Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:16, курсовая работа
Одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами. [36]
Введение…………………………………………………………….стр. 2
Глава 1. Теоретические аспекты психотерапевтической работы с одарёнными
детьми………………………………………………………………стр. 6
1.1. Понятие одарённости. ………………………………………...стр. 6
1.2 Природа «проблем» одаренных детей………………………...стр. 6
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния коррекционных упражнений на устранение социальных проблем у одарённых детей…стр. 18
2.1. Психотерапевтический подход к коррекционной работе.…………...стр.18
2.2 Психокоррекционная программа развития и поддержки одарённых детей…………………………………………………...стр. 20
Выводы……………………………………………………………..стр. 32
Заключение………………………………………………………...стр. 33
Библиография……………………………………………………...стр.36
Методика дает возможность исследовать нарушение (или несформированность) функции на трех уровнях ее организации — мозговом, психофизиологическом и психологическом, что позволяет не просто обнаружить симптом, но и его природу и механизмы, нарушения внутри- и межфункциональных связей. Такой подход дает возможность поставить топический и дифференцированный диагноз и наметить адекватный путь коррекционной работы.
Данные методы не ставили задачу работы с одаренными детьми, но в настоящее время они оказались эффективными и позволяют наметить пути и методы оказания психологической помощи одаренному ребенку с синдромом ADHD (синдрома дефицита внимания и гиперактивности).
Цели исследования:
1.Выявление проблем у
2. Поддержка одарённых детей (при помощи составленных программ)
3. Психотерапевтическая работа, направленная на устранение проблем.
Задачи исследования:
Объект исследования: одарённые дети.
Предмет исследования: психологическая работа с одарёнными детьми.
Гипотеза: раннее выявление одарённости ребёнка, способствует его нормальной социализации и устранению проблем мешающих нормальному развитию личности в социуме.
В эксперименте и в коррекционной работе участвовали 32 человека, возраста 8-9 лет. Школьным психологом был проведен Групповой Интеллектуальный Тест (ГИТ) среди 3-х классов и тест «Лесенка» (тест «Десять ступенек»). После проведения экспериментальной работы школьным психологом, был дан запрос на проведение коррекционной работы, т.к. у одаренных детей были выявлены проблемы с самооценкой.
2.2 Психокоррекционная программа
развития и поддержки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Формировать и создавать мы можем лишь условия,
но не человеческую душу».
Ш.А. Амонашвили
Данная программа представляет собой систему психологической поддержки, направленную на личностное развитие одарённых детей, так как эти дети часто выделяются именно своей личностной незрелостью и социальной дезадаптацией. Забота об одарённых детях предполагает сочетание развития способностей с общеобразовательной подготовкой и совершенствованием личности. Благодаря применению инновационных приёмов в обучении, обеспечивающих разноуровневый, индивидуальный подход, нестандартный ребёнок может почувствовать себя успешным в любой учебной деятельности. Но всё равно он часто остаётся в коллективе «белой вороной». Таких детей, как правило, не очень любят сверстники, считая зазнайками. Да и сами они, с детства ощущая своё превосходство в способностях, формируют у себя чувство «звёздности». Программа психологической поддержки и развития одарённых детей предполагает объединить особенных детей в малые группы (3 группы до 8 человек). Это позволит им не только получить навыки успешных социальных взаимодействий в среде себе подобных, но и закрепить свою учебную успешность опытом продуктивного участия в какой-либо творческой деятельности (чему способствуют темы «Личностный рост», «Креативность»). Дети смогут создать собственные творческие портфолио – своеобразную форму «накопления» личных достижений, что поможет им и в будущем успешно презентовать себя.
Врождённые задатки – только одно из условий сложного процесса становления индивидуальных психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. Если ребёнок проявляет признаки одарённости, а вокруг него не формируется развивающая среда, не учитывается его индивидуальность, то постепенно «маленький гений» становится заурядным учеником, а часто даже неуспеващим, выпадая из «школьного конвейера».
Главный признак развивающей среды – формирование способности к творческому мышлению. Если МЫШЛЕНИЕ характеризуется как «процесс познания и отражения окружающего мира», то ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. То есть, проще говоря, дети должны учиться, добывая знания самостоятельно, преобразовывая их в новый продукт творческого мышления.
Каковы же признаки одарённости?
Чем одарённый ребёнок выделяется из общей массы детей?
«С и л ь н ы е» стороны: -раннее проявление высокой умственной активности, любознательность; -быстрота и точность
выполнения умственных -оригинальность высказываний, развитая речь, богатство словарного запаса; -творческое выполнение любых заданий, развитость воображения; -деятельная активность, при этом высокая продуктивность деятельности; -разнообразие интересов. |
«С л а б ы е» стороны: -желание продемонстрировать своё превосходство: перебивают, берут инициативу на себя в общении; -сарказм (жестокость) интеллекта; -«несобранность», неорганизованность (результат правополушарного развития); -проявление крайнего индивидуа -неряшливость, «ломаный» почерк, грязь в тетрадях; -неадекватная самооценка: либо очень высокая (высокомерие), либо заниженная (уход в себя). |
Ч т о д е л а т ь с таким учеником?
• Принять таким, какой он есть (не растерять умственный потенциал)
• Научить его «приспособиться» к своей нестандартности – в этом и заключается, по моему мнению, работа психотерапевта:
с детьми:
-развитие коммуникативных
-организация процесса
-формирование уверенного
-ориентация на достижение
Рекомендуют детей для занятий в малых группах по признаку одарённости сами учителя, исходя из своих наблюдений за проявлениями детей в учебной деятельности. Параллельно для педагогов проходят семинары на темы, названные выше. Кроме того, для педагогов, заинтересованных в особой, углубленной подготовке к работе с одарёнными детьми, разработан современный КОМПЛЕКС психолого-педагогических методик для исследования и самоанализа собственной личности – в целях построения более результативных и успешных взаимоотношений в системах «учитель-ученик», «учитель-класс
Итак, самое главное в обучении и развитии одарённых детей – сохранение их «оригинальности», неординарности, а не демонстрация их знаний, потому что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знает человек. Общими усилиями – психолога, педагогов и родителей – мы постараемся сделать для одарённых детей процесс познания и самораскрытия удобным для них и результативным.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель – оказание психологической поддержки одарённым детям для раскрытия их творческого и интеллектуального потенциала и самореализации в продуктивной деятельности.
Задачи:
- Помочь одарённым уч-ся адекватно осознать свою неординарность и индивидуальную самоценность (через организацию тренинговых занятий, индивидуальную психокоррекцию, психологические исследования и открытия).
- Поддерживать высокую учебную мотивацию одарённых детей, направлять её на творческое самовыражение в продуктивной деятельности – учебной, научной, исследовательской, творческой, чему в целом будет способствовать развивающая среда в школе.
- Способствовать успешной социализации одарённых уч-ся в коллективе, помочь решить проблемы общения, научить работать в группе единомышленников.
– Формировать позитивную установку на полную самореализацию, приучать к постоянной работе на результат, приближая тем самым успешное будущее.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Название темы |
Общее |
В том числе: | |
п/п |
кол-во часов |
общих |
индиви- дуальных | |
1. |
Социализация: принятие и признание. |
13 |
8 |
5 |
2. |
Я-концепция: начало самопознания. |
9 |
4 |
5 |
3. |
Креативность: развитие творческого мышления. |
15 |
10 |
5 |
4. |
Познавательные способности и IQ. |
10 |
5 |
5 |
5. |
Личностный рост. |
15 |
10 |
5 |
6. |
Эмоции и конфликты. |
15 |
10 |
5 |
7. |
Групповое поведение. |
15 |
10 |
5 |
8. |
Перспективы и достижения. |
10 |
5 |
5 |
Всего: |
102 |
62 |
40 |
Примечание.
На общих занятиях идёт рассмотрение темы, отработка навыков группового поведения в рамках темы. Индивидуальные занятия позволяют применять приёмы психокоррекции, способствуют личностному осознанию и решению проблем.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. ТЕМА «СОЦИАЛИЗАЦИЯ: ПРИНЯТИЕ И ПРИЗНАНИЕ»
(13 ч.: 8 общ.+5 инд.)
1. Психологический климат в социуме. Условия формирования позитивных отношений в кругу семьи, в школе, с друзьями (понятия эмпатия, инфиативность, «здесь и сейчас», рефлексия). Представление в рамках принятых правил. Упражнение «Визитка». Рефлексия: «Мне понравилось…»
2-3. Я – интересен, ты – интересен. Снятие психологических барьеров в общении через коммуникативные игры: «Комплимент», «Интервью», «Знакомство в парах», «Меняемся местами».
4-5. Если тебя не принимают.... Обсуждение проблемы отверженности. Невербальные игры: «Молекулы», «Заросли», «Над пропастью», «Пещера», «Немое приветствие», «Спина к спине».
6-7. Диалог: как завоёвывать союзников? Способы ведения переговоров. Упражнения и сценки, демонстрирующие разные позиции в диалоге: поддержка партнёра, утверждение себя, понимание.
8. «Я» глазами других. Как строится благоприятный имидж (впечатление от внешнего вида, характера, поведения). Игра «Горячий стул».
И н д и в и д у а л ь н ы е занятия: коррекция проблем общения, взаимодействия, асоциального поведения.
II. ТЕМА «Я-КОНЦЕПЦИЯ: НАЧАЛО САМОПОЗНАНИЯ» (9 ч.: 4 общ.+5 инд.)
1. Я – успешный?.. Понятия «Я-концепции»: «Я-образ», «сценарное поведение», «самооценка». Обсуждение условий, влияющих на формирование самооценки. Самоанализ: «Сильные и слабые стороны моей «Я-концепции»».
2. Определение качества самооценки. (Практическое занятие). Выполнение теста, интерпретация результатов, рекомендации по коррекции самооценки. Рефлексия: «Как я чаще себя оцениваю и почему?», «Как я реагирую на свои успехи и поражения».
3. Социальные роли и «семейные сценарии». Позиции Э. Берна «я» - «они». Метод самоанализа поведения: Я«+»/Я«-». Рефлексия: «Мои социальные роли».
4. Дневник – мой друг. (Практическое занятие). Ведение дневника как способ самопознания.). «Тест незаконченных предложений». Выводы о ценностях, потребностях и проблемах.
И н д и в и д у а л ь н ы е занятия, направленные на формирование положительной самооценки, коррекцию неадекватного самовосприятия и проблем, выявленных тестированием.