Эмоции и их роль в регуляции поведения и деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Эмоциональная сфера, выступая в качестве одного из важнейших факторов регуляции деятельности человека, играет важнейшую роль для человеческого самосознания и социальных отношений. Эмоциональная сфера личности охватывает широкий спектр состояний, оценивающих степень значимости для индивида действующих на него стимулов. Тем не менее, эмоции как особый класс психических состояний, более века, то есть, фактически весь срок существования психологии как самостоятельной науки, оставались вне специального научного рассмотрения и научной интерпретации. Как отмечает Изард, психология, вплоть до 80-х гг. XX века не ставила задачи рассматривать эмоциональную сферу в качестве особого психического феномена [16;12] Это закономерно порождает вопрос – возможно ли изучение психических особенностей человека, его взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей деятельности вне контекста изучения эмоциональной сферы?

Содержание

Введение. 3
1. Понятие эмоции в современной психологии. Основные подходы. Классификация эмоциональных проявлений. 7
1.1 Понятие эмоций в современной психологии: общий обзор 7
1.2 Подходы к изучению эмоциональной сферы. Психологические теории эмоций. 8
1.2.1 Эволюционная теория Чарльза Дарвина 8
1.2.2 Теория Джеймса – Ланге 8
1.2.3 Теория эмоций как организмического возбуждения 9
1.2.4. Эмоции в рамках теория когнитивного диссонанса 10
1.2.5. Эмоция как функция когнитивных процессов 10
1.2.6 Двухфакторная теория эмоций 11
1.2.7 Эмоции в рамках теории личностных конструктов 11
1.2.9. Эмоции в контексте биологической теории эмоций П.К. Анохина. 13
1.2.10. Трактовка эмоций в рамках психоанализа 13
1.2.11 Рудиментарная теория эмоций 14
1.2.12. Особенности трактовки эмоций в концепции Л. С. Выготского 14
2. Классификация эмоций и виды эмоциональных проявлений 16
2.1 Классификация эмоций. Основания классификаций. 16
2.2. Фундаментальные эмоции по К. Изарду 17
2.2.1. Интерес 17
2.2.2. Радость 18
2.2.3 Удивление 18
2.2.4. Печаль 19
2.2.5 Гнев 20
2.2.6. Отвращение 20
2.2.7. Презрение 21
2.2.8 Страх 21
2.2.9 Смущение 22
2.2.10. Стыд 22
2.3. Аффекты 23
2.3.1 Психологические особенности аффективных состояний 23
2.4. Настроение 25
2.5. Чувства 28
3. Эмоции как регуляторы активности. Развитие эмоциональной сферы человека в онтогенезе. 32
3.1 Биологическая целесообразность эмоций 32
3.3 Связь эмоций с мотивационно - потребностной сферой 36
3.1.2. Связь эмоций с мотивационной сферой личности. 37
4. Развитие эмоциональной сферы человека в онтогенезе. 39
4.1 Развитие эмоциональной сферы в младенческом возрасте. 39
4.2. Развитие эмоциональной сферы в раннем детстве. 40
4.3 Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. 41
4.4 Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте 42
4.5 Развитие эмоциональной сферы в отрочестве 43
Заключение 44
Библиографический список 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.Эмоции и их роль в регуляции жизнедеятельности!.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

4.4 Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте

В психической жизни детей младшего школьного возраста, как правило, преобладают положительные эмоции, многое в окружающей действительности вызывает у детей данного возраста эмоцию радости, интереса. Как правило, на данном этапе возрастного развития в качестве ведущей деятельности выступает учебная деятельность, которая определяет динамику развития эмоциональной сферы. В первые недели обучения, ребенок, с одной стороны, испытывает чувство удовлетворения, гордости, что является следствием осознаваемого взросления, перехода на новый возрастной этап, с другой – чувства смущений и робости, что выступает как следствие незнания новых правил взаимоотношений с учителями, с неумением выполнять указания учителя, с незнанием школьных правил. Однако, чувства робости и смущения носят временный характер, и уже на втором месяце обучения эмоции ребенка определяются успехом или неуспехом в учебной деятельности, с одобрением и похвалой учителя. Важное место в эмоциональной сфере младшего школьника занимают чувства по отношению к учителю. Чаще всего – это глубокое уважение и любовь к первому наставнику. В процессе обучения интенсивное развитие получают высшие чувства. Значительно развиваются и моральные чувства. Развивается и чувство дружбы, однако у младшего школьника оно имеет крайне неустойчивый характер. Однако, к конце младшего школьного возраста эта неустойчивость пропадает, благодаря совместной учебе, у детей возникают более прочные взаимоотношения, формируется чувство коллективизма. Интенсивно развиваются и эстетические чувства, что обусловлено познанием новых сфер искусства в ходе учебной программы, чтением классической литературы, изучением живописи и скульптуры на специализированных уроках. Тем не менее, форма как художественная сторона творчества еще недоступна.

4.5 Развитие эмоциональной сферы в отрочестве

 В подростковом возрасте  окончательно формируется интеллектуальный  аппарат, что является основой для формирования собственных мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций.

В подростковом возрасте границы идентификации эмоций становятся более четкими, расширяется словарь для обозначения эмоций, увеличивается число параметров, по которым различаются эмоции. В подростковом возрасте эмоции отличаются гиперболизированной яркостью. Иными словами, подростки переживают по поводу самых разных жизненных событий более ярко, нежели не только взрослые, но и дети более младшего возраста.

С физиологической точки зрения, всплеск эмоций связан с преобладанием в данном возрасте процессов возбуждения над процессами торможения в центральной нервной системе. Наряду с этим, эмоции и чувства подростков в большей мере отнесены к внутренней жизни, и, в сравнении с детьми, имеют меньшую степень внешней экспрессии. Эмоции и чувства в данный период развития могут сосуществовать, несмотря на противоположную направленность. В контексте положительных и отрицательных эмоций, выделяется особое состояние «эмоционального нуля» - состояние скуки. В возрасте 13 лет отмечаются наибольшие сложности во взаимоотношениях между подростками обоих полов и их родителей, также именно в этом возрасте чаще всего наблюдаются сбои в учебной дисциплине. Наиболее значимой областью проблемных переживаний подростков является сфера отношений с родителями и сверстниками.

Таким образом, несмотря на общий уровень неустойчивости эмоциональной сферы в данном возрасте, именно в рамках отрочества развиваются способности к волевой регуляции эмоций.  Подросток, способный к интенсивным и разнообразным эмоциям, становится также  способным к их торможению посредством волевых усилий.

 

 

Заключение

Индивидуальные особенности эмоциональной сферы личности многогранны и сложны, что находит свое проявление как в контексте множественности вариантов эмоциональных проявлений с одной стороны, так и в комплексном характере регулирования человеческой деятельности с другой стороны. Выполняя ряд функций, которые служат основой эмоциональной регуляции поведения человека, а также имея сложные связи с мотивационно-потребностной сферой личности, эмоции представляют собой комплексный психический феномен, требующий особого внимания со стороны психологической науки.Эмоциональная сфера, охватывая широкий спектр психических явлений, в форме переживаний отражает личностный уровень значимости внешних или внутренних стимулов в контексте жизнедеятельности человека. Таким образом, эмоции играют важнейшую роль в субъективном отражении отношения человека, как к самому себе, так и к окружающему миру других людей, разного рода предметов и явлений. Иными словами, эмоции занимают чрезвычайно важное место в жизни человека и, в контексте множественности своего влияния на поведение и деятельность человека, определяют динамику его активности.

Целью данной работы выступал теоретический анализ эмоциональной сферы личности в русле ее роли в регуляции активности человека, а также исследование и теоретическая проработка возрастной динамики эмоциональных проявлений. В ходе курсовой работы поставленные цели были в полной мере достигнуты. В рамках теоретического анализа эмоциональной сферы как психологического феномена в целом было определено понятие эмоций в современной психологии, выявлено место эмоций в структуре психологии как науки, рассмотрены и интерпретированы основные подходы к данному феномену. Более того, были представлены классификации эмоций  с точки зрения различных подходов, выявлена проблема неоднозначного характера признаков, лежащих в основе классификаций. С точки зрения роли эмоций в регуляции активности человека, были рассмотрены и теоретически проработаны такие аспекты, как биологическая целесообразность эмоций, освещена проблема функциональных особенностей эмоций, проведен теоретический анализ многогранных связей эмоциональной сферы с мотивационно-потребностой сферой личности. В контексте задачи интерпретации возрастной динамики эмоций в рамках онтогенеза, было проведено теоретическое исследование особенностей развития эмоциональной сферы на конкретных этапах развития.

Таким образом, в ходе курсовой работы поставленные цели были достигнуты, задачи решены.

Для эффективного достижения поставленной цели были использованы методы теоретического анализа специализированной литературы, а также метод обобщения теоретического материала и метод анализа результатов исследований в русле данной проблемы. Данные методы обеспечили эффективное достижение поставленных задач.

Немаловажно отметить, что в русле актуальности проблемы эмоциональной сферы и ее влияния на поведение и деятельность человека, чрезвычайно важным является определение дальнейших векторов изучения данной сферы, что в перспективе может означать проведение новых исследований, направленных на выявление закономерностей эмоциональной регуляции поведения. В частности, в современной психологии проблематичным является вопрос классификации эмоциональных проявлений, предполагающий, с одной стороны, наличие большого количества классификаций, с другой стороны -  недостаточную содержательность и логическую выстроенность большинства из них. Это, в свою очередь, приводит либо к дихотомическому, контрастному делению многообразия эмоциональных проявлений, либо к выделению большого числа конкретных групп эмоциональных проявлений, которые характеризуются аналогичным содержанием. Таким образом, на мой взгляд, проблема классификации эмоциональных проявлений требует дополнительной теоретической проработки.

Важным аспектом выступает практическая значимость изучения данной проблемы. На основе теоретических данных могут быть созданы специализированные методики, направленные на регуляцию эмоциональных проявления человека в ситуациях, когда они выступают в качестве нежелательных. Более того, теоретическая проработка проблемы позволяет акцентировать внимание на специфике проявления конкретных эмоциональных состояний, выявить их роль в регуляции активности, что является основой адекватного восприятия эмоций и эмоциональных состояний в ситуациях межличностного общения, решения проблем профессиональной пригодности (примером может служить определение эмоциональных характеристик человека, работающего в экстремальных, стрессовых ситуациях), а также решения практических задач в контексте возрастной динамики эмоциональной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Bradburn N. M. The structure of psychological well-being. - Chicago, Aldine, 1969.
  2. Rothbart M. К. Laughter in young children. - Psychological Bulletin, 1973
  3. Tomkins S. S. Affect, imagery, consciousness. Vol. 1. The positive affects. - New York, Springer, 1962.
  4. Вилюнас В К. Перспективы развития психологии эмоций // Тенденции развития психологической науки. - М., 1988.
  5. Вилюнас В К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во МГУ, 1986.
  6. Вилюнас В К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 1976.
  7. Выготский Л С. Учение об эмоциях //Собр. соч. Т. 4. - М., 1984
  8. Выготский Л. С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. - 1958. - № 3.
  9. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2.
  10. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 5.
  11. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4.
  12. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика. 1984. - Т. 6.
  13. Гоноболин Ф. Н.  Психология. Изд-во "Просвещение", М., 1973 г
  14. Додонов Б И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности // Вопросы психологии. - 1975. - № 6.
  15. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. - М., 1978.
  16. Изард К.Е. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999
  17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. -  СПб.: Питер, 2001
  18. Куликов Л.В. Психология настроения личности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.11 / Куликов Л.В. ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб., 1997.
  19. Левитов Н Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. -1972. -№ 6. -С. 168-173.
  20. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М., 1964.
  21. Леонтьев В.О. Классификация эмоций. – Одесса: Изд-во Инновационно-ипотечного центра, 2002.
  22. Милнер П. Физиологическая психология. - М., 1973.
  23. Никандров В.В., Сонина Э.К. О свойствах чувств //Психология: итоги и перспективы. Тезисы науч.-практич. конференции.СПб., 1996.
  24. Петровский А. В. Чувства // Общая психология: Учебник. - М., 1986.
  25. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гип-пенрсйтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984
  26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000
  27. Рудик П. А. Психология: Учебник. - М., 1976.
  28. Симонов П. В. Что такое эмоция? – М, 1962.
  29. Симонов Я.В. Теория отражения а психофизиология эмоций. М., 1970
  30. Фортунатов Г. А. Чувства // Общая психология. Учебное пособие. - М., 1970.
  31. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. - Вып. V. - М.: Прогресс, 1975.-С. 111-195.

 

 


 



Информация о работе Эмоции и их роль в регуляции поведения и деятельности человека