Шпаргалка по "Специальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 22:42, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Понятие и разделы специальной педагогики
1. Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи обще педагогических методов и средств. Специальная педагогика — составная часть педагогики, одна из ее ветвей. Как научная дисциплина наряду с обще педагогически ми терминами использует собственный понятийный аппарат. Термины "специальная педагогика" и "специальное образование" являются общепринятыми в современной международной теории и практике. 2. Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДСИСТЕМЫ. ОТВЕТЫ..docx

— 109.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 9. Предмет и задачи специальной психологии

Специальная психология, или психология аномального развития, - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования ч функционирования нервной системы. Предмет специальной психологии — аномалии человеческого развития.В специальной психологии выделяются следующие отрасли: • тифлопсихология — психология слепых; • сурдопсихология — психология глухих; • олигофренопсихология — психология умственно отсталых;                             • патопсихология — психология распада психической деятельности.                                2. Задачи специальной психологии (по Т.Г. Богдановой): • выявление общих и специфических закономерностей психического развития аномальною ребенка в сравнении с нормально развивающимся; • изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными типами нарушений; • изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности;                       • разработка диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений психического развития; • изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения;                                   • психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.

 

Вопрос 10. Принципы специального образования

Принципы специального образования - это система наиболее общих, существенных и устойчивых требовании, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями (определение Н.М. Назаровой). 2. Основные принципы специального образования (по Н.М. Назаровой): принцип педагогического оптимизма — раскрытие потенциальных возможностей лиц с особыми образовательными потребностями, опора на идею Л.С. Выготского о "зоне ближайшего развития"; принцип ранней педагогической помощи — обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонения ребенка для определения его образовательных потребностей; принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования — требует гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности; принцип социально-адаптирующей направленности образования -подчиненность специального воспитания социальному развитию; принцип развития мышления, языка и коммуникации как средства специального образования — удовлетворение потреби ости в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения; принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании — определение подходов к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в процессе которой появляются психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка; принцип дифференцированного и индивидуального подхода — организация специального образовательного процесса на основе' учета индивидуальных и специфических особенностей ребенка; принцип необходимости специального педагогического руководства — осуществление организационно-управленческих функций в специальном образовательном процессе высокопрофессиональными специальными педагогами.

 

Вопрос 11. Методы и технологии специального образования                                                                         

Метод обучения — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования (определение И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина). Методы специального образования — это психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями (И.М. Назарова). Методы обучения включают разнообразные приемы, которые являются их составными частями, По классификации Ю.К. Бабанского в процессе обучения детей с отклонениями в развитии используются следующие методы: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; стимулирования и мотивации учения; контроля и самоконтроля. К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности относятся перспективные - передача учебной информации посредством чувств; особенные — лекция, рассказ, беседа; наглядные — демонстрация, иллюстрация; практические — упражнения, опыты; логические — индуктивные, дедуктивные, аналогии; гностические — организация и осуществление мыслительных операций , проблемно -поисковые, репродуктивные, исследовательские; самоуправления учебными действиями — самостоятельная работа с книгой, приборами.   Методы стимулирования и мотивация учения: формирование интереса к учению — познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний; формирование долга и ответственности в учении - поощрение, порицание и др. Методы контроля и самоконтроля — различные варианты проверки знаний: устная, письменная и др. В практике специального образования общепедагогические методы используются в определенном сочетании друг с другом. Ведущий на каком-либо этапе обучения метод дополняется другими способами взаимодействия учителя и учеников. Отбор методов специального образования должен проводиться в соответствии с природой образовательных потребностей детей: на начальной стадии могут быть ведущими наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения; словесные методы применяются на начальных этапах обучения лишь в качестве дополнительных - вследствие нарушения развития речи при любых отклонениях. В качестве ведущих используются на более поздних этапах овладения материалом в сочетании с наглядными и практическими; логические и гностические методы используются ограниченно — из-за преобладания наглядных видов мышления у детей, имеющих отклонения в развитии; сочетание наглядных и практических методов повышает эффективность работы.Методы воспитания - совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. По А. С. Макаренко - "инструмент прикосновения к личности". Прием воспитания - составная часть или отдельная сторона метода. Методы и приемы воспитания тесно связаны между собой, но в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы. Средства воспитания — целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. По классификации И. Щукиной выделяются следующие группы методов воспитания: формирование сознания личности ~ рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, эстетическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример; организация деятельности и формирование опыта общественного поведения — упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации: стимулирование поведения и деятельности — соревнование, поощрение, наказание.                                                                                                                        4. На практике методы воспитания выступают сложном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств форм организации воспитательного процесса. Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель учитывает: закономерности и движущие силы воспитания; индивидуально-типологические особенности и уровень воспитанности детей; природу конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребенка определенного возраста.  Н.М. Назарова отмечает, что наиболее доступны для детей с отклонениями в развитии (нарушения интеллекта, задержка психического развития, речевые и слуховые недостатки) такие методы: • упражнение; приучение;• воспитывающие ситуации,• арттерапия (помощь средствами искусства). Приучение и упражнение целесообразно сочетать с объяснением, беседой, инструктажем, примером и т. п. Воспитательные возможности беседы, рассказа, разъяснения на начальных этапах специального образования имеют ограниченный характер в силу речевого недоразвития, интеллектуальной недостаточности, бедности социального опыта детей, имеющих отклонения в развитии, В этом случае более эффективным является метод примера. Методы стимулирования поведения и деятельности детей с особыми образовательными потребностями должны применяться обоснованно, в соответствии с воспитывающей ситуацией, с учетом требований индивидуально-дифференцированного подхода к личности ребенка. Так, не следует злоупотреблять поощрением, в противном случае оно может породить зазнайство и самоуспокоенность. В подростковом и юношеском возрасте педагогически целесообразны методы формирования сознания личности и методы стимулирования. Согласно ст. 15 Закона РФ "Об образовании" применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам недопустимо, 5. Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (по Б.Т. Лихачеву). Педагогическая технология обеспечивает возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развитии их личностных свойств и нравственных качеств. Она - организационно-методический инструментарий педагогического процесса и не существует в отрыве от его общей методологии, целей и содержания. Педагогическая технология реализуется в конкретных технологических процессах. Разработка оригинальных педагогических технологий является в настоящее время одним из самых перспективных направлений развития специальной педагогики.

 

Вопрос 12. Формы организации специального обучения                                                                                         

Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Основные виды форм организации обучения; индивидуальная; групповая; фронтальная; классно-урочная. Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных моментов: педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения, соответствующие уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психического процесса и т. п. Данная форма исторически трансформировалась в индивидуально-групповую. При групповой работе учебная группа разделяется на несколько подгрупп, которые выполняют одинаковые или различные задания. Количество обучающихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (обычно 3-5 чел.). Обдуманно применяемая групповая работа создает благоприятные воспитательные возможности, приучает детей к коллективным методам взаимодействия. Может применяться для различных целей: решение задач и упражнений; выполнение лабораторных и практических работ; изучение нового материала. Фронтальная форма организации обучения обеспечивает совместную деятельность всего класса: учитель излагает учебный материал для всех, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну проблему, овладевают обшей темой. Такая форма организации обучения обеспечивает общее продвижение обучающихся к определенному уровню образования. Вместе с тем при ее использовании недостаточно учитываются специфические особенности, уровень развития каждого ученика.                                                              Классно-урочная система - основная форма организации учебного процесса. В отличие от индивидуального обучения и его индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); классифицирование (планирование) обучения; осуществление учебного процесса в виде уроков; постоянное чередование уроков; вариативность деятельности; педагогическое управление. Урок - ключевой компонент классно-урочной системы организации обучения, законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (звено, этап, элемент) учебного процесса. По дидактическим целям и месту уроков в общей системе выделяются уроки: комбинированные, или смешанные; изучения нового материала; формирования новых умений; закрепления знаний, умений; обобщения и систематизации; практического применения знаний, умений; контроля и коррекции знаний, умений; интегрированные; нестандартные. Особенности применены организационных форм специального обучения таковы. Индивидуальная форма целесообразна, когда: у ребенка наблюдаются тяжелые и множественные нарушения в развитии и он требует постоянной индивидуальной психолого-педагогической поддержки, контроля, многократности повторения; ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, дополняющей фронтальные занятия; ребенок обучается на дому. Оптимальная продолжительность индивидуальных занятий - 20—30 минут. Индивидуально-групповая форма возможна при организации коррекционных занятий, развитии речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др. Данная форма обучения может применяться в работе с детьми, которые имеют комбинированные нарушения, тяжелые формы умственной отсталости. Комбинированные (смешанные) уроки обычно проводятся на начальных этапах специального обучения. В средних и старших классах уроки, как правило, традиционного типа. Групповые формы учебной работы детей с особыми образовательными потребностями широко распространены в специальной школе. В необходимых случаях на уроке учителя используют индивидуализированную форму организации взаимодействия с отдельными учениками, отстающими от других. Дополнительные формы организация педагогического процесса в системе специального образования: экскурсии; самоподготовка; добавочные занятия и т.п. Вспомогательные формы направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей, имеющих отклонения в развитии:• факультативы;• кружки;• клубы по интересам и т. д.

 

Вопрос 13. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.                                                                                                                                    Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути для решения тех или иных образовательных задач.  К средствам обучения относятся: живое слово учителя; виды искусства; наглядные пособия; технические средства обучения; собственная деятельность детей; педагогические ситуации; природная среда; окружающая обстановка. Средства обучения в коррекционно-образовательном процессе должны соответствовать процессам специального образования. Эффективность использования того или иного средства обучения зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. Выделяют следующие функции средств обучения: компенсаторную; адаптивную; информативную; интегративную:инструментальную. Слово учителя - важнейшее средство обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, основной инструмент воспитывающего и обучающего воздействия ученика для его личностного, интеллектуального к деятельностного развития. В специальном образовании используются такие средства, как тактильная и жестовая речь. Тактильная речь (по определению Т.И. Галишниковой) представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака — складываются в целостные речевые единицы. При передаче сообщения глухонемому его рука накладывается на руку говорящего, и он с опорой на тактильные ощущения) "считывает" передаваемую информацию. Жестовая речь имеет две разновидности: разговорная - употребляется как средство неофициального межличностного общения; калькирующая - каждый жест эквивалентен слову; порядок жестов такой же, как и порядок слов в предложении. Зрительное восприятие устной речи " "чтение с лица", или чтение с губ, — используется в качестве средства, упрощающего процесс восприятия информации. Пиктографическое (символьное) письмо выступает средством общения с лицами, имеющими тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой деятельности. Музыка, живопись, декоративно-прикладное искусство — эффективные средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в специальном образовании. Направления в применении различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе (по Т.И. Галишниковой): психофизиологическое — коррекция психосоматических нарушений; психотерапевтическое — воздействие на когнитивную и эмоционально-волевую сферы; регулятивная, коммуникативная функции; социально-педагогическое — развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве. Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в артпедагогике и в арттерапии. Функцию средства обучения выполняет собственная художественная деятельность детей: • художественно-речевая;• театрализованно-игровая и др. Это помогает: развитию речи, общения; познанию прекрасного; раскрытию творческого потенциала личности. Проектирование содержания специального образования осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия, предназначенные для использования в коррекционно-образовательном процессе. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, соответствующий требованиям специального образовательного процесса. Он должен содержать (по определению Т.И. Галишниковой): • пропедевтические (вводные) или дополнительные разделы, фрагменты учебного материала для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характером нарушения развития:• средства актуализации знаний и личного опыта, активизации познавательной деятельности и мотивации учения;• средства для развития речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями его недостатков:• средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития;• задания, упражнения для становления навыков предметно-практической деятельности;• упражнения, направленные на формирование компенсаторных механизмов. В специальном обучении особую роль играют средства наглядности:• реальные объекты (предметы, явления, процессы);• их изображения, с помощью которых можно сделать понятным для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственному наблюдению;• модели изучаемых объектов и явлений. Дидактический материал, который активно используется в процессе, делится: на предметный; изобразительный; словесный. Дидактический материал должен быть составлен и подобран таким образом, чтобы наиболее полно соответствовать индивидуальным особенностям каждого ребенка с особыми образовательными потребностями. Средства словесной наглядности (записи на доске, орфоэпические материалы, словарики, схемы речевых высказываний и т. п.) способствуют речевому развитию детей с особыми образовательными потребностями. Использование в коррекционно-образовательном процессе моделирования значительно обогащает сенсорный опыт учащихся. Учитель должен творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения. Технические средства обучения (ТСО) — необходимый, обязательный компонент коррекционно-образовательного процесса. ТСО включают приборы и устройства, служащие для повышения эффективности и качества обучения:• визуальные - диафильмы, диапозитивы и диапроекционная аппаратура;• ауднальные — звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и фонограммы;• аудиовизуальные — видеозаписи, кинофильмы, телепередачи, кино-, видео- и телевизионная аппаратура;• манипуляционные — тренажеры;• автоматические — компьютерная техника и материалы. В современных условиях перспективным средством обеспечения специального образовательного процесса является компьютер, с помощью которого можно осуществлять диагностику, коррекцию и обучение детей с отклонениями в развитии.

 

Вопрос 14. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования                                                                            

Начало профессиональной подготовки кадров для специального образования: • первые курсы подготовки учителей для обучения детей с особыми образовательными потребностями, — открыты в 1812 г. при Берлинской королевской школе глухонемых; • профессиональная подготовка отечественных специалистов (сурдопедагогов и логопедов) — началась в 1892г. в Санкт-Петербурге на основе годичных курсов. В США существует развитая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров для специального образования. Для этого разработаны более 230 программ. В странах Западной Европы специальных психологов и педагогов готовят в университетах. Также будущие учителя общеобразовательных школ обязаны изучить курс специальной педагогики (минимальный объем курса 100— 120 часов). В России педагогические университеты реализуют программы профессиональной подготовки по следующим специальностям:• тифлопедагогика — педагог слепых и слабовидящих (тифлопедагог);• сурдопедагогика — педагог глухих и слабослышащих (сурдопедагог);• олигофренопедагогика — педагог для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);• логопедия — с получением квалификации логопеда; специальная дошкольная педагогика ~ педагог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Психологические факультеты высших учебных заведений осуществляют подготовку выпускников по направлению "Специальная психология". Профессию воспитателя дошкольного или школьного специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями можно получить в педагогических колледжах. В настоящее время в России из более чем 200 тыс. педагогов, работающих в отечественной системе специального образования, соответствующие дипломы имеют примерно 10% (кроме крупных городов), тогда как в развитых странах дипломированных специалистов около 95—98%. Сферы профессиональной деятельности педагога системы специального образования:• профилактика;• диагностика и консультирование;• педагогическое просвещение;• участие в психологической и психотерапевтической помощи;• образовательная и социально-педагогическая деятельность;• организация и руководство образованием;• преподавательская деятельность;• научно-исследовательская деятельность. Педагоги-дефектологи выполняют свои профессиональные обязанности в различных образовательных учреждениях как специальных, так и общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляют индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии на дому. Педагог системы специального образования должен обладать следующими качествами:• педагогическая направленность — собирательное свойство личности педагога, представляющее собой комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;• эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;• педагогический такт — чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом. Тактичность педагога в том, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;• педагогическая зоркость — способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка; педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в результативность специального образовательного процесса; культура профессионального обучения — умение организовать правильные взаимоотношения с детьми, их родителями, коллегами; педагогическая рефлексия — самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. Мастерство педагога — это высокий уровень творческого овладения современным арсеналом средств психолого-педагогического воздействия; эффективное применение их в процессе всей деятельности. Педагогическая техника - необходимая составная часть педагогического мастерства. Ф.А. Рау выделяет такие необходимые для педагога системы специального образования качества:• физическая выносливость;• сопротивляемость инфекционным заболеваниям;• отсутствие дефектов речи и значительного снижения зрения; • психическое здоровье. Важнейшие черты профессионального характера по Н.М. Назаровой:• доброта;• ответственность;• терпение;• способность к эмпатии; энергичность; увлеченность своей работой;• уважение и любовь к своим воспитанникам;• профессиональная честность и порядочность.

Информация о работе Шпаргалка по "Специальной педагогике"