Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 21:18, шпаргалка

Краткое описание

Проблема мотивации в школе К.Левина.
2. Проблема мотивации в глубинной психологии.
3. Представления о мотивации в гуманистической психологии. Мотивация самоактуализации.
4. Проблема мотивации в психологии деятельности.
5. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Виды мотивационных образований.
6. Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов.
7. Мотивация, эмоции и деятельность. Эмоции как форма субъективного существования мотивации и как внутренний

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ, ЧАСТЬ3.docx

— 175.98 Кб (Скачать файл)

2. Неосознанные побуждения к  деятельности:

Установка  – это не осознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Влечение – это побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно отчетливо осознанную потребность. Субъективно для человека, испытывающего состояние влечения, далеко еще не ясно, что влечет его в объекте, каковы цели его деятельности, побуждаемые этим влечением. И хотя это психическое состояние достаточно часто встречается, оно, как правило, является преходящим – потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознается, превращаясь в стремление (в форме желания, намерения, мечты и т.д.).

II. Е.П. Ильин указывает, что в  зависимости от того, на какой  стадии остановился мотивационный  процесс, какова степень осознанности (понимаемости) причин возникающего побуждения, а также степень удовлетворения потребности (достижения цели, запланированного результата), мотивационные образования могут иметь не только разную структуру, время существования, но и разные названия. К таким мотивационным образованиям он относит:

1) мотивационные состояния;

2) мотивационную установку;

3) мечту как разновидность мотивационной  установки;

4) влечения, желания, хотения;

5) склонности;

6) привычки;

7) интересы;

8) направленность личности;

9) мотивационные свойства личности;

10) мотивационную сферу личности.

 

6.         Мотивы и сознание. Значение и  личностный смысл. Пути осознания  мотивов.

Мотивы не отделены от сознания. Даже когда мотивы не осознаются, они находят своё психическое отражение, но в особой форме в форме эмоциональной окраски действий. Кроме того, неосознанные мотивы нельзя отнести к бессознательному. Они имеют тот же источник, что и всякое психическое отражение. Неосознаваемые и осознаваемые – это лишь разные уровни психического отражения.

Обычно мотивы деятельности актуально не осознаются, а цель присутствует в сознании. Иначе дело обстоит с осознание мотивов действий, так как эти мотивы несут предметное содержание, они должны как-то восприниматься субъектом. Это содержание отражается в системе языковых значений, то есть сознаётся, только это осознание занимает другое место в структуре деятельности. Переживание человеком, желание достигнуть цели ещё не говорит о том, в чём заключается движущий им смыслообразующий мотив. Задача осознания смыслообразующего мотива – это задача осознания личностного смысла (а не значения!!!). Осознание мотивов возможно только после формирования самосознания, что у ребёнка невозможно.

Орудий – продуктов общественной практики. Мышление – процесс сознательного отражения действительности, в таких её свойствах и связях, которая недоступна в чувственном восприятии. У человека появляется особая форма отражения – язык – практическое сознание людей, которое достигается в процессе труда.

Язык – средство общения, как форма сознания мышления, как абстракция словесных значений от предмета. После возникновение труда возникает высшая форма отражения – сознание, которое не сводится к развитию мышления. Действительность открывается человеку в устойчивости её свойств. Человек усваивает опыт поколений, овладевших обобщенным и отражённым человеческим опытом, который открывается в значении. Через значение человек опирается на опыт общественной практики. Значение – ставшее достоянием моего сознания – обобщённое отражение действительности, выработанное человечеством, зафиксированное в форме понятия. Значение – та часть сознания человека, в которой содержится историко-культурные знания о предмете. Значение существует в двух формах:

Объективно как значение языка.

Как механизм сознания, с помощью которого внешние знания переносятся во внутренний план, значение – форма обобщения.

То, насколько человек овладевает значением, зависит от его личностного смысла. Сознательный смысл выражает отношение мотива к цели. Какой личностный смысл имеет какая-либо цель? Это зависит от того, какой мотив побуждает деятельность.

Пути осознания мотива.

Сдвиг мотива на цель.

Задачи на личностный смысл (осознание мотива через определение личностного смысла).

Рождение мотива сразу в осознанной форме.

В результате конфликта мотивов.

Трудности осознания мотивов:

Полимотивированность деятельности может привести к конфликтам.

Включение защитных механизмов личности, блокирующих осознание ведущего мотива.

Наличие сознания мотивировки (человек называет один мотив (мотивировка), а действует согласно другому).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Мотивация, эмоции и деятельность. Эмоции как форма субъективного существования мотивации и как внутренний регулятор деятельности.

I. Зарубежные теории.

Мак-Дауголл.

Существует две первичные формы чувства: удовольствие, неудовольствие. Чувства образованы сочетание удовольствия и неудовольствия – сложные чувства (печаль, радость, надежда и др.) В обыденной речи называются эмоции.

Как только первичные устремления дифференцируются на побуждение, направляемое на более специфические цели и вызываемые более специфическими объектами и ситуациями, - каждое такое побуждение получает своё выражение в виде комплекса телесных приспособлений, которые отражаются в переживаниях организма. Он предавал тем самым каждому специфическому устремлению своеобразное отличительное качество – качество одной из первичных эмоций.

Сложные чувства возникают в зависимости от успешности или неуспешности осуществления наших устремлений. Они сохраняют и поддерживают убеждения, когда баланс чувственного тона находится на стороне удовольствия, или отклоняют и задерживают когда баланс чувств на стороне неудовольствия.

Подлинные эмоции предшествуют успеху или неуспеху и от них не зависят. Они возникают вместе с соответствующими побуждениями и продолжают их окрашивать в особый тон какого-либо переживания. Они не влияют напрямую на изменения силы устремления. В развитой психике они косвенным путём влияют на протекания произвольных действий: открывая самосознающему индивиду природу действующих побуждений они создают некоторую возможность контроля и управления ими.

Сложные чувства зависят от развития познавательных функций. У человека они становятся важным источником самопознания и, следовательно, самоуправления.

Липер.

Представления об эмоциях, как о субъективно различаемых осознаваемых переживаниях

1)       Значительная  часть эмоциональных процессов  осознано;

2)       По субъективному  критерию люди способны только  различать разные эмоции.

3)       Сознательное переживания могут подвергаться изучению и служить источником гипотез.

Следования:

Ø  Исследования должны проводиться не только на взрослых, но и на младенцах,  детях, животных, а это невозможно с помощью субъективного критерия

Ø  При субъективном исследовании человек не может описать, что он ощущает; вместо этого он описывает ситуацию, свои мысли и действия, связанные с этой ситуацией.

Эмоции как дезорганизующие процессы:

1).     Эмоции – дезорганизуют; мотивы – организуют.

2).     Нет метода различения  сильных эмоций и сильных мотивов; оба процесса оказывают дезорганизующее действие.

3).     Нет эффективных  средств для различения дезорганизующих эмоциональных процессов (страх, гнев, радость).

Вывод: Липер подводит итог долгих исследований в сфере эмоций. Выделяет 5 моделей эмоций:

I.      Эмоции – социальные  переживания, отличающиеся субъективными  свойствами.

II.      Эмоции – специфические  физиологические состояния или  процессы, зависящие от нейрофизиологических  процессов (вегетативной нервная  система и т.п.)

III.      Эмоции отличаются  от других психических процессов  своей дезорганизующей ролью.

IV.      Эмоции – результат  недостатка средств для адекватной адаптации к ситуации.

V.      Эмоции отличаются  друг от друга и от других  процессов производимыми ими  мотивационными эффектами.

Он выступает с критикой этих моделей, не предлагая своей.

II. Отечественная школа.

С.Л. Рубинштейн.

Эмоция отражает отношения человека к миру форме непосредственного переживания; выражает состояние субъекта и его отношение к объекту.

Мотивация открывается субъекту в виде эмоций.

Эмоции и потребности. Существуют два вида потребностей:

В форме органического ощущения, они могут порождать эмоции. В соответствии с тем, удовлетворена ли соответствующая потребность или нет, возникает положительная или отрицательная эмоция.

Потребности сами выражаются в форме чувства, которое говорит о том, что у человека актуализировалась потребность. Выражается в форме эмоционального состояния.

Иерархия потребностей, мотивов ведёт к амбивалентности эмоций: раздвоенность чувств, переживание положительных и отрицательных эмоций в ответ на один стимул.

Эмоции и деятельность. Двойственная роль эмоций в деятельности:

u  Эмоции формируются в ходе  человеческой деятельности, направленной  на удовлетворение потребностей.

v  Возникая, таким образом, в деятельности, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются побуждениями к деятельности.

Положительное или отрицательное количество эмоций определяется соотношением между целью и результатом действия.

Структура эмоционального переживания:

-         Волевой (стремленческий) компонент;

-         Аффективный  компонент;

-         Интеллект

Влияние эмоций на деятельность:

Целостные эмоции (все 3 компонента) служат побуждениями, мотивами деятельности.

 Если в эмоции выделить  аффективность, как таковую, то можно сказать, что эмоция не детерминирует деятельность, а лишь регулирует определяемые иными моментами деятельность человека.

Эмоциональная (аффективная) сторона эмоции обуславливает динамический аспект деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Биологические формы мотивации, их развитие в филогенезе.

Существует несколько основных форм биологической мотивации:

1.       Инстинкты.

Инстинкты – генетически закреплённая форма поведения и психического отражения, общее для представителей данного вида. Приспособительное значение инстинктов заключается в обеспечении выполнения наиболее важных для существования особи и всего вида жизненных функций: пищевых, защитных, воспроизводительных, миграционных и т.п. Хотя инстинкты относительно постоянны и автономны по отношению к краткосрочным изменениям в среде обитания животного, они реализуются в онтогенезе в тесном взаимодействии с процессами научения. Так, в ряде случаев признаки объектов, на которые направлены инстинктивные действия, фиксируются в памяти путём запечатления (импринтинга).

В понятии инстинкта исследователи в разное время вкладывали различное содержание, нередко противопоставляли это понятие сознанию или обозначали им страсти, импульсивное необдуманное поведение, животное начало в человеческой психике и т.п. Столь расплывчатая трактовка этого понятия побудило многих современных исследователей отказаться от его употребления в качестве научного термина, сохраняя при этом термин «инстинктивное поведение» (действие, движение).

Инстинктивные действия состоят из комплекса чётко скоординированных движений, поз, звуковых, терморегуляционных, секреторных и прочих реакций (например, изменения окраски), выполняемых в определённой последовательности.

Фазы инстинктивного действия:

1)       Поисковая; более  лабильная, подготовительная

2)       Завершающая; консервативная, мало изменчивая. На завершающей  фазе выполняются собственные  инстинктивные действия (врождённая  двигательная координация).

Биологические аспекты инстинктивного поведения его аспекты в филогенезы и роль фактора эволюции исследует этология. Сравнительная психология и зоопсихология изучают инстинктивные компоненты поведения, как составные части психического отражения на уровне животного, а также в связи с проблемой зарождения и развития психической деятельности человека.

Существует мнение, что инстинктивное поведение присущее исключительно животным, также присутствует в компонентах психического человека. Энфейс – это инстинктивный контакт глаз матери и ребёнка. Другой пример: сохранение угла между ростом матери и ребенка.

Еще одним доказательством тому, что человек подвержен инстинктам,  является изучение перверсий (сексуальных извращений). Существует гипотеза, что такие сексуальные извращения как садизм, мазохизм, садомазохизм, а также гомосексуализм (который в современных психиатрических классификациях даётся не как извращение, а как вариация нормы), возникают по механизму похожему на механизмы импринтинга, т.е. на возникновение подобного неадекватного сексуального поведения влияет первый сексуальный опыт. Таким образом, это является одним из доказательств того, что у человека тоже присутствуют инстинктивные компоненты.

2.       Условный рефлекс  это одна из основных форм  биологической мотивации, экспериментальную  работу по установлению условного  рефлекса на животных впервые  провёл И.П. Павлов. Однако, это не значит, что выработка условного рефлекса может быть только в лабораторных условиях. Обусловливание (выработка условного рефлекса) можно наблюдать и в природе; пример: шёл кабан по лесу, а тут ХРЯСЬ!!!: дорога; выбегает, значит, охотник и давай по нему  ПАХ-ПАХ-БА-БАХ!! Кабан, конечно, убежал, устал, решил подкрепиться: видит ягодки красивые, ну он и съел одну…его, естественно, пару раз пронесло, ягодки-то были не простые… с тех пор он на дорогу не выходит и ягоды эти не ест! (конец примера).

           У  человека также можно выработать  условный рефлекс (пример, опыт Уотсона  на ребёнке – мальчике-Альбертике; он боялся кролика, так как во время того, как ему показывали этого кролика за его спиной производили ужасный шум (вспомните пример с кабаном)).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"