Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по курсу "Возрастная психология".
* * *
При рождении зрение ребёнка развито слабо. Но уже у месячного ребёнка можно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала они появляются в основном в горизонтальной плоскости, затем появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например, круговые, движения глаз.
Вскоре после рождения ребёнок способен различать тембр, громкость и высоту звуков.
На втором месяце жизни появляется зрительное сосредоточение, т.е. способность фиксировать взор на предмете. К началу третьего месяца жизни ребёнок может произвольно переводить взгляд с одного предмета на другой.
Примерно со второго месяца жизни у ребёнка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем-четвёртом месяцах - формы предметов.
К трёх-четырёхмесячному возрасту дети своим поведением отчётливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи.
В возрасте около восьми месяцев
ребёнок проявляет
Предметность, т.е. отнесённость ощущений и образов к предметам окружающей обстановки, возникает к возрасту около одного года.
Считается, что до 3-4-месячного возраста ребёнок в состоянии хранить в памяти образ воспринятого предмета не более одной секунды. После 3-4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребёнок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причём узнаёт их не только в целом, но и по отдельным частям.
Суммируя данные о сенсорном развитии детей первого года жизни, Ж. Пиаже выстроил следующую последовательность его стадий:
1. Стадия развития
структур взаимодействия
А. Стадия операционной консолидации (1-4 месяца). При помощи простых движений глаз или рук ребёнок пытается восстановить перцептивную или эмоциональную ситуацию, которая для него представляет интерес в познавательном или эмоциональном плане. В каждом таком случае ребёнок своими движениями стремится восстановить прежние ощущения (например, движение глаз в сторону привлекательного объекта или движение руки ко рту).
Б. Стадия операционной координации (4-8 месяцев). Заметив интересное движение чего-либо, младенец моментально схватывает его, воспроизводит, наблюдая с большим любопытством за реакцией.
В. Бифокальная координация (8-12 месяцев). Произвольное повторение одного и того же движения с разными частями объекта (нажатие левой чаши весов после того, как произведено движение правой). Если перед 4-8 – месячным ребёнком поставить барьер на пути следования к привлекательной для него цели, то ребёнок не предпримет никаких попыток его устранить. 8-12 – месячный ребёнок убирает барьер довольно легко. Это значит, что он усматривает связь между двумя объектами: барьером и целью, предвидит результат действия с первым из объектов – барьером – как средство достижения второго – цели.
Г. Усовершенствованная координация (12-18 месяцев). Здесь проявляется способность совершать движения с объектами – средствами (орудиями) в любую сторону, независимо от тех ручных движений, которые необходимы для непосредственного достижения цели.
2. Стадия развития
структур взаимодействия
А. Операционная консолидация (1-4 месяца). К концу этой стадии ребёнок замечает отклонения от обычного для него поведения матери и предпринимает усилия, направленные на то, чтобы вызвать с её стороны привычную реакцию. Если это не получается, то ребёнок отворачивается и начинает заниматься чем-то другим. Это свидетельствует о том, что у него начали складываться первичные намерения.
Б. Операционная координация (4-8 месяцев). Ребёнок совершает намеренные действия для того, чтобы с их помощью привлечь внимание матери или другого взрослого человека (тянет мать за волосы, трясёт игрушкой, протягивает руки к матери и т.п.). Те действия, которые вначале преследовали определённую цель, теперь начинают играть роль сигналов, стимулов, преднамеренно вводимых в процесс общения и направленных на другого человека.
В. Бифокальная операционная координация (8-12 месяцев). Здесь структуры взаимодействия с неживыми объектами координируются со структурами взаимодействия с людьми (игра с матерью в какие-либо игрушки). Внимание ребёнка одновременно сосредоточивается и на человеке, и на неживом объекте (игрушке).
Г. Усовершенствованная координация (12-18 месяцев). На этой стадии появляется имитация ребёнком движений и действий, совершаемых другими людьми, ведётся активный поиск интересных объектов с целью продемонстрировать их другому человеку.
* * *
В возрасте около 1 месяца новорождённый начинает произносить какие-либо простые звуки типа "а-а", "у-у".
К концу первого – началу второго месяца жизни у ребёнка появляется слуховое сосредоточение, – специфическая реакция на человеческую речь.
На 3-м месяце жизни в ответ на речевые обращения взрослых у ребёнка появляются собственные речевые реакции . Вначале ребёнок произносит короткие отрывистые звуки. Затем у него появляются протяжные, певучие и тихие звуки, которые преимущественно воспроизводят интонацию взрослых. Позднее возникает ритмическое и звуковое речевое подражание.
Примерно с 4-х месяцев ребёнок начинает различать высказывания взрослых по интонации, что говорит о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоциональной коммуникации.
На 6-м месяце жизни ребёнок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но также и на другие его признаки, например, на ритмику. Одновременно возрастает фонетическая организованность собственных звуков ребёнка.
Между 4 и 6 месяцами жизни ребёнок переходит к лепету, который представляет собой следующий этап в развитии активной речи.
В конце полугода жизни младенец показывает способность к пониманию речи взрослого (на отдельные слова и фразы реагирует специфическими комплексами выразительных движений). Первоначально дети лучше понимают жесты, чем слова.
В 6-6,5 месяцев ребёнок связывает воспринимаемый предмет с его именем.
Во втором полугодии жизни ребёнок начинает пользоваться "псевдословами" – сочетаниями звуков, которые выполняют номинативную, или сигнальную функцию и ещё не обладает постоянными обобщёнными значениями.
Около 8 месяцев появляется ориентировочно-
С 8-9 месяцев ребёнок произносит звуки, а затем целые слова по заданному образцу.
Лишь к концу первого года
жизни ребёнок усваивает
К концу первого года жизни ребёнок точно понимает в среднем 10-20 слов и определённым образом реагирует на них.
Активные действия детей с предметами возникают между 7 и 10 месяцами жизни. Примерно около года ребёнок начинает исследовать предметы не только с помощью рук, но и с помощью других предметов, используемых в качестве орудий.
В 10 месяцев в дополнение к другим формам общения появляется предметное общение (Ребёнок в ответ на называние какого-либо предмета может взять его и протянуть взрослому). В связи с этим значительно возрастает успешность усвоения речи и её понимание.
1. Общая характеристика развития ребёнка от 1 года до 3-х лет.
2. Развитие речи у детей раннего возраста.
3. Появление предметной и игровой деятельности.
4. Восприятие, память и мышление в раннем возрасте.
Л и т е р а т у р а :
* * *
Как подчёркивал Д.Б. Эльконин, суть кризиса первого года жизни в том, что ситуация полной слитности ребёнка со взрослым сменяется ситуацией их совместной деятельности. С психолого-педагогической точки зрения период раннего детства является ключевым в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психическое развитие.
С этим возрастом связаны три
фундаментальных жизненных
Прямохождение обеспечивает ребёнку
широкую ориентацию в пространстве, постоянный
приток необходимой для его развития новой
информации. Благодаря переходу к вертикальной
ходьбе у ребёнка высвобождаются руки
для манипулирования предметами, для ориентировочно-
Речевое общение позволяет ребёнку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и приобщаться к человеческой культуре. Благодаря постоянному речевому взаимодействию со взрослыми ребёнок из биологического существа к середине раннего возраста превращается по своим поведенческим качествам в человека, а к концу этого периода – в личность.
Речь для ребёнка является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения.
Предметная деятельность становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода. Она непосредственно развивает способности ребёнка, в особенности его ручные движения. Развитие предметной деятельности связано с овладением теми способами обращения с предметами, которые выработаны обществом.
Для человека предметы имеют фиксированное, постоянное значение. Люди в отличие от животных, живут в мире постоянных вещей. А, к примеру, для животного предметы имеют ситуативное значение: если вода налита в кружку, то обезьяна будет пить из кружки, если вода будет в ведре, то из ведра, если на полу, то с пола.
Примерно к 3-м годам память, восприятие, воображение и внимание ребёнка начинают приобретать общечеловеческие свойства. В этом возрасте ребёнок овладевает способностью понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. К концу раннего детства начинают складываться новые виды деятельности, которые достигают развёрнутых форм за пределами этого возраста и начинают определять психическое развитие. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
* * *
Можно утверждать, что ранний возраст является сензитивным для развития речи. Развитие речи идёт в этом возрасте по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребёнка.
Называть вещи своими именами ребёнок начинает в возрасте около одного года. На первых порах речь ребёнка мало похожа на речь взрослого: ребёнок употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются. Эти слова имеют троякое происхождение. Во-первых, это язык мам и нянь, считающих, что придуманные ими слова более доступны детям (ам-ам, бяка, ав-авка). Во-вторых, автономную речь ребёнка составляют искажённые слова, произведённые самим ребёнком от настоящих слов.("молоко" – "моко"; "голова" – "гова" и т.п.). В-третьих, ребёнок и сам придумывает автономные слова.(Дюка, эки-кики).
До полутора лет ребёнок в среднем усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их довольно редко.
В возрасте около 1,5-2,5 лет дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трёхсловные фразы, причём от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. До 1,6 - 1,8 лет у ребёнка развивается только понимание речи при ещё весьма незначительном приросте активного словаря.
С 11 месяцев начинается также переход от дофонемной к фонемной речи, и этот процесс продолжается на втором, третьем и даже на четвёртом году жизни.
На втором году жизни резко возрастает интерес ребёнка к окружающему его миру. Ребёнок всё хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений. Он то и дело задаёт вопрос: "Что это?". Получив ответ, ребёнок, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. Соотношение активного и пассивного словаря в трёхлетнем возрасте составляет примерно 1:3.
Информация о работе Шпаргалка по курсу "Возрастная психология"