Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:37, курсовая работа
Эмоциональная сфера, выступая в качестве одного из важнейших факторов регуляции деятельности человека, играет важнейшую роль для человеческого самосознания и социальных отношений. Эмоциональная сфера личности охватывает широкий спектр состояний, оценивающих степень значимости для индивида действующих на него стимулов. Тем не менее, эмоции как особый класс психических состояний, более века, то есть, фактически весь срок существования психологии как самостоятельной науки, оставались вне специального научного рассмотрения и научной интерпретации. Как отмечает Изард, психология, вплоть до 80-х гг. XX века не ставила задачи рассматривать эмоциональную сферу в качестве особого психического феномена [16;12] Это закономерно порождает вопрос – возможно ли изучение психических особенностей человека, его взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей деятельности вне контекста изучения эмоциональной сферы?
Введение. 3
1. Понятие эмоции в современной психологии. Основные подходы. Классификация эмоциональных проявлений. 7
1.1 Понятие эмоций в современной психологии: общий обзор 7
1.2 Подходы к изучению эмоциональной сферы. Психологические теории эмоций. 8
1.2.1 Эволюционная теория Чарльза Дарвина 8
1.2.2 Теория Джеймса – Ланге 8
1.2.3 Теория эмоций как организмического возбуждения 9
1.2.4. Эмоции в рамках теория когнитивного диссонанса 10
1.2.5. Эмоция как функция когнитивных процессов 10
1.2.6 Двухфакторная теория эмоций 11
1.2.7 Эмоции в рамках теории личностных конструктов 11
1.2.9. Эмоции в контексте биологической теории эмоций П.К. Анохина. 13
1.2.10. Трактовка эмоций в рамках психоанализа 13
1.2.11 Рудиментарная теория эмоций 14
1.2.12. Особенности трактовки эмоций в концепции Л. С. Выготского 14
2. Классификация эмоций и виды эмоциональных проявлений 16
2.1 Классификация эмоций. Основания классификаций. 16
2.2. Фундаментальные эмоции по К. Изарду 17
2.2.1. Интерес 17
2.2.2. Радость 18
2.2.3 Удивление 18
2.2.4. Печаль 19
2.2.5 Гнев 20
2.2.6. Отвращение 20
2.2.7. Презрение 21
2.2.8 Страх 21
2.2.9 Смущение 22
2.2.10. Стыд 22
2.3. Аффекты 23
2.3.1 Психологические особенности аффективных состояний 23
2.4. Настроение 25
2.5. Чувства 28
3. Эмоции как регуляторы активности. Развитие эмоциональной сферы человека в онтогенезе. 32
3.1 Биологическая целесообразность эмоций 32
3.3 Связь эмоций с мотивационно - потребностной сферой 36
3.1.2. Связь эмоций с мотивационной сферой личности. 37
4. Развитие эмоциональной сферы человека в онтогенезе. 39
4.1 Развитие эмоциональной сферы в младенческом возрасте. 39
4.2. Развитие эмоциональной сферы в раннем детстве. 40
4.3 Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. 41
4.4 Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте 42
4.5 Развитие эмоциональной сферы в отрочестве 43
Заключение 44
Библиографический список 47
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
ЭМОЦИИ И ИХ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Д.Н. Погорелов
Челябинск
2012
Оглавление.
Эмоциональная сфера, выступая в качестве одного из важнейших факторов регуляции деятельности человека, играет важнейшую роль для человеческого самосознания и социальных отношений. Эмоциональная сфера личности охватывает широкий спектр состояний, оценивающих степень значимости для индивида действующих на него стимулов. Тем не менее, эмоции как особый класс психических состояний, более века, то есть, фактически весь срок существования психологии как самостоятельной науки, оставались вне специального научного рассмотрения и научной интерпретации. Как отмечает Изард, психология, вплоть до 80-х гг. XX века не ставила задачи рассматривать эмоциональную сферу в качестве особого психического феномена [16;12] Это закономерно порождает вопрос – возможно ли изучение психических особенностей человека, его взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей деятельности вне контекста изучения эмоциональной сферы?
Данная работа посвящена рассмотрению эмоциональной сферы личности, эмоциям и их роли и регуляции жизнедеятельности человека. Часть работы направлена на анализ современной научной литературы, специализированной на эмоциональной сфере личности, обобщение научных данных и данных исследований в данной области. В данной работе осуществлена теоретическая проработка основных характеристик эмоциональной сферы, включая в себя виды эмоциональных проявлений и их характерные черты, биологическую целесообразность эмоций, функциональные особенности, а также связь с мотивационно – потребностей сферой. В контексте работы рассмотрены современные подходы к феномену эмоций и эмоциональной сферы в целом, дана теоретическая трактовка каждого из видов эмоциональных проявлений.
Актуальность теоретического исследования в рамках данной области очевидна. Как известно, эмоции и чувства оказывают значительное влияние на поведение и деятельность, пронизывая каждое конкретное действие человека. Эмоции и чувства, с одной стороны, могут оказывать активизирующее влияние на деятельность человека, тем самым определяя ее продуктивных характер, с другой – оказывать подавляющее влияние, рассогласовывая и угнетая поведение человека. Именно от эмоций и чувств зависят особенности отношения человека к другим людям в процессе социального взаимодействия, к целям и задачам деятельности, к самому себе, к результатам собственных действий и поступков. Важным является влияние эмоций на внутренние функции организма, включая уровень функционирования тканей и органов, что находит свое отражение в общем состоянии здоровья организма как целостной системы. Таким образом, эмоциональная сфера находит свое проявление во многих аспектах человеческого бытия, что выступает в качестве доказательства важности и актуальности теоретического исследования эмоциональной сферы как в контексте биологической целесообразности эмоций, их функциональных особенностей, так и в контексте развития эмоциональной сферы в онтогенезе.
Целью данной работы являются теоретическое исследование эмоциональной сферы и ее роли в регуляции активности человека, а также освещение возрастной динамики эмоциональных проявлений.
В контексте курсовой работы была предпринята попытка решить следующие задачи:
1. Рассмотрение феномена эмоций
в рамках современной
2. Освещение основных видов
3. Выявление особенностей эмоций
с точки зрения их роли в
регуляции активности человека (освещение
функциональных особенностей
4. Анализ возрастной динамики
данного феномена путем
Объектом исследования выступают эмоции как особый класс субъективных психологических состояний.
Предметом исследования являются эмоции в контексте регуляции поведения и деятельности человека.
Гипотезы исследования:
Теоретико-методологической основой исследования выступают работы ведущих отечественных и зарубежных психологов, рассматривающих проблемы эмоциональной сферы личности в целом, а также ее роли в регуляции поведения и деятельности человека, виды эмоциональных проявлений, функциональные особенности эмоций, развитие эмоций в ходе онтогенеза. В данной работе были проанализированы взгляды А.Н. Леонтьева, П.К. Анохина, Г. Ланге, У. Джеймса, И. Гербарта, В. Вундта, Л. Фестингера, Ч. Дарвина, М. Арнольда, С. Шехтера, Дж. Келли, Р. Плутчика, А. Адлера, Г. Спенсера, Т. Рибо, Л. С. Выготского, К. Левина, К. Изарда.
Методы и база исследования.
В данной работе был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, направленных на решение поставленных задач. Среди использованных методов можно выделить метод теоретического анализа литературы по проблеме эмоциональной сферы, метод обобщения, изучения и анализа результатов исследований в контексте данной проблематики.
Структура курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, включающего 31 наименование.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цели работы, поставлены задачи работы, определены объект и предмет исследования, сформулированы гипотезы, охарактеризованы методы исследования.
В первой главе «Понятие эмоции в современной психологии: основные подходы» рассмотрена интерпретация понятия эмоций как психологического феномена в контексте современной психологии, приведен теоретический анализ основных подходов к данному феномену, дана оценка роли каждого подхода в развитии психологического изучения эмоциональной сферы.
Во второй главе «Классификация эмоций и виды эмоциональных проявлений» дан общий обзор различных оснований для классификаций эмоций, определена сложность выделения классифицирующих признаков, освещена необходимость классификации эмоциональных явлений с точки зрения сложности и многогранности их структуры, приведен анализ существующих классификаций. Также во второй главе приведена и теоретически исследована классификация эмоций по К. Изарду, проанализированы содержательные характеристики аффектов, настроений и чувств.
В третьей главе «Эмоции как регуляторы активности» рассмотрена проблема биологической целесообразности эмоций, освещены функциональные особенности эмоций, выявлена связь эмоциональной сферы с мотивационно - потребностоной сферой.
В четвертой главе «Развитие эмоциональной сферы человека в онтогенезе» проанализированы особенности развития эмоциональной сферы на различных этапах онтогенеза: в младенчестве, в раннем детстве, в дошкольном детстве, в раннем школьном детстве, в отрочестве.
В заключении подведены общие итоги курсовой работы, изложены основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего детального изучения в дипломной работе.
Эмоции представляют собой особый класс субъективных психологических состояний, представленных в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, процесс и результат практической деятельности, направленный на удовлетворение актуальных потребностей. Эмоции как психический процесс импульсивной регуляции поведения, основаны на чувственном отражении значимости внешних воздействий.
Анализируя филогенетический
аспект, необходимо отметить, что эмоции
возникли в качестве биологически - обобщенных
способов поведения в широком спектре
типичных ситуаций. П.К. Анохин писал: «Именно
благодаря эмоциям организм оказывается
чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим
условиям, поскольку он, даже не определяя
форму, тип, механизм и другие параметры
воздействия, может со спасительной быстротой
отреагировать на него определенным эмоциональным
состоянием, то есть определить, полезно
или вредно для него данное конкретное
воздействие» [25; 173]. Благодаря эмоциям,
в непрерывной борьбе за самосохранение
в рамках животного мира, организм получал
возможность отличать и соответственно
реагировать на предметы и явления. В ходе
эволюционного развития эмоциональная
сфера человека качественно преобразуется,
происходит формирование механизма сознательной
интеллектуально-эмоционально-
Несомненно, чем более сложную
организацию имеет живой организм как
целое, чем более высокая ступень эволюционной
лестницы для него характерна, тем
богаче и ярче та гамма эмоциональных
состояний, которые могут переживаться
этим организмом. Рассматривая человека
как вершину эволюционного процесса, нельзя
не отметить, что всё многообразие и качественное
разнообразие потребностей человека соответствует
числу характерных для него эмоциональных
состояний.
Выступая в качестве сложного и многогранного явления, эмоциональная сфера изучается в различных аспектах, что находит свое проявление в широком спектре теорий и походов к данной проблеме. Каждая из существующих теорий освещает отдельные аспекты данного феномена, что, в свою очередь, является теоретической базой изучения эмоциональной сферы. Как и любое комплексное явление, эмоциональная сфера требует многостороннего подхода к изучению, анализа каждого из аспектов проблемы. Необходимо равномерное освещение сторон проблемы, последовательное раскрытие отдельных аспектов, структуры, функций.
Одной из наиболее ранних концепций эмоций является эволюционная теория Чарльза Дарвина, согласно точки зрения которого эмоциональные реакции опосредуются полезным воздействием на организм, что являлось важнейшим фактором становления эмоциональной сферы. Многие эмоциональные реакции являются рудиментарными, то есть оставшимися от предыдущей ступени эволюции. Дарвином было выявлено, что в контексте внешнего выражения эмоциональных состояний существует множество сходных аспектов между антропоидами и слепорожденными детьми. Более того эволюционное развитие внешних эмоциональных проявлений у животных строится по той же линии развития, что и строение их тела. Необходимо отметить, что в дальнейшем исследования в данной области были продолжены Клапаредом, который пришел к выводу, что эмоциональное возбуждение активизируется лишь в тех ситуациях, когда происходит затруднение адаптации.
В конце XIX века Джеймсом была сформулирована концепция, согласно которой образование эмоционального возбуждения непрерывно связано с изменениями в произвольной двигательной сфере с одной стороны, и в сердечной, секреторной, сосудистой системе - с другой. К аналогичным выводам, независимо от У. Джеймса, пришел Г. Ланге. Иными словами, ощущения при изменениях в одной из перечисленных систем и носят, по мнению данных авторов, название эмоций.
Необходимо отметить, что Г. Ланге связывал эмоциональное возбуждение исключительно с изменениями в сосудистой системе, в то время как точка зрения У. Джеймса оказалось более широкой – согласно его исследованиям, эмоции связаны с широким спектром физиологических изменений. Таким образом, ошибкой данной теории является перестановка следствия и причины, иными словами, периферические органические изменения, которые в современной науке трактуются как следствия эмоций, в контексте данной теории рассматривались как их причина. Необходимо отметить, что американский физиолог У. Кеннон в рамках критики данной теории, акцентировал внимание на том, что телесные проявления, возникающие в контексте различных эмоций, имеет сходный характер. Таким образом, одних только внешних проявлений крайне недостаточно, что является главным недостатком теории. Более того было выявлено, что внутренние органы являются малочувствительными структурами. В противовес теории Джеймса – Ланге, Кеннон рассматривал эмоции не как психологическое состояние, а как непосредственный ответ организма на ситуацию с точки зрения его приспособительного значения. П. Бард полагал, что эмоциональное возбуждение и телесные изменения разнообразного уровня, связанные с ними, возникают почти одновременно.
Информация о работе Эмоции и их роль в регуляции поведения и деятельности человека