Эмоции и их роль в регуляции поведения и деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Эмоциональная сфера, выступая в качестве одного из важнейших факторов регуляции деятельности человека, играет важнейшую роль для человеческого самосознания и социальных отношений. Эмоциональная сфера личности охватывает широкий спектр состояний, оценивающих степень значимости для индивида действующих на него стимулов. Тем не менее, эмоции как особый класс психических состояний, более века, то есть, фактически весь срок существования психологии как самостоятельной науки, оставались вне специального научного рассмотрения и научной интерпретации. Как отмечает Изард, психология, вплоть до 80-х гг. XX века не ставила задачи рассматривать эмоциональную сферу в качестве особого психического феномена [16;12] Это закономерно порождает вопрос – возможно ли изучение психических особенностей человека, его взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей деятельности вне контекста изучения эмоциональной сферы?

Содержание

Введение. 3
1. Понятие эмоции в современной психологии. Основные подходы. Классификация эмоциональных проявлений. 7
1.1 Понятие эмоций в современной психологии: общий обзор 7
1.2 Подходы к изучению эмоциональной сферы. Психологические теории эмоций. 8
1.2.1 Эволюционная теория Чарльза Дарвина 8
1.2.2 Теория Джеймса – Ланге 8
1.2.3 Теория эмоций как организмического возбуждения 9
1.2.4. Эмоции в рамках теория когнитивного диссонанса 10
1.2.5. Эмоция как функция когнитивных процессов 10
1.2.6 Двухфакторная теория эмоций 11
1.2.7 Эмоции в рамках теории личностных конструктов 11
1.2.9. Эмоции в контексте биологической теории эмоций П.К. Анохина. 13
1.2.10. Трактовка эмоций в рамках психоанализа 13
1.2.11 Рудиментарная теория эмоций 14
1.2.12. Особенности трактовки эмоций в концепции Л. С. Выготского 14
2. Классификация эмоций и виды эмоциональных проявлений 16
2.1 Классификация эмоций. Основания классификаций. 16
2.2. Фундаментальные эмоции по К. Изарду 17
2.2.1. Интерес 17
2.2.2. Радость 18
2.2.3 Удивление 18
2.2.4. Печаль 19
2.2.5 Гнев 20
2.2.6. Отвращение 20
2.2.7. Презрение 21
2.2.8 Страх 21
2.2.9 Смущение 22
2.2.10. Стыд 22
2.3. Аффекты 23
2.3.1 Психологические особенности аффективных состояний 23
2.4. Настроение 25
2.5. Чувства 28
3. Эмоции как регуляторы активности. Развитие эмоциональной сферы человека в онтогенезе. 32
3.1 Биологическая целесообразность эмоций 32
3.3 Связь эмоций с мотивационно - потребностной сферой 36
3.1.2. Связь эмоций с мотивационной сферой личности. 37
4. Развитие эмоциональной сферы человека в онтогенезе. 39
4.1 Развитие эмоциональной сферы в младенческом возрасте. 39
4.2. Развитие эмоциональной сферы в раннем детстве. 40
4.3 Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. 41
4.4 Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте 42
4.5 Развитие эмоциональной сферы в отрочестве 43
Заключение 44
Библиографический список 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.Эмоции и их роль в регуляции жизнедеятельности!.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

Наряду с уже перечисленными выше отечественными психологами, попытки классификации эмоций предпринимались также в рамках работ Д. Юма, Р. Декарта, В. Вундта, А. Бэнома, Н. Грота, Т. Рибо, К. Ушинского, М. Аствацатурова, К. Плучика. Тем не менее, и одна из классификаций, предложенных данными авторами, не имела возможности закрепиться в качестве доминирующей, не получила широкого признания в научной среде и не сохранилась в качестве эффективной модели. Данные классификации были построены на неверной теоретической основе или вовсе без нее.

Как отмечает Додонов, «Приступая к классификации эмоций, нельзя упускать из виду, что они уже определенным образом смоделированы и классифицированы в самом языке, которым мы пользуемся»[15;133]. Это положение является важным аспектом, поскольку в ряде случаев эти обозначения выражают не сущностное содержание конкретного эмоционального проявления, а лишь наиболее яркое качество этой эмоции.  

2.2. Фундаментальные эмоции по К. Изарду

2.2.1. Интерес

Интерес – положительно-направленная эмоция, которая переживается человеком наиболее часто. Важнейшей функцией интереса является мотивационная функция, поскольку именно интерес выступает в качестве «движущей силы» в формировании и развитии навыков умений и интеллекта в целом. Согласно теории дифференциальных эмоций, интерес выступает в качестве доминирующего, основного мотивационного состояния в повседневной деятельности человека. В процессе жизнедеятельности эмоция интереса часто выступает в совокупности, а порой и в конфликте с другими эмоциями, при этом взаимодействуя с когнитивными и перцептивными процессами. Эмоция интереса усиливается в результате воздействия неспецифического влияния ретикулярной формации ствола мозга.

2.2.2. Радость

В онтогенетическом аспекте эмоция радости проявляется одной из первых. Необходимо отметить, что первые зачатки улыбки появляются уже в первые несколько часов жизни новорожденного. На протяжении онтогенетического развития улыбка не претерпевает видоизменений, изменяются лишь  качественный уровень стимулов, ее активирующих. Смех, подобно улыбке, обуславливает формирование эмоциональных связей,  что, в свою очередь, выступает важнейшим фактором социализации ребенка.

Согласно концепции дифференциальных эмоций, существует отличие переживания радости от удовлетворения физиологической потребности. В контексте эволюционного развития, радость, в совокупности с эмоцией интереса, выступает в качестве важнейшего фактора осуществления процессов социализации.

Современные исследования в области исследования эмоции радости иллюстрируют зависимости радости от личностных характеристик, порогов радости и типов радостных переживаний. Проведенные психофизиологические исследования указывают на возможность дифференциации радости на основе нейрофизиологических показателей. Норман Брэдберн в своих исследованиях доказал факт того, что социально активные люди, чаще испытывают позитивные эмоции[1;226]

2.2.3 Удивление

Как известно, внешней причиной удивления выступает некоторого рода стимул, воздействие которого носит неожиданный, внезапный характер.

Удивление не является стабильной эмоцией, оно крайне недолговечно, при этом, как указывает Изард, «все мыслительные процессы словно приостанавливаются» [16;149]. Американский психолог С. Томкинс утверждает, что удивление в некотором роде занимает промежуточное положение между положительными и отрицательными эмоциями. [16; 150]

Удивление не имеет возможности длительно мотивировать поведение человека, но, выполняя функцию предупреждения индивида о некоторой новой ситуации, крайне важно для эффективного взаимодействия с этой ситуацией. Как писал Томкинс, удивление есть «эмоция очищения каналов»[16;151] Субъективное расценивание эмоции удивления как положительной либо как отрицательной зависит, в первую очередь, от предшествующего опыта.  Нарушения в процессе социализации проводят к тому, что человек, оказавшись в новых условиях, испытывает необоснованный страх, действуя при этом неэффективно.

2.2.4. Печаль

Как правило, эмоция печали порождается утратой значимого для индивида объекта. Важнейшей психологической функцией данной эмоции является функция сплочения – переживание печали укрепляет эмоциональные связи и отношения между ними. Более того, эмоция печали тормозит умственную и физическую активность, тем самым выполняя защитную функцию. Именно эмоция печали, выполняя сигнализирующую функцию, сообщает другим людям о неблагополучии другого человека.

Как отмечает Изард, в процессе социализации печали посредством наказания, последнее может стать источником импульсивного поведения, низкой устойчивости к фрустрации.[16;162]. В свою очередь, социализация печали посредством поощрения является одной из причин нарушения процесса формирования личности. [16;162]. Взаимодействие эмоции печали и гнева порождает гневные реакции на обыденные раздражители. Соединение эмоции печали и страха способствует затруднению процессов индивидуализации, выступает как причина невротических реакций. Взаимодействие эмоции печали и эмоции стыда порождает болезненно-заостренную застенчивость. Эмоция печали может быть вызвана изменением когнитивного процесса, что, в свою очередь, оказывает влияние на активность человека в целом. Интенсивность эмоции печали может быть снижена активацией другой эмоции, а также когнитивной регуляцией путем переключения внимания, и, наконец, моторной регуляцией.

2.2.5 Гнев  

Гнев, представляя собой одну из важнейших эмоций человека, в большинстве случаев воспринимается как нежелательная эмоция, избегаемая субъектом. Гнев, направленный субъектом в отношении к самому себе, в комбинации с печалью, стыдом или смущением может стать непосредственной причиной развития депрессивных состояний. Главной причиной, провоцирующей эмоцию гнева, является фрустрация, то есть реальная или предполагаемая невозможность удовлетворения того или иного рода потребностей. Как известно, функциональное назначение гнева, в первую очередь, сводясь к его адаптивному характеру, с этой точки зрения характеризует гнев в эволюционном контексте. Эмоция гнева мобилизирует энергию, необходимую для нападения и самозащиты, придает субъекту ощущение силы и храбрости. Набор стереотипных поведенческих реакций, наблюдаемых при переживании субъектом эмоции гнева, аналогичен поведенческим реакциям эмоций в ситуациях враждебности, отвращения и презрения.

2.2.6. Отвращение

Эмоция отвращения может быть интерпретирована как дифференциальный аспект примитивного механизма избегания. В эволюционном аспекте, эмоция отвращения уходит в древнейшие отделы мозга, обеспечивающие анализ вкусовых ощущений, и отвечающие за пищевое поведение. Выражение отвращения сопровождается узконаправленным переживанием, именно это переживание мотивирует экспрессивное поведение индивида, предполагающее отказ от неприятного стимула. Розин и Фаллон  являются теоретиками теории отвращения, в которой эмоция отвращения связывается с пищевым поведением. Отвращение рассматривается как физиологическая реакция отвержения неприятных объектов. Теоретики психоанализа же сообщают множественные случаи из своей практики, говорящие о том, что человек может испытывать отвращение к определенным формам сексуальной активности. Дэвид и Фэйхи считают, что сексуальное отвращение играет важнейшую адаптивную роль, выполняя защитную функцию [16; 218]. Выражение эмоции отвращение детерминируется эволюционно самой древней частью центральной нервной системы – стволом мозга. Изард отмечает, что эмоция отвращения является результатом нейрохимических процессов и не зависит от уровня развития когнитивных структур [16;233]

2.2.7.  Презрение

Эмоция презрения имеет непосредственную связь с чувством превосходства.

С физиологической точки зрения, эмоция презрения характеризуется низким уровнем физиологического возбуждения.  Презрение теснейшим образом связано с чувством собственного превосходства, чувством ценности и значимости собственного «Я». С точки зрения эволюционного подхода к трактовке презрения важна его роль как средства подготовки индивида или группы к встрече  с опасным противником. Благодаря презрению к противнику, у субъекта появлялось чувство собственного превосходства, собственной силы и уверенности.

Положительная роль презрения носит адекватный характер в отношении к объектам или явлениям, объективно заслуживающим подобного отношения. С точки зрения социальной психологии, презрение является средством укрепления социальных норм и групповой конформности. С точки зрения негативного значения презрения, необходимо отметить, что именно эмоция презрения является ключевым элементом любых предрассудков, включая расовые. Эмоция презрения ведет к деперсонализации объекта презрения.

2.2.8 Страх

Для большинства людей именно эмоция страха выступает в качестве самой нежелательной эмоции, переживание которой ощущается и воспринимается индивидом как угроза безопасности на личном уровне. Однако, именно эмоция страха побуждает людей прилагать усилия, которые направлены на избежание опасного стимула, угрожающего личной безопасности. Существует ряд стимулов, которые на генетическом уровне вызывают эмоцию страха - боль, внезапное изменение стимуляции, а также одиночество. Однако, по мере накопления индивидуального опыта на разных стадиях онтогенеза, индивид реагирует эмоцией страха на более широкий комплекс стимулов и ситуаций. Страх, выполняя функцию мотивации специфических когнитивных и поведенческих актов, тем самым способствует укреплению чувства безопасности и уверенности в себе. Благодаря адаптивной функции страха, индивид ищет эффективные способы защиты  от возможного вредоносного и опасного стимула или ситуации. Необходимо проводить четкую грань различий между эмоциями страха и тревоги. В тревожном переживании на личностном уровне происходит комбинация нескольких дискретных эмоций. Несмотря на то, что ключевой эмоцией в переживании тревоги является страх, тем не менее, такие эмоции, как печаль, вина и стыд также могут быть задействованы в тревоге.

2.2.9 Смущение

Эмоция смущения, проявляющая себя как крайняя застенчивость, поведенческое торможение при столкновении с новыми стимулами, в том числе и социального характера, впервые внешне проявляется уже у 3 - 4 месячных младенцев. Экспрессия эмоции смущения, как правило, выражается в избегании прямого социального воздействия в отношении субъекта: происходит избегание социальных контактов. Переживание эмоции смущения сопровождается чувством собственной неполноценности, несоответствия представленным условиям. Логично отметить, что эмоция смущения, в своих крайних  формах выраженности,  может играть отрицательное, дезадаптивное значение, становясь серьезной преградой на пути установления социальных контактов.  Необходимо отметить и о положительной роли смущения: выполняя адаптивную функцию, смущение предостерегает индивида от слишком близкого знакомства с малоизученными объектами. Смущение также оказывает регулирующее воздействие на вегетативную нервную систему, предотвращая ее перевозбуждение.

2.2.10. Стыд

Эмоция стыда, как правило, характеризуется неожиданным и обостренным самосознанием, сила которого истощает ресурсы организма, лишая индивида способности к когнитивной деятельности. Переживание эмоции стыда сопровождается крайними формами беспокойства индивида по поводу произведенного впечатления на окружающих. С физиологической точки зрения, во время переживания стыда, у человека возбуждается симпатическая нервная система. Функция эмоции стыда носит двойственный характер, который проявляется, с одной стороны, как готовность индивида учитывать мнения и чувства социального окружения, что, в свою очередь, способствует повышению уровня взаимопонимания между индивидом и социумом, с другой стороны, стыд выступает в качестве механизма, благодаря которому индивид приобретает навыки социального взаимодействия.

2.3. Аффекты

Аффект представляет собой внезапно возникающее, кратковременное, сильное психическое состояние, возникающее в критических ситуациях при неспособности найти выход из неожиданных и опасных ситуаций. Аффекты ведут к затормаживанию иного рода психических процессов и, как правило, реализации на поведенческом уровне соответствующих реакций. В основании перенесенных аффективных состояний формируются особые аффективные комплексы, которые могут активироваться без осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами перенесенной аффективной ситуации, спровоцировавшей аффект.

2.3.1 Психологические особенности аффективных состояний

  1. Чрезмерно выраженная интенсивность и крайне бурное внешнее выражение. Отличительной чертой аффективных состояний является чрезмерная сила возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга, что сопровождается, как правило, усиленной деятельностью подкорковых центров. В центрах коры, связанных с данными эмоциональными переживаниями, развивается чрезвычайно сильный процесс возбуждения, что сопровождается индуктивным торможением других участков коры, в результате чего происходит так называемый феномен «сужения сознания. В этот момент возбуждение передается в подкорковые центры, которые освобождаются от контролирующего и сдерживающего влияния коры, что приводит к ярко-выраженному внешнему проявлению переживаемого в данный момент эмоционального состояния.
  2. Кратковременность протекания. Как известно, аффективное состояние, отличаясь чрезвычайным уровнем интенсивности, не имеет возможности проявляться в течении длительного промежутка времени и быстро прекращается. По мере протекания аффекта целесообразно выделять три стадии:
  3. Начальная стадия аффекта. Возникновение аффекта может носить как внезапный характер, имея при этом вид эмоциональной вспышки или взрыва, при этом быстро достигая своей интенсивности. С другой стороны, выделяются случаи, при которых развитие аффекта носит нарастающий характер: внимание субъекта все больше привлекается к объектам или явлениям, выступающим в качестве причины данного эмоционального состояния, что ведет к постепенному повышению уровня возбуждения в одних, и, соответственно, понижению уровня возбуждения в других центрах коры.
  4. Центральная стадия аффекта. Процессы возбуждения в подкорковых центрах достигают пикового уровня возбуждения, центры коры, напротив, находятся в состоянии торможения,  что ведет к угнетению их функций, и, как следствие, распадаются высшие нервные процессы, связанные с моральными и нравственными установками личности. Происходит нарушение механизмов второй сигнальной системы, что приводит к расстройству деятельности мышления и речи, а также к снижению произвольного внимания. С физиологической точки зрения, усиливается деятельность автономной нервной системы и желез внутренней секреции, нарушается ритм дыхания.
  5. Заключительная стадия аффекта. Отличительной особенность данной стадии является довольно быстрое в отношении временных рамок прекращение как внешних, так и внутренних проявлений аффективного состояния.

3. Субъективная безотчетность. Следует отметить, что безотчетность аффекта находится в прямой зависимости от силы последнего: чем аффект сильнее, тем более он безотчетен для субъекта, справедлива и обратная зависимость. Вероятность контроля над поведением усиливается, если субъект характеризуется четким уровнем культурных и мировоззренческих установок.

4. Диффузный характер. Как правило, аффективные состояния, особенно те, что имеют выраженный характер, «захватывают» личность человека в целом, властвуя над всеми жизненными проявлениями. При сильных аффектах наблюдается перестройка привычных установок личности, меняется характер отражения объективной действительности.

Любые эмоциональные состояния могут быть гиперболизировано - усилены, и, таким образом, доведены до состояния аффекта. Однако, как правило, в условиях социального образа жизни, люди целенаправленно сдерживают резкие проявления эмоций, которые могут носить разрушительный характер в отношении общественный норм, правил, а также устойчивых форм поведения. Аффективные состояния могут быть освещены и в положительном ключе: открытое, сильно выражение положительных эмоций и чувств содействует здоровому и гармоничному развитию индивида, раскрывая особенности его личности.

2.4. Настроение

Феномен настроения, представляя собой эмоциональный фон в данный момент, является самым неопределенным, размытым и не имеющим четких феноменологических границ. Важным является то, что в большинстве психологических работ феномен настроения рассматривается как самостоятельный, отличающийся  от эмоций. С. Л Рубинштейн пишет: «Настроение - не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние. Настроение отчасти более сложно и, главное, более переливчато - многообразно и по большей части расплывчато, более богато мало уловимыми оттенками, чем четко очерченное чувство» [26;515]. С. Л. Рубинштейн особенно подчеркивает в своих работах личностный характер настроения, отличающий данный феномен от других эмоциональных состояний.

Однако Левитов полагает, что настроение носит не исключительно личностный, но еще и ситуативный характер [20;121]. В работах Левитова настроение трактуется как общее эмоциональное состояние, которое в течение определенного времени окрашивает переживания и деятельность человека [20;121]. В свою очередь, Л. В. Куликов, напротив, не считает настроение особым эмоциональным состоянием [18;105].

Настроение как отдельный психологический феномен имеет ряд устойчивых характеристик, рассматривающихся в русле отечественной психологии:

  1. Слабая интенсивность. Необходимо в первую очередь выделить, что данная характеристика неразрывно связана со слабой осознанностью. Настроение может осознаваться не только как нерасчлененный общий эмоциональный фон, но и как четко идентифицируемое переживание. Из этого следует, что настроение может носить как четко осознанный характер, так и напротив, осознаваться неотчетливо. Для перехода настроение из слабо осознаваемого в категорию осознанного, необходимо преодоление некоторого условного порога, необходимо привлечение внимания субъекта. По мнению Ильина, настроение и эмоция, проявляемые в данный отрезок времени - это одно и то же, таким образом, нет никаких оснований разделять эмоции и настроение. [17,41]
  2. Влияние на активность человека. Настроение выполняет функцию информирования об общем состоянии и потребностях человека. Таким образом, настроение оценивает состояние, стимулируя субъекта на осуществление такой деятельности, которая улучшила бы его гедонистический тон.
  3. Длительность настроения.  Как известно, настроение, имея длительное распределение во времени, оказывает влияние на поведение и деятельность человека, определяя динамику его активности.
  4. Осознание причины настроения. Причина настроения не всегда отчетливо осознается субъектом, что является следствием того, что настроение часто переживается субъектом как «безотчетное». В феномене настроения отражена обобщенная бессознательная оценка того, каким образом складываются обстоятельства на данный момент. Не случайно Изард называет настроение «пролонгированной эмоцией» [16;163]

Информация о работе Эмоции и их роль в регуляции поведения и деятельности человека