Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 21:18, шпаргалка
Проблема мотивации в школе К.Левина.
2. Проблема мотивации в глубинной психологии.
3. Представления о мотивации в гуманистической психологии. Мотивация самоактуализации.
4. Проблема мотивации в психологии деятельности.
5. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Виды мотивационных образований.
6. Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов.
7. Мотивация, эмоции и деятельность. Эмоции как форма субъективного существования мотивации и как внутренний
9. Унаследованная биологическая мотивация: инстинктивное удовлетворение потребностей.
Унаследованная биологическая мотивация – это инстинктивная мотивация.
Инстинкт в жизни животных:
Поведение состоит из звеньев, каждое из которых регулируется автономно и мотивируется независимо: пошаговое мотивирование.
Пример: пчела строит соты, заполняет медом. Фабр-садист ломает.
Структура звена.
Каждое звено привязано к определенному стимулу – ключевому раздражителю. Ключевые раздражители могут быть очень разнообразны: цвет, звук, запах.
Направление, способ реакции подсказывается природой. Реакция меняется в определенных пределах – приспособление, регулируемое психикой. Реакция на ключевой раздражитель служит для достижения цели данного звена.
Инстинкт тоже эволюционирует в филогенезе. Его структура не остается простой схемой S→R. Она усложняется, и появляются цепеобразные
(S → R=S → R=S →R=S →… →R) и разветвляющие инстнкты
Они становятся ещё более разнообразны.
Джемс, МакДоуголл. Инстинкты и эмоции тесно связаны между собой: каждый объект, запускающий инстинкт формирует эмоцию. Человек является самым эмоциональным существом. Все основные эмоции даны нам с рождения инстинктивно.
S → эмоция → R
В эволюции звенья S и R теряются, ослабляются; эмоция же остаётся самым сильным прочным звеном в этой цепи.
Ребёнок реагирует отрицательными эмоциями на резкий звук, потерю опоры.
Выводы:
ü Первая форма биологической мотивации – инстинкты
ü Для инстинктивной мотивации характерно звеньевое строение, её структура усложнялась в процессе эволюции.
ü У человека инстинктивная мотивация сохранилась в виде эмоций.
10. Опредмечивание биологических потребностей. Импринтинг и обусловливание.
I. Опредмечивание биологических потребностей.
Любая потребность, характеризующая тот или иной мотив, должна иметь предмет. Да, собственно, само определение мотива наталкивает на такое понимание, ведь мотив – это опредмеченная потребность.
Биологические потребности также имеют свои предметы. Однако для того, чтобы потребность «встретилась» со своим предметом, необходим такой процесс, как опредмечивание.
Возможности опредмечивания:
1. Потребность может быть опредмечена от рождения (например, воробей сразу после рождения «знает» как надо действовать и начинает проявлять активность).
2. Возможно опредмечивание посредством импринтинга (запечатление при рождении предмета потребности, который на протяжении всей последующей жизни остаётся неизменным: вспомним утят Лоренца).
3. Ещё одной возможностью опредмечивания является обусловливание (процесс образования условного рефлекса).
II. Инстинкта и обусловливания.
Импринтинг – специфическая форма научения животных (Вилюнас: и человека), при которой в очень ранний период жизни в памяти фиксируются отличительные признаки объектов, вызывающие некоторые наследственные поведенческие акты. Понятие импринтинга введено в этологию, зоопсихологию и общую психологию Конрадом Лоренцем в конце 1930-х.
Характеристики (по Лоренцу):
I. наличие сенситивного
периода, в ходе которого и
происходит запечатление (разная
продолжительность у разных
II. запечатление (опредмечивание) происходит единовременно;
III. процесс импритинга необратимый.
Механизм импринтинга.
Механизм импринтинга можно охарактеризовать как «уточнение инстинкта». Механизм импритинга возникает как характеристика инстинкта в ходе эволюции.
Нельзя утверждать, что импритинг – это характеристика исключительно мотивации животных. У человека также признаётся импритинг. Однако учёные продолжают спорить и том, какое место занимает это явление в мотивационной сфере человека. Существует точка зрения, что формирование сексуальных перверсии строится на основе импринтинга (каким был первый сексуальный опыт – так и вся сексуальная жизнь пройдет) .
Обусловливание.
Обусловливание – это выработка условного рефлекса.
Условный рефлекс – это временнáя связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей. Условный рефлекс осуществляется высшими отделами мозга и основан на временных связях, образующихся между определенными нервными структурами в индивидуальном опыте животного и человека. Безусловные рефлексы в принципе одинаковы у представителей одного вида, условные же рефлесы индивидуальны и бесконечно разнообразны. Термин «условный рефлекс» введен И.П. Павловым (тоже самое В.М. Бехтерев и другие рефлексологи называли «сочетательным рефлексом»).
Рассмотрим процесс выработки условной связи:
1) даём неестественный условный раздражитель;
2) даём безусловное воздействие
(позитивное подкрепление –
В результате безразличный условный раздражитель становится значимым, как и безусловное воздействие.
У человека также можно наблюдать явление обуславливания. Вспомним «бедного Альбертика», у которого выработали условную реакцию страха на мягкого пушистого кролика.
При обусловливании возможно явление генерализации – возникновение реакции как на условный раздражитель при раздражители, лишь похожем на данный условный. Сила генерализации зависит от схожести данного условного раздражителя с новым похожим раздражителем.
Вывод:
1) импринтинг достраивает инстинкт;
2) обусловливание совершенствует инстинкт.
11. Психологическая интерпретация инстинкта и обусловливания.
Инстинкт у человека.
Обнаружение инстинктов у человека:
ü при установлении взаимоотношений между людьми обнаруживается «обмен эмоциями» (вспомним эмоциональный обмен между матерью и младенцем);
ü развитие просоциального поведения;
ü проявление эмпатической способности.
Доказательство наличия инстинктивного поведения можно найти в сфере клинической психологии: некоторые психические болезни приводят к нарушениям именно в сфере унаследованного психического материала.
Инстинктивную основу имеют человеческие страхи (фобии). Существует мнение, что фиксация страха происходит при помощи импритинга – явления, характеризующего инстинкт. Подобная концепция активно развивалась, например, в рамках психоанализа. Вилюнас, основываясь на экспериментах и исследованиях Валентайна, приходит к выводу, что существуют врождённые тенденции к возникновению страха в отношении отдельных предметов. Также Вилюнас утверждает, что инстинкт у человека предполагает онтогенетическое развитие (пример – импринтинг), однако механизмы этого развития намного сложнее и многозначней, чем у животных.
Обусловливание в свете психологии.
Познавательный компонент также присутствует в явлении обусловливания. Он проявляется в отражении ситуации, заставляющей выработать новую условную связь, от того, как в прошлом опыте разрешались подобные ситуации (это следствие особенностей стадии перцептивной психики: психическое отражение не только отдельных предметов, но и ситуации, в которую они включены; наличие свободы действия при определённом схеме (можно сказать образе или плане) данной ситуации).
Сознание человека активно внедряется в механизмы обусловливания. Наличие причинно-следственных связей может существенно повлиять на процесс выработки условной реакции.
Примеры:
1). Взрослый человек
понимает, что громкий удар гонга
никак не связан с той крысой,
которую он видел до этого (в
то время как «бедный
2). Если человеку дают условный раздражитель, а потом негативное подкрепление, то условная связь скорее всего будет выражаться не в отношении условного раздражителя, а, скажем, в отношении психологических экспериментов.
Явление генерализации носит у человека семантический характер, поэтому можно сделать вывод, что обусловливание у человека детерминировано не только предметностью окружающей среды (объективный компонент), но и усвоением культурно-исторического опыта (субъективный компонент).
12. Специфика мотивации человека. Психологические основы воспитания.
I. Специфика человеческой
Специфика человеческой мотивации:
1. социальное происхождение;
2. предметы потребностей
– продукты общественного
3. отвечает нуждам общества;
4. является основным
содержанием воспитания
5. направленность на отдалённые жизненные цели;
6. иерархическая соподчинённость мотивов (иерархичность);
7. полимотивированность;
8. взаимозаменяемость мотивов;
9. опосредованность речью, сознанием и интеллектом;
10. имеет волевые характеристики;
11. устойчивость;
12. надситуативность (следствие устойчивости);
13. функциональная автономность от состояний организма;
14. разнообразие;
15. изменчивость;
16. историчность.
В содержательном плане о человеческой мотивации можно сказать, что она формируется прижизненно в зависимости (1) от социальных условий и (2) воспитательных воздействий, направляющих мотивацию на общественно значимое содержание.
Механизмы человеческой мотивации формируются по принципу высших психически функций: из биологических механизмов появляются социальные. Поэтому мы можем видеть следы этой биологической мотивации:
I. актуализация потребностей в виде установок;
II. общие эмоциональные
механизмы генетического и
Уже сформированные аспекты человеческой мотивации:
1). опосредованность интеллектом и волей;
2). направленность на отдалённые жизненные цели.
Социально обусловленное содержание мотивационной сферы человека (по крайней мере на начальных этапах онтогенеза), становится для человека мотивационно значимым на основе механизмов, сложившихся в биологической эволюции.
II. Психологические основы
Воспитательное воздействие состоит из двух частей: предписывающей (I) части и аргументирующей (II) части.
НЕЛЬЗЯ
Связь между первой и второй частями имеет причинно-следственный характер (не будешь мыть руки – заболеешь, например). Такое строение имеет внутренний план воспитательного воздействия, экстериоризованная форма часто может выражаться лишь в предписывающей части или невербальными методами (укоряющий взгляд взрослого человека).
Первая – предписывающая – часть также подразделяется на две части: субъективную (ссылка на предмет) и предикативную (ссылка на отношение к предмету).
Пример: религия является предметом и для верующего и для атеиста, но у них разное отношение к этому предмету.
Смысл второй – аргументирующей – части заключается в том, что воспитатель дает вербальное понимание последствий воспитательного акта как в позитивном, так и в негативном ключе. Аргументирующая часть затрагивает значимые мотивы объекта воспитания. Примеры: плохо будешь готовиться – не поступишь в нужный вуз; будешь полоскать горло – скоро выздоровеешь. Таким образом, имеет место мотивационное опосредствование – переключение на новый предмет старого мотивационного значения, имеющего эмоциональную характеристику у объекта воспитания.
Стоит отметить, что причинно-следственная связь, на которой строится воспитательный акт, может быть и не совсем объективной, особенно когда содержание аргументирующей части касается будущего (только возможных последствий).
13. Проблема базовых потребностей человека. Индивидуальные различия базовых потребностей человека.
Проблема базовых потребностей человека.
Базовые потребности – те потребности, которые являются решающими для развития человека. К базовым относятся не только врожденные потребности. Многие из них появляются и после рождения.
Существуют разные точки зрения на базовые потребности.
1. Базовых потребностей нет. Человек
не отличается своими
2. Существует только одна
3. Базовой является потребность в общении. М.И.Лисина считает, что общение – это главная потребность, поскольку общение необходимо для того, чтобы человек полноценно развивался. При отсутствии общения возникает госпитализм – задержка познавательного и эмоционального развития ребенка. О мотивационной значимости потребности в общении свидетельствуют особенности поведения акцентуированных личностей. Например, шизоидный тип, имеющий слабо выраженную потребность в общении, проявляет отсутствие тяги к контактам, он одержим, замкнут, не способен к эмоциональному резонансу. Конформный тип, напротив, отличается стадным чувством, подражательным механизом развития мотивации. Истероидный тип имеет особый мотив общения – желание любой ценой привлечь к себе внимание, потрясти.