Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:16, курсовая работа
Одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами. [36]
Введение…………………………………………………………….стр. 2
Глава 1. Теоретические аспекты психотерапевтической работы с одарёнными
детьми………………………………………………………………стр. 6
1.1. Понятие одарённости. ………………………………………...стр. 6
1.2 Природа «проблем» одаренных детей………………………...стр. 6
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния коррекционных упражнений на устранение социальных проблем у одарённых детей…стр. 18
2.1. Психотерапевтический подход к коррекционной работе.…………...стр.18
2.2 Психокоррекционная программа развития и поддержки одарённых детей…………………………………………………...стр. 20
Выводы……………………………………………………………..стр. 32
Заключение………………………………………………………...стр. 33
Библиография……………………………………………………...стр.36
III. ТЕМА «КРЕАТИВНОСТЬ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
(15 ч.: 10 общ.+5 инд.)
1-2. Креативное мышление. Способы нестандартного подхода к применению простых вещей. Написание инструкций. Приёмы творческого мышления. Упражнения, развивающие гибкость мышления и творческое воображение. Понятия: «мозговой штурм», «инвентаризация». Приёмы ТРИЗ.
3-4. Оч.умелые ручки. Высказывания (по домашним заготовкам) на тему: «Мои изобретения», «Моя комната – музей моего творчества». Подготовка слайдов (в формате Р/Р) на тему изобретений с использованием фотографий.
5-6. Приёмы «арт-терапии» в развитии личности. Влияние искусства на творческое формирование личности. Выполнение рисунка-теста «Картина мира». Групповое дополнение рисунков. Обсуждение терапевтического значения. Рефлексия.
7. Влияние музыки на творчество. Обмен мнениями о том, как разная музыка влияет на настроение и побуждает к деятельности. Прослушивание музыкальных отрывков – «описание» музыки. Анализ состояния.
8. Представление шедевра. Выступления по домашним заготовкам на тему «Моё любимое произведение» (живопись, музыка, литература, архитектура и др.).
9-10. Конкурс изобретателей. Понятия «инсайт», «озарение». Общие положения конкурса: название проекта, назначение и применение, целесообразность. Подготовка проектов (30 мин), защита, оценка. Рефлексия.
И н д и в и д у а л ь н ы е занятия: анализ творческих способностей и факторов, мешающих их реализации; оформление слайдов для будущего партфолио.
IV. ТЕМА «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И IQ» (10 ч.: 5 общ.+5 инд.)
1-2. Чем определяются познавательные способности? Формирование мотивации, развивающая среда, задатки, организация учебного времени. Исследование памяти, внимания, мышление. Упражнения, развивающие память, внимание, логику мышления.
3-4. Интеллектуальные тесты. Тестирование: «ШТУР», «КОТ», тест Равена.
5. Принципы грамотного мышления. Беседа о самоорганизации, режиме. Составление оптимального «Режима дня». Рефлексия: «Что способствует лучшему результату?»
И н д и в и д у а л ь н ы е занятия: интерпретация результатов IQ-тестирования, анализ способностей и факторов, способствующих их развитию; оформление слайдов для будущего партфолио на тему «Мои интеллектуальные достижения».
V. ТЕМА «ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ» (15 ч.: 10 общ.+5 инд.)
1. Структура личности. Потребности. Определение личности. «Пирамида потребностей»
по А. Маслоу. Самоанализ методом позитивной психотерапии:
«тело»-«контакты»-«
2-3. Темперамент и характер. Тест «Айзенка». Рефлексия: «Как я чувствую проявление своего темперамента». Типология поведения и характера. Понятие «психологическая совместимость». «Психогеометрический тест». Выводы о достоинствах и недостатках каждого типа, совместимости-несовместимости.
4. Ответственное поведение как условие успешной самореализации личности. Самоанализ по схеме «могу, хочу, должен». Формирование ответственного поведения. Психодраматические сценки на тему.
5-6. Формирования и развития личности (тесты для исследования личностных проявлений). Факторы, влияющие на личностное развитие. Тесты: «Несуществующее животное», «Автопортрет», «Графический тест» и др. Общая интерпретация рисунков.
7. Деятельность как условие личностного роста. Понятие о проектной деятельности. Схема работы над проектом: название, цели, задачи, сроки реализации, целевая аудитория, этапы деятельности, ресурсы, бюджет, смета, риски. Обсуждение практической значимости. Выбор темы, составление плана работы над проектом.
8-9. Оформление презентаций в формате Р/Р. Общий план работы, подготовка шаблонов (работа в компьютерном классе).
10. Защита проекта. Демонстрация презентаций. Групповое обсуждение. Оценка.
И н д и в и д у а л ь н ы е занятия: интерпретация результатов личностного тестирования; анализ и психокоррекция, составление индивидуальных планов развития личности.
VI. ТЕМА «ЭМОЦИИ И КОНФЛИКТЫ» (15 ч.: 10 общ.+5 инд.)
1-2. Эмоции и настроение. Типы эмоциональных состояний: демонстрация, мимическая гимнастика. Понимание эмоциональных состояний в целях расположения к себе партнёра. Упражнения: «Пантомима», «Отражение».
Способы психоэмоциональной саморегуляции. Понятие «релаксация». Обмен «опытом»: «Как я беру себя в руки». Упражнения на снятие агрессии, обиды, угнетённого состояния.
3-4. Страх публичных выступлений. Основные приёмы ораторского искусства. Техники снятия тревоги и страха в стрессовых ситуациях. Отработка приемов, затем выступления на заданные темы (шутливые), например: «Мороженое в моей жизни», «Влияние школьного звонка на нервную систему», «Дед Мороз: миф или реальность?», «Один день с волшебной палочкой...»
5-6. Конфликт. Понятие о конфликте. Обмен жизненными впечатлениями. Причины конфликтов. Характеристика состояния конфликтующих сторон. Психодрама: разыгрывание конфликтных ситуаций из жизни. Анализ конфликта. Правила, позволяющие понять позицию другого человека. Понятия активное слушание, контакт глазами, отражение чувств. Алгоритм разрешения конфликта. Ролевые игры с применением правил. Рефлексия.
7-8. Внутренний конфликт и неудовлетворённость собой. Понятия прямота, учтивость, микро- и макротравмы. Самоанализ: «События, которые меня потрясли». Мера ответственности за события. Психологические приёмы разрешения внутренних конфликтов. Упражнения на тему. Рефлексия.
9-10. Толерантность. Явления непохожести в нашей жизни. (Обсуждение проблемы). Понятие толерантное мышление. Принципы толерантного мышления. Билль о правах человека. Написание правил личного характера (затрагивающих личные особенности и проблемы). Рефлексия.
И н д и в и д у а л ь н ы е занятия, направленные на разрешение внутренних, бытовых, учебных и др. конфликтов; психокоррекция эмоциональных состояний.
VII. ТЕМА «ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ» (15 ч.: 10 общ.+5 инд.)
1. Личность и коллектив: проблемы самовыражения. Просмотр видеофильма «Адажио». Обсуждение. Выводы о роли ЛИЧНОСТИ в истории человечества (положительные – отрицательные примеры).
2. Групповые роли и маски. Влияние стереотипного поведения на общий результат. (Роли «философ», «знайка», «больной», «клоун», «заводила», «моя хата с краю» и др.) Игра: «Давайте сбежим!».
3. Основы групповой сплочённости. Правила взаимодействия в группе единомышленников (этика, дисциплина, ответственность). Рефлексия: «Группа, в которой мне интересно».
4-5. Групповая игра «Необитаемый остров». Игра: личный выбор и последовательность поведения, умение найти свою нишу в коллективе, гибкость поведения в сложившейся ситуации. Рефлексия: «Что я понял о себе».
6-7. Делова игра «Защита проекта». Отработка поведения в ситуации принятия-непринятия. Рефлексия: «Чему меня научила игра».
8-9. Создание команды по всем правилам. Творческие проекты «Моя фирма». Реализация лидерских и организаторских способностей по формированию коллектива. Рефлексия: «Что удалось мне и другим».
10. Группа или… частное лицо? Обсуждение проблемы самореализации и признания (профессиональный, материальный, творческий результат).
И н д и в и д у а л ь н ы е занятия. Психоанализ: привычная роль в команде (лидер, исполнитель, мыслитель и др.) и достижение общего и личного результата.
VIII. ТЕМА «ПЕРСПЕКТИВЫ И ДОСТИЖЕНИЯ» (10 ч.: 5 общ.+5 инд.)
1. Лестница успеха. Психологический тест, интерпретация. Рефлексия на тему «Мои достижения». Отбор материалов для создания собственного творческого портфолио.
2-3. Цели и ценностные ориентации. Создание своего «перспективного» психологического портрета (методика Рокича). Зачитывание, обсуждение, оценивание успешности.
4. Формирование успешного будущего. Письмо «Послание себе – в будущее...». Рефлексия: «Каково мне там, в будущем?..»
5. Просмотр личных партфолио. Поддержка. Обмен пожеланиями. Рефлексия: «Моё участие в группе».
И н д и в и д у а л ь н ы е занятия: психоанализ состояния на конец учебного года, оценка достижений и перспективных планов; помощь в подготовке портфолио.
Выводы.
В заключении отметим, что в целом поставленные нами задачи были выполнены. Во время эксперимента, проведённого школьным психологом, была выявлена группа одарённых детей младшего школьного возраста. На основе полученных результатов была составлена коррекционно – развивающая программа, коммуникативного свойства, направленная на устранение проблем у одарённых детей.
Эксперимент был проведён в форме групповой коррекционной – развивающей программы с детьми младшего школьного возраста, которая проводилась в условиях специально смоделированных групповых занятий.
Для проведения данной программы и повторного тестирования нам был необходим более продолжительный временной период. Поэтому экспериментальная часть не была завершена и гипотеза не подтвердилась.
Не смотря на не подтвёрждённую гипотезу, мы надеемся, что в дальнейшей работе школьного психолога данная программа будет иметь эффективность, так как работа по составленной нами программе с детьми будет проводиться до конца учебного года и тогда же будет проводится повторное тестирование. Мы и в дальнейшем намерены продолжать проведение такого рода коррекционных программ.
Заключение.
В современном мире человек как личность развивается на притяжении всей жизни, но самые важные личностные свойства и способности, психологический фундамент личности формируется в детстве и под руководством окружающих ребенка взрослых. От того, каким было у ребенка детство, зависит весь вклад его личности и во многом его жизненная судьба.
Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь анатомо-психологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.
Выражение "одаренные дети" употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным. Такое словоупотребление (оно связано с определенными издержками) в наибольшей мере принято в американской психологии и педагогике, а теперь - хорошо это или плохо - получает распространение и у нас.
Для него есть основания, в частности применительно к умственным проявлениям детей. Если у ребенка, при прочих равных условиях, необыкновенно быстрый темп умственного развития, а то уже и явные достижения в той или иной деятельности, правомерно признать его незаурядным. И поэтому к нему нужен соответствующий психолого-педагогический подход. Но можно ли считать, что у такого ребенка или подростка уже имеются достаточные предпосылки для дальнейшего роста его особых возможностей, т.е. для того, чтобы стать со временем одаренным взрослым? Судя по всему, по отношению ко многим таким детям этого скидать нельзя.
В более узком и строгом значении понятие "одаренность" относительно детей должно было бы применяться только к тем случаям, когда выдающиеся свойства ребенка предстают как действительный залог его будущих возможностей. Но надежно определить значение детских свойств, своевременно выявить таких детей - сложнейшая проблема, которая в психологической науке еще весьма далека от решения.
Важно не упускать из виду, что существуют разные - по своей направленности, по содержанию деятельности или по условиям развития - виды умственной одаренности (например, такие разные, как лидерская или математическая). Каждый из них имеет свою специфическую динамику возрастного развития.
Многое в судьбе таких детей будет зависеть от конкретных особенностей обучения и воспитания. Как скажутся на развитии умственных способностей те или иные стратегии обучения? Будут ли найдены мера и такт в воспитании? Незаурядные дети нуждаются в специальных программах обучения и специально подготовленных учителях. При этом, разумеется, развитие ума, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся с годами черт характера, ценностных ориентации, всего склада личности. Здесь исключительно велика роль семьи, учителя, наставника. Наряду с тем, что в некоторых случаях особые способности можно "пробудить", существует и опасность их приглушить, исказить направление развития.
Трудно обучать и воспитывать необычных по своему умственному развитию и активности детей, особенно трудно прогнозировать влияние на них учебно-воспитательных воздействий.
При этом каждый раз важно учитывать не только индивидуальность, но и возраст ребенка. Чтобы приблизиться к возможности прогноза, обязателен, необходим возрастной подход: нужна ориентировка в тех изменениях психики и самой личности, которые происходят по мере того, как дети становятся старше.
Отношение к незаурядным детям должно учитывать и то обнадеживающее, и то разочаровывающее, что с ними связано. Ранние проявления необычных возможностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов - ведь они могут указывать на ростки подлинной одаренности.