Эмоции и их роль в регуляции поведения и деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Эмоциональная сфера, выступая в качестве одного из важнейших факторов регуляции деятельности человека, играет важнейшую роль для человеческого самосознания и социальных отношений. Эмоциональная сфера личности охватывает широкий спектр состояний, оценивающих степень значимости для индивида действующих на него стимулов. Тем не менее, эмоции как особый класс психических состояний, более века, то есть, фактически весь срок существования психологии как самостоятельной науки, оставались вне специального научного рассмотрения и научной интерпретации. Как отмечает Изард, психология, вплоть до 80-х гг. XX века не ставила задачи рассматривать эмоциональную сферу в качестве особого психического феномена [16;12] Это закономерно порождает вопрос – возможно ли изучение психических особенностей человека, его взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей деятельности вне контекста изучения эмоциональной сферы?

Содержание

Введение. 3
1. Понятие эмоции в современной психологии. Основные подходы. Классификация эмоциональных проявлений. 7
1.1 Понятие эмоций в современной психологии: общий обзор 7
1.2 Подходы к изучению эмоциональной сферы. Психологические теории эмоций. 8
1.2.1 Эволюционная теория Чарльза Дарвина 8
1.2.2 Теория Джеймса – Ланге 8
1.2.3 Теория эмоций как организмического возбуждения 9
1.2.4. Эмоции в рамках теория когнитивного диссонанса 10
1.2.5. Эмоция как функция когнитивных процессов 10
1.2.6 Двухфакторная теория эмоций 11
1.2.7 Эмоции в рамках теории личностных конструктов 11
1.2.9. Эмоции в контексте биологической теории эмоций П.К. Анохина. 13
1.2.10. Трактовка эмоций в рамках психоанализа 13
1.2.11 Рудиментарная теория эмоций 14
1.2.12. Особенности трактовки эмоций в концепции Л. С. Выготского 14
2. Классификация эмоций и виды эмоциональных проявлений 16
2.1 Классификация эмоций. Основания классификаций. 16
2.2. Фундаментальные эмоции по К. Изарду 17
2.2.1. Интерес 17
2.2.2. Радость 18
2.2.3 Удивление 18
2.2.4. Печаль 19
2.2.5 Гнев 20
2.2.6. Отвращение 20
2.2.7. Презрение 21
2.2.8 Страх 21
2.2.9 Смущение 22
2.2.10. Стыд 22
2.3. Аффекты 23
2.3.1 Психологические особенности аффективных состояний 23
2.4. Настроение 25
2.5. Чувства 28
3. Эмоции как регуляторы активности. Развитие эмоциональной сферы человека в онтогенезе. 32
3.1 Биологическая целесообразность эмоций 32
3.3 Связь эмоций с мотивационно - потребностной сферой 36
3.1.2. Связь эмоций с мотивационной сферой личности. 37
4. Развитие эмоциональной сферы человека в онтогенезе. 39
4.1 Развитие эмоциональной сферы в младенческом возрасте. 39
4.2. Развитие эмоциональной сферы в раннем детстве. 40
4.3 Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. 41
4.4 Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте 42
4.5 Развитие эмоциональной сферы в отрочестве 43
Заключение 44
Библиографический список 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.Эмоции и их роль в регуляции жизнедеятельности!.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

1.2.3 Теория эмоций как организмического возбуждения

Согласно взглядам немецкого психолога И. Гербарта, органические проявления выступают в качестве следствия проявления психологических детерминант. Важнейшей психологической детерминантой является образ, представление. Между образами складываются отношения конфронтации; при этом возникает широкий спектр эмоциональных проявлений, которые рассматриваются Гербартом как непосредственная реакция на данные противоречия. Согласно позиции В. Вундта, эмоции есть исключительно внутренние изменения, порождаемые влиянием эмоциональных переживаний на  течение представлений и, в обратной степени, влиянием представлений на эмоции. Органические и физиологические изменения являются не причиной, а исключительно следствием влияния эмоциональных детерминант. Даффи интерпретирует все многообразие поведения в рамках «единого феномена» - организменного возбуждения. Поведение может изменяться исключительно в двух направлениях – направленности и интенсивности. Направленность трактуется в точки зрения избирательности ответа, основанной на взаимоотношениях субъекта с воспринимаемыми стимулами, исходящими от окружающей среды. Интенсивность же представляет собой следствие общей возбудимости организма. Мерой интенсивности является количество энергии, высвобожденной из тканей организма. Дискретность эмоциональной сферы рассматривается в данной теории исключительно в контексте интенсивности.

1.2.4. Эмоции в рамках теория когнитивного диссонанса

Л. Фестингером была предложена теория когнитивного диссонанса, согласно которой «диссонанс» определяется как некоторого рода отрицательно окрашенное состояние, возникающее в ситуации противоречащих друг другу знаний о каком - либо объекте, явлении, человеке. Сам факт возникновения диссонанса мотивирует субъекта к уменьшению его степени, к достижению консонанса. Согласно концепции Фестингера, положительные эмоции возникают в ситуациях, при которых не возникает диссонанса между исходной ситуацией и интерпретацией данного исхода в сознании индивида. Соответственно, отрицательные эмоции порождаются фактом наличия когнитивного диссонанса. Возникающий дисбаланс может быть преодолен либо путем трансформации субъективных ожиданий таким образом, чтобы они соответствовали реальности, либо путем получения новой информации, новых сведений, способных устранить дисбаланс. Таким образом, эмоции трактуются как мотив поступков и действий субъекта, а эмоциональные состояния - как основная причина поведения индивида, его действий и поступков.

1.2.5. Эмоция как функция когнитивных процессов

М. Арнольд трактует эмоции как результат воздействия последовательности определенных событий, которые могут быть описаны в категории восприятия и оценок. При этом необходимо отметить, что в контексте работ М. Арнольд термин «восприятие» получает трактовку «элементарное понимание». В сознании происходит формирование образа воспринимаемого предмета, и для того, чтобы этот образ получил эмоциональную окрашенность, он должен быть оценен с точки зрения его непосредственного влияния на воспринимающего. Эмоции трактуются не в качестве какой-либо оценки, а в качестве неосознаваемого влечения к объекту, либо же отторжение его.

Оценка трактуется как некий интуитивный акт, завершающий этап перцептивного процесса, происходящий непосредственно после восприятия конкретного объекта, и не связанный с размышлением.

1.2.6 Двухфакторная теория эмоций

Согласно двухфакторной теории эмоций С. Шехтера, основой эмоций является физиологическое возбуждение, однако, обязательным фактором является когнитивная оценка ситуации, которая вызвала возбуждение. В зависимости от того,  как воспринимается конкретная ситуация, вызвавшая напряжение, сходное физиологическое возбуждение может быть расценено как радость или печаль. Согласно двухфакторной теории эмоций, именно когнитивная оценка ситуации позволяет определить напряжение как какую либо конкретную эмоцию.

1.2.7 Эмоции в рамках теории личностных конструктов  

Американским психологом Дж. Келли была создана теория личностных конструктов, согласно которой люди воспринимают действительность при помощи систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой, которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Более того, Дж. Келли были описаны различные типы личностных конструктов, определяющих особенности трактовок жизненного опыта. К таким типам относяться: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный. Согласно теории личностных конструктов, восприятие и интерпретация картин внешнего мира конкретным индивидом напрямую связана с конкретным типом личностного конструкта, определяющего особенности трактовки жизненного опыта.

1.2.8. Эмоции в рамках адаптационной концепции Плутчика

Американский психолог Р. Плутчик интерпретирует эмоцию с точки зрения соматической реакции, сопряженной с адаптивным биологическим процессом, выступающим в качестве общей закономерности для всех живых организмов. Иными словами, эмоции рассматриваются как средства адаптации. В рамках данной концепции рассмотрение получили базовые прототипы адаптивного поведения, и эмоции, им соответствующие. Данные могут быть представлены в следующей таблице:

Протипический адаптивный комплекс

Первичная эмоция

1.

Инкорпорация - поглощение пищи и воды

Принятие

2.

Отвержение - реакция отторжения, экскреция, рвота 

Отвращение

3.

Разрушение - устранение препятствия на пути удовлетворения

Гнев

4.

Защита - первоначально на боль или на угрозу боли 

Страх

5.

Репродуктивное поведение - реакции, сопутствующие сексуальному поведению

Радость

6.

Депривация - утрата объекта, приносящего удовольствие

Горе

7.

Ориентировка - реакция на контакт с новым, незнакомым объектом 

Испуг

8.

Исследование - более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды

Надежда или любопытство


 

Более того, Плутчик классифицировал эмоции на первичные и вторичные. Первичные эмоции характеризуются ограниченностью временных рамок, образуются при внешнем воздействии. Вторичные же эмоции интерпретируются с точки зрения различных комбинаций первичных эмоций. Каждой вторичной эмоции соответствует конкретный экспрессивно-поведенческий и физиологический комплекс.

1.2.9. Эмоции в контексте биологической теории эмоций П.К. Анохина.

В концепции Анохина эмоции трактуются как закономерный факт природы, продукт эволюции,  приспособительный фактор в жизни животного мира. Концептуальной основой данной теории выступает эволюционная теория Чарльза Дарвина. Эмоциональные состояния, формирующиеся в процессе эволюционного развития, не имели бы шанса закрепиться в наследственном аппарате, если бы не обеспечивали успех в борьбе за существование. В контексте эволюционного развития, эмоции получили закрепление в качестве своеобразного инструмента, предупреждающего разрушающий характер профицита или дефицита информации о каких-либо факторах жизнедеятельности организма. Таким образом, положительное эмоциональное состояние возникает лишь в том случае, при котором информация о совершенном действии отражает все компоненты положительного результата. Этой эмоцией закрепляется правильность и целесообразность не только самого действия, но и приспособительных действий, использующихся для достижения результата. Таким образом, согласно биологической концепции эмоций, сохраняются исключительно полезные приспособления.

1.2.10. Трактовка эмоций в рамках психоанализа

В рамках концепции Фрейда в первую очередь, освещение получают негативные аффекты, что продиктовано возникающим конфликтом между сферой бессознательного (влечение либидо) и санкциями Супер-Эго. Подобные аффекты порабощают Эго и выступают в качестве непосредственной причины психических расстройств различного уровня. Подсознательное является источником избытка энергии, определяемого как либидо,  структурно-функциональное содержание которого обусловлено конфликтной ситуацией, произошедшей в прошлом и зашифрованной на уровне инстинктов. Однако, со временем представители психоанализа признали, что сам факт пластичности нервной системы не получает согласования с идеей длительно сохраняющегося конфликта, более того, в рамках психоаналитической концепции эмоций не получил логического развития биологический смысл эмоций. В дальнейших исследованиях было выявлено, что энергия подсознательного не сохраняется в структурах мозга в качестве «дефекта развития», а выступает непосредственным следствием избытка энергии в нервной системе, выступающей как результат несовершенной адаптации личности в социуме. А. Адлер полагал, что большинству детей изначально присуще ощущение собственного несовершенства, по сравнению со взрослыми, которое ведёт к формированию комплекса неполноценности. Непосредственное развитие личности зависит от компенсации данного комплекса. В некоторых патологических случаях человек может пытаться компенсировать комплекс за счет стремления доминировать, осуществлять власть над другими. Данное явление получило название гиперкомпенсации.

1.2.11 Рудиментарная теория эмоций

Рудиментарная концепция логически развивает эволюционную теорию происхождения эмоций, акцентируя внимание на поведенческую сферу. Работы Чарльза Дарвина оказали огромное влияние на развитие научной мысли, получив логическое развитие в работах французского позитивиста Т. Рибо, представителей немецкой, биологически ориентированной психологии, а также Г. Спенсера. Таким образом, идеи о происхождении эмоций с точки зрения их развития из аффективных и инстинктивных реакций животных получили свое развитие. С этих точек зрения, эмоции выступают в качестве некоторых остаточных проявлений животных аффектов, сопровождавших некогда полноценные реакции. Выразительные движения при страхе интерпретируются с точки зрения данной концепции как рудиментарные реакции при бегстве и обороне,  а движения, сопровождающие гнев – в качестве рудиментов реакций нападения.

1.2.12. Особенности трактовки эмоций в концепции Л. С. Выготского

Философским «фундаментом» концепции Л.С. Выготского выступает учение Спинозы, в рамках которого особое значение отводится принципу единства аффекта и интеллекта. Согласно Выготскому, эмоции развиваются, каждая эмоция должна быть классифицирована с точки зрения ее развития. Более того, существует связь между аффективными проявлениями и интеллектом. «Всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта»[9; 251]. Развитие эмоциональной сферы, ровно как и развитие мышления, берет начало из аффективных действий младенца. При этом Выготский отмечает существование не только влияния мышления на аффект, но и обратное явление – влияние аффекта на мышление. Выготский констатирует: «Во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее» [8; 22]. «Сама мысль возникает из мотивирующей сферы нашего сознания» [8; 357]. Немаловажным является принцип, выдвинутый Выготским, согласно которому эмоции принимают активное участие в общем развитии сознания [8; 213], определяя динамику его поведения. Выготский подчеркивает важнейшее влияние деятельности в развитии эмоциональной сферы личности. При этом деятельность может оказывать влияние как опосредованно, ведь в действии развивается главным образом мышление, что, в свою очередь, изменяет аффективную сферу личности, так и непосредственно, примером чего может служить игровая деятельность ребенка. Развитие эмоциональной сферы личности идет по тому же вектору, что и развитие других психических функций. "Всякая эмоция есть функция личности" [11; 280].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация эмоций и виды эмоциональных проявлений

2.1 Классификация эмоций. Основания классификаций.

Как известно, эмоции определяют круг своих проявлений от слабых, легко меняющихся переживаний, возникающих по самым незначительным поводам, до длительных, устойчивых состояний,  включающих многокомпонентную структуру. Более того, существуют неосознанные эмоциональные состояния, которые возникают в результате сочетания определенных внешних факторов, и не зависят от конкретных знаний человека об этих условиях. Наконец, существуют собственно эмоции, представляющие собой непосредственно осознаваемые состояния, являющиеся результатом оценивания человеком некоторого события или явления в контексте удовлетворения потребностей различного уровня, а также достижения конкретной цели. В.О. Леонтьев отмечает: «Одна и та же эмоциональная модальность (вид эмоции) может быть настроением, неосознанной эмоцией или эмоцией»[21;7] Неосознаваемая эмоция, возникающая при действии неожиданного раздражителя, может быть интерпретирована специфической реакцией нейронов на этот раздражитель.

Как известно, необходимость классификации эмоциональных явлений с точки зрения сложности и многогранности их структуры является неоспоримой. Это утверждения может быть подтверждено тем фактом, что данная проблема получила освещения в работах ведущих отечественных психологов, таких как В.К. Вилюнас, И.А. Васильев, П.В. Симонов, Г.А. Вартанян. Тем не менее, множество существующих классификаций являлись недостаточно содержательными и логически выстроенными, что приводило либо к ограниченному, дихотомическому делению всего многообразия эмоциональных проявлений, либо к разделению всего многообразия эмоций на некоторые группы с алогичным содержанием. Противоположной точкой зрения в данном контексте является точка зрения американской психологии на данную проблему. Однако сложившийся в американской психологии основывается на избыточном количестве признаков, что выступает в качестве основного недостатка данного подхода.

Существование множества качественно своеобразных классов эмоциональных явления может быть иллюстрировано, как отмечает Вилюнас, «сопоставлением, например, таких переживаний, как физическая боль и чувство гордости, панический страх и эстетическое наслаждение» [25; 19] Таким образом, классификация эмоций выступает в качестве основного показателя в изучении эмоциональной сферы в целом. В свою очередь, особенности проявления эмоций с точки зрения их многогранности, выступающей на различных уровнях отражения и деятельности, уникальность данного феномена в рамках психологического изучения личности, а также возможность сочетания разнообразных эмоций приводит к исключению линейной, мономодальной классификации данного феномена.

Многообразие оснований для классификации эмоций,  тем не менее, не отражает сущностных проявлений феномена эмоций, а лишь наглядным образом показывает сложность и глубину данной проблемы.

Информация о работе Эмоции и их роль в регуляции поведения и деятельности человека