Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:16, курсовая работа
Одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами. [36]
Введение…………………………………………………………….стр. 2
Глава 1. Теоретические аспекты психотерапевтической работы с одарёнными
детьми………………………………………………………………стр. 6
1.1. Понятие одарённости. ………………………………………...стр. 6
1.2 Природа «проблем» одаренных детей………………………...стр. 6
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния коррекционных упражнений на устранение социальных проблем у одарённых детей…стр. 18
2.1. Психотерапевтический подход к коррекционной работе.…………...стр.18
2.2 Психокоррекционная программа развития и поддержки одарённых детей…………………………………………………...стр. 20
Выводы……………………………………………………………..стр. 32
Заключение………………………………………………………...стр. 33
Библиография……………………………………………………...стр.36
К сожалению, иногда слишком легко и поспешно, опираясь лишь на некоторые формальные показатели, относят ребенка к категории одаренных или, наоборот, исключают из этой категории. Нельзя забывать об условности этого термина, не следует слишком часто и категорично его применять.
Библиография.
1. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3.- с84.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.-2002.-с36-87.
3. Запотылок О.А. Работа с одарёнными детьми. Мн., 2006-c125.
4. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.-c265-278.
5. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.
6. Н.С.Лейтес - статья «Одарённые дети»
7. Анастази. А- Психологическое тестирование-2009 год (7-е издание)- с42-43
8. Сиск Д. А Одаренные и талантливые дети-1988-c88
9. А.И. Доровской. Дидактические основы развития одаренности учащихся. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 210 с. 31 стр.
10. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.
11. Возрастная одаренность. Н. Лейтес. Семья и школа, №9 1990г. стр. 31
12. Бывают выдающиеся дети... Н. Лейтес. Семья и школа, №3 1990г. стр. 33.
13. Гиппенрейтер, Ю.Б. Способности. Темперамент. / Ю. Гиппенрейтер //
14. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: ЧеРо, 2005. - с. 244-266.
15. Гончаров В.С. Сборник раздаточного дидактического материала по педагогической психологии. Курган, 1998.- 40 с.
16. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М., 1992.
17. Путляева, Л. О задатках и способностях / Л. Путляева // Дошкольное воспитание, 2006, №4. - 2006. - С.43-45
18. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.
19. Судьба вундеркиндов. Н. Лейтес. Семья и школа, №12 1990г. стр. 27
20. Одаренный ребенок и семья / Сост. Куровская С. Н.; Под ред. Тарантей21. Психология одаренности детей и подростков / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М.
22. . Марютина и др.; Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Издат. Центр "Академия", 2000. - 336с.
23. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - Спб.: Питер, 2001. - 464с.
24. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика. - 2003. - №6. - с.27-32.
25. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. - с. 29-33.
26. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.М., 1972.
27. Одаренные дети. Перевод с англ., Под ред. Бурменской, Слуцкого. М. ,1991г. — М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
28. Сивашинская Е.Ф. Детская одаренность и раннее обучение //. - 2005. - №5. - с.41-47.
29. Чехонина О. Дети с опережающим психическим развитием: Одаренные дети в семье: советы психолога // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с.121-124.
30. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
31. Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.
32. Бине А., Симон Г. Методы измерения умственной одаренности. Под ред. Губинштейна Б.М. Гос. изд., Украина 1923, 179 с.
33. Теплов Б.М. Способность и одаренность. Избранные труды в 2т., т1.М., 1985, 461 с.
34. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. 1926, 404 с.
35. Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных.М., Л., 1927., с.82.
36. http://ru.wikipedia.org/wiki/
37. М.Е. Богоявленская Статья «Одарённые дети»
Приложение
Приложение 1.
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)
Тест предназначен для группового, обследования умственного развития детей и может использоваться в школьной психологической службе для оценки эффективности школьного обучения, разных систем и методов преподавания, отбора учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, изучения причин неуспеваемости и пр. Тест был разработан словацким психологом Дж. Ваной. Перевод и адаптация теста на выборке российских школьников осуществлены кандидатами психологических наук М. К. Акимовой, Б. М. Борисовой, В. Т. Козловой и Г. П. Логиновой. При этом в тест были внесены существенные изменения, с тем чтобы все задания стали понятными для наших школьников и могли бы дифференцировать их по умственному развитию.
Тест выявляет, насколько ребенок к моменту исследования овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и понятиями, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия. Тест был исследован на надежность, валидность и хорошо зарекомендовал себя на практике.
Групповой интеллектуальный тест учащихся 3А класса.
№ п/п |
1А |
2А |
3А |
4А |
5А |
6А |
7А |
общий результат |
1 |
4 |
3 |
4 |
5 |
7 |
10 |
15,4 |
48,4 |
2 |
4 |
3 |
3 |
22 |
5 |
0 |
16,4 |
53,4 |
3 |
4 |
4 |
6 |
18 |
10 |
21 |
15,8 |
78,8 |
4 |
4 |
2 |
4 |
33 |
5 |
7 |
13,7 |
68,7 |
5 |
3 |
4 |
2 |
19 |
6 |
13 |
15,8 |
62,8 |
6 |
6 |
7 |
1 |
22 |
0 |
6 |
15,4 |
57,4 |
7 |
4 |
2 |
4 |
4 |
7 |
6 |
14 |
41 |
8 |
7 |
1 |
5 |
31 |
9 |
14 |
17,6 |
84,6 |
9 |
9 |
2 |
4 |
11 |
3 |
16 |
12,2 |
57,2 |
10 |
8 |
1 |
6 |
14 |
4 |
7 |
21 |
61 |
11 |
2 |
3 |
0 |
13 |
9 |
7 |
20 |
54 |
12 |
7 |
1 |
1 |
7 |
5 |
2 |
9 |
32 |
13 |
5 |
18 |
15 |
31 |
9 |
21 |
18,4 |
117,4 |
14 |
3 |
2 |
0 |
15 |
0 |
1 |
8,4 |
29,4 |
15 |
4 |
4 |
2 |
21 |
11 |
21 |
15,4 |
78,4 |
16 |
6 |
1 |
6 |
24 |
4 |
15 |
6 |
62 |
17 |
6 |
4 |
6 |
20 |
10 |
13 |
12 |
71 |
18 |
2 |
2 |
2 |
23 |
5 |
11 |
24,2 |
69,2 |
итог суммы |
88 |
64 |
71 |
333 |
109 |
191 |
270,7 |
1122,7 |
Ср. знач-е |
4,89 |
3,56 |
3,94 |
18,50 |
6,06 |
10,61 |
15,04 |
62,59 |
Групповой интеллектуальный тест учащихся 3Бласса.
№ п/п |
1А |
2А |
3А |
4А |
5А |
6А |
7А |
общий результат |
1 |
2 |
6 |
11 |
31 |
13 |
21 |
22,6 |
106,6 |
2 |
9 |
3 |
4 |
25 |
6 |
13 |
20,6 |
80,6 |
3 |
17 |
9 |
12 |
37 |
18 |
28 |
36,6 |
157,6 |
4 |
8 |
3 |
6 |
20 |
9 |
15 |
17,2 |
78,2 |
5 |
6 |
3 |
3 |
21 |
9 |
0 |
32,8 |
74,8 |
6 |
6 |
2 |
4 |
25 |
4 |
4 |
0 |
45 |
7 |
3 |
4 |
6 |
9 |
9 |
0 |
30,6 |
61,6 |
8 |
5 |
3 |
5 |
21 |
7 |
12 |
19,2 |
72,2 |
9 |
13 |
5 |
8 |
29 |
12 |
9 |
14 |
90 |
10 |
7 |
2 |
4 |
17 |
0 |
18 |
23,2 |
71,2 |
11 |
11 |
4 |
7 |
35 |
12 |
20 |
30,6 |
119,6 |
12 |
1 |
4 |
4 |
23 |
7 |
0 |
17,4 |
56,4 |
13 |
9 |
2 |
6 |
15 |
11 |
18 |
22,8 |
83,8 |
14 |
1 |
3 |
5 |
1 |
0 |
0 |
13,6 |
23,6 |
15 |
6 |
2 |
4 |
17 |
6 |
0 |
0 |
35 |
16 |
8 |
4 |
5 |
22 |
10 |
4 |
18,8 |
71,8 |
17 |
3 |
2 |
6 |
22 |
7 |
11 |
6,4 |
57,4 |
18 |
3 |
2 |
3 |
11 |
9 |
0 |
27,4 |
55,4 |
19 |
3 |
3 |
9 |
18 |
5 |
0 |
8,4 |
46,4 |
20 |
4 |
4 |
7 |
10 |
7 |
13 |
26 |
71 |
21 |
6 |
3 |
3 |
23 |
3 |
24 |
35,4 |
97,4 |
22 |
4 |
2 |
5 |
17 |
5 |
22 |
15,2 |
70,2 |
23 |
7 |
3 |
7 |
24 |
6 |
3 |
31,6 |
81,6 |
24 |
7 |
2 |
2 |
17 |
8 |
2 |
20,2 |
58,2 |
25 |
11 |
4 |
10 |
35 |
8 |
17 |
21,4 |
106,4 |
итог суммы |
160 |
84 |
146 |
525 |
191 |
254 |
512 |
1872 |
Ср. знач-е |
6,40 |
3,36 |
5,84 |
21,00 |
7,64 |
10,16 |
20,48 |
74,88 |