Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:38, курсовая работа
Целью работы: является формирование оптимальных для развития подростков родительских отношений в рамках психологического консультирования.
Объект исследования: родители подростков.
Предмет исследование: пути оптимизации родительского отношения в семьях подростков.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования основ психологического консультирования родителей
1.1 Консультирование в деятельности психолога сферы образования
1.2 Методика консультирования родителей
1.3 Проблеме взаимоотношений родителей с детьми –подростками
Глава 2. Экспериментальное исследование путей оптимизации родительского отношения в семьях подростков в рамках психологического консультирования
2.1 Цели, задачи и гипотеза исследования
2.2 Методика исследования
2.3 Результаты исследования
2.4 Обсуждение результатов исследования
Заключение
Список литературы
Для того, чтобы в семье существовал благоприятный социально-психологический климат, необходимы позитивные формы поведения во взаимодействии родителей и подростка. К ним относятся: умение внимательно слушать и слышать другого, совет, предложение помощи, похвала, согласие, подбадривание, благожелательность, утешение, уважение, сочувствие, предостережение, поддержка, стремление понять другого.
Заключение
Стабильность семейной среды, ее высокий воспитательный потенциал важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка.
Семейное воспитание - это общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными отношениями.
Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка, формированию личностных особенностей, негативно сказывающихся на взаимодействии и адаптации ребенка в обществе. Это делает проблему поиска эффективных методов взаимодействия родителей и детей актуальными.
В курсовой работе были исследованы вопросы консультирования родителей психологом образовательного учреждения.
В теоретической части работы определены сущность консультативной работы в практике психолога образовательного учреждения, особенности консультирования родителей, проблемы консультирования родителей подростков.
Было установлено, что спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование.
Консультирование родителей затруднено отсутствием у них осознанности того, что они могут не правильно строить отношения со своими детьми, тем, что не признают наличие проблем.
В практической части работы мы провели консультирование родителей подростков на основании диагностики их особенностей отношения к детям. В исследовании приняли участие 30 родителей подростков.
В рамках исследования было выявлено, что большинство родителей не стремятся к взаимодействию с детьми, видят свои воспитательные функции в контроле за ними, ограждении их от проблем, некоторые родители эмоционально черствы по отношению к детям, не видят их способностей и возможностей.
Консультирование направленно на просвещение родителей, осознание им ошибок воспитания показало заинтересованность родителей данной проблемой и стремление из решать, что позволят нам сделать вывод согласно которой повышение воспитательного потенциала, формирование благоприятных детстко-родительских отношений возможно, если родители в рамках психологического консультирования имеют возможность узнать, как они взаимодействуют с детьми, осознать ошибки воспитания и определить пути оптимизации взаимоотношений, подтвердилась.
Результаты исследования могут быть использованы при работе с родителями, как в рамках образовательных учреждений, так и центров помощи семье и детям.
Список литературы
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. — 208 с
2. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М., «Семья и школа», 2003. – 250с.
3. Варга А.Я. Типы родительского отношения - Самара: СамГПУ, 1997. – 88 с
4. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте.// Вопросы психологии 1972. №2. С. 25 – 36.
5. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез - Л.: Медицина, 1988. - 244 с.
6. Ильинова Н.Ф. Консультирование родителей по проблемам самостоятельности детей на Телефоне Доверия. //Работа переживания и психологическая помощь детям: Сборник статей и тезисов выступлений II Международной конференции Телефонов Доверия (Москва, 25-27 октября 2007г.). – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007 –С. 50-55
7. Личко А.Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.:Медицина,1983 . -76 с
8. Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте.// Вопросы психологии. 2002. №5 С.135 - 143
9. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
10. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.
11. Овчарова Р. В. Психология родительства - М; “Академия”, 2005 - 363c
12. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания - М.: Знание, 1981. - 76с.
13. Подросток в семье / Сост. И.Я. Наумченко, Н.Ф. Яковлев, -Мн. 6 Народная асвета, 1980., с.37-41
14. Подросток и семья: Хрестоматия / Сост. Райгородский Д.Я. - Самара: БАХРАХ, 2002. - 656 с.
15. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М: «Академия», 2002. – 184с.
16. Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса. //Психологическая наука и образование 1997. №1. С. 82 – 87.
17. Психологические тесты /Под ред. А.А.Корелина : В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-Т.2- 248 с.
18. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991.— 303 с.
19. Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком.// Вопросы психологии. 2000. №3. С. 67 – 81.
20. Самоукина Н.В.Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги [Текст]/ Самоукина Н.В.. - М.: Институт психотерапии, 2005 - 228 с.
21. Семья и формирование личности / Под ред. Бодалева А.А. - М.: Мысль, 1987- 206 с.
22. Столин В.В., Бодалев А.А. и др. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
23. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: НПА, 1995. – 368с.
24. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно - полезной деятельности подростков. – М.: Педагогика, 1982. – 224с
25. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
26. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии/ Пер. с англ. В. Абабкова, В. Гаврилова. — СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 624 с.
27. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Серия: "Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу (Вып. 1). Под общей редакцией д.м.н; проф. Л.И. Вассермана. – М.: "Фолиум", 1996. – 48 с.
Приложения
37