Экспериментальное исследование путей оптимизации родительского отношения в семьях подростков в рамках психологического консультирова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы: является формирование оптимальных для развития подростков родительских отношений в рамках психологического консультирования.
Объект исследования: родители подростков.
Предмет исследование: пути оптимизации родительского отношения в семьях подростков.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования основ психологического консультирования родителей
1.1 Консультирование в деятельности психолога сферы образования
1.2 Методика консультирования родителей
1.3 Проблеме взаимоотношений родителей с детьми –подростками
Глава 2. Экспериментальное исследование путей оптимизации родительского отношения в семьях подростков в рамках психологического консультирования
2.1 Цели, задачи и гипотеза исследования
2.2 Методика исследования
2.3 Результаты исследования
2.4 Обсуждение результатов исследования
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

В процессе консультирования психолог контактирует с родителями (хотя это может быть и учитель) несколько раз: в ходе бесед по установлению истории развития ребёнка, в ходе обследования ребёнка и родителя на предмет специфики их взаимоотношений, в ходе беседы по результатам обследования, на коррекционных занятиях (родительские группы, тренинг родительской уверенности).

Каждая встреча психолога с родителями, обратившимися с запросом, имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребёнка, его личности в целом.

Предпосылками успешного результата консультирования являются следующие действия психолога, а процессе проведения бесед:

     умение психолога создать доверительные, откровенные отношения с родителями, умение проявить эмпатию, показать свое отношение к родителям как к людям, искренне заинтересованным в устранении трудностей ребёнка;

     обсуждение целей и задач консультирования, то есть введение клиента а ситуацию предстоящего консультирования, ориентация в общей схеме консультативной работы;

     формирование у клиента установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребёнка;

     предупреждение клиента о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе поиска форм психологической помощи, а затем и в ходе её реализации; снятие установки на ожидание немедленных результатов [25].

Беседа, проводимая психологом по итогам изучения случая, преследует несколько целей:

      подробное обсуждение общего состояния психического развития ребёнка, а так же характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариативного прогноза его дальнейшего развития;

      совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы;

      обсуждение проблем родителей, связанных с ребёнком, их отношения к его трудностям;

      планирование последующих встреч или разъяснение необходимости консультаций у специалистов другого профиля (в случае необходимости).

В зависимости от особенностей конкретного случая завершение беседы консультанта с родителями может строиться по-разному, однако чаще всего в ней выделяются 4 основных этапа [25].

В начале беседы нужно побудить у родителей к свободному и откровенному обсуждению проблем, актуализации наиболее волнующих их вопросов. Необходимо также коснуться их представлений о причинах трудностей и средствах их разрешения, помощи, выяснить их мнение о том, какие цели можно ставить. На втором этапе беседы предполагается сообщение и разъяснение психологом результатов психологического обследования, а также их совместное обсуждение. Конкретные данные и иллюстрации из материалов обследования, демонстрируется психологом, обычно помогают родителям составить более верное представление о характере и степени трудностей. Необходимо стремиться к выработке у родителей реалистического представления о трудностях. После того (на третьем этапе) обсуждается специальная программа действий и конкретные формы реализации предложенных рекомендаций. Наконец, в заключение беседы обсуждается то, как изменилось отношение родителей к проблемам, планируются последующие встречи. В процессе беседы важно проявить теплоту, внимание, уважение. Критерием оценки эффективности беседы служит то, могут ли родители достаточно уверенно действовать на основе тех сведений и рекомендаций, которые они получили от консультанта.

Беседу с родителям рекомендуется проводить в форме свободного либо полустандартизированного вида, выбор управляемого или неуправляемого вариантов и т.д [20].

Целесообразно проводить максимально подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования, часто это придаёт большую убедительность вывода консультанта; родителям полезно иметь на руках психологическое заключение, написанное ясным, понятным языком, или, по крайней мере, самим записать со слов психолога выводы и рекомендации, так как это помогает им в дальнейшем обдумывать результаты консультации, искать конкретные меры помощи, исходя из зафиксированных выводов, проверять их правильность.

Одним из принципов работы психолога-консультанта является принцип отстаивания интересов ребёнка. Однако представления об этих интересах и о том, как отстаивать, существенно различаются у разных консультантов психологов. Эти различия отражаются в методах и предмете их работы.

В области родительско-детских отношений существуют три направления, три способа работы:

     повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения, общей воспитательной осведомлённости и т.п.;

     работа с семьёй как целым с точки зрения как диагностики внутрисемейной ситуации, так и коррекции и терапии;

     работа преимущественно с ребёнком [6].

Было бы наивно полагать, что какое-то из этих трёх направлений работы не реализует принципа соблюдения интересов ребёнка. И психолог-консультант работает отнюдь не только в третьем модусе. Однако одним из организационных принципов его работы является отказ от консультирования родителей без обследования ребёнка. Таким образом, процедура консультирования родительско-детских отношений в возрастно-психологической консультации всегда включает в себя достаточно подробное психодиагностическое обследование ребёнка, а не только его межличностных отношений и тем более не только этих отношений глазами родителей. В ряде случаев бывает необходимым провести и психологическое обследование родителей.

 

 

1.3 Проблеме взаимоотношений родителей с детьми –подростками

 

Почти все родители сталкиваются с проблемами во взаимоотношениях со своими детьми. Чем старше становится ребенок, тем больше может появляться трудностей в общении с ним. Часто и в консультации, и в жизни можно столкнуться с родителями, которые не могут найти общий язык с детьми. Нарастающее упрямство подростка, изменения в его поведении, конечно, вызывает беспокойство родителей за него, что ведет к усилению контроля, стремлению вернуть отношения в прежне русло. В свою очередь, это провоцирует в подростке желание защитить себя все большим уходом. Может появиться негативизм, отчужденность. Замкнутый круг взаимонепонимания.

Н.В. Самоукина приводит пример, когда про подростков матери часто говорят так: «Совсем перестал (а) слушаться. Делает все по-своему». Мать говорит о стремлении к самостоятельности, как о чем-то плохом, хотя на самом деле быть самостоятельным хочет каждый подросток, поскольку такое стремление – основная жизненная задача его развития [19, с.70].

Конечно, в идеале взрослые должны осознавать, что их ребенок взрослеет, увеличивается его самостоятельность, что прежние отношения по типу «ребенок–  взрослый» должны уступить место другим отношениям, в которых признается право подростка на самостоятельность, на доверие со стороны взрослых и где-то даже на равноправие с ними.Но так тяжело менять отношения, складывающиеся годами, образ жизни, устраивающий родителей. И самое трудное – смириться с мыслью, что теперь в жизни твоего ребенка появляются новые интересы, другие значимые люди, и ты в этой иерархии занимаешь далеко не первое место.

Д.И. Фельдштейн пишет, что у взрослых к подростку и юношеству нередко проявляются позиции, препятствующие развитию их социальной активности, стимулирующие поиск ими неофициальных форм общения. Это, во-первых, отсутствие внимания, уважения к подростку, юноше, девушке как самостоятельной личности; во-вторых, ограниченность доверия важных дел, в которых молодежь может проявить свою реальную общественную активность. Он также отмечает, что у нас до сих пор еще действуют факторы, способствующие выработке иждивенчества, потребительской позиции, стимулирующие формирование социальной пассивности. Можно согласиться с Д.И. Фельдштейном, что для современных подростков во многом свойственны потеря чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность [24, с.191].

Т.В. Драгунова полагает, что перестройка социальной ситуации развития в подростковом возрасте заключается именно в постепенном переходе от характерного для детства типа отношений ребенка и взрослого к качественно новому типу, присущему взаимоотношениям взрослых людей. Она, также как и Д.И. Фельдштейн, говорит, что у взрослых (учителей и родителей) как раз отсутствует готовность к такому переходу и, в частности, к расширению прав подростка, которое обычно представляется естественным только тогда, когда меняется положение человека. Однако общественное  положение подростка не меняется по сравнению с детством. Он был и остается «учеником», «школьником». Кроме того, сохраняется полная материальная зависимость подростка от родителей, а у родителей и учителей роль воспитателей [4, с.32].

Но и в этих условиях самостоятельность подростка продолжает развиваться.

Как пишет Т.В. Драгунова, во многих работах было высказано предположение, что центральное новообразование в личности подростка связано с качественным сдвигом в развитии самосознания в форме возникновения у подростка представления о себе как уже не ребенке. Действенной стороной этого представления является стремление быть и считаться взрослым. Именно это специфическое новообразование она считает психологическим критерием начала подросткового возраста. Оно было условно названо «чувством взрослости» [4, с.28].

Подростковый возраст с 10 до 15 лет связан с возникновением самосознания как осознания себя в системе общественных отношений, развитием социальной активности и социальной ответственности, обостряющих потребность подростка в общественном признании [23].

О.П.Макушина также подчеркивает важность возникновения в этом возрасте чувства взрослости. Она пишет, что именно в данный период у детей возникает тенденция к самостоятельности, избавления от детской зависимости[8, с.137].

По мнению Д.И. Фельдштейна, чувство взрослости – важный признак, характеризующий самосознание подростка. [24, с.155]

Именно с этим связано становление самостоятельности подростков.

Но, как отмечают Р.Т. и Д. Байярды, у подростка одновременно присутствует стремление к самостоятельности и противоположное стремление к избежанию ответственности [2, с.132].

А.М. Прихожан  выделяет в этом возрасте схожие тенденции, которые могут выражаться в двух путях прохождения подросткового кризиса: «кризис независимости» и «кризис зависимости» [16, с.86]. Симптомы первого – это классические симптомы практически любого детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт. Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности.

Второй путь противоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения. Если кризис независимости – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то кризис зависимости – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то, и другое – варианты самоопределения (хотя, конечно, неосознанного или недостаточно осознанного). В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я ребенок и хочу оставаться им». По мнению А.М. Прихожан, указанная двойственность позиции подростка и определяет специфику подросткового кризиса.

Зависимый ребенок не доставляет им особых хлопот, и родители по-прежнему могут чувствовать свою значимость и власть над ним. Как отмечает А.М. Прихожан, родители часто гордятся тем, что им удалось сохранить нормальные, с их точки зрения, отношения, то есть отношения по типу «взрослый – ребенок» [16, с.279]. Но очевидно, что это только внешнее благополучие.   

Здесь психологу-консультанту бывает необходимо показать родителю амбивалентность его желаний и чувств: с одной стороны он хочет видеть своего ребенка ответственным за себя, а с другой, боится потерять авторитет, хочет все оставить по-прежнему. Та же двойственность, что свойственна и самому подростку. Но именно в этом могут быть найдены ресурсы для изменения отношений, их нормализации. Ведь забота о своем ребенке все равно не исключает и его самостоятельности. Предоставить возможность ребенку быть самостоятельным – не значит оставить его вовсе без поддержки.

Таким образом, вариантом конкретизации или, возможно, изменения запроса родителей может быть следующее: как найти оптимальный баланс между поддержкой и предоставлением самостоятельности ребенку. Работа в этом направлении также может быть достаточно продуктивной. Родитель может поискать варианты, в каких сферах он может ослабить контроль, в каких отказаться от него вовсе и как это будет происходить. А положительная сторона в том, что родитель всегда может откликнуться на просьбу ребенка о помощи, поддержать его, но сохраняя при этом границы.

Но не каждый родитель имеет столько мужества, чтобы принять изменения своего ребенка как нормальный этап его взросления. Принять даже то, что, возможно, сам совершает в чем-то ошибку, а, значит, может изменить ситуацию. Важный момент в том и состоит, чтобы помочь родителю осознать его собственное участие в сложившейся ситуации, влияние его поведения на поведение ребенка.  И в то же время поддержать его в желании изменений, если, конечно, оно появится.

Таким образом, основой психологического консультирования родителей подростков является осознание ими важности своего участия в жизни ребенка и влияния поведения на развитие его личности, а так же осознание необходимости изменения стиля взаимодействия с ребенком с учетом его возраста и потребностей .

 


Глава 2. Экспериментальное  исследование  путей оптимизации родительского отношения в семьях подростков в рамках психологического консультирования

 

2.1 Цели, задачи и гипотеза исследования

 

Теоретический анализ проблемы консультирования родителей в практике психолога образовательного учреждения позволило разработать и реализовать программу экспериментального  исследования, целью которого является формирование оптимальных для развития подростков родительских  отношений в рамках психологического консультирования.

Объект исследования: родители подростков. 

Предмет исследование: пути оптимизации родительского отношения в семьях подростков. 

Гипотеза: повышение воспитательного потенциала, формирование благоприятных детстко-родительских отношений возможно,  если родители в рамках психологического консультирования имеют возможность узнать,  как они взаимодействуют с детьми, осознать ошибки воспитания и определить пути оптимизации взаимоотношений.

Задачи:

1.      Проанализировать литературу по проблеме исследования;

2.      Определить особенности родительского отношения в семьях подростков;

3.      Разработать и провести консультативную беседу с родителями подростков по результатам исследования;

Информация о работе Экспериментальное исследование путей оптимизации родительского отношения в семьях подростков в рамках психологического консультирова