стороны с критикой выступил проф. Строгович, который в сущности отвергнул эту позицию Ферри; но выступил Строгович плохо и поэтому в 1937 г. его обвинили в поддержке позиции Ферри. • Первым (после Лурия), кто начал серьезно заниматься детекции лжи был П.В. Симонов, который занимался психофизиологией эмоций и изучил «метод обнаружения эмоциональных реакций на значимый для субъекта сигнал». Делал он это в 1960-70-х годах и назвал лайдетекцией. • В 1970-е годы полиграф был использован для изучения памяти в Институте биофизики. • В 1993 году в России официально разрешили использовать полиграф в оперативно-розыскной деятельности. Споры до сих пор не утихают… Зарубежные теоретические концепции: a) Теории, опирающиеся на эмоции и мотивацию как на важнейшие детерминанты психофизиологической дифференциации. Теория угрозы наказания. Вопросы, истина в отношении которых может иметь губительные для субъекта последствия, будут активизировать симпатическую нервную систему и вызывать физиологические изменения, которые можно зарегистрировать. Т.о., страх раскрытия истины (которая доподлинно известна субъекту) вызывает физиологические реакции. У этой теории есть ряд недостатков: Ø Полиграф измеряет скорее страх перед проверкой, чем ложь как таковую. Ø Не все явления организма так или иначе относятся к симпатической НС (например сокращение числа сердечных ударов вызывает парасимпатическая НС). Ø Исследования где нет угрозы наказания все равно показали большую результативность. Ø У испытуемых, которых удалось убедить в том, что полиграф отключен, ослабления психофизиологических реакций зарегистрировано не было. Это противоречит с трактовкой теории угрозы наказания, о том, что у субъекта, которому было бы неведомо, что епго реакции подвергаются контролю, степень их проявления была бы минимальной. Теория конфликта. Все строилось на идеях А.Р. Лурия. Недостатки: слова, затрагивающие эмоционально значимые зоны, вызывают большие реакции, невзирая на ложь. Условно-рефлекторная теория. Основана на идеях И.П. Павлова о ВНД. Прошлый опыт: чем серьезнее вопрос (например о деталях преступления), тем сильнее реакция. Недостатки: дать приемлемое объяснение психофизиологическим реакциям на ложь в ходе лабораторных экспериментов, где процент детекции весьма высок (например, в экспериментах с идентификацией карты, которую выбрал и скрывает испытуемый), - не представлялось бы возможным. b) Теории, базирующиеся на когнитивных факторах. Теория активации. Детекция происходит из-за различной активационной силы стимулов. Ударение делается на том факте, что индивид что-то знает, чем на его эмоциях, страхах, обусловленных ответах или лжи. Недостатки: эта теория хороша в лабораторных исследованиях, но в полевых (реальных) не работает, т.к. угасает эффект бдительности и внимания у испытуемого (к тому же приходят другие, эмоциональные факторы). ВЫВОД: весьма возможно, что все эти теории действительно в определенной мере работают в ситуации детекции лжи.
48. Чувства, их психологическая характеристика.
I. Общее определение термина «ЧУВСТВО».
Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающая значение этих явлений с его потребностям и мотивами; это высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, то есть имеющие строго причинно-обусловленную природу, чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.
В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребности0мотивационную значимость. Чувства носят отчётливо выраженный предметный характер, но предмет может быть и весьма обобщённым, и умозрительным.
Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Пример: чувство любви порождает целый спектр эмоций (радость, гнев, печаль, сочувствие, ревность и т.д.). В одном и том же чувстве нередко сливаются и переходят друг в друга разные по знаку (положительны/отрицательные) эмоции.
Исторически чувства формируются в процессе исторического развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе чувства проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий (см. вопрос № 12). Возникает как результат обобщённых отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.
В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему. Чувства могут оставаться потенциальными (нереализованными). В содержании доминирующих чувств человека выражаются его мировоззренческие установки. Чувство исключительной силы стойкости, длительности, выражающаяся в направленности помыслов и сил на единую цель – страсть.
Классификация. Чувства.
Области деятельности и сферы социальных явлений: моральные; эстетические; интеллектуальные; практические; родительские.
Степень обобщённости предметного содержания:
ü конкретные (например, к ребёнку, произведению искусства)
ü обобщённые (к детям, к музыке)
ü абстрактные (чувство справедливости, трагического).
Единой классификации не существует.
II. Представления о чувствах в истории психологии эмоций.
Вундт. Всю систему чувств можно определить как многообразие трёх измерений: удовольствие/неудовольствие, возбуждение/успокоение, напряжение/разряжение.
Принцип единства эмоционального состояния. Все имеющиеся в данный момент в сознании элементы чувств объединяются в одну единую равнодействующую систему. Вундт: «Чувства – цельное чувство». Простые чувства объединяются в частичные чувства, которые, в свою очередь, объединяются в цельное чувство.
Принцип градации элементов. Каждое сложное цельное чувство содержит в себе какое-либо господствующее частичное чувство, придающее ему основной его характер.
Принцип целости целого. Цельное никогда не является только суммой частичных чувств, на которые его можно разложить.
Вообще чувства – реакция центральных функций сознания, то есть апперцепции на отдельны переживания в сфере сознания.
Клапаред. Чувства в нашем поведении полезны (играют полезную роль), эмоции же нецелесообразны. Чувства – диапазон аффективных нюансов, позволяющих ему определить ценность вещей, к которому он должен приспособиться. Чувства выражают отношения между определённом объектом или ситуацией и нашим благосостоянием.
Внутреннее ощущение (голод, жажда, усталость) – основа физиологической установки; чувство же – осознание такой установки.
Леонтьев. Классы эмоциональных процессов:
1) аффекты (бурные вспышки);
2) собственно эмоции
(относительно спокойные
3) чувства («эмоциональные константы»)
Основная характеристика чувств: отчётливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором предмете.
Амбивалентность
49. Проблема произвольных и волевых процессов.
Волевые процессы - психические процессы, связанные с осознанием целей и с затратами волевых усилий.
К волевым процессам относятся высшие психические функции (произвольное внимание, произвольное запоминание, логическое мышление, произвольное воображение, речь), процессы высшего уровня регуляции деятельности (планирование, принятие решения, исполнение, контроль, оценка).
Произвольными называются психические процессы или действия, которые ощущаются и осознаются человеком, имеют для него жизненный смысл и направлены на достижение избранного субъектом результата. Начало, окончание, задержка или изменение произвольных процессов и действий определяется жизненной необходимостью, но не вынуждается ею. (Это понятие на первый взгляд отличается от понятия «произвольный», принятого в математике и технике, где это слово означает «случайный», «не подчиняющийся известной закономерности», «неуправляемый». Но, в сущности, эти понятия близки, потому что означают: "зависящий от человека больше, чем от других обстоятельств".).
По мнению А.Н.Леонтьева механизм мотивации волевого поведения следует искать в идеальных мотивах, связанных не с наличной, а с воображаемой ситуацией, т.е. воображение - один из основных механизмов волевой регуляции.
Имеются более частные подходы к проблеме воли:
1. Понимание воли как действий
вопреки препятствиям или не
действий вопреки принуждениям
– наиболее распространенная
точка зрения, именно в этом
смысле принято говорить о "воспитании
воли" – обучении человека
преодолению препятствий
2. Воля как проблема
3. Воля как проблема