Шпаргалка по курсу "Возрастная психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:09, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по курсу "Возрастная психология".

Вложенные файлы: 1 файл

Vozrastnaja_psihologija_Lekcii.doc

— 625.00 Кб (Скачать файл)

Стадия конкретных операций. На этой стадии происходит постепенная интериоризация действий и их превращение в операции, позволяющие ребёнку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, считать и т.д.

Ребёнок узнаёт, что существует определённый тип действий, которые обратимы и могут интегрироваться в общие структуры, и это позволяет ему оперировать такими категориями, как количество, величина, число, вес, объём и т.д.).

1. Предоперациональный  уровень (с 2 до 5 лет). Развивается символическое мышление, позволяющее ребёнку представить себе объекты или стимулы с помощью мысленных объектов названиями или символами, а не прямыми действиями. Однако в этом возрасте ребёнок не способен одновременно учитывать различные аспекты данной ситуации. (Узкий диапазон мышления и его эгоцентричность).

2. Первый уровень  конкретных операций (с 5-6 до 7-8 лет) достигается, когда ребёнок становится способен понять, что два признака объекта, например, форма и количество вещества, не зависят друг от друга. Ребёнок приобретает способность и к расположению объектов в ряд, их классификации.

3. Второй уровень  конкретных операций (с 8 до 11 лет) ребёнок помимо представления о сохранении массы и объёма (Что легче: 10 кг. перьев или 10 кг. свинца?) получает представление о времени и скорости, а также об измерениях с помощью эталона.

Стадия формальных операций. На этой стадии мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Фактически речь идёт об абстрактном мышлении, функционирующем с помощью гипотез и дедукций.

* * *

Трудно переоценить значение вклада Л.С. Выготского в развитие отечественной и мировой психологической науки. Он, в частности, является создателем культурно-исторической теории развития высших психических функций.

Основные положение теории:

1. В процессе культурно-исторического  развития человек создал множество  разнообразных орудий и знаковых систем, важнейшими из которых являются инструменты для трудовой деятельности, язык и системы счисления, и научился пользоваться ими. Благодаря их использованию, особенно письменности, человек перестроил все свои психические функции, начиная от восприятия и кончая мышлением. Людьми за исторический период существования созданы два типа орудий. С помощью одних они воздействуют на природу (орудия труда), с помощью других – на себя (знаковые системы).

2. Применение орудий труда и  знаковых систем в практической  деятельности знаменует собой  начало перехода человека от  непосредственных к опосредованным психическим процессам, где в качестве средства управления ими выступают как раз эти орудия и знаки. В результате перестраивается вся психическая деятельность человека, поднимаясь на более высокий уровень по сравнению с животными.

3. Обучение представляет собой передачу ребёнку опыта пользования орудиями и знаками для того, чтобы он научился управлять собственным поведением (деятельностью) и психическими процессами (письмо как средство улучшения памяти, расширения её возможностей; указательный жест и слово как способы управления восприятием и вниманием).

4. Психология и поведение современного  культурного и образованного  человека есть результат взаимодействия двух процессов: биологического созревания и научения. Оба процесса начинаются сразу после появления младенца на свет и практически слиты в единой линии развития.

5. Всякая психическая функция  в своём генезисе имеет две  формы: врождённую, или натуральную, и приобретённую, или культурную. Первая биологически детерминирована, а последняя обусловлена исторически и является опосредованной. Она связана с использованием орудий и знаков в качестве средств управления ею.

6. Первоначально способ использования  знаков и орудий демонстрируется  ребёнку взрослым в общении  и совместной предметной деятельности. Вначале орудия и знаки выступают как средства управления поведением других людей и только затем превращаются для ребёнка в средства управления самим собой. Это происходит в процессе интериоризации, т.е. превращения межличностной функции управления во внутриличностную.

Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребёнка:

1. Детское  развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

2. Закон метаморфозы  в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребёнок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

3. Закон неравномерности  детского развития: каждая сторона в психике ребёнка имеет свой оптимальный период развития.

4. Закон развития  высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребёнка.

Отличительные признаки высших психических  функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий.

* * *

Д.Б. Эльконин, развивая идеи Л.С. Выготского, открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причинами развития, если оно не вставлено в новую систему отношений ребёнка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определённого уровня, не может быть новых мотивов.

Каждый психологический возраст  Д.Б. Эльконин предложил рассматривать  на основе следующих критериев:

1. Социальная  ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребёнок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.

2. Основной, или  ведущий вид деятельности ребёнка  в этот период. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.

3. Основные  новообразования развития. Важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к её "взрыву" – кризису.

4. Кризис. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.

На основе вышеприведённых критериев  и законов психического развития, Д.Б. Эльконин предложил периодизацию возрастного развития.

Детство, охватывающее период времени  от рождения ребёнка до окончания  школы, по возрастной физической классификации  делится на следующие семь периодов:

1. Младенчество: от рождения до одного года жизни.

2. Раннее детство:  от одного года жизни до трёх лет.

3. Младший  и средний дошкольный возраст: от трёх до четырёх-пяти лет.

4. Старший  дошкольный возраст: от четырёх-пяти до шести-семи лет.

5. Младший  школьный возраст: от шести-семи до десяти-одиннадцати лет.

6. Подростковый  возраст: от десяти-одиннадцати до тринадцати-четырнадцати лет.

7. Ранний юношеский  возраст: от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати-семнадцати лет.

В последующих лекциях мы рассмотрим психическое развитие индивида в  перечисленные периоды жизни более подробно.

ЛЕКЦИЯ 5. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

1. Кризис новорождённости.

2. Двигательная активность ребёнка.

3. Восприятие и память младенца.

4. Речь и мышление младенца.

Л и т е  р а т у р а :

  1. Немов Р.С. Психология  Книга 2. Психология образования. М.: Просвещение, 1995, С.48-63
  2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1996
  3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1979
  4. Годфруа Ж. Что такое психология. Книга 2- М.: Мир, 1992
  5. Мухина В.С. Детская психология- М.: Просвещение, 1989

* * *

Пренатальный (внутриутробный) период длится в среднем 266 дней и состоит из трёх стадий.

Предзародышевая стадия длится две недели. Она соответствует развитию оплодотворённой яйцеклетки (зиготы) во время его перемещения в матку и внедрения в её стенку вплоть до образования пупочного канатика.

Зародышевая (эмбриональная) стадия охватывает период с начала 3-й недели после оплодотворения до конца 2-го месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференцировка различных органов.

Стадия плода  начинается с 3-го месяца и завершается к моменту родов. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает только в начале 7-го месяца развития. На 7-м месяце ребенок сосёт свой большой палец, реагирует на громкие звуки и даже может слышать голос своей матери и разговаривающих с ней людей.

Физическое развитие ребёнка идёт в двух направлениях: цефалокаудальном (верхние части тела развиваются раньше нижних) и проксимодистальном (участки тела, расположенные ближе к его центру, развиваются раньше периферических участков).

Первый критический период развития ребёнка – кризис новорождённости.

В момент своего рождения ребёнок  наиболее беспомощен. У него нет  ни единой сложившейся формы поведения. Если бы рядом не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть.

Период времени, когда ребёнок  отделён от матери физически, но связан с ней физиологически (кормление, уход), и составляет период новорождённости.

Количество нервных клеток в  коре головного мозга новорождённого почти такое же, как у взрослого  человека, однако, эти клетки ещё  незрелые, а связи между ними ещё  слабые.

Ребёнок около 80% времени спит. 20% времени  ребёнок бодрствует, но само бодрствование пока носит полудремотный характер.

Первый объект, который ребёнок  выделяет из окружающей действительности – человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование этого периода – комплекс оживления.

Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Комплекс оживления – это не просто реакция, это уже попытка воздействовать на взрослого (Н.М. Щелованов, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова). На заключительном этапе его развития комплекс оживления демонстрируется ребёнком всякиё раз, когда у ребёнка появляется потребность общения со взрослым.

Комплекс оживления знаменует  собой конец новорождённости  и начало новой стадии развития – стадии младенчества.

* * *

Развитие движений ребёнка в течение первого года жизни идёт очень быстрыми темпами; из практически беспомощного существа, располагающего ограниченным набором элементарных общих врождённых движений рук, ног и головы, за один год ребёнок превращается в маленького человека, не только легко стоящего на двух ногах, но относительно свободно и самостоятельно передвигающегося в пространстве, способного одновременно с движениями ног выполнять сложные манипулятивные движения руками, исследуя окружающий мир.

Одним из первых действий младенец усваивает хватание и удерживание предметов в руке, пытаясь приблизить их ко рту. До семимесячного возраста ребёнок все предметы захватывает примерно одинаково. После семи месяцев движения его рук начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета в момент касания. После 10 месяцев приспособление руки и кисти происходит уже до касания предмета, на основе зрительного образа.

Рассмотрим динамику моторного  развития ребёнка в период младенчества.

1 месяц  – поднимает подбородок.

2 месяца – поднимает грудь.

3 месяца  – пытается достать предмет, но промахивается.

4 месяца  – садится с посторонней помощью.

5 месяцев  – сидит у кого-нибудь на коленях, хватает предметы.

6 месяцев  – сидит на высоком стуле, хватает движущийся предмет.

7 месяцев  – садится самостоятельно.

8 месяцев  – стоит с посторонней помощью.

9 месяцев  – стоит, держась за мебель.

10 месяцев  – ползает.

11 месяцев  – ходит с посторонней помощью.

12 месяцев  – поднимается и встаёт, держась за опору.

К концу младенческого возраста у ребёнка возникает особая форма движения - указательный жест, адресованный взрослому, с целью направить его внимание на то, что интересует ребёнка.

Информация о работе Шпаргалка по курсу "Возрастная психология"