Экспериментальное исследование влияния коррекционных упражнений на устранение социальных проблем у одарённых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами. [36]

Содержание

Введение…………………………………………………………….стр. 2
Глава 1. Теоретические аспекты психотерапевтической работы с одарёнными
детьми………………………………………………………………стр. 6
1.1. Понятие одарённости. ………………………………………...стр. 6
1.2 Природа «проблем» одаренных детей………………………...стр. 6
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния коррекционных упражнений на устранение социальных проблем у одарённых детей…стр. 18
2.1. Психотерапевтический подход к коррекционной работе.…………...стр.18
2.2 Психокоррекционная программа развития и поддержки одарённых детей…………………………………………………...стр. 20
Выводы……………………………………………………………..стр. 32
Заключение………………………………………………………...стр. 33
Библиография……………………………………………………...стр.36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсова Муслумова М. 8.01.11..doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………….стр. 2

Глава 1. Теоретические аспекты психотерапевтической работы с одарёнными

детьми………………………………………………………………стр. 6

1.1. Понятие одарённости. ………………………………………...стр. 6

1.2 Природа «проблем» одаренных детей………………………...стр.  6

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния коррекционных упражнений на устранение социальных проблем у одарённых детей…стр. 18

2.1. Психотерапевтический подход к коррекционной работе.…………...стр.18

2.2 Психокоррекционная программа развития и поддержки одарённых детей…………………………………………………...стр. 20

  • Выводы……………………………………………………………..стр. 32
  • Заключение………………………………………………………...стр. 33
  • Библиография……………………………………………………...стр.36
  • Приложение………………………………………………………..стр. 39
  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

    Одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами. [36]

    Проблема детской одарённости давно исследуется в психологии и относительно неё накоплен большой материал. Так что же такое одарённость? Как относиться к одарённым детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одарённость по – прежнему остаётся загадкой для большинства учителей, детей и родителей. Каковы же основные особенности одарённых детей?

    Дети с необычно ранними умственными достижениями встречаются в каждом поколении и представляют большой научный интерес. Сама жизнь в этих случаях привлекает внимание к психологическому феномену, который в яркой и острой форме демонстрирует процесс становления способностей. Проявления детей с ранним подъемом умственных сил как бы обнажают ряд существенных психологических проблем: связь детской одаренности и возрастных особенностей; значение склонностей для развития способностей; своеобразие детского интеллекта. Имеющиеся сейчас сведения о таких детях позволяют подойти к рассмотрению каждой из этих проблем.

    Тем не менее, есть дети, которые относятся к категории особо одаренных, отличающиеся необыкновенными способностями и проявляющие их уже с раннего детства. Определенного стандарта одаренности не существует - нет такого метода измерения способностей, который однозначно отнес бы конкретного ребенка к одаренным или исключил его из их числа. К тому же, одаренность может проявляться в самых разных областях. Это могут быть особые интеллектуальные способности или специфические способности к обучению, могут быть способности социальные или психомоторные, особое творческое мышление, наконец, самые заметные способности‚“ к музыке или изобразительному искусству. Одаренность может быть как частной, ярко проявляющей в одной области, так и общей, когда неординарные способности ребенка проявляются и в науке, и в искусстве, и в сфере общения.

      Первыми, кто заметит необыкновенность такого ребенка, должны быть, конечно, родители, а потому молодым мамам и папам так важно знать особенности поведения одаренного ребенка.

      Важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в том, что ее развитие  не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и  социального окружения [35, стр. 81] При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы: адекватное применение  методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным  учащимся в решении их проблем.

     У детей, выделяющихся легкостью  усвоения и быстрым темпом  развития — именно с таких проявлений начинается ранний подъем интеллекта,— отличает энергичная любознательность, особая настроенность на познавание, на умственную работу. У них часто обнаруживаются и такие, как бы противостоящие подражательности и формализму умственные особенности, как готовность к неожиданным ассоциациям, продуцирование новых ходов мысли. У многих детей с выдающимися умственными способностями заметна «творческая жилка». Некоторые из них уже рано начинают сочинять «научные труды», пишут «учебники», планируют небывалые путешествия. Повышенная восприимчивость и быстрота усвоения побуждают их к поискам нового. Им бывают свойственны непрестанные творческие попытки. И не следует забывать, что необычные умственные возможности, проявляемые этими детьми, могут оказаться предпосылкой развития высоких, социально значимых способностей, началом становления таланта. Признаки развития больших умственных способностей еще не проявляются у детей и подростков в достижениях, имеющих значение для общества: они могут обнаруживаться именно как потребность в развитии, настоятельная и вместе с тем недостаточно определенная. Общая направленность личности, познавательная склонность, одухотворяющая таких детей,— важный залог реализации умственных данных.

      Психологию ребенка с многообещающим стартом отличают, разумеется, не только те или другие рассматривавшиеся нами типичные для таких детей особенности, но и индивидуальное своеобразие этих особенностей. В каждом случае очень велика роль именно индивидуально-личного своеобразия, того «чуть-чуть» — в способностях или характере,— которое может существеннейшим образом влиять на последующее развитие. При изучении одаренных детей важно не упускать из виду это неразрывное единство «общего», «особенного» и «единичного».

    Вопросы раннего проявления одаренности весьма актуальны. Потребуется накопление еще многих материалов, чтобы полнее и глубже проникнуть в те очень значимые психологические проблемы, которые стоят за словами «одаренные дети».

    Актуальность проблемы: Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В школе, в социуме в жизни к таким детям предъявляются высокие требования, с которыми они не всегда могут справиться ввиду своей эмоциональности и отсутствия поддержки.

    Цели исследования:

    1.Выявление проблем у одаренных  детей

    2. Поддержка одарённых детей (при  помощи составленных программ)

    3. Психотерапевтическая работа, направленная  на устранение проблем.

    Задачи исследования:

    1. Раскрытие сущности проблем выявления, диагностики, развития и адаптации одарённых детей.
    2. Диагностирование уровня одарённости детей, выявление наиболее талантливых из них.
    3. Психотерапевтическая работа с одарёнными детьми.
    4. Разработка рекомендаций психокоррекционной и развивающей работы

    Объект исследования: одарённые дети.

    Предмет исследования: психологическая работа с одарёнными детьми.

    Гипотеза: раннее выявление одарённости ребёнка, способствует его нормальной социализации и устранению проблем мешающих нормальному развитию личности в социуме.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 1. Теоретические аспекты психотерапевтической работы с одарёнными детьми

  • 1.1 Понятие одарённости.
  •     Существует множество  подходов к определению понятия  «одарённость», поэтому до настоящего  времени нет его чёткой формулировки. Во  многих языках слово «одарённость» происходит от слов «дар», «подарок».

       В психологическом словаре  одарённость рассматривается как  « качественно  своеобразное сочетание  способностей, обеспечивающее успешность  выполнения деятельности; общие  способности или общие моменты  способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений»

      А.А.Лосева считает, что «одарённость» - сложное психофизическое явление, которое определяется взаимодействием следующих факторов: доминирующей ролью познавательной мотивации, интеллектуальным развитием, творческой активностью, развитием специальных способностей, личностными проявлениями» [1, стр.84]. Д.Б.Богоявленская  даёт следующее определение: «Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». [2, стр.36]

       Исследователь А.И.Ерёмкин  отмечает, что одарённость  - «свойство  человеческой индивидуальности, проявляющееся  в совокупности её духовных  сил и природных способностей, обеспечивающих высокий уровень  творчества, результаты которого  определённым образом изменяют  или преобразуют окружающий мир». По его мнению, одарённость является нормой для любого человека, а её отсутствие связано с неверным  воспитанием и образованием. Ростки одарённости существуют в каждом человеке, они дают возможность творить, развивать этот дар в себе.

       Существование большого  количества концепций одарённости  – отражение сложности её природы. Поэтому невозможно выработать  общие эталоны и стратегии  развития для всех её проявлений. На современном этапе одной  из самых популярных является концепция, разработанная американским психологом Дж. Рензулли. Согласно ей, понятие одарённости включает в себя три модели: интеллектуальные способности    

    ( превышающие средний уровень), креативность (гибкость и оригинальность  мышления, восприимчивость ко всему новому и т.п.) и преобладающая мотивация достижения успеха (значительный уровень интереса, энтузиазма, настойчивости и терпения, выносливости) в противоположность мотивации избегания неудач.

        Каковы же причины  изучения одарённости в настоящее время? Как утверждает  О.А.Запотылок, современная система образования требует от детей не только определённого объёма знаний по всем предметам, но и готовности к переменам, к творчеству. Развитие творческого потенциала личности должно  стоять во главе современного образования, базироваться на индивидуальном подходе к обучению. Следует избегать установки на некий усредненный тип личности, невнимания к проблемам и заботам конкретного ребёнка. [3, стр.125]

        Одаренные дети не  похожи друг на друга – как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личным характеристикам. Однако эти дети с высокими  умственными возможностями обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать программы.

    Особенности:

    1. Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений.

    2. Потребность сосредотачиваться  на заинтересовавших сторонах  проблемы и стремление разобраться  в них.

    3.   Способность подмечать, рассуждать  и выдвигать объяснения.

    4.   Обеспокоенность, тревожность  в связи со своей непохожестью.

     

        Каковы ранние проявления  одарённости? Наиболее частое проявление  одаренности – это ранняя речь  и большой словарный запас, употребление  сложных слов, а также раннее  освоение счета или чтения. Наряду  с этим замечается необычная внимательность и быстрое восприятие, ненасытное любопытство и отличная память, хорошо развитое воображение. В области опережающего развития познания отмечается следующее:

       Повышенная любознательность. Такие дети очень любопытны. Им  необходимо активно исследовать окружающий мир. Способность прослеживать причинно- следственные связи и делать соответствующие выводы. Отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном    мышлении. Большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. Повышенная концентрация внимания на чём- либо, упорство в достижении результата.

       Яркое воображение, высокоразвитая  фантазия. В сфере психосоциального  развития одарённым детям свойственны  черты:

    - сильно развитое чувство справедливости, проявляются очень рано.

    - хорошо развито чувство юмора.

    - попытки решать проблемы , которые  им пока «не по зубам».

    - преувеличенные страхи, в силу  их чрезмерной восприимчивости  и способности воображать.

       В области физических  характеристик для одарённых детей свойственны: очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. Большинство родителей утверждают, что их одарённые дети в младенчестве спали меньше и рано отказались от дневного сна.

       Казалось бы, ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, блещущему умственными способностями, уготовано более счастливое детство, чем у других, будет особенно легко учиться. В действительности это не так. У детей с высокими умственными способностями возникает много сложностей в семье, школе, общении со сверстниками. Многие достоинства одарённых детей делают их уязвимыми, заставляют воспринимать себя «белой вороной». Много из того, что не способно задеть обычного ребёнка, может глубоко ранить одарённого. Иногда такие дети чувствуют вину, даже когда их ни в чём не обвиняют, ощущают себя отторгнутыми, даже если собеседник не имел в виду ничего плохого.

    Информация о работе Экспериментальное исследование влияния коррекционных упражнений на устранение социальных проблем у одарённых детей