Шпаргалка по курсу "Возрастная психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:09, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по курсу "Возрастная психология".

Вложенные файлы: 1 файл

Vozrastnaja_psihologija_Lekcii.doc

— 625.00 Кб (Скачать файл)

К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300 слов, а к  трёхлетнему возрасту – 1200-1500 слов.

Около трёх лет ребёнок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи. Это свидетельствует о том, что в этом возрасте ребёнок способен понять действительность, отражённую речевыми средствами.

К трём годам ребёнок в основном правильно применяет падежи, строит многосложные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Примерно тогда же возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания со стороны ребёнка и речи другого человека. Начиная с этого возраста появляются первые признаки эгоцентрической речи.

* * *

Как уже говорилось, ведущим видом  деятельности для ребёнка в раннем детстве является предметная деятельность.

Связь действия с предметом проходит три фазы развития. На первой из них с предметом могут выполняться любые известные ребёнку действия. На второй фазе предмет употребляется только по прямому назначению. Наконец, на третьей фазе происходит как бы возврат к старому – к свободному употреблению предмета, но на совершенно другом уровне: ребёнок знает основную функцию предмета.

Усваивая действия по употреблению предметов обихода, ребёнок вместе с тем усваивает и правила  поведения в обществе, связанные  с этими предметами.

Так, рассердившись на взрослого, ребёнок может швырнуть чашку на пол. Но тут же на его лице выразится испуг и раскаяние: он уже понимает, что нарушил правила обращения с предметом, которые обязательны для других.

Из числа действий, которыми овладевает ребёнок в раннем детстве, особенно значимыми оказываются соотносящие и орудийные действия.

Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определённые пространственные взаимоотношения (складывание пирамидок из колец, закрывание коробок крышками и т.п.).

Орудийные действия – это действия, в которых один предмет – орудие – употребляется для воздействия на другие предметы (копание песка совочком, набирание каши ложкой и т.п.). Орудие выступает в качестве посредника между рукой ребёнка и предметами, на которые нужно воздействовать, и то, как происходит это воздействие, зависит от устройства орудия.

Орудийными действиями ребёнок  овладевает в ходе обучения, при  систематическом руководстве взрослого. Этот процесс происходит в несколько ступеней. На первой ступени орудие фактически служит для ребёнка продолжением его собственной руки, и он пытается действовать им, как собственной рукой. На этой ступени действие является ещё не орудийным, а ручным. Следующая ступень состоит в том, что ребёнок начинает ориентироваться на связь орудия с предметом, на который направлено действие (ложка с пищей), но выполняет его успешно только от случая к случаю, пытаясь повторять действия, приводящие к успеху. И только в конечном итоге происходит достаточное приспособление руки к свойствам орудия – возникает орудийное действие.

Детские игры предметного плана  бывают трёх типов: игра-исследование, игра-конструирование и ролевая игра.

На втором году жизни у ребёнка  появляются предметные игры-подражания.

Позднее появляется сюжетно-ролевая  игра. Однако для её возникновения  необходим ряд условий. Во-первых, у ребёнка к тому времени должна достичь высокого развития символическая функция, он должен научиться пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры. Во-вторых, у ребёнка должна возникнуть потребность копировать действия взрослых. В-третьих, он должен научиться взаимодействовать с другими людьми – детьми и взрослыми – в игре.

В основе двигательного и интеллектуального развития ребёнка лежит подражание. В начале второго года жизни возникает способность детей к отсроченному подражанию; они могут повторять то, что видели некоторое время назад.

На третьем году жизни наблюдаются  первые признаки формирования полоролевого поведения через подражание. Ребёнок начинает больше подражать взрослому одного с ним пола, причём своим родителям дети подражают чаще, чем другим взрослым.

* * *

На протяжении раннего детства  происходит  постепенный  переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, которое отличается тем, что действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Внутреннее развитие  мышления в свою очередь идёт по двум основным направлениям: развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.

 Примерно с годовалого возраста начинается процесс активного познания ребёнком окружающего мира на базе экспериментирования, в ходе которого выявляются  скрытые свойства этого мира.

В это время речь ребёнка ещё  не связана с мышлением. Понимание и говорение внешне представляют собой акты общения, а внутренне строятся на простых переходах от знака – воспринятого слова к значению – конкретному предмету, который это слово обозначает, или наоборот – от значения к знаку. С 1,5-2 лет значение слова постепенно становится обобщением, насыщается смыслом, абстрагируется от конкретного содержания.

 От года до двух лет  ребёнок пользуется различными  вариантами выполнения одного  и того же действия, демонстрируя  способность к оперантному научению. От полутора до двух лет у ребёнка появляется способность к решению задач не только методом проб и ошибок, но также и путём догадки (инсайта), т.е. внезапного непосредственного усмотрения решения возникшей проблемы.

Полуторагодовалый ребёнок может  прогнозировать и указывать направление движения, место расположения знакомых предметов, решать в сенсомоторном плане простейшие задачи, связанные с преодолением препятствий на пути к желанной цели. После полуторагодовалого возраста формируется реакция выбора объектов по наиболее ярким и простым признакам, прежде всего по форме.

К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность, в том  числе способность к обобщениям, к переносу приобретённого опыта из первоначальных условий и ситуаций в новые, умение устанавливать связи между предметами и явлениями путём экспериментирования, запоминать их и использовать при решении задач.

ЛЕКЦИЯ 7. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В ВОЗРАСТЕ ОТ 1 ГОДА ДО 3-Х ЛЕТ

  1. Предпосылки формирования личности в раннем детстве.
  2. Развитие поведения ребёнка в раннем детстве.
  3. Возникновение стремления к самостоятельности. Кризис трёх лет.

Л и т е  р а т у р а :

  1. Немов Р.С. Психология  Книга 2. Психология образования. М.: Просвещение, 1995
  2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1996
  3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1979
  4. Годфруа Ж. Что такое психология. Книга 2. М.: Мир, 1992
  5. Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 1989

* * *

В ходе психического развития ребёнка  происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребёнок овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают члена общества и определяют его поступки.

Очевидно, процесс личностного  формирования ребёнка начинается в  течение первого года жизни, но вначале он происходит скрыто для внешнего наблюдателя.

К этому же возрасту, несомненно, относится  начало оформления качеств темперамента ребёнка, тем более, что темперамент непосредственно зависит от генотипически обусловленных свойств нервной системы.

Мотивы поведения взрослого  представляют собой определённую систему, зависящую от того, что для данного  человека более и что менее важно.

Ребёнку только предстоит этим овладеть. Мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости. Внутренний мир ребёнка лишь постепенно приобретает определённость и устойчивость.

Ребёнок не только учится жить. Он уже живёт, и любые внешние воздействия, в том числе и воспитательные воздействия взрослых, приобретают разное значение в зависимости от того, как принимает их ребёнок, в какой мере они соответствуют сложившимся у него ранее потребностям и интересам. При этом нередко воспитательные влияния, требования, которые взрослые предъявляют ребёнку, оказываются для него противоречивыми.

Так, например, ребёнку всячески прививают  интерес к предметам, игрушкам, действиям  с ними. Это приводит к тому, что  игрушки приобретают для него большую притягательную силу. И в то же время от него требуют, чтобы он, считаясь с другими детьми, уступал игрушку, признавал права сверстника. Должно пройти немало времени, прежде чем у ребёнка сложатся психологические черты, позволяющие увязывать между собой разнородные побуждения, подчинять одни из них другим, более значимым.

* * *

Отличительной особенностью поведения  ребёнка раннего возраста является то, что он действует не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются прежде всего тем, что непосредственно окружает ребёнка, попадается ему на глаза.

Ребёнка очень легко привлечь к  чему-либо, но так же легко и отвлечь. Но уже в начале раннего детства  в связи с формированием устойчивых представлений о предметах начинают возникать чувства и желания, связанные с предметами, о которых ребёнок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент.

Установление связи чувств и  желаний с представлениями делает поведение ребёнка более целенаправленным, менее зависимым от конкретной ситуации, создаёт основу для развития речевой регуляции поведения, т.е. выполнения действий, направленных на словесно обозначенные цели.

В раннем детстве ребёнок стремится  получить от взрослого похвалу, ласку, огорчается, если взрослый им недоволен. Примерно к середине второго года жизни, если ребёнок общается с другими детьми, чувство симпатии переносится и на них. Оно выражается в сочувствии, помощи пострадавшему ребёнку, иногда в желании поделиться сладостями, игрушками.

Ребёнок легко заражается чувствами  других людей. Так, в яслях, когда  один-два ребёнка начинают плакать, этот плач подхватывают и другие, и  он нередко распространяется на всю  группу.

Начиная с полутора лет, оценка поведения  ребёнка взрослыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, и они, пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения.

Несколько позднее, чем чувство  гордости, ребёнок начинает испытывать чувство стыда в случаях, если его действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Чаще всего ребёнку становится стыдно, если он неправильно произносит слова, ошибается, рассказывая стишок и т.п. Но постепенно он начинает стыдиться и не одобряемых взрослыми поступков, когда ему специально указывают на них, стыдят его.

Но развитие самоуважения, чувства  гордости и стыда совсем не означает, что ребёнок под их влиянием систематически контролирует свои поступки.

Ему очень трудно удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания и ещё труднее выполнить непривлекательное действие по предложению взрослого.

Выполняя даже самые простые, но неинтересные для них задания  взрослых, дети либо видоизменяют их, либо отвлекаются и не доводят  дела до конца.

* * *

Один из наиболее важных моментов развития ребёнка раннего возраста состоит в том, что он начинает осознавать себя как отдельного человека, не изменяющегося при изменении  ситуации, имеющего свои особые желания, которые могут и не совпадать с желаниями взрослых.

Этот процесс проявляется в "кризисе  трёх лет". Кризис трёх лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребёнком и взрослым.

Наиболее очевидным симптомом кризиса является возникновение негативизма в поведении ребёнка, который не следует путать с обычным непослушанием.

Для негативизма характерны, следующие  симптомы:

1. Поведение ребёнка идёт вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение со стороны взрослых. Ребёнок отказывается что-либо только потому, что его об этом попросили. Негативизм вынуждает ребёнка поступать вопреки своему желанию.

2. Упрямство  в поведении. Ребёнок настаивает на чём-то не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребёнок связал себя первоначальным решением – "он так сказал".

3. Строптивость. Она направлена против норм воспитания, установленных для ребёнка, против его, сложившегося ранее, образа жизни.

4. Своеволие, своенравие в поведении ребёнка. Оно заключается в тенденции к самостоятельности. Говоря " Я сам!", ребёнок действительно хочет всё сделать сам и подавить эту тенденцию, значит, обречь его на вечную зависимость - сначала от паты с мамой, затем от сверстников и всех других.

5. Протест-бунт. Он словно воюет с окружающими, находится в постоянном конфликте с ними.

6. Обесценивание. Например, ребёнок из хорошей, воспитанной семьи начинает ругаться. Ребёнок старается обесценить буквально всё: от игрушек, с которыми он играл до родителей, которые его воспитывают.

7. Стремление  к деспотизму. Появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими, но всё время стремится вернуться к тому состоянию, когда каждое его желание исполнялось. В семье с несколькими детьми этот симптом может быть замещён ревностью по отношению к младшим или старшим.

Информация о работе Шпаргалка по курсу "Возрастная психология"