Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 22:42, шпаргалка
Вопрос 1. Понятие и разделы специальной педагогики
1. Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи обще педагогических методов и средств. Специальная педагогика — составная часть педагогики, одна из ее ветвей. Как научная дисциплина наряду с обще педагогически ми терминами использует собственный понятийный аппарат. Термины "специальная педагогика" и "специальное образование" являются общепринятыми в современной международной теории и практике. 2. Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.
Вопрос 9. Предмет и задачи специальной психологии
Специальная психология,
или психология аномального развития, - отрасль психологии, изучающая людей,
для которых характерно отклонение от
нормального психического развития, связанное
с врожденными или приобретенными дефектами
формирования ч функционирования нервной
системы. Предмет специальной
психологии — аномалии человеческого
развития.В специальной психологии
выделяются следующие отрасли: • тифлопсихология
— психология слепых; • сурдопсихология
— психология глухих; • олигофренопсихология
— психология умственно отсталых;
Вопрос 10. Принципы специального образования
Принципы специального
образования - это система наиболее общих,
существенных и устойчивых требовании,
которые определяют характер и особенности
организации коррекционно-образовательного
процесса и управления познавательной
деятельностью лиц с особыми образовательными
потребностями (определение Н.М. Назаровой). 2. Основные принципы специального
образования (по Н.М. Назаровой): принцип педагогического
оптимизма — раскрытие потенциальных
возможностей лиц с особыми образовательными
потребностями, опора на идею Л.С. Выготского
о "зоне ближайшего развития"; принцип ранней педагогической
помощи — обеспечение раннего выявления
и ранней диагностики отклонения ребенка
для определения его образовательных
потребностей; принцип коррекционно-компенсирующей
направленности образования — требует
гибкого соответствия коррекционно-педагогических
технологий и индивидуально-
Вопрос 11. Методы и
технологии специального образования
Метод обучения — система последовательных взаимосвязанных
действий учителя и учащихся, обеспечивающих
усвоение содержания образования (определение
И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина). Методы специального
образования — это психолого-педагогические
способы помощи в становлении и развитии
личности человека с ограниченными возможностями
(И.М. Назарова). Методы обучения
включают разнообразные приемы, которые
являются их составными частями, По классификации
Ю.К. Бабанского в процессе обучения детей
с отклонениями в развитии используются
следующие методы: организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности; стимулирования и мотивации
учения; контроля и самоконтроля. К методам организации
и осуществления учебно-познавательной
деятельности относятся перспективные - передача учебной
информации посредством чувств; особенные
— лекция, рассказ, беседа; наглядные
— демонстрация, иллюстрация; практические
— упражнения, опыты; логические
— индуктивные, дедуктивные, аналогии; гностические
— организация и осуществление мыслительных
операций , проблемно -поисковые,
репродуктивные, исследовательские; самоуправления
учебными действиями — самостоятельная
работа с книгой, приборами. Методы стимулирования
и мотивация учения: формирование
интереса к учению — познавательные
игры, учебные дискуссии, создание ситуаций
занимательности, эмоциональных переживаний; формирование
долга и ответственности в учении
- поощрение, порицание и др. Методы контроля
и самоконтроля — различные варианты
проверки знаний: устная, письменная и
др. В практике специального
образования общепедагогические методы
используются в определенном сочетании
друг с другом. Ведущий на каком-либо этапе
обучения метод дополняется другими способами
взаимодействия учителя и учеников. Отбор
методов специального образования должен
проводиться в соответствии с природой
образовательных потребностей детей:
на начальной стадии могут быть ведущими
наглядно-практические методы с элементами
словесного объяснения; словесные методы
применяются на начальных этапах обучения
лишь в качестве дополнительных - вследствие
нарушения развития речи при любых отклонениях.
В качестве ведущих используются на более
поздних этапах овладения материалом
в сочетании с наглядными и практическими; логические и
гностические методы используются ограниченно
— из-за преобладания наглядных видов
мышления у детей, имеющих отклонения
в развитии; сочетание наглядных
и практических методов повышает эффективность
работы.Методы воспитания
- совокупность наиболее общих способов
решения воспитательных задач и осуществления
воспитательных взаимодействий. По А.
С. Макаренко - "инструмент прикосновения
к личности". Прием воспитания
- составная часть или отдельная сторона
метода. Методы и приемы воспитания тесно
связаны между собой, но в зависимости
от педагогической ситуации могут выступать
как самостоятельные методы и как методические
приемы. Средства воспитания
— целесообразно организованные методические
пути решения тех или иных воспитательных
задач. По
классификации И. Щукиной выделяются следующие
группы методов воспитания: формирование сознания
личности ~ рассказ, объяснение, разъяснение,
лекция, эстетическая беседа, увещевание,
внушение, инструктаж, диспут, доклад,
пример; организация деятельности
и формирование опыта общественного поведения
— упражнение, приучение, педагогическое
требование, общественное мнение, поручение,
воспитывающие ситуации: стимулирование поведения
и деятельности — соревнование, поощрение,
наказание.
Вопрос 12. Формы организации
специального обучения
Формы организации
обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной
деятельности учителя и учащихся, осуществляемой
в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную
обусловленность, возникают и совершенствуются
в связи с развитием дидактических систем. Основные виды форм организации
обучения; индивидуальная; групповая;
фронтальная; классно-урочная. Индивидуальная
форма организации обучения заключает
в себе много положительных моментов:
педагог имеет возможность определять
задачу, содержание, методы и средства
обучения, соответствующие уровню развития
ребенка, с учетом темпа усвоения им материала,
особенностей психического процесса и
т. п. Данная форма
исторически трансформировалась в индивидуально-групповую. При групповой
работе учебная группа разделяется на
несколько подгрупп, которые выполняют
одинаковые или различные задания. Количество
обучающихся в группе зависит от учебного
предмета и поставленной задачи (обычно
3-5 чел.). Обдуманно применяемая групповая
работа создает благоприятные воспитательные
возможности, приучает детей к коллективным
методам взаимодействия. Может применяться
для различных целей: решение задач и упражнений;
выполнение лабораторных и практических
работ; изучение нового материала. Фронтальная
форма организации обучения обеспечивает
совместную деятельность всего класса:
учитель излагает учебный материал для
всех, ставит одинаковые задачи, а учащиеся
решают одну проблему, овладевают обшей
темой. Такая форма организации
обучения обеспечивает общее продвижение
обучающихся к определенному уровню образования.
Вместе с тем при ее использовании недостаточно
учитываются специфические особенности,
уровень развития каждого ученика.
Вопрос 13. Средства
обеспечения коррекционно-образовательного
процесса.
Вопрос 14. Профессиональная
деятельность и личность педагога системы
специального образования
Начало профессиональной подготовки кадров для специального образования: • первые курсы подготовки учителей для обучения детей с особыми образовательными потребностями, — открыты в 1812 г. при Берлинской королевской школе глухонемых; • профессиональная подготовка отечественных специалистов (сурдопедагогов и логопедов) — началась в 1892г. в Санкт-Петербурге на основе годичных курсов. В США существует развитая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров для специального образования. Для этого разработаны более 230 программ. В странах Западной Европы специальных психологов и педагогов готовят в университетах. Также будущие учителя общеобразовательных школ обязаны изучить курс специальной педагогики (минимальный объем курса 100— 120 часов). В России педагогические университеты реализуют программы профессиональной подготовки по следующим специальностям:• тифлопедагогика — педагог слепых и слабовидящих (тифлопедагог);• сурдопедагогика — педагог глухих и слабослышащих (сурдопедагог);• олигофренопедагогика — педагог для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);• логопедия — с получением квалификации логопеда; специальная дошкольная педагогика ~ педагог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Психологические факультеты высших учебных заведений осуществляют подготовку выпускников по направлению "Специальная психология". Профессию воспитателя дошкольного или школьного специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями можно получить в педагогических колледжах. В настоящее время в России из более чем 200 тыс. педагогов, работающих в отечественной системе специального образования, соответствующие дипломы имеют примерно 10% (кроме крупных городов), тогда как в развитых странах дипломированных специалистов около 95—98%. Сферы профессиональной деятельности педагога системы специального образования:• профилактика;• диагностика и консультирование;• педагогическое просвещение;• участие в психологической и психотерапевтической помощи;• образовательная и социально-педагогическая деятельность;• организация и руководство образованием;• преподавательская деятельность;• научно-исследовательская деятельность. Педагоги-дефектологи выполняют свои профессиональные обязанности в различных образовательных учреждениях как специальных, так и общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляют индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии на дому. Педагог системы специального образования должен обладать следующими качествами:• педагогическая направленность — собирательное свойство личности педагога, представляющее собой комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;• эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;• педагогический такт — чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом. Тактичность педагога в том, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;• педагогическая зоркость — способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка; педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в результативность специального образовательного процесса; культура профессионального обучения — умение организовать правильные взаимоотношения с детьми, их родителями, коллегами; педагогическая рефлексия — самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. Мастерство педагога — это высокий уровень творческого овладения современным арсеналом средств психолого-педагогического воздействия; эффективное применение их в процессе всей деятельности. Педагогическая техника - необходимая составная часть педагогического мастерства. Ф.А. Рау выделяет такие необходимые для педагога системы специального образования качества:• физическая выносливость;• сопротивляемость инфекционным заболеваниям;• отсутствие дефектов речи и значительного снижения зрения; • психическое здоровье. Важнейшие черты профессионального характера по Н.М. Назаровой:• доброта;• ответственность;• терпение;• способность к эмпатии; энергичность; увлеченность своей работой;• уважение и любовь к своим воспитанникам;• профессиональная честность и порядочность.