Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 22:42, шпаргалка
Вопрос 1. Понятие и разделы специальной педагогики
1. Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи обще педагогических методов и средств. Специальная педагогика — составная часть педагогики, одна из ее ветвей. Как научная дисциплина наряду с обще педагогически ми терминами использует собственный понятийный аппарат. Термины "специальная педагогика" и "специальное образование" являются общепринятыми в современной международной теории и практике. 2. Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.
Вопрос 15. Медико-социально-
1. Патронаж — это особый вид помощи ребенку, его
родителям, педагогам в решении сложных
проблем, связанных с выживанием, восстановительным
лечением, специальным обучением и воспитанием,
социализацией, со становлением подрастающего
человека как личности по определению
Л.И Аксеновой). Медико-социально-
Вопрос 16. Медико-социальная
профилактика и ранняя комплексная помощь
1. Стандартные правила
ООН обеспечения равных возможностей
для инвалидов содержат определение профилактики:
это осуществление комплекса мер, направленных
на предупреждение возникновения физических,
умственных, психических и сенсорных дефектов
(профилактика первого уровня) или на предупреждение
перехода дефекта в постоянное функциональное
ограничение или инвалидность (профилактика
второго уровня). Проблема ранней
профилактики и ранней помощи весьма актуальна
для современной коррекционной педагогики.
Ранняя диагностика и ранняя комплексная
помощь - важнейшая составляющая процесса
медико-социально-
Вопрос 17. Дошкольное
образование детей с ограниченными возможностями
специального образования
Основы отечественного государственного специального образования дошкольников заложены в 20-30-е гг. прошлого века. К началу 70-х гг. функционировали дошкольные учреждения специального назначения:• ясли-сады;• детские сады;• дошкольные детские дома;• дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах. 2. Комплектование дошкольных учреждении специального назначения осуществлялось по принципу ведущего отклонения. Как отмечает Ю.В. Морозова, создавались дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями: • слуха (глухих, слабослышащих); • зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амбиопией); • речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-грамматическим недоразвитием); • интеллекта (умственно отсталых); • опорно-двигательного аппарата. Наполняемость группы - до 15 воспитанников. В штат специальных дошкольных учреждений были введены: • олигофренопедагоги;• сурдопедагоги;• тифлопедагоги;• логопеды; • дополнительные медицинские работники. 3. Образовательный процесс осуществлялся в соответствии со специальными комплексными программами обучении и воспитания для каждой категории детей с отклонениями в развитии. Его особенности: • перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами; • организация специальных занятий (например, развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, лечебная физкультура и др.); • полное финансирование из госбюджета. 4. Характерные признаки советской системы специального образования дошкольников: • дети с отклонениями в развитии не принимались в дошкольные учреждения общего назначения; • диагностические ограничения, исключавшие возможность получения общественного дошкольного образования (комбинированные, комплексные отклонения в развитии, эпилепсия, шизофрения, психопате-подобное поведение, умственная отсталость в степени имбецильности и идиотии, нарушения опорно-двигательного аппарата). Дети с перечисленными выше отклонениями в развитии воспитывались в условиях семьи: либо в единичных специализированных учреждениях; • до 2-летнего возраста ребенок практически не имел психолого-педагогического сопровождения (в ясли-сад принимали детей только с 2 лет, в детский сад - с 3 лет); • закрытость, изолированность учреждений для детей с отклонениями в развитии;• искусственная отчужденность воспитанников от нормально развивающихся сверстников и от общества. Тем не менее значительные достижения советской системы специального образования дошкольников составляют фундаментальную основу современной специальной дошкольной педагогика.
Вопрос 18. Современное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями
1. Законодательную
и нормативную базу
5. Группы кратковременного пребывания предназначены для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в основном в домашних условиях. В этих группах осуществляется: • психолого-педагогическая помощь детям; • консультативно-методическая поддержка родителей; • социальная адаптация детей; • формирование предпосылок учебной деятельности. Занятия проводятся индивидуально или подгруппами (2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Продолжительность занятий — 5 часов в неделю. 6. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, — центры: • диагностики и консультирования; • психолого-медико-социального сопровождения; • психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др. Обслуживают разные возрастные категории - от 3 до 18 лет. В этих центрах находятся дети: • с высокой степенью педагогической запущенности; • с нарушениями эмоционально-волевой сферы; • подвергшиеся насилию; • вынужденные покинуть семью; • из семей беженцев, вынужденных переселенцев. Основные направления деятельности данных учреждений по отношению к дошкольникам: • диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении; • образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, с состоянием соматического и психического здоровья; • организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения; • психокоррекционная и психопрофилатическая работа; • проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий. 7. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа: санаторные школы-интернаты; санаторно-лесные школы; санаторные детские дома для детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителей. Предназначены для детей, которые нуждаются в длительном лечении. 8. Дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекцийных) школах и школах-интернатах создаются для детей с выраженными отклонениями в развитии. Образовательные программы в этих отделениях, как отмечает Ю.В. Морозова, рассчитаны на года, в течение которых у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде.
9. Постоянно действующие
психолого-медико-
Вопрос 19. Специальные школы I и II видов
Особенности организации обучения: равноправное обучение языку словесной и жестокой речи; в школах, работающих на билингвистической (двуязычной) основе, ведение учебного процесса на языке жестовой речи; индивидуальные и групповые занятия — развитие слухового восприятия, формирование произносительной стороны устной речи; классы для детей со сложной структурой дефекта; наполняемость класса (группы) — до 6 чел. В специальных школах для слабослышащих и глухих детей — школах II вида — организуются два отделения: первое — для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха; второе - для детей с глубоким недоразвитием речи, также связанным с нарушением слуха. Особенности организации обучения в первом отделении: обучение с 7 лет; наполняемость класса — до 10 чел.; начальное общее образование — 4—5 лет; основное общее образование — 6 лет; среднее общее образование — 2 года; Особенности организации обучения во старом отделения образование: начальное - 5-6 лет или 6—7; основное — 6 лет; среднее - 2 года; подготовительный класс (для детей, не имеющих дошкольной подготовки); наполняемость класса — до 8 чел; индивидуальные и групповые занятия (с применением слуховых аппаратов и звукозаписывающей аппаратуры) по развитию слухового и слухозрительного восприятия; формирование и коррекция произносительной стороны речи; занятия фонетической ритмикой с музыкальным сопровождением,
Вопрос 20. Специальные школы III и IV видов
Специальные
школы для незрячих детей - школы Ш вид. Принимаются дети:
незрячие; с остаточным зрением (0,04 и ниже);
с более высокой остротой зрения (0,08) при
наличии сочетаний нарушений зрительных
функций, с прогрессирующими глазными
болезнями. Особенности организации
обучения: обучение ~ с 6-7 лет (иногда
с 8-9 лет); класса — до 8 чел.; общий срок
обучения — 12 лет.
Вопрос 21. Специальные школы V и VI видов
1. Обучение школах
для детей с тяжелыми нарушениями
речи —школах V вида. Основное общее образование
— 10—11 лет. В 1-й класс принимаются
дети в возрасте 7-9 лет, в подготовительный
— с 6—7 лет. При устранении
речевого нарушения (по заключению ПМПК)
ребенок переводится в обычную школу. Организуются
одно или два отделения: