Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 22:42, шпаргалка
Вопрос 1. Понятие и разделы специальной педагогики
1. Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи обще педагогических методов и средств. Специальная педагогика — составная часть педагогики, одна из ее ветвей. Как научная дисциплина наряду с обще педагогически ми терминами использует собственный понятийный аппарат. Термины "специальная педагогика" и "специальное образование" являются общепринятыми в современной международной теории и практике. 2. Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.
28. Предмет и задачи логопедии. Причины речевых нарушений.
1. Логопедия - педагогическая наука о нарушениях развития речи,) преодолении и предупреждении средствами специального обучения и воспитания. Предмет логопедии (по Г.В. Чиркиной) - развитие и формирование речи при различных отклонениях от нормального онтогенеза (индивидуальное развитие) в условиях целенаправленного педагогического процесса. 2. Основные задачи логопедии: • исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития; • разработка методов ранней педагогической диагностики речевых расстройств; • определение принципов, содержания и методов коррекционного обучения языку и речи. Причины речевых нарушений. Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. 2. Неблагоприятные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей: • внесенные — экзогенные; • внутренние — эндогенные; • условия окружающей среды. Различают следующие критические периоды развития речевой функции: • в 1—2 года; • в 3 года; • в 6-7 лет. Основные причины патологии детской речи: • различные внутриутробные патологии; • родовая травма и асфиксия (удушье) во время родов; • различные заболевания в первые годы жизни ребенка; • травма черепа, сопровождающаяся сотрясением мозга; • неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы дефициту в развитии речи.
Вопрос 29. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация нарушений речи.
1. Клинико-педагогическая
классификация Г.В. Чиркиной объединяет
психолого-лингвистические и
дизартрия — нарушение произносительной
стороны речи, обусловленное недостаточной
иннервацией (снабжение органов и тканей
нервами, что обеспечивает их связь с центральной
нервной системой) речевого аппарата;
нарушения структурно-семантического
оформления высказывания: алалия —
отсутствие или недоразвитие речи вследствие
органического поражения речевых зон
коры головного мозга;. афазия
— полная или частичная утрата речи,
обусловленная локальными поражениями
головного мозга. Нарушения письменной
речи: дислексия
(алексия) — частичное (полное) нарушение
процессов чтения; дисграфия
(аграфия) — частичное (полное) специфическое
нарушение процессов письма.
Вопрос 30. Предмет и задачи сурдопедагогики.
1. Сурдопедагогика
(от лат. — глухой) — отрасль специальной педагогики,
разрабатывающая проблемы воспитания,
образования и обучения детей с нарушениями
слуха. Сурдопедагогика
включает:
Вопрос 31. Причины нарушений слуха. Классификация лиц с недостатками слуха.
1. Основные причины
возникновения нарушений слуха:
По классификации Л.В. Неймана
(1961): слабослышащие дети, в зависимости
от величины средней потери слуха в области
от 500 до 4000 Герц, могут быть отнесен к одной
из следующих степеней тугоухости:
глухие, сохранившие речь (позднооглохшие); слабослышашие с развитой речью; слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.
Вопрос 32. Предмет и задачи тифлопедагогики. Нарушения зрения и их компенсация.
1. Тифлопедагогика (от греч.— слепой) - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с нарушением зрения — слепых и слабовидящих. К лицам с нарушением зрения относятся: слепые с полным отсутствием зрения и с остаточным зрением, при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу; слабовидящие со сниженным зрением от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией; с косоглазием и амблиопией. Предмет тифлопедагогики - теория и практика воспитания и обучения слепых и слабовидящих. Основные задачи тифлопедагогики: педагогическое изучение слепых и слабовидящих; разработка научных основ компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; определение условия формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушений функции зрения; разработка содержания, методов и организации воспитания и обучения слепых и слабовидящих; внедрение результатов научных исследований в практику социального образования лиц с нарушениями зрения; совершенствование технических средств коррекции и компенсации нарушенных зрительных функций; совершенствование педагогической работы, направленной социальное адаптирование и социально-профессиональную реабилитацию лиц с нарушениями зрения. Нарушения зрения и их компенсация
1. Слепота по определению Л, И. Плакшиной
- наиболее резко выраженная степень утраты
зрения, когда невозможно или сильно ограничено
зрительное восприятие окружающего вследствие
глубокой потери остроты центрального
зрения, сужения поля зрения, или нарушения
других зрительных функций. Раннее наступление
слепоты оказывает особенно неблагоприятное
воздействие на психофизическое развитие
детей. По степени сохранности
остаточного зрения различают: • абсолютную
(тотальную) слепоту — полностью на оба
глаз выключены зрительные ощущения; •
практическую слепоту — наблюдается остаточное
зрение, котором сохраняется цветоощущение
или форменное видение. Остаточное
зрение характеризуется: • неравнозначностью
взаимодействия различных зрительной
функций и несоответствием их параметров;
• неустойчивостью зрительных возможностей
и снижением качества переработки информации;
• наступлением быстрого утомления из-за
снижения функциональных возможностей
зрения. Слепота у детей бывает
врожденной и приобретенной. Причины врожденной
слепоты: • повреждения плода
в период внутриутробного развития; • заболевания плода. Причины приобретенной
слепоты:• заболевания органов
зрения; • заболевания
центральной нервной системы (менингит,
опухоль мозга, менингоэнцефалит); • осложнения
после общих заболеваний организма (корь,
грипп, скарлатина); • травматические
повреждения мозга или глаз. Нарушения зрительного
анализатора делятся: • на прогрессирующие
(постепенное ухудшение зрительную функций
под влиянием патологического процесса); • непрогрессирующие
(врожденные пороки зрительного анализатора:
астигматизм — недостаток преломляющей
способное глаза; катаракта — помутнение
хрусталика). Категории детей
с нарушениями зрения: • слепорожденные; • рано ослепшие; • лишившиеся
зрения после 3 лет жизни. Последствия слепоты:
ограниченность двигательной сферы; неполнота содержания
социального опыта; своеобразие
эмоционально-волевой сферы, характера,
чувственного опыта; возникновение
трудностей в игровой, учебной и профессиональной
деятельности; неуверенность,
пассивность, склонность к самоизоляции;
повышенная возбудимость, раздражительность,
агрессивность и др. Ослепшие дети обладают
частично сохранившейся зрительной памятью,
которую необходимо развивать. 2. Слабовидение
— это значительное снижение остроты
зрения. Причины — глазные
болезни на фоне общего заболевания организма,
чаще всего миопия (близорукость), гиперметропия
(дальнозоркость), астигматизм и др. Дефекты зрения при делятся:
• на прогрессирующие; • стационарные
(непрогрессирующие). Зрительное восприятие
при слабовидении характеризуется:
• неточностью; • фрагментарностью; • замедленностью. Слабовидение,
в отличие от остаточного зрения, дает
больше возможностей для использования
зрительного анализатора как ведущего
в познании мира. Косоглазие проявляется
в нарушении бинокулярного зрения. Бывает односторонним
и двусторонним. Причины: • нарушения
рефракции (преломляющей способности
глаз); • расстройства аккомодации (приспособления
глаза к рассматриванию предметов на разных
расстояниях); • конвергенции (сведение
осей глаз для видения предметов на близком
расстоянии). Амблиопия
— формы поражения зрения, не имеющие
видимой анатомической или рефракционной
основы; наиболее частая причина — косоглазие. 3. Компенсация слепоты
(по Л.И. Солнцевой) - это целостно психическое
образование (система сенсорных, моторных,
интеллектуальных компонентов), которое
обеспечивает адекватное и активное отражение
внешнего мира и создает возможность овладения
различными видами деятельности на каждом
возрастном этапе.Коррекционно-
Вопрос 33. Понятие и причины аутизма. Клинико-психологическая характеристика аутистических расстройств личности.
1. Аутизм - состояние психики, характеризующееся
замкнутостью, отсутствием потребности
или затруднениями в общении, предпочтением
своего внутреннего мира контактам с окружающими. Ранний детский аутизм (РДА)
в соответствии с международными стандартами
характеризуется как общее расстройство
развития или как обширное нарушение развития
человека. Парциальность
(пристрастие)— главная особенность интеллектуального
развития детей с аутизмом. По различным
данным зарубежных и отечественных специалистов,
от 2/3 до 3/4 людей, страдающих аутизмом,
имеют снижение интеллектуальных возможностей
от умеренных до тяжелых и глубоких степеней
умственной отсталости., Формируется этот
синдром к 2,5-3-летнему возрасту. Частота
раннего детского аутизма (по последним
данным) составляет 1-15 случаев на 10 тыс.
новорожденных, причем у мальчиков аутизм
встречается в 4-4.5 раза чаше, чем у девочек.
2. По критериям,
примятым Всемирной организацией здравоохранения
(ЯОЗ), при аутизме отмечаются: • качественные
нарушения в сфере социального взаимодействия;
• качественные нарушения способности
к общению; • ограниченные повторяющиеся
и стереотипные модели поведения, интересов
и видов деятельности. Основной симптом раннего
детского аутизма - нарушение общения,
контакта ребенка с окружающими. Аутичный
ребенок погружается в мир своих фантазий,
собственных переживаний. Он замкнут,
отказывается от общения, не смотрит в
глаза окружающими, избегает телесного
контакта, ласки близких. Для
страдающих аутизмом характерна однообразная
нецеленаправленная двигательная активность. Причины аутизма. В настоящее время
причины аутизма недостаточно ясны. Тем не менее
исследователи признают большую роль
генетических факторов в этиологии раннего
детского аутизма — генный
комплекс передает предрасположенность
к развитию патологии при наличии провоцирующего
фактора: • экзогенного
— внешнего (травма, инфекция, интоксикация,
психотравма и т. д.), • или эндогенного
— внутреннего (возрастной криз, конституциональные
особенности и др.). Генетические
механизмы наследования раннего детского
аутизма требуют дальнейшая о научно;
об исследования. 2. Специалисты отмечают признаки
органического поражения центральном
нервной системы (ЦНС) у большинства детей,
страдающих аутизмом. Происхождение
и квалификацию этих поражений установить
довольно сложно. 3. Психогенный (возникающий
вследствие влияния психики) фактор рассматривается
на Западе с психоаналитической точки
зрения. По мнению отечественного
исследователя С.А. Морозова, психогенный фактор
может: • быть манифестным (явно выраженным)
для любых форм РДА;
• вносить вклад в формирование третичных
форм РДА (невротические расстройства
в связи с переживанием своей несостоятельности)
при достаточном уровне интеллекта и самосознания; • служить
причиной вторичной аутизации при сенсорных
дефектах и других вариантах деривационного
психического развития.