Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 21:18, шпаргалка

Краткое описание

Проблема мотивации в школе К.Левина.
2. Проблема мотивации в глубинной психологии.
3. Представления о мотивации в гуманистической психологии. Мотивация самоактуализации.
4. Проблема мотивации в психологии деятельности.
5. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Виды мотивационных образований.
6. Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов.
7. Мотивация, эмоции и деятельность. Эмоции как форма субъективного существования мотивации и как внутренний

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ, ЧАСТЬ3.docx

— 175.98 Кб (Скачать файл)

4. Неофрейдисты в качестве базовой рассматривают потребность в защищенности. Эта потребность выражается в состоянии тревоги. Тревожность – это последствие родовой травмы. Мотивационные функции тревоги состоят в том, чтобы поддерживать организм в состоянии потенциальной готовности в целях самозащиты и в активизации поиска опасности в окружающем мире.

5. По крайней мере до определенного возраста базовой является потребность в игре. Благодаря ей от трех до семи лет игра служит ведущей деятельностью, в которой формируются основные новообразования данного возраста и другие виды деятельности. Эстетическая потребность – это взрослый вариант потребностив игре. Некоторые исследователи полагают, что эстетическую потребность почти невозможно отделить от игровой.

Таким образом, базовые потребности имеют биологические корни. Их человеческая специфика определяется социальными условиями жизни. Базовые потребности используются для формирования новых мотивационных отношений.

Индивидуальные различия базовых потребностей человека.

1.       Жесткость иерархической  структуры. Возможны вариации базовых  потребностей. Примеры:

Ø  Потребность в творчестве у некоторых людей стоит выше остальных; они продолжают творить несмотря на лишения.

Ø  Психопат (практически все типы) – образец утраты потребности в любви. Психопат, в детстве, испытывавший недостаток любви, неспособен получать и дарить любовь.

Ø  Человек некогда терпевший лишения, голод и проч. может радоваться лишь тому, что сыт и одет, не думая о более высоких потребностях.

Таких примеров можно привести еще множество (ими переполнена история искусств, история философии и т.п.).

2.       Мера удовлетворенности  базовых потребностей. У разных  людей различные потребности  удовлетворены в разной степени. Не существует абсолютно удовлетворенного  человека.

3.       Условия. В зависимости  от условий жизни, воспитания  и т.д. у индивида та или иная  потребность становится ведущей.

4.       Генетическая  заложенность разнообразия. Плюралистическая концепция вида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Базовые потребности познания, общения, агрессии.

Познавательная потребность

Познавательную потребность можно рассматривать как базовую потребность. Эта потребность развивается на уровне автоматизации. Эта потребность характеризует как животных, так и человека. Суть этой потребности не меняется. Происходит лишь смена осуществления потребности в познании.

Ориентировочная деятельность – это деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед субъектом задач.

Потребность общения.

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность.

Потребность общения начинает проявляться ещё с младенческого возраста. Существует точка зрения, что в младенческом возрасте мы можем наблюдать так называемое «эмоциональное общение» между матерью и ребёнком, характеризующееся постоянным обменом эмоциями. В психологической литературе данное явление называют «комплекс оживления».

ПОТРЕБНОСТЬ АГРЕССИИ

потребность в агрессии) - психоаналитическое понятие, введенное А. Адлером в 1908 г. для объяснения поведения агрессивного. По его мнению, основой такого поведения выступает стремление к власти, в свою очередь обусловленное побуждением к преодолению чувства неполноценности. Если же потребность в агрессии подавляется, это приводит к появлению чувства страха, рассматриваемого как один из ведущих признаков невроза.

З. Фрейд вначале отнесся к этому понятию негативно, но в 1920 г. пересмотрел свои позиции и признал, что не все формы поведения можно объяснить, исходя из понятия либидо. Но в его интерпретации, существенно отличной от адлеровской, потребность в агрессии являет собой проявление биологического стремления к смерти, реориентированного с Я на внешний объект. Некоторые представители неопсихоанализа (Б. Кунц, К. Хорни и пр.) видят в потребности в агрессии комплексное образование, возникающее в ответ на внешнюю угрозу.

ПОТРЕБНОСТЬ В ПОЗНАНИИ

Переменная личности, которая отражает степень, в которой индивид получает удовольствие от познавательной деятельности, требующей приложения усилий. Люди с высокой потребностью в сознании жаждут информации, им нравится анализировать сложные ситуации, и они получают удовольствие от решения проблем, особенно трудных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Базовые потребности в размножении, защищенности.

Понятие базовой не следует отождествлять с понятием биологической потребности. Базовая потребность – та, которая используется для дальнейшего развития индивида. Пример тому, сексуальная потребность (в интерпретации З. Фрейда). Она является источником развития, от нее, по мнению Фрейда, зависит человек.

 Потребность в размножении, сексуальная потребность.

Начнем с того, что потребность размножения  у человека – независимая (т.е. не зависит от чисто биологических факторов, которые «манипулируют» животными: сезон, течка, брачный танец и проч.).

Вилюнас: «Почему же такое внимание к сексу? Ответ: инстинкты (гормональные всплески в определенных условиях)».

Некоторые теории, объясняющие потребность в размножении и сексуальность:

1.       Теория «голой  обезьяны». Худшие условия, например  охота требуют семьи, т.е. появляется сильная необходимость завести семью. Это все упрощает: самка (женщина) сидит с детенышами, а самец (мужчина) охотится. Еще одно: самец тащил сквозь лес и горы оленя, приволок его в пещеру, устал, а тут самка – мол пора размножаться; какое тут размножение, если самец устал как собака, следовательно самка должна быть привлекательной, а это позволяет предположить, что именно в угоду привлекательности сначала самка сбрасывает шерсть, а в конечном итоге и самец; да, красота – это страшная сила!

2.       Психоанализ. Основной  энергией, энергией жизни Фрейд  считал – либидо. Либидо –  половое влечение, стремление к  половой близости. Выраженность  и направленность либидо определяются  уровнем полового созревания (+ стадии  развития по Фрейду), наследственностью, промежуточными отделами мозга, железами внутренней секреции, индивидуальным  опытом.. Проблема мотивации в глубинной психологии.

Очень многое в ритуалах ухаживания и т.п. детерминируется культурой. Что определяет культура, а что инстинкт? Надо вспомнить импринтинг. Это – достройка инстинкта. Тоже самое и в сексуальном поведении.

Потребность в безопасности и защищенности. 

Потребность в безопасности проявляется в состоянии тревоги. Наибольший вклад в развитие представлений о потребности в безопасности и ее связи с тревогой сделали неофрейдисты. Каждый это называл по-своему: А. Адлер – комплексом неполноценности, К. Хорни – чувством незащищенности, Э. Фромм – болезнью одиночества (подробнее см. вопрос № 3).

Тревога. Понятие тревоги было введено в психологию З. Фрейдом в 1925 г. Фрейд разводил конкретный страх (Furcht) и неопределенный, безотчетный страх – тревогу, носящую глубинный иррациональный характер (Angst). З. Фрейд: первая травма – рождение (бессознательно ребенок помнит ту чудовищно травмирующую и стрессовую ситуацию рождения и боится ее повторения). Тревога так же возникает в связи с угрозой потери привязанности к матери.

 

 

16. Базовая мотивация и высшие потребности человека. Базовые основы эстетической мотивации.

Искусство также может опредмечивать потребности человека. Только в данном случае необходимо говорить о высших потребностях человека (например, потребность в уважении и самоуважении).

Эстетическая мотивация связна с игрой взрослых людей. Эстетическую деятельность можно назвать игрой, поскольку суть её представляет погружение в мир иллюзий. 

Эстетика – это некое средство общения между людьми. Причём стоит отметить, что общение может строится не только «вокруг» какого-либо предмета искусства, но также между творцом и реципиентом: таким образом творец передаёт какую-то информацию, идею.

Эстетика напрямую связана с познанием. При знакомстве с каким-либо произведением искусства нам часто открываются какие-то новые стороны жизни, элементы бытия, которые мы раньше не замечали. Важно отметить, что познание носит интуитивный характер.

Наконец, эстетическая мотивация связана с потребностью самовыражения. Не секрет, что всякий творец, создавая свой произведение, таким образом выражает себя, свои мысли, свои чувства. Часто создатели произведений искусства нуждаются в публичности своих творений – необходимо то, перед чем самовыражаться. Например, Михаил Афанасьевич Булгаков очень переживал, что большинство своих произведений он писал «в стол». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Основные этапы развития мотивационной сферы человека.

1. 0-1 год. Исследования М.И. Лисиной. 3 мес. – «комплекс оживления»: непосредственно-эмоциональное  общение со взрослым – ведущая деятельность ребёнка; на её фоне формируется ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия.

2. 1-3 года. Ранее детство. «Кризис 1 года» - смена ведущей деятельности: эмоциональное общение отходит  на второй план, главной становится  предметно-манипулятивная деятельность. Взрослый выступает лишь как элемент ситуации предметного действия. Происходит интенсивное овладение предметно-орудийными операциями. Формируется «практический интеллект», формируется речь, которая выступает как средство деловых контактов ребёнка со взрослым в предметной деятельности. Следовательно общение опосредуется предметными действиями ребёнка.

3. 3-7 лет. Дошкольный возраст. «Кризис 3 лет»: негативное противопоставление, «Я сам». Ведущая деятельность  – ролевая игра. Предметное действие  включается в систем человеческих отношений, в нём раскрывается его общественный смысл, его направленность на других людей. Ролевая игра выступает как деятельность, на основе которой у ребёнка формируется стремление у общественно-значимой и оценочной деятельности, которое является основным моментом готовности к школьному обучению.

4. 7-11 лет. Младший школьный возраст. Ведущая деятельность: учебная деятельность. В процессе её осуществления  ребёнком происходит интенсивное  формирование его интеллектульных и познавательных сил. Через учебную деятельность опосредуется вся система отношений ребёнка с окружающими взрослыми вплоть до общения в семье.

5. 11-15 лет. Подростковый возраст. «Кризис  подросткового возраста» - переходный  возраст, половое созревание, юношеский  максимализм и т.д. и т.п. Ведущая  деятельность: коллективно-личностное  общение со сверстниками. Построение  отношений с товарищами на  основе определённых морально-этических  норм, которые опосредствуют поступки  подростков. Внутри этой деятельности  оформляются общие взгляды на  жизнь, на отношения между людьми, на своё будущее –формируется личностные смыслы, формируются самосознания.

6. Старше 15 лет. Старший школьный  возраст. Ведущая деятельность: учебно-профессиональная, подготовка к будущей профессии.

В детской психологии выделяют два  наиболее резких перехода в психическом развитии детей: кризис 3-х лет, кризис полового созревания. В обоих переходах имеет место

1). Тенденция к самостоятельности,

2). Ряд негативных проявлений, связанных  с отношениями со взрослыми. При введении этих переломных точек можно выделить 3 эпохи развития:

ü  Раннее детство (0-3)

ü  Детство (3-11)

ü  Подростковый возраст (11-15-17)

Переход от одной эпохи к другой эпохе происходит при возникновении несоответствия между операционно-техническими возможностями ребёнка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они формировались.

Теоретическое значение гипотезы периодизации.

I.      Преодоление разрыва  между мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон личности; Показывает противоречивое единство этих сторон развития личности.

II.      Рассматривает  процесс психического развития  как идущее по восходящей спирали, а не линейно.

III.      Изучение связей существующее между периодами, установление функционального значения всякого предшествующего периода для наступления следующего.

  IV.      Расчленить  психическое развитие на периоды, соответствующие внутренним законам  этого развития, а не каким-либо  внешним факторам.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"