Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:37, курсовая работа
Эмоциональная сфера, выступая в качестве одного из важнейших факторов регуляции деятельности человека, играет важнейшую роль для человеческого самосознания и социальных отношений. Эмоциональная сфера личности охватывает широкий спектр состояний, оценивающих степень значимости для индивида действующих на него стимулов. Тем не менее, эмоции как особый класс психических состояний, более века, то есть, фактически весь срок существования психологии как самостоятельной науки, оставались вне специального научного рассмотрения и научной интерпретации. Как отмечает Изард, психология, вплоть до 80-х гг. XX века не ставила задачи рассматривать эмоциональную сферу в качестве особого психического феномена [16;12] Это закономерно порождает вопрос – возможно ли изучение психических особенностей человека, его взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей деятельности вне контекста изучения эмоциональной сферы?
Введение. 3
1. Понятие эмоции в современной психологии. Основные подходы. Классификация эмоциональных проявлений. 7
1.1 Понятие эмоций в современной психологии: общий обзор 7
1.2 Подходы к изучению эмоциональной сферы. Психологические теории эмоций. 8
1.2.1 Эволюционная теория Чарльза Дарвина 8
1.2.2 Теория Джеймса – Ланге 8
1.2.3 Теория эмоций как организмического возбуждения 9
1.2.4. Эмоции в рамках теория когнитивного диссонанса 10
1.2.5. Эмоция как функция когнитивных процессов 10
1.2.6 Двухфакторная теория эмоций 11
1.2.7 Эмоции в рамках теории личностных конструктов 11
1.2.9. Эмоции в контексте биологической теории эмоций П.К. Анохина. 13
1.2.10. Трактовка эмоций в рамках психоанализа 13
1.2.11 Рудиментарная теория эмоций 14
1.2.12. Особенности трактовки эмоций в концепции Л. С. Выготского 14
2. Классификация эмоций и виды эмоциональных проявлений 16
2.1 Классификация эмоций. Основания классификаций. 16
2.2. Фундаментальные эмоции по К. Изарду 17
2.2.1. Интерес 17
2.2.2. Радость 18
2.2.3 Удивление 18
2.2.4. Печаль 19
2.2.5 Гнев 20
2.2.6. Отвращение 20
2.2.7. Презрение 21
2.2.8 Страх 21
2.2.9 Смущение 22
2.2.10. Стыд 22
2.3. Аффекты 23
2.3.1 Психологические особенности аффективных состояний 23
2.4. Настроение 25
2.5. Чувства 28
3. Эмоции как регуляторы активности. Развитие эмоциональной сферы человека в онтогенезе. 32
3.1 Биологическая целесообразность эмоций 32
3.3 Связь эмоций с мотивационно - потребностной сферой 36
3.1.2. Связь эмоций с мотивационной сферой личности. 37
4. Развитие эмоциональной сферы человека в онтогенезе. 39
4.1 Развитие эмоциональной сферы в младенческом возрасте. 39
4.2. Развитие эмоциональной сферы в раннем детстве. 40
4.3 Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. 41
4.4 Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте 42
4.5 Развитие эмоциональной сферы в отрочестве 43
Заключение 44
Библиографический список 47
Если говорить о структуре настроения, то целесообразно выделить подход Куликова, который выделил в структуре настроения пять компонентов [18;124]:
Характеризуя виды настроения, важно отметить, что, как отмечал Ильин, «Выделяемые виды настроений лишь подчеркивают их тождественность эмоциям» [17;59] Настроение можно классифицировать на стеническое, при устойчивом проявлении которого говорят о гипертимии, то есть, о повышенном настроении. Астеническое настроение, напротив, имеет диаметрально противоположные характеристики, характеризуясь подавленностью, угнетением деятельности, заострению внимания на проблемных ситуациях
Нельзя не отметить что некоторые авторы (Левитов, 1964; Михальчик, 1982) говорят о том, что настроение никогда не покидает субъекта, оно, осознается только тогда, когда выделяется как положительное или отрицательное. Тем не менее, как отмечает Ильин, если рассматривать феномен настроения наряду с эмоциональным тоном, эмоциями, аффектами, считая настроение независимым эмоциональным явлением, то необходимо интерпретировать его как эмоциональное реагирование, которое должно проявляться все время, поскольку настроение присутствует у бодрствующего человека все время. Настроение ни есть эмоциональное реагирование, настроение – эмоциональный фон, в котором интенсивность выраженности может находиться в диапазоне от нуля (отсутствия эмоционального реагирования) до максимальной величины реагирования (аффекта) [17;60].
Подобно всякому сложному психическому феномену, понятие «чувство» имеет множество трактовок в рамках психологической науки. По мнению ряда ученых, придерживающихся строго научной точки зрения, использование термина «чувство» должно ограничиваться случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, оценочного отношения к объектам. Подобная трактовка находит свою интерпретацию в определениях следующих авторов: Г. А. Фортунатов интерпретирует чувства как «отражение в мозгу субъекта реальных отношений, т. е. отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам» [30;136]. П. В. Симонов полагает, что чувство - это «устоявшееся отношение человека к явлениям действительности»[28;17]. А. В. Петровский (1986) пишет, что «чувства - это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает» [24;336].
Объективные отношения, в отличие от субъективных, характеризуют взаимодействие двух объектов, субъективные же отношения отражают пристрастность субъекта к чему – или кому – либо, его оценку явления, процесса, других людей, его определение как приоритетного и значимого одного явления, предмета, человека перед другим. Субъективные отношения имеют две стороны: привлекательность – непривлекательность и смысл. Из этого положения следует, что отношения связывают человека не только с внешней стороны, но с внутренней, сущностной стороны предмета, явления или другого человека.
Важным является то, что субъективные отношения имеют три стороны, определяющие их структуру:
Три данные стороны отношения являются целостными, однако, в зависимости от конкретных видов отношений могут быть выражены в различной степени.
Ильин отмечает, что исключительно признака пристрастности недостаточно для того, чтобы провести грань между чувствами и эмоциями [17;289], в связи с чем он вводит следующие дифференциальные признаки:
Важным является то, что чувства, в отличие от эмоций, долговременны, чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности объекты, имеющие для человека стабильную мотивационную значимость. Чувства как стабильные эмоциональные состояния, могут быть как в проявленном, так и в потенциальном состоянии. В связи с этим, чувства могут быть интерпретированы как эмоциональные установки. Чувство характеризует относительно устойчивое и долговременное отношение к объекту.
Одно и то же чувство может быть выражено в разной палитре эмоций, что зависит от ситуации, в которую попадает объект, по отношению к которому испытываются чувства.
Чувство как эмоциональное отношение может быть охарактеризовано с различных сторон, описывающих различные аспекты данного феномена:
Если говорить о видах чувств, необходимо отметить, что условное деление чувств на высшие и низшие некорректно, и обусловлено лишь принятием за чувства эмоций, которые отражают биологическую сущность человека. Чувства же отражают социальные особенности человека, при этом могут достигать высокого уровня обобщенности. Рудик (1978), исходя из представлений о том, какая сфера социальных отношений является объектом высших чувств, делит их на:
Платонов (1984) также выделяет праксические (практические) чувства, к которым он относит интерес, радость, скуку, муки творчества, удовлетворение достижением цели, чувство приятной усталости, увлеченности делом, азарта. Как отмечает Ильин, большинство перечисленных Платоновым феноменов относится либо у эмоциям, либо к познавательным процессам, что позволяет признать его попытку расширения классификации чувств неэффективной [17;202]
Эмоции, представляя собой обобщенную реакцию организма на значимые воздействия, регулируют психическую активность субъекта не специфично, а путем соответствующих психических состояний, влияя на протекание всех психических процессов. Эмоциональная регуляция носит импульсивный характер, основываясь на чувственном отражении значимых внешних воздействий. Возникая при соответствующем воздействии, эмоции захватывают весь организм целостно, объедения все его функции в соответствующий стереотипный поведенческий акт.
Важно отметить, что эмоции выступают в качестве приспособительного продукта эволюции, представляя собой эволюционно – обобщенные способы поведения в стереотипных ситуациях.
Отличительной особенностью эмоциональной сферы человека является то, что эмоции человека детерминируются общим законом его психического развития – высшие психические функции, формируясь на основе низших, перестраивают их. Эмоционально – оценочная активность субъекта неразрывно связана с его понятийно – оценочной сферой.
Эмоции выступают как доминирующие регуляторы активности в той группе ситуаций, при которой недостаточна сознательная регуляция поведения – при недостаточности сознательных способов поведения, либо при отсутствии необходимой для построения сознательных способов поведения информации. Тем не менее, в сознательных действиях именно эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают конкретное направление действия. Замещая потребности, эмоции во многих случаях выступают побуждением к действию, фактором мотивации.
В контексте эволюционного развития эмоции, выступая в качестве фактора оценки внутреннего состояния организма и возникших потребностей, позволяют человеку определить возможности удовлетворения данных потребностей. Таким образом, эмоции необходимы для обнаружения потребности, оценивая при этом меру потребности. Любой раздражитель, приобретая эмоциональную окраску, становится значимым для организма на индивидуальном уровне. При этом мобилизируются внутренние ресурсы организма, что является важным фактором адекватного и эффективного поведения в отношении данного стимула.
П.Милнер полагает, что хотя и принято отличать эмоции (радость, удивление, гнев) от «общих ощущений» (жажды, голода), тем не менее, они имеют множество общих черт и их разделение носит условный характер [22;206]. В качестве основной причины их различения в разные классы является различная степень взаимосвязи субъективных переживаний с одной стороны, с возбуждением рецепторов с другой. Эмоции, при своем возникновении, зачастую носят спонтанный характер и зависят от случайных внешних факторов, тогда как «общие ощущения», возникают с определенными интервалами. Тем не менее, и эмоции, и «общие ощущения» возникают в составе мотивации в качестве отражения конкретного состояния внутренней среды, посредством возбуждения рецепторов, соответствующих конкретному стимулу. Тем не менее, выделяется противоположная точка зрения П. Фресса, который полагает что, несмотря на существование единства внутренних переживаний — от слабых чувств к сильным, исключительно сильные переживания могут быть названы эмоциями [31;116].
Эмоции в контексте биологической целесообразности, играя регулирующую и переключающую роль, выступают фактором, определяющим ключевую доминанту, наиболее значимую и жизненно – важную в сложившихся обстоятельствах.
Таким образом, проводя оценку внутреннего состояния организма, определяя степень выраженности возникшей потребности, эмоции оценивают не только меру потребности, но и особенности и возможности ее удовлетворения.
Немаловажно отметить, что эмоции, выполняя подкрепляющую роль, способствуют закреплению эффективных форм поведения в случаях достижения необходимого результата. Положительное эмоциональное подкрепление, сопровождающее эффективные способы действия, служит важнейшим фактором его подкрепления. В то время как, с точки зрения биологического смысла негативного подкрепления, возникающие отрицательные эмоции способствуют торможению неэффективных способов поведения, активизируя организм в направлении поиска новых способов достижения цели. Важно также заметить, что эмоции, в русле своей замещающей функции, которая также носит название компенсаторной, позволяют субъекту удерживать необходимый уровень активности даже в тех ситуациях, когда достижение цели носит долговременный характер. Существенным является факт того, что эмоции имеют нейрохимическую основу, иными словами, возникновение любой потребности тесно связано с активацией различных групп биологически – активных веществ, выступающих в контексте их сложнейшего взаимодействия. Такие свойства, как модальность, качество, интенсивность эмоций определяются взаимоотношением норадренергической, дофаминергической, серотонинергической, холинергической систем, а также целым рядом нейропептидов, включая, в том числе, эндогенные опиаты.
3.2 Функциональные особенности эмоций
Эмоции, как особый класс психических состояний, выполняя регулятивную функцию, обеспечивают регуляцию протекания органических и психических процессов. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения.
Более того, у человека как высшего продукта эволюции, эмоции, преобразовываясь в выразительные движения, тонко дифференцируются, разделяются, тем самым опосредуя процессы передачи информации между людьми и выполняя еще одну важнейшую функцию – коммуникативную. Как известно, мимические и пантомимические движения позволяют осуществлять передачу информации другим людям, осуществлять информирование о предметах, событиях, явлениях окружающего мира.
Одной из важнейших функций эмоций является функция оценки, которая, может быть направлена не только на настоящие события и явления, но и на будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования. Отражательная или оценочная функция эмоций находит проявление в обобщенной оценке событий. Благодаря данной функции, организм получает возможность реагировать прежде, чем будет определена локализация вредоносного стимула.
Являясь одним из психофизиологических механизмов управления поведением человека, эмоции влияют на качественную модальность деятельности человека. Как известно, возникновение эмоционального отношения к объекту оказывает влияние на мотивацию, на процесс непосредственного принятия решения. Физиологические изменения, сопровождающие эмоции, оказывают непосредстве6нное влияние на работоспособность человека, на модальность его деятельности в целом. В свою очередь, эти особенности эмоций позволяют осуществлять компенсаторную, подкрепляющую, стабилизирующую, сигнальную функции.
Информация о работе Эмоции и их роль в регуляции поведения и деятельности человека