Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:38, курсовая работа
Целью работы: является формирование оптимальных для развития подростков родительских отношений в рамках психологического консультирования.
Объект исследования: родители подростков.
Предмет исследование: пути оптимизации родительского отношения в семьях подростков.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования основ психологического консультирования родителей
1.1 Консультирование в деятельности психолога сферы образования
1.2 Методика консультирования родителей
1.3 Проблеме взаимоотношений родителей с детьми –подростками
Глава 2. Экспериментальное исследование путей оптимизации родительского отношения в семьях подростков в рамках психологического консультирования
2.1 Цели, задачи и гипотеза исследования
2.2 Методика исследования
2.3 Результаты исследования
2.4 Обсуждение результатов исследования
Заключение
Список литературы
4. Разработать и довести до сведения родителей рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
2.2 Методика исследования
Исходя из того, что консультирование может осуществляться разными способами, в данной работе мы апробировали консультирование в форме выработки и точной формулировки психологических рекомендаций, вытекающих из результатов проведённого психодиагностического обследования, в ходе групповой беседы.
Это предполагало:
1. Проведение диагностического обследования родителей;
2. Определение особенностей родительского отношения, способных негативно сказаться на развитии ребенка и способствующих возникновению конфликтов;
3. Разработка просветительской беседы по проблемам детско-родительского отношения в подростковом возрасте.
4. Формулирование рекомендаций по оптимизации детско-родительских отношений;
Выборку составили 30 родителей, дети которых учатся в 8 классах общеобразовательной школы, среди которых 26 матерей и 4 отца.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
«Опросник родительского отношения» А.Я.Варга, В.В. Столина;
Опросник АСВ для родителей детей в возрасте 11–21 года.
1. Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин [17]
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.
61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:
1. Принятие – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Обработка производится по ключу (Приложение 1)
2. Опросник АСВ для родителей детей в возрасте от 11 до 21 года [27]
Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) позволяет определить, каким образом родители воспитывают ребенка в семье. Для этого измеряется 11 шкал, относящихся к нарушениям процесса воспитания: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований-обязанностей ребенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка, чрезмерность требований-запретов, недостаточность требований-запретов к ребенку, строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания.
Затем можно получить ответ на вопрос: почему они воспитывают его так, измерив следующие 9 шкал, относящихся к личностным проблемам родителей, которые они решают за счет ребенка. Расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность родителя, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтение мужских качеств, предпочтение женских качеств.
Заполнение опросника предполагает создание доверительной атмосферы между психологом и родителем (родителями). Опрос может проходить в присутствии психолога или же опросники могут быть даны для заполнения дома. Каждый опрашиваемый (если их двое — мать и отец) получает свой текст опросника и бланк регистрации ответов. Психолог, проводящий исследование, зачитывает инструкцию, убеждается, что опрашиваемые ее правильно поняли. Он просит родителей заполнять опросник независимо друг от друга. После того как родители приступили к заполнению анкеты, повторное инструктирование или пояснения не желательны.
Бланк регистрации ответов составлен так, что номера ответов, относящиеся к одной шкале, расположены в одной строке. В край нем правом столбце указаны сокращенные названия шкал. Справа от сокращенного названия шкал указано диагностическое значение для каждой шкалы.
Для подсчета баллов по каждой шкале необходимо подсчитать число обведенных в соответствующей строке номеров.
Если число баллов достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя диагностируется соответствующая особенность стиля воспитания. При обнаружении нескольких особенностей (отклонений) воспитания следует обратиться к таблице 5 — «Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) семейного воспитания» для установления конкретного, присутствующего в воспитательном поведении данного родителя типа семейного воспитания.
2.3 Результаты исследования
На первом этапе исследования мы проведи диагностику родительских отношения. Для этого мы использовали опросник А. Я. Варга, В. В. Столина.
В ходе исследования мы определяли уровень выраженности шкал у отца и матери, результаты исследования представлены в таблице 1 и рис. 1- (Приложение 3)
Таблица 1
Данные, полученные при исследовании родительских отношений с помощью методики А. Я. Варга, В. В. Столина
Шкалы | Уровень выраженности шкал | |||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
Кол-во чел | % | Кол-во чел | % | Кол-во чел | % | |
Принятие -отвержение | 12 | 40 | 11 | 37 | 7 | 23 |
Кооперация | 8 | 27 | 9 | 30 | 13 | 43 |
Симбиоз | 8 | 27 | 14 | 47 | 8 | 27 |
Контроль | 13 | 43 | 12 | 40 | 5 | 17 |
Отношение к неудачам ребенка | 2 | 7 | 13 | 43 | 15 | 50 |
Анализ результатов исследования, показал, что 40% родителей по шкале «Принятие- отвержение» имеют высокие показатели. Это свидетельствует о том, что у родителей имеется выраженное положительное отношение к ребенку-подростку . Такие родители принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.
37% родителей имеют средние показатели по шкале «Принятие- отвержение», что говорит об отсутствии выраженных чувств, как непринятия ребенка, так и положительного отношения.
23% родителей имеют низкие показатели по шкале «Принятие- отвержение», такие родители испытывают по отношению к ребенку отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть, считают ребенка неудачником, не верят в его будущее, низко оценивают его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.
Анализ результатов по шкале «Кооперация » показал, что 27% родителей имеют высокие показатели, что характеризует их как родителей проявляющих искренний интерес к тому, что интересует ребенка, они высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
30% родителей имеют средние значения по шкале «Кооперация », что определяет их интерес к совместной деятельности с детьми как средний или периодический
Наибольшее количество (43%) родителей по шкале «Кооперация » низкие значения, это говорит, что такие родители не проявляют интереса к деятельности ребенка, и не стремятся оказать ему поддержку и помощь, поощрить его инициативу.
Результаты по шкале «Симбиоз» свидетельствуют о том , что 27% родителей имеют высокие значения, что говорит о склонности их не устанавливать психологической дистанции между собой и ребенком, стремлении их всегда быть ближе к ребенку, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
Для 47% родителей характерна оптимальная психологическая дистанция, которая определена наличием близости между родителем и подростком, но в то же время отсутствием стремления симбиотических отношений, подавляющих ребенка.
Для 27% родителей же характерно, стремление установить значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, отсутствие проявления заботы о нем.
Анализ результатов по шкале «Контроль» показал, что 43% родителей склонны к авторитарному стилю отношения с ребенком, для них характерно требование безоговорочного послушания от ребенка, задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Такие родители навязывают подростку почти во всем свою волю.
Для 40% родителей характерен средний уровень контроля над ребенком, что говорит о стремлении проявлять такой контроль, который бы позволил родителям быть в курсе дел ребенка, но который бы подавлял самостоятельности ребенка, и не создавал впечатления безразличия родителей к действиям ребенка.
17% родителей имеют низкие значения по шкале «Контроль», которые говорят о практическом отсутствии контроля за действиями ребенка со стороны взрослого человека.
По шкале «Маленький неудачник», как показывает анализ результатов исследования, 7% родителей имеют высокие значения, которые свидетельствуют о том, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся им несерьезными, и они игнорируют их.
43% родителей имеют по данной шкале средние значения.
Низкие баллы у 50% родителей по шкале «Маленький неудачник» говорят о том, что неудачи ребенка они считают случайными и верят в него.
Рис.1 Показатели выраженности родительского отношения в семьях подростков по методике А. Я. Варга, В. В. Столина
Результаты исследования особенностей стиля воспитания представлены в таблице 2 и отображены и в приложении 4
Таблица 2
Особенности стиля родительского воспитания по методике АСВ
Особенности стиля воспитания | Степень выраженности | Кол-во чел | % |
Уровень протекции | Чрезмерная | 15 | 50 |
Недостаточная | 11 | 37 | |
Полнота удовлетворения потребностей | Чрезмерная | 6 | 20 |
Недостаточная | 2 | 7 | |
Степень предъявления требований | Чрезмерная | 20 | 67 |
Недостаточная | 5 | 17 | |
Степень запретов | Чрезмерная | 20 | 67 |
Недостаточная | 2 | 7 | |
Строгость санкций | Чрезмерная | 9 | 30 |
Недостаточная | 12 | 40 | |
Неустойчивость стиля воспитания | 13 | 43 | |
Расширение сферы родительских чувств | 0 | 0 | |
Предпочтение в подростке детских качеств | 6 | 20 | |
Воспитательная неуверенность родителя | 9 | 30 | |
Фобия утраты ребенка | 0 | 0 | |
Неразвитость родительских чувств | 8 | 27 | |
Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств | 0 | 0 | |
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания | 0 | 0 | |
Шкала предпочтения мужских качеств – ПМК | 0 | 0 | |
Шкала предпочтения женских качеств – ПЖК | 0 | 0 |