Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 22:42, шпаргалка
Вопрос 1. Понятие и разделы специальной педагогики
1. Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи обще педагогических методов и средств. Специальная педагогика — составная часть педагогики, одна из ее ветвей. Как научная дисциплина наряду с обще педагогически ми терминами использует собственный понятийный аппарат. Термины "специальная педагогика" и "специальное образование" являются общепринятыми в современной международной теории и практике. 2. Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.
Вопрос 22. Специальные школы VII и VIII видов
Специальные школы
для детей с трудностями (с задержкой психического
развития) - школы VII вида: начальное общее образование
— 3—5 лет; основное общее образование
- 5 лет. По мере коррекции
отклонений лети могут переводиться обычную школу. Особенности организации
обучения: дети принимаются только
в подготовительный, 1-й 2-й классы (в виде
исключения — в 3-й кл.); наполняемость
учебной группы — до 12 чел.; ребенок при
уточнении диагноза обучается в течение
года; индивидуальные и групповые занятия;
логопедические занятия. Специальные школы
для детей с умственной отсталостью школы
VIII вида. Особенности
организации обучения: итоговый
экзамен — по трудовому обучению; по состоянию
здоровья некоторые выпускники освобождают
от экзамена; прием в подготовительный
или 1-й класс — с 7—8 лет; в подготовительном
классе - подготовка ребенка к школе, уточнение
диагноза; наполняемость — до 6—8 чел.
(подготовительный класс); до 12 чел. (в остальных
классах); сроки обучения - 8, 9, 10 лет (9 и
10 лет - с классом профессиональной подготовки);
возможна углубленная трудовая подготовка
(при наличии необходимой материальной
базы).
Вопрос 23. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования
Начало профессиональной подготовки кадров для специального образования: • первые курсы подготовки учителей для обучения детей с особыми образовательными потребностями, — открыты в 1812 г. при Берлинской королевской школе глухонемых; • профессиональная подготовка отечественных специалистов (сурдопедагогов и логопедов) — началась в 1892г. в Санкт-Петербурге на основе годичных курсов. В США существует развитая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров для специального образования. Для этого разработаны более 230 программ. В странах Западной Европы специальных психологов и педагогов готовят в университетах. Также будущие учителя общеобразовательных школ обязаны изучить курс специальной педагогики (минимальный объем курса 100— 120 часов). В России педагогические университеты реализуют программы профессиональной подготовки по следующим специальностям:• тифлопедагогика — педагог слепых и слабовидящих (тифлопедагог);• сурдопедагогика — педагог глухих и слабослышащих (сурдопедагог);• олигофренопедагогика — педагог для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);• логопедия — с получением квалификации логопеда; специальная дошкольная педагогика ~ педагог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Психологические факультеты высших учебных заведений осуществляют подготовку выпускников по направлению "Специальная психология". Профессию воспитателя дошкольного или школьного специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями можно получить в педагогических колледжах. В настоящее время в России из более чем 200 тыс. педагогов, работающих в отечественной системе специального образования, соответствующие дипломы имеют примерно 10% (кроме крупных городов), тогда как в развитых странах дипломированных специалистов около 95—98%. Сферы профессиональной деятельности педагога системы специального образования:• профилактика;• диагностика и консультирование;• педагогическое просвещение;• участие в психологической и психотерапевтической помощи;• образовательная и социально-педагогическая деятельность;• организация и руководство образованием;• преподавательская деятельность;• научно-исследовательская деятельность. Педагоги-дефектологи выполняют свои профессиональные обязанности в различных образовательных учреждениях как специальных, так и общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляют индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии на дому. Педагог системы специального образования должен обладать следующими качествами:• педагогическая направленность — собирательное свойство личности педагога, представляющее собой комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;• эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;• педагогический такт — чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом. Тактичность педагога в том, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;• педагогическая зоркость — способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка; педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в результативность специального образовательного процесса; культура профессионального обучения — умение организовать правильные взаимоотношения с детьми, их родителями, коллегами; педагогическая рефлексия — самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. Мастерство педагога — это высокий уровень творческого овладения современным арсеналом средств психолого-педагогического воздействия; эффективное применение их в процессе всей деятельности. Педагогическая техника - необходимая составная часть педагогического мастерства. Ф.А. Рау выделяет такие необходимые для педагога системы специального образования качества:• физическая выносливость;• сопротивляемость инфекционным заболеваниям;• отсутствие дефектов речи и значительного снижения зрения; • психическое здоровье. Важнейшие черты профессионального характера по Н.М. Назаровой:• доброта;• ответственность;• терпение;• способность к эмпатии; энергичность; увлеченность своей работой;• уважение и любовь к своим воспитанникам;• профессиональная честность и порядочность.
Вопрос 24. Понятие, причины, классификация и характерные особенности ЗПР.
По данным исследователей, одна из наиболее многочисленных групп неуспевающих школьников — дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) — замедление темпа созревания различных психических функций, отставание в развитии психической деятельности. Термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60-х гг. XX в. Как отмечает Е.А. Екжанова, ЗПР — сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и. физической деятельности. Причины выраженной задержки психического развития: минимальные (слабовыраженные) органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы (ЦНС), возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном, природовом или в раннем периоде жизни ребенка; длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве; длительная социально-культурная депривация (лат. — мышление, психическое состояние, которое характеризуется выраженными отключениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов); влияние стрессовых психотравмирующих факторов. Классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнера (1967) — два варианта задержки психического развития: психофизический и психический инфантилизм (на первый план выступает отставание в развитии эмоционально-волевой сферы и личностная незрелость); астенические и церебрастенические состояния (нарушения внимания, отвлекаемость, быстрая утомляемость, психомоторная вялость или возбудимость); Классификация В.В. Ковалева (1979) - по пограничным формам интеллектуальной недостаточности: дизонтогенетические (недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного развития ребенка); эндефалопатические (в основе — органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза); интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств и обусловленная действиями механизма сенсорной деприваиии; интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства. Классификация К.С. Лебединской (1986) — по генезу задержки психического развития:
конституционального генеза (происхождения) - наследственно обусловленный психический, психофизический инфантилиз (гармонический или дисгармонический); соматогенного генеза — данный тип ЗПР обусловлен хроническими соматическими заболеваниями внутренних органов банка; психогенного генеза — связывается с неблагоприятными условиями воспитания, ограничивающими либо искажающими стимуляцию психического развития (на ранних этапах) ребенка; церебрально-органического генеза - самый распространенный тип ЗПР, вызывает наиболее выраженные нарушения в эмоционально-волевой и познавательной деятельности. 4. Характерные особенности детей с ЗПР: отставание в психическом развитии (во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста); неравномерность проявлений недостаточности развития; несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту; снижение работоспособности; неустойчивость внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте); низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире); недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения; отставание в развитии всех форм мышления (несформированность основных мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения), снижение познавательной активности; отставание в речевом развитии (дефекты произношения, аграмматизм, ограниченность словаря); несформированность произвольной регуляции поведения; отсутствие или слабость учебной мотивации; несформированность сюжетно-ролевой игры (высшей формы игровой деятельности). Организация коррекционно-развивающего обучения позволяет ребенку с ЗПР достигнуть уровня потенциального развитии (зону ближайшего развития).
Вопрос 25. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР
Дети с задержкой психического
развития посещают в основном дошкольные
образовательные учреждения компенсирующего
и комбинированного вида, а также группы
кратковременного пребывания для детей
с отклонениями в развитии (как отмечает
Е.А. Екжанова). Направление в специальное
дошкольное учреждение или группу осуществляется
на основании решения постоянно действующей
психолого-медико-
4. В нашей стране функционирует система комплексной помощи детям с ЗПР, которая, по определению Е.А. Медведевой, включает в себя: различные модели специальных образовательных учреждений (дошкольные образовательные учреждения (группы) компенсационного вида, специальные школы и школы-интернаты для детей с ЗПР, классы коррекционно-развивающего обучения при школе общего назначения; раннее выявление детей ЗПР, удовлетворение их особых образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования; совершенствование системы медицинского, педагогического и психологического диагностирования (для определения особенностей организации коррекционно-образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей); нормативное и учебно-методическое обеспечение практики, образования детей с ЗПР; определение задач и содержания профессиональной ориентации профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников; создание и применение критериев и методов оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса; разработку моделей служб консультативной помощи семье; подготовку соответствующих педагогических кадров. Система комплексной помощи детям с ЗПР отражает концепцию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы, авторы - В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, Т.В. Егорова, С.Г. Шевченко, Г.Д. Тригер, Г.И. Капустина и др., Институт коррекционной педагогики РАО, 1993.
Вопрос 26. Понятие, виды и классификация форм умственной отсталости.
1. Термином "умственная
отсталость" в отечественной специальной
педагогике обозначается стойко выраженное
снижение познавательной деятельности,
возникшее на основе органического поражения
центральной нервной системы, которое
может быть различным по тяжести, локализации
и времени наступления. 2. Олигофренопедагогика
— одна из отраслей специальной педагогики,
разрабатывающая проблемы обучения, воспитания
и социальной адаптации умственно отсталых
детей. 3. Разнообразие форм
умственной отсталости вызвало необходимость
создания их классификаций (Г.Е. Сухарева,
М.С, Певз-нер, В.В. Ковалев и др.). В настоящее
время наиболее широко используется классификация
Всемирной организации здравоохранения
(ВОЗ), в соответствии с которой умственная
отсталость включает определенные степени
снижения интеллекта в зависимости от
коэффициента интеллектуального развития
— 10 (1994): • легкая умственная отсталость
— 10 40—69; • умеренная умственная отсталость
- 35—49; • тяжелая умственная отсталость
- 20—34; • глубокая умственная отсталость
— ниже 20. Нормой считается показатель
— 71 и выше. Существуют также
другая умственная отсталость и неуточненная
умственная отсталость. Л.И.
Аксенова отмечает, что используются следующие
категории степени нарушения поведения:
• минимальные поведенческие нарушения
или отсутствие их; • значительные поведенческие
нарушения, требующие внимания или лечебных
мер; • другие поведенческие нарушения;
• не определенные поведенческие нарушения. 4. Виды умственной отсталости,
деменция и олигофрения.
Вопрос 27. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта.
1. Характер образовательного
процесса для детей с нарушением интеллекта
(умственно отсталых) — коррекционно-развивающий.