Экспериментальное исследование путей оптимизации родительского отношения в семьях подростков в рамках психологического консультирова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы: является формирование оптимальных для развития подростков родительских отношений в рамках психологического консультирования.
Объект исследования: родители подростков.
Предмет исследование: пути оптимизации родительского отношения в семьях подростков.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования основ психологического консультирования родителей
1.1 Консультирование в деятельности психолога сферы образования
1.2 Методика консультирования родителей
1.3 Проблеме взаимоотношений родителей с детьми –подростками
Глава 2. Экспериментальное исследование путей оптимизации родительского отношения в семьях подростков в рамках психологического консультирования
2.1 Цели, задачи и гипотеза исследования
2.2 Методика исследования
2.3 Результаты исследования
2.4 Обсуждение результатов исследования
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

Глава 1.  Теоретические аспекты исследования основ психологического консультирования родителей

1.1 Консультирование в деятельности психолога сферы образования

1.2 Методика  консультирования родителей

1.3 Проблеме взаимоотношений родителей с детьми –подростками

Глава 2. Экспериментальное  исследование  путей оптимизации родительского отношения в семьях подростков в рамках психологического консультирования

2.1 Цели, задачи и гипотеза исследования

2.2 Методика исследования

2.3 Результаты исследования

2.4 Обсуждение результатов исследования

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

 

Деятельность психологической службы в системе образования позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в психическом развитии учащихся, знать их возрастные и индивидуальные особенности и помогать на основе этого педагогическому коллективу школы использовать средства и методы учебно-воспитательной работы с максимальной эффективностью. Поэтому психологическая служба школы чрезвычайно существенна в деле улучшения воспитания и обучения детей.

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию.

Психологическое консультирование – работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа. [1] Наиболее часто за психологической помощью обращаются родителе подростков , что связано с кризисностью развития детей в данном возрасте.

Автономизация и достижение эмоциональной дифференцированности личности в семье, процесс перестройки детско-родительских отношений на качественно иной основе как отношений взаимного уважения и равноправия составляет важнейшую задачу развития подросткового возраста. Возникновение чувства взрослости как формы самосознания подростка обуславливает необходимость пересмотра прежних норм и принципов взаимодействия родителей и детей.

Успешность решения задачи трансформации детско-родительских отношений, уровень достигаемой подростком самостоятельности, установление новых границ внутри семейной системы в значительной степени определяется качеством сложившихся к началу подросткового возраста отношений ребенка и родителей.

Знание особенностей отношений, определяющих особенности общения и взаимодействия подростков с родителями позволит определить закономерности их развития, осуществить необходимую интервенцию с целью психологического воздействия, и оптимизации развития, планировать и реализовать соответствующие профилактические меры для предупреждения деструкции их развития.В связи с этим считаем изучение особенностей психологического консультирования родителей актуальным.

Целью работы: является формирование оптимальных для развития подростков  родительских  отношений в рамках психологического консультирования.

Объект исследования: родители подростков. 

Предмет исследование: пути оптимизации родительского отношения в семьях подростков. 

Гипотеза: повышение воспитательного потенциала, формирование благоприятных детстко-родительских отношений возможно,  если родители в рамках психологического консультирования имеют возможность узнать,  как они взаимодействуют с детьми, осознать ошибки воспитания и определить пути оптимизации взаимоотношений.

Задачи:

1.                 Проанализировать литературу по проблеме исследования;

2.                 Определить особенности родительского отношения в семьях подростков;

3.                 Разработать и провести консультативную беседу с родителями подростков по результатам исследования;

4.                 Разработать и довести до сведения родителей рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений в подростковом возрасте. 

Исследование производилось по средствам анализа и обобщения литературы, тестирования, беседы,  наблюдения.

Выборку составили 30 родителей подростков.


Глава 1.  Теоретические аспекты исследования основ психологического консультирования родителей

 

1.1 Консультирование в деятельности психолога сферы образования

 

Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования.

Р.С. Немов дает следующее определение: «Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций . Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке» 10,с.6.

Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования[10,с.7].

Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.

Консультация  — важный вид работы школьного психолога. Специфика психологического консультирования в школе заключается в том, что в процессе консультации рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи школьной психологической службы — максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого школьника. Администрация школы, учителя, родители, другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами учащихся, а не сами по себе.

В зависимости от особенностей клиента, его проблемы, целей и задач школьного психолога, может быть выбрана определенная форма консультирования.

Н. Самоукина [20] отмечает, что все виды консультативной работы можно разделить на три основные группы.

По признаку затрачиваемого времени:

- краткосрочное консультирование (одно- или двухразовое посещение клиентом школьного психолога);

- долгосрочное консультирование (консультативная работа с клиентом в течение нескольких месяцев с некоторой периодично стью).

Длительность консультирования зависит от проблемы, с которой клиент обращается к психологу, желаний клиента серьезно работать над своей проблемой, объективных обстоятельств жизни клиента и психолога и др. Возникают ситуации, когда, начавшись в форме краткосрочного консультирования, через некоторое время работа переходит в режим долгосрочного консультирования.

Продолжительность одного посещения (одной консультативной беседы) может колебаться от 30 минут до 3-3,5 часов. Это зависит главным образом от обсуждаемой проблемы, времени, которым располагает в школе психолог, а также от целей, реализуемых психологом в ходе консультации [20].

По признаку содержания консультации:

-психолого-педагогическое консультирование (предоставление психолого-педагогических знаний о приемах и способах воспитания, советов и рекомендаций относительно педагогических проблем. Обычно проводится с учителем или родителем);

-психологическое консультирование (по поводу сугубо психологических проблем: неблагополучий и противоречий в семейных взаимоотношениях, личностных особенностях клиента и общающихся с ним людей);

-социально-психологическое консультирование (выявление неблагоприятных социальных условий в жизни клиентов; выработка рекомендаций о необходимости вмешательства социальной службы в жизнь клиентов, таких, например, как служба знакомств);

- психодиагностическое консультирование или профессиональное (проведение психодиагностики или профессиональной психодиагностики личностных качеств, черт характера, темперамента и способностей, а также профессиональной направленности клиента, составление психологической характеристики с оценкой, рекомендациями и прогнозом);

-медико-психологическое консультирование (психологическое обследование клиента, формулирование гипотезы о предполагаемом диагнозе, разработка рекомендации об обращении к соответствующему специалисту - невропатологу, патопсихологу или психиатру).

Важно отметить, что реальный процесс психологического консультирования редко осуществляется в "чистой форме". Довольно часто, в конкретных случаях разные формы консультирования переходят друг в друга [20].

По признаку построения консультативного процесса:

-однофазная консультация проводится с одним клиентом (учителем, родителем или учащимся);

- двухфазная консультация организуется в тех случаях, когда к психологу обращается, например, учитель по поводу проблем какого-либо учащегося или родитель с ребенком. В таких ситуациях на первой фазе консультации психолог выслушивает "жалобу" взрослого, а затем на второй работает с учащимся или ребенком;

- трехфазная консультация типична, если родители обратились к школьному психологу с просьбой об определении профессиональной направленности своего ребенка (подростка или старшеклассника) или выяснения психолого-педагогических проблем его воспитания. Психолог выслушивает "заказ родителей" (I фаза), затем работает с учащимся (II фаза). Завершается целостный консультативный процесс разработкой рекомендаций, которые он адресует либо родителям, либо школьнику (III фаза)

Так же психолог-консультант может работать с отдельными людьми или группами. Соответственно различают индивидуальное и групповое консультирование[20].

Индивидуальное консультирование – это беседа консультанта с клиентом наедине, обсуждение с ним жизненной проблемы, которая его беспокоит.

Групповое консультирование может заключаться, например, в решении какой-либо проблемы в группе.

Таким образом, психологическое консультирование - это специально организованная беседа психолога с клиентом (представителем школьной администрации, учителем, родителем или учащимся) для разъяснения отдельного вопроса, анализа проблемы и выработки советов или рекомендаций по их решению или регулированию.

 

 

1.2 Методика консультирования родителей

 

Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекает внимание многих психологов различных школ и направлений. В этой области научная психология значительно отстаёт от практики, особенно заметен данный разрыв в отечественной психологии.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль [22,с.8].

Родители в жизни каждого человека играют большую и ответственную роль, так как дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.

Однако часто родители являются не вполне компетентными в воспитании детей.  Решение данной проблемы может происходить в рамках консультирования родителей психологами сферы образования.

Консультирование родителей может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьной проблемах ребёнка. Так же целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в семье [18].

Информация о работе Экспериментальное исследование путей оптимизации родительского отношения в семьях подростков в рамках психологического консультирова