Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 21:18, шпаргалка

Краткое описание

Проблема мотивации в школе К.Левина.
2. Проблема мотивации в глубинной психологии.
3. Представления о мотивации в гуманистической психологии. Мотивация самоактуализации.
4. Проблема мотивации в психологии деятельности.
5. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Виды мотивационных образований.
6. Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов.
7. Мотивация, эмоции и деятельность. Эмоции как форма субъективного существования мотивации и как внутренний

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ, ЧАСТЬ3.docx

— 175.98 Кб (Скачать файл)

Вывод: связь состояний эмоциональной активации с «творческим» звеном мыслительной деятельности.

3)       эмоциональная  активация и формулирование первоначального  решения задачи; состояния эмоциональной  активации, как правило, опережают  словесное называние принцип  решения задачи, направление дальнейших  поисков, оценку очередной попытки  решения и называния окончательного  решения;

4)       изменения деятельности  после изменения состояния эмоциональной  активации; эмоциональное состояние  выполняет в процессе решения  задач различного рода регулирующие функции;

5)       необходимость  состояний эмоциональной активации; опыты показали, что эмоциональная  активация является необходимым  условием продуктивной интеллектуальной  деятельности; механизм эмоциональной  активации необходим для выполнения  именно «творческой», а не любой  вообще умственной работы;

6)       результаты; связь  между состояниями эмоциональной  активации и нахождением основного  принципа решения задачи; две  интерпретации:

-         эмоциональная  активация – следствие успешного  решения задачи

состояния эмоциональной активации включены в процесс поиска принципа решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Функции эмоций.

Функции эмоций:  

1.Побуждение (у мотива есть та  же функция) – эмоции это «топливо»  личности в аварийной ситуации

2.Организация деятельности Ех., эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения для решения задачи, регулируют психофизические процессы. Иногда эмоции не только организуют, но и дезорганизуют деятельность (пример - паника). Здесь все зависит от того, кто из субъектов (природный, социальный или личность) испытывает эмоцию - если эмоцию испытывает природный индивид (например, панический страх), то она выполняет всегда организующую функцию - так организм из последних сил пытается адаптироваться; а вышележащие уровни при этом могут и разрушаться;

3.Оценочная функция. (Симонов) Эмоции  сигнализируют о некоторых значимых  для человека событиях, которые  происходят в окружающем мире. Эмоция все оценивает по критерию  мотивационной значимости событий. (Информационная теория эмоций: эмоция  оценивает вероятность ожидаемого  события, вероятность удовлетворения  потребности)

Эмоциональное подкрепление: собственная оценка текущих событий. Следообразование: собственная оценка прошлых событий. Структурирование: предвосхищение будущих событий

4.Регулирующая функция (Леонтьев).

- Функция подкрепления. Эмоции  могут подкреплять те формы  поведения, которые ведут к удовлетворению  имеющихся потребностей.

- Функция предвосхищения. Эмоции  могут предвосхищать результаты  действия до его выполнения.

- Эвристическая функция. В творческом  мышлении – эмоциональное предвосхищение  решения задачи, указание пути  к решению (уменьшение времени  решения за счет уменьшения  возможных путей решения), но оно  не всегда верное, после него  сужается зона поиска.

5.Синтезирующая функция (Вундт). Чувственный  тон ощущения, законы соединения  простых чувств в частичные и цельные тенденция чувств к интеграции, объединению.

6.Функция активации ЦНС. Изучается  нейрофизиологией в связи с  уровнем общей активациии НС.

7.Экспрессивная функция (невербальное  общение) Эмоциональные переживания  сопровождаются «выразительными  движениями», которые могут использоваться  в общении – мимика. По разному выражается на 3 уровнях: природный уровень – сигнал, за которым стоит природный аффект (аналог  сигнальная речь животных); социальный уровень – знак, «язык эмоций». Круг Шлосберга – шкала мимического выражения эмоций: Любовь-удивление-испуг-страх-гнев-ярость-отвращение-презрение и т.д.- опознание эмоций по их выражению; личностный уровень – символ, символ наличия личностной проблемы, непосредственное понимание субъектом собственной проблемы, Юнг – чем сильнее эмоция, тем ближе она к архетипу, фундаментальной проблеме личности.

 

40. Динамика эмоций.

Динамика эмоций – те закономерности, по которым протекают и развиваются эмоциональные процессы. Такой аспект практически не рассматривается в современных концепциях эмоций, так как они рассматривают эмоциональную сферу как систему независимых реакций на определённые условия и ситуации. Наиболее чётко динамика эмоций прослеживается в концепциях В.Вундта и Б.Спинозы. В этих концепциях подчёркивается взаимодействия эмоциональных процессов в их генетическом и ситуативном развитии. Динамика эмоций в рисунках: K"L"J"…"N Даже если рассматривать эмоции, как изолированные реакции на определённые воздействия, естественно встаёт вопрос о том, обнаруживают ли эти реакции некоторые временнóе развитие, или остаётся без изменения. Вундт. Он рассматривал этот вопрос в отношении специфического класса эмоций – аффектах. Вундт считал, что развитие заключается как в количественном, так и в качественном изменении эмоционального переживания и что специфический характер, «форма» этого изменения собственно и отличает один аффект от другого. Подавляющее большинство обычных «умеренных» эмоциональных переживаний согласно Вундту не являются автономными, так как, возникнув, они вливаются в общий поток других переживаний, взаимодействуют и видоизменяются. Вундт показал как пространственное взаимодействие и суммация эмоциональных впечатлений переживаемых одновременно(например, восприятие архитектурного ансамбля), так и временная суммация переживаний, следующих друг за другом (например, восприятие музыкального произведения). (подробнее см. вопрос № 31). Для многих теорий возможность соединения эмоций служит важнейшим принципом, объясняющим возникновение сложных эмоций из более простых (см. Спиноза, билет № 30). В комплексе эмоциональных переживаний, соединяющихся в более сложное образование иногда можно найти элементы связанные причинно-следственными отношениями. Такая способность эмоций, порождать и обусловливать друг друга, является ещё одним моментом, характеризующим их динамику (закономерности порождения одних эмоций другими см. у Спинозы, билет № 30). Изучение отдельных эмоциональных реакций, может привести к пониманию эмоционального поведения, важнейшей детерминантой которого является взаимосвязанных реакций, их способность изменяться, порождать друг друга. В полном своем виде эмоциональная реакция является как бы разветвленной и каждое из её ветвей означает потенциальную возможность её дальнейшего развития отвечающего наличной ситуации. Такая организация эмоциональных реакций является важным эволюционным приобретением, существенно повысившим возможность гибкого адаптивного поведения. В представлениях об обусловленности эмоций друг другом особое место занимает положение о взаимопорождении оценивающих (удовольствие – неудовльствие) и побуждающих (желание, влечение) переживаний. Значение этих простых положений (неприятное порождает желание от него избавиться) заключается в том, что их принятие или отвержение решается вопрос об отношении эмоций и мотивации, в конечном счёте – о «выходе» эмоций в действие. В итоге, динамика эмоций заключается в: ü Временное развитие (по Вундту) ü Суммация эмоций в более сложные эмоциональные образования (Вундт, Декарт) ü Пространственное взаимодействие и суммация эмоциональных впечатлений во времени и пространстве. Способность эмоций порождать и обусловливать друг друга (Спиноза).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Исследования выражения эмоций.

I. Предпосылки изучения эмоций. Теория выражения эмоций Ч. Дарвина. Вначале можно кратко рассказать  о теории Ч. Дарвина. Он изучал  эмоциональные выразительные движения  млекопитающих. Они рассматривались  как рудимент целесообразных  инстинктивных действий, сохраняющих  в какой-то степени свой биологический  смысл и вместе с тем выступающих  в качестве биологически значимых  сигналов для особей не только  своего, но и другого видов. Главное  – сказать, что эта биологическая  концепция не объясняет всего  богатства выразительных движений  людей, т.к. они в процессе исторического  развития человечества претерпели  значительную (да простит меня  Дарвин!) эволюцию: увеличилось разнообразие  оттенков и способов использования  их людьми. II. Мимика. Различают спонтанную  и произвольную мимику. 1. Спонтанная мимика. Все мышцы лица, необходимые для выражения эмоций, формируется у плода к 15-18-й неделе жизни. А к 20-й неделе у эмбриона можно наблюдать мимические реакции. К моменту рождения ребенка механизм лицевой экспрессии уже полностью сформирован и может быть использован в общении. На врожденный характер мимики указывает ее сходство у слепого и зрячего младенцев. Но с возрастом у слепорожденного ребенка реактивность лицевых мышц угасает. 2. Произвольная мимика. Произвольная мимика формируется к 4-14 годам. Когда ребенок становится старше, он начинает учитывать указания взрослых (например, нельзя плакать по несущественному поводу, стыдно выражать в такой-то форме страх и т.д.). Он старается управлять собой – появляется, например, скрытый страх, виноватая улыбка, опущенный взгляд, сдерживаемые слезы и т.д. При исследовании подлинных эмоций можно пользоваться: - Естественным экспериментом, - Лабораторным экспериментом. Лэндис. Эксперименты показали, что: ü Мимическая имитация эмоции соответствует общепринятым формам экспрессии. ü Мимическая имитация отлична от выражения лица при подлинных эмоциях. ü У каждого свой «репертуар». Методики оценки эмоциональных выражений. 1) Техника идентификации эмоций по выражению лица (Facial Affect Scoring Technique – FAST) разработана в 1970-х годах Экманом и его коллегами. FAST имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из 6 эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости – в статической форме. Эталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трех уровней лица: брови-лоб, глаза-веки, нижняя часть. Кроме того, представлены варианты с учетом разной ориентации головы и направления взгляда. При использовании FAST испытуемый ищет сходство эмоции с одним из эталонов (что-то вроде фоторобота). 2) Круговая шкала. Вудвортс, Шлоссберг. Мимические выражения можно описать на круговой плоскости при помощи двух координат: удовольствие-неудовольствие, принятие-непринятие, позже был добавлен уровень активации как третья координата. Позже добавлялись и другие шкалы (внимание-невнимание, уверенность-неуверенность и др.). Шкала: Принятие Напряжение СЧАСТЬЕ Удовольствие Неудовольствие Сон Непринятие III. Пантомимика и голос. Пантомимика – один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в его походке, осанке, жестах, которые передают его эмоциональное состояние, переживания, отношение к тем или иным явлениям. Пантомимические изменения возникают непроизвольно, как внешнее проявление общего эмоционального состояния человека. Жест – наиболее важный компонент пантомимики, выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации. Жесты: F Указательные (индикативные). ? Иллюстративные, поясняющие или выделяющие какую-либо высказываемую мысль. B Выразительные, выявляющие эмоционально-волевое состояние человека. В состоянии эмоционального возбуждения увеличивается сила голоса, меняется его высота и тембр, отдельные интонационные колебания могут охватить целую октаву. Витт. Интонация звучащей речи. Индикатор эмоциональной составляющей. Функции интонации: ü Информация об объективной ситуации, в которой находится субъект. ü Информация о состоянии говорящего. ü Повышение общего объема информации. В исследовании играют роль: - Частота основного тона и зависимость от времени. - Интенсивность (амплитуда колебаний). - Диапазон. В интонационной речи существуют устойчивые структуры, которые существуют в виде отдельных зон. IV. Кросскультурные различия в выражении эмоций. Кросскультурные исследования распознавания лицевой экспрессии показали, что основные эмоции (гнев, страх, печаль, отвращение, удивление, радость) одинаково проявляются и узнаются в обществах с различной культурой и традициями. Даже в условиях, затрудняющих наблюдение, например на большом удалении, проявляется универсальность механизма распознавания эмоций. Это доказывает, что лицевая экспрессия основных эмоций обеспечивается врожденными нейронами программами. Процент совпадения оценок лицевых эмоциональных паттернов у разных национальностей – около 80%, несколько меньше у японцев (65%). Эмоции: 1. Социальные: любовь, ненависть, презрение. 2.Эгоистичные: радость, печаль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Физиологические показатели эмоций, их надежность.

I. Органические изменения: 1. Сердечно-сосудистая система: ü Сужение/расширение сосудов. Если сосуды находятся близко к коже (например, лица), то наблюдаются покраснение или побледнение. ü Повышение давления. Хотя при некоторых слабых отрицательных эмоциях (грусть и т.п.) давление падает. ü Пульс. При сильных эмоциях (эйфория, радость, гнев, ярость) пульс учащается, при слабых – замедляется. ü Кровенаполняемость сосудов. 2. Дыхательная система: o Учащение дыхания. o Уменьшение глубины (например, при рыдании). o Затаивание дыхания. o Прерывистость, могут быть спазмы (при рыдании). Исследование: Радость – 17 вдохов/мин Печаль – 9 вдохов/мин Гнев (у больного маниакальным синдромом) – 40 вдохов/мин 3. Пищеварительная система: • Положительные эмоции: тяжесть в желудке (проявляется и при тревоге), увеличение выделения желудочного сока. • Отрицательные эмоции: угнетение перистальтики, уменьшение выделения желудочного сока. 4. Железы внешней и внутренней секреции: § Внешняя секреция: увеличение выделения потовых желез, слезы (при сильных эмоциях, особенно при отрицательных), увеличение или уменьшение выделения слюнных желез (можно вспомнить про детекцию лжи на Востоке: обвиняемому давали в рот рис и устраивали судебный процесс; если в конце рис оставался сухим – его вина была доказана, ибо страх перед наказанием затормозил выделение слюны). Примечание: эмоциональные слезы по химическому составу отличаются от других слез (от лука, аллергии, ветра); биологическая функция слез – выведение токсинов. § Внутренняя секреция: Гормоны адреналин (выделяется при сильном эмоциональном возбуждении) и норадреналин. Интересно, что эти гормоны участвуют в эмоциональной памяти. Установлено, что события чрезвычайной важности запускают особый механизм эмоциональной памяти, который записывает все, что человек переживает в данный момент. Такие воспоминания назвали «яркой памятью». Последние исследования показали, что в хранении эмоциональных воспоминаний участвуют гормоны адреналина и норадреналина, тогда как в хранении обычных воспоминаний они не участвуют. 5. Биохимические показатели. - При анализе крови, мочи, слез можно констатировать наличие эмоции в недавнем прошлом, т.к. биохимические изменения хранятся довольно долго. - Кровь: увеличение содержания сахара, повышение уровня кислорода, лучшая свертываемость крови (этот показатель биологически целесообразен; в прошлом ранение, которое было вызвано нападением (а следовательно резким эмоциональным всплеском) должно было быстро зажить). - Изменение кислотности и щелочности мочи и слюны. 6. Моторика. • Ступор – состояние, противоположное возбуждению. Характеризуется уменьшением мышечного тонуса («оцепенением»), при котором человек длительно сохраняет одну и ту же позу. Ступор – патологическое состояние, вызываемое эмоциями критической интенсивности. Даже самые сильные раздражители не влияют на поведение больного, находящегося в состоянии ступора. • Повышение двигательной активности. • Увеличение тремора головы, конечностей, век. 7. Кожно-гальваническая реакция (КГР). Это наиболее надежный и объективный метод изучения физиологических показателей эмоций. Типы: ð Методика К. Фере. Широкому применению КГР в исследовательских и практических целях положил начало французский невропатолог К. Фере, обнаруживший, что при пропускании слабого (1-3 В) тока через предплечье происходят изменения в электрическом сопротивлении кожи. Это экзосоматическая регистрация. ð Методика И.Р. Тарханова (Тархнишвили). В это же время (конец XIX века) российский физиолог И.Р. Тарханов открывает кожный потенциал и его изменение при внутренних переживаниях и в ответ на сенсорное раздражение. При эмоции потенциалы возрастают. Это эндосоматическая регистрация. 8. Температура тела, реакции зрачка, мигание. • Положительные эмоции: потепление конечностей (например, кистей рук), потепление области рта, расширение зрачка. • Отрицательные эмоции: снижение температуры конечностей, сужение зрачка. Сильные эмоции снижают частоту мигания; при интенсивном психическом напряжении (стрессе) частота миганий растет. 9. Электромиография. Электромиография – метод исследования функционального состояния органов движения и речи путем регистрации биопотенциалов мышц. 10. Электроэнцефалография. Электроэнцефалография – раздел нейрофизиологии, изучающий закономерности деятельности мозга на основе анализа суммарной биоэлектрической активности, отводимой с поверхности головы. Эмоциональные состояния человека находят отражение в электроэнцефалограмме (ЭЭГ) скорее всего в изменении соотношения основных ритмов: альфа, бета, дельта и тета. Изменения ЭЭГ, характерные для эмоций возникают лобных областях. - Альфа-ритм. Это основной ритм ЭЭГ покоя; его активность соответствует эмоциональной напряженности, но эти данные спорные. - Бета-ритм. Это ритм активного бодрствования. При его активности можно сказать, что индивид находится в состоянии повышенного эмоционального возбуждения. - Тета-ритм. Он регистрируется при эмоциональном и интеллектуальном напряжении. По другим данным он свидетельствует об эмоциональной неустойчивости. - Дельта-ритм. Это ритм глубокого сна, который часто регистрируется при очаговой патологии мозга. Колебания этого ритма могут регистрироваться при некоторых формах стресса. II. Индивидуальные реактивные стереотипы. 1. Разные индивиды реагирую по-разному. Типы реагирования: A. Независимо от характера решаемой задачи лица, принадлежащие к этому типу (коронарному) имеют тенденцию реагировать по симпатическому типу с учащением частоты сердечных сокращений (ЧСС) и ростом артериального давления (АД). B. Лица этого типа реагируют по парасимпатическому типу – снижением ЧСС и АД. 2. Различные сила и слабость нервной системы (центральной и автономной). 3. Возраст. 4. Пол. 5. Темперамент. И др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Проблема стресса.

Современное общее определение стресса:

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (экзамен, соревнования и проч.).

I. Г. Селье. Стресс, дистресс, общий адаптационный синдром (ОАС).

В 1926 г. Г. Селье заметил, что у всех больных, независимо от их собственного диагноза проявляются похожие симптомы: побледнение, исхудание, отсутствие аппетита и т.д. Он назвал это «синдромом болезни». Через 10 лет он провел эксперимент над животными: ввел им в кровь токсические вещества. Были получены следующие результаты (анализ состояния внутренних органов):

-         Надпочечники  увеличились в размере и потемнели;

-         Атрофия  вилочковой железы (тимуса);                                 «триада стресса (тревоги)»

-         Изъязвление  внутренней поверхности желудка.

Интересно, что такая симптоматика прослеживается при ряде воздействий: психическом (обездвиживание), воздействии холода, жары, инфекциях, травмах, кровотечениях и др. Эти реакции

получили название общего адаптационного синдрома. Он состоит из трех стадий:

A.       Реакция тревоги. Организм меняет свои характеристики, будучи подвергнут стрессу, как  показано на рисунке, т.е. общая  устойчивость к стрессу оказывается  ниже нормы.

B.       Фаза сопротивления (резистенции). Если действие совместно с возможностями адаптации, то в организме стабилизируется фаза сопротивления; при этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается значительно выше.

C.       Фаза истощения. В результате длительного действия  стрессорного раздражителя, несмотря на возросшую сопротивляемость стрессу, запасы адаптационной энергии истощаются. Тогда вновь возникают признаки реакции тревоги, но теперь они не обратимы и индивид погибает.

Т.о. стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование. Эта формулировка предусматривает грубо говоря «нейтральную» характеристику стресса; из этого Селье выводит два типа стресса:

Дистресс (d-stress) – это тот стресс, который неприятен и наносит вред организму, негативный стресс.

Эфстресс (f-stress) – это положительный стресс, способствующий мобилизации организма.

Биологическая функция стресса – адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка: физических, психических. Он способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Это защитный механизм биологической системы.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"