Экспериментальное исследование путей оптимизации родительского отношения в семьях подростков в рамках психологического консультирова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы: является формирование оптимальных для развития подростков родительских отношений в рамках психологического консультирования.
Объект исследования: родители подростков.
Предмет исследование: пути оптимизации родительского отношения в семьях подростков.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования основ психологического консультирования родителей
1.1 Консультирование в деятельности психолога сферы образования
1.2 Методика консультирования родителей
1.3 Проблеме взаимоотношений родителей с детьми –подростками
Глава 2. Экспериментальное исследование путей оптимизации родительского отношения в семьях подростков в рамках психологического консультирования
2.1 Цели, задачи и гипотеза исследования
2.2 Методика исследования
2.3 Результаты исследования
2.4 Обсуждение результатов исследования
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

4.      Разработать и довести до сведения родителей рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений в подростковом возрасте. 

 

 

 

 

2.2      Методика исследования

 

Исходя из того, что консультирование может осуществляться разными способами, в данной работе мы апробировали консультирование в форме выработки и точной формулировки психологических рекомендаций, вытекающих из результатов проведённого психодиагностического обследования,  в ходе групповой беседы.

Это предполагало:

1.      Проведение диагностического обследования родителей;

2.      Определение особенностей родительского отношения, способных негативно сказаться на развитии ребенка и способствующих возникновению конфликтов;

3.      Разработка просветительской беседы по проблемам детско-родительского отношения в подростковом возрасте.

4.      Формулирование рекомендаций по оптимизации детско-родительских отношений;

Выборку составили 30 родителей, дети которых учатся в 8 классах общеобразовательной школы, среди которых 26 матерей и 4 отца.

Для проведения исследования использовались следующие методики:

      «Опросник родительского отношения» А.Я.Варга, В.В. Столина;

      Опросник АСВ для родителей детей в возрасте 11–21 года.

1. Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин [17]

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

1. Принятие – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Обработка производится по ключу (Приложение 1)

2. Опросник АСВ для родителей детей в возрасте от 11 до 21 года [27]

Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) позволяет определить, каким образом родители воспитывают ребенка в семье. Для этого измеряется 11 шкал, относящихся к нарушениям процесса воспитания: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований-обязанностей ребенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка, чрезмерность требований-запретов, недостаточность требований-запретов к ребенку, строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания.

Затем можно получить ответ на вопрос: почему они воспитывают его так, измерив следующие 9 шкал, относящихся к личностным проблемам родителей, которые они решают за счет ребенка. Расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность родителя, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтение мужских качеств, предпочтение женских качеств.

Заполнение опросника предполагает создание доверительной атмосферы между психологом и родителем (родителями). Опрос может проходить в присутствии психолога или же опросники могут быть даны для заполнения дома. Каждый опрашиваемый (если их двое — мать и отец) получает свой текст опросника и бланк регистрации ответов. Психолог, проводящий исследование, зачитывает инструкцию, убеждается, что опрашиваемые ее правильно поняли. Он просит родителей заполнять опросник независимо друг от друга. После того как родители приступили к заполнению анкеты, повторное инструктирование или пояснения не желательны.

Бланк регистрации ответов составлен так, что номера ответов, относящиеся к одной шкале, расположены в одной строке. В край нем правом столбце указаны сокращенные названия шкал. Справа от сокращенного названия шкал указано диагностическое значение для каждой шкалы.

Для подсчета баллов по каждой шкале необходимо подсчитать число обведенных в соответствующей строке номеров.

Если число баллов достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя диагностируется соответствующая особенность стиля воспитания. При обнаружении нескольких особенностей (отклонений) воспитания следует обратиться к таблице 5 — «Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) семейного воспитания» для установления конкретного, присутствующего в воспитательном поведении данного родителя типа семейного воспитания.

 

 

 

2.3      Результаты исследования

 

 

На первом этапе исследования мы проведи диагностику родительских отношения. Для  этого мы использовали опросник А. Я. Варга, В. В. Столина.

В ходе исследования мы определяли уровень выраженности шкал у отца и матери, результаты исследования представлены в таблице 1 и рис. 1- (Приложение 3)

Таблица 1

Данные, полученные при исследовании  родительских отношений с помощью методики А. Я. Варга, В. В. Столина

Шкалы

Уровень выраженности шкал

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Принятие -отвержение

12

40

11

37

7

23

Кооперация

8

27

9

30

13

43

Симбиоз

8

27

14

47

8

27

Контроль

13

43

12

40

5

17

Отношение к неудачам ребенка

2

7

13

43

15

50


 

 

Анализ результатов исследования, показал, что 40% родителей  по шкале «Принятие- отвержение» имеют  высокие показатели. Это свидетельствует о том, что  у родителей имеется выраженное положительное отношение к ребенку-подростку . Такие родители принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.

37% родителей имеют средние показатели по шкале «Принятие- отвержение», что говорит об отсутствии выраженных чувств, как непринятия ребенка, так и положительного отношения.

23% родителей имеют низкие показатели по шкале «Принятие- отвержение», такие родители испытывают по отношению к ребенку отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть,  считают ребенка неудачником, не верят в его будущее, низко оценивают его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.

Анализ результатов по  шкале «Кооперация » показал, что 27% родителей имеют высокие показатели, что характеризует их как родителей проявляющих искренний интерес к тому, что интересует ребенка, они высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

30% родителей имеют средние значения по  шкале «Кооперация », что определяет их интерес к совместной деятельности с детьми как средний или периодический

Наибольшее количество (43%) родителей по  шкале «Кооперация » низкие значения, это говорит, что такие родители не проявляют интереса к деятельности ребенка, и не стремятся оказать ему поддержку и помощь, поощрить его инициативу.

Результаты  по шкале «Симбиоз» свидетельствуют о том , что 27% родителей имеют высокие значения, что говорит о склонности их не устанавливать психологической дистанции между собой и ребенком, стремлении их всегда быть ближе к ребенку, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Для  47% родителей характерна оптимальная психологическая дистанция, которая определена наличием близости между родителем и подростком,  но в то же время  отсутствием стремления симбиотических отношений, подавляющих ребенка.

Для  27% родителей же характерно, стремление установить значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, отсутствие проявления заботы о нем.

Анализ результатов по шкале «Контроль» показал, что 43% родителей склонны к авторитарному стилю отношения с ребенком, для них характерно требование безоговорочного послушания от ребенка, задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Такие родители навязывают подростку почти во всем свою волю.

Для 40% родителей характерен средний уровень контроля над ребенком, что говорит о стремлении проявлять такой контроль, который бы позволил родителям быть в курсе дел ребенка, но который бы подавлял самостоятельности ребенка, и не создавал  впечатления безразличия родителей к действиям ребенка.

17% родителей имеют низкие значения по шкале «Контроль», которые говорят о практическом  отсутствии контроля за действиями ребенка со стороны взрослого человека.

По шкале «Маленький неудачник», как показывает анализ результатов исследования, 7% родителей имеют  высокие значения, которые свидетельствуют  о том,  что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся им несерьезными, и они игнорируют их.

43% родителей имеют по данной шкале средние значения.

Низкие баллы у  50% родителей по шкале «Маленький неудачник» говорят о том, что неудачи ребенка они считают случайными и верят в него.

Рис.1 Показатели выраженности родительского отношения в семьях подростков  по методике А. Я. Варга, В. В. Столина

 

 

Результаты исследования особенностей стиля воспитания представлены в таблице 2 и отображены и в приложении 4

Таблица 2

Особенности стиля родительского воспитания по методике АСВ

Особенности стиля воспитания 

Степень выраженности

Кол-во чел

%

Уровень протекции

Чрезмерная

15

50

Недостаточная

11

37

Полнота удовлетворения потребностей

Чрезмерная

6

20

Недостаточная

2

7

Степень предъявления требований

Чрезмерная

20

67

Недостаточная

5

17

Степень запретов

Чрезмерная

20

67

Недостаточная

2

7

Строгость санкций

Чрезмерная

9

30

Недостаточная

12

40

Неустойчивость стиля воспитания

13

43

Расширение сферы родительских чувств

0

0

Предпочтение в подростке детских качеств

6

20

Воспитательная неуверенность родителя

9

30

Фобия утраты ребенка

0

0

Неразвитость родительских чувств

8

27

Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств

0

0

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания

0

0

Шкала предпочтения мужских качеств – ПМК

0

0

Шкала  предпочтения женских качеств – ПЖК

0

0

Информация о работе Экспериментальное исследование путей оптимизации родительского отношения в семьях подростков в рамках психологического консультирова