Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 21:18, шпаргалка
Проблема мотивации в школе К.Левина.
2. Проблема мотивации в глубинной психологии.
3. Представления о мотивации в гуманистической психологии. Мотивация самоактуализации.
4. Проблема мотивации в психологии деятельности.
5. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Виды мотивационных образований.
6. Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов.
7. Мотивация, эмоции и деятельность. Эмоции как форма субъективного существования мотивации и как внутренний
=В системе координат (рис.), задаваемой
этими тремя измерениями, можно
расположить и по
Название |
Представители |
Содержание |
Эволюционная 1872 г.
|
Ч. Дарвин
|
Э. - приспособительный механизм, сходный у человека и животных Э. - возникают в результате телесных изменений и изменений во внутренних органах. |
Периферическая Нач. XX в. |
Джеймс-Ланге |
Восприятие изменение во внутренних органах переработка в центральной нервной системе переживание эмоций |
Физиологическая |
Кеннон-Бард |
Восприятие переработка в центральной нервной системе эмоциональное переживание физиологические изменения |
Дифференциальная |
К. Изард |
Э. - основная мотивационная система человека и состоит из 10 базовых эмоций
|
34. Теории эмоций в отечественной психологии.
С.Л. Рубинштейн. Эмоция отражает отношение человека к миру в форме непосредственного переживания; эмоция отражает состояние субъекта и его отношение к объекту.
Два вида потребностей:
ü Проявляются в виде органических ощущений и могут порождать эмоции.
ü Сами выражаются в форме чувства, которое является сигналом о наличии потребности.
Знак эмоции зависит от удовлетворения/
Структура эмоционального переживания:
- Собственно аффективный
- Волевой (выражается в стремлении)
- Интеллектуальный
Функции эмоций:
1) Оценочная. Эмоция
сигнализирует о мотивационной
значимости объекта для
2) Побуждающая. Пример: аффект.
3) Организующая/дезорганизующая деятельность. Чаще бывает организующая.
4) Регулирующая. Сохранение прошлого опыта.
Эмоциональная амбивалентность (амбивалентность чувств) – внутреннее противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующее его одновременным приятием и отвержением, например переживание ревности, в котором могут сочетаться чувства любви и ненависти. Амбивалентность чувств появляется при конфликте потребностей.
Эмоции и деятельность. Эмоции возникают в процессе деятельности, например, в процессе удовлетворения потребности. Характер, структура, состав эмоций определяется деятельностью.
Положительные эмоции – цель совпадает с результатом деятельности.
Отрицательные эмоции – цель не совпадает с результатом деятельности.
Различные виды эмоциональных переживаний: три уровня эмоциональной сферы.
1). Уровень органической
2). Предметные чувства, соответствующие
предметному восприятию и
3). Обобщенные чувства: чувство
юмора, иронии, чувство возвышенного,
трагического. Они выражают общие
более или менее устойчивые
мировоззренческие установки
Отличительны от чувств, но родственные им аффекты и страсти.
Аффект: стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности.
Страсти – сильное, стойкое, длительное чувство, которое пустив корни в человеке захватывает его и владеет им. Характерное: сила чувств, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в нем преобладают над чувствованиями.
Настроение – общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!). это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства (не знает причины ).
А.Н. Леонтьев. Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Эмоция – отношение мотива к результатам деятельности. Эмоции имеют инстинктивную природу.
К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.
Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события.
Факторы, вызывающие аффект:
Угроза физическому существованию;
Угроза социальному статусу;
Угроза чему-либо, имеющему глубокий личностный смысл для субъекта.
Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект. Тенденция к навязчивости или к торможению (ассоциативные эксперименты К.Г. Юнга, А.Р. Лурия (торможение: нарушение сопряженных двигательных реакций)).
Собственно эмоции. Более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем поведении.
ü Идеаторный характер: способность предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.
ü Способность к обобщению и коммуникации: эмоциональный опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание).Коммуникация: мимика, пантомимика, звуки. Язык эмоций не врожден, а социально и культурно обусловлен (разное эмоциональное, в том числе мимическое поведение в разных культурах).
Чувства. Предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте. Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.
Уровни чувств: от чувств к конкретному человеку, до социальных чувств (любовь к Родине, эстетические чувства и проч.).
П.К. Анохин. Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека.
Эволюция эмоций. Эмоция играет важную роль в приспособлении животных к окружающим условиям.
Интегральность эмоций – охватывают весь организм. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм.
В чем биологическая и физиологическая полезность эмоций? Основой жизни является возникновение и удовлетворение тех или иных потребностей. Это два состояния организма. Эмоциональные ощущения – своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Удовлетворение – положительная эмоция – подкрепляющий фактор.
Каков механизм создания положительной эмоции? Основа: представление о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, каким являются эмоциональные реакции. Признак положительной эмоциональной реакции – закрепляющее действие. Акцептор
действия – удовлетворению какой-либо потребности предшествует формирование центрального аппарата оценки результатов будущего действия. От него посылка множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения потребности. Обратная информация (афферентная) – об успешности выполнения.
Теория: положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия. Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация – поиск новой комбинации эффекторных возбуждений.
П.В. Симонов. Информационная теория эмоций. Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоции возникают из-за неожиданного события, к которому человек не был готов. В тоже время эмоция не возникает, если мы встречаем ситуацию с достаточным запасом нужных сведений.
С точки зрения автора этой теории, эмоция – это отражение мозгом человека и животных актуальной потребности (ее качества и величины), а также вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.
Информационная теория эмоций на первый план выдвигает оценочную функцию эмоций, которая всегда представляет собой результат взаимодействия двух факторов:
ü Спроса (потребности),
ü Предложения (возможности удовлетворения этой потребности).
В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:
Э = f(П, (Ин - Ис)…)
Где:
Э – эмоция, ее степень, качество, знак.
П – сила и качество актуальной потребности.
Ин – информация о необходимых средствах нужных для удовлетворения потребности.
Ис – информация о средствах субъекта, которыми он располагает в данный момент.
(Ин - Ис) – оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного онтогенетического опыта.
Эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена (П = 0), а при наличии потребности – если система вполне информирована (Ин = Ис).
При дефиците наличной информации (Ин < Ис) появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации (Ин = 0).Положительная эмоция возникает, когда (Ин > Ис).
35. Теории эмоций в зарубежной психологии.
«Периферическая» теория эмоций Джемса-Ланге – одна из первых теорий, в которой сделана попытка связать эмоции и вегетативные сдвиги в организме человека, сопровождающие эмоциональные переживания. Эта теория была выдвинута независимо и почти одновременно американским психологом У. Джемсом (в 1884 году) и датским анатомом Г. Ланге (1885). Она предполагает, что после восприятия события, вызвавшего эмоцию, человек переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме, т.е. физические ощущения и есть сама эмоция. Вместо выдвигавшейся обычно последовательности: стимул (причина, ситуация) → ощущение → внешнее выражение, эта теория указывает иную последовательность: стимул → телесное изменение → ощущение.
Джемс: «Мы огорчены, потому что плачем; разгневаны, потому что наносим удары; испуганы, потому что дрожим».
Ланге большое внимание уделял сосудодвигательной системе. У него органические (телесные) изменения – изменения в мышцах и сосудах (вазомоторные реакции).
Критика теории Джемса-Ланге:
1. Висцеральные изменения слишком медленно возникают, чтобы вызвать эмоцию.
2. Органические изменения являются стандартной реакцией; различные (например, страх и гнев) сопровождаются одинаковыми органическими изменениями.
3. Сходные органические реакции возникают и при эмоциональных, и при неэмоциональных явлениях.
4. Исследования Маранона. Введенный в кровь испытуемым адреналин вызывал органические изменения, которые должны были влиять на эмоцию. Испытуемые сообщали о сердцебиении, комке в горле, дрожи и т.п., следовательно у них проявлялось состояние как бы эмоции, но собственно эмоции не наблюдалось. Существует различие между восприятием органических изменений и психологических эмоций.
5. Опыты Кэннона и Шеррингтона. Кэннон работал с кошками и перерезал у них симпатическую нервную систему (от органов к коре), а Шеррингтон – с собаками и перерезал блуждающий нерв и спинной мозг. Реакции сохранялись. Критерии существования эмоции: 1). Объективная реакция; 2). Субъективное переживание.
6. Данные из области патологии. Клинические наблюдения Вильсона. Расхождение между эмоцией как субъективного переживания и эмоцией как внешней реакцией: больной печален внутренне и при этом смеется. Нарушение таламической области:
• Нарушения какой-либо части зрительного бугра приводит к повышению эмоциональной чувствительности. ????
• Опухоль зрительного бугра вызывает «маскообразность выражения лица», т.е. отсутствие мимики.
• Опухоль половины зрительного бугра вызывает «половинчатую мимику».
Таламическая теория (Кэннон, Бард, Данн) в качестве центрального звена, ответственного за переживание эмоций, выделила одно из образований глубоких структур мозга – таламус. Согласно этой теории при восприятии событий, вызывающие эмоции, нервные импульс сначала поступают в таламус, где потоки импульсации делятся. Часть из них поступает в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции (страха, радости и др.). Другая часть поступает в гипоталамус, который, как уже неоднократно говорилось, отвечает за вегетативные изменения в организме. Т.о., эта теория выделила как самостоятельное звено субъективное переживание эмоции и соотнесла его с деятельностью коры больших полушарий.