Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 14:19, курсовая работа
Проблема готовности старших дошкольников к обучению в школе всегда волновала педагогов, психологов и родителей. Ее решению придавали большое значение и философы, и педагоги, подчеркивая тем самым важность этой проблемы. Вопрос готовности старших дошкольников к обучению в школе и в настоящее время остается актуальным и значимым.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.5
1.1. Вопрос о психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников в работах отечественных исследователей…………………………5
1.1.1. Подходы к решению проблемы психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе…………………………………………………5
1.1.2 Основные аспекты при рассмотрении проблемы психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста……………………….7
1.2. Кризис семи лет и психологическая готовность ребенка к школе. ………12
1.2.1. Особенности когнитивного (интеллектуального), мотивационного и волевого развития личности ребенка дошкольного возраста……………………12
1.2.2. Кризис 7 лет. Признаки, новообразования, социальная ситуация развития………………………………………………………………………………17
2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ……………………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………33
Федеральное агентство по образованию
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА (КГПУ им. В.П. Астафьева)
Институт психологии, педагогики и управления образованием
ИППО
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основам общей психологии»
Эмоциональная тревожность детей
Выполнил(а):
Студент(ка) 3 курса
гр. 33
Подорова В.П
Красноярск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.2. Кризис семи лет и психологическая готовность ребенка к школе. ………12
1.2.1. Особенности когнитивного (интеллектуального), мотивационного и волевого развития личности ребенка дошкольного возраста……………………12
1.2.2. Кризис 7 лет. Признаки, новообразования,
социальная ситуация развития…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема готовности старших дошкольников к обучению в школе всегда волновала педагогов, психологов и родителей. Ее решению придавали большое значение и философы, и педагоги, подчеркивая тем самым важность этой проблемы. Вопрос готовности старших дошкольников к обучению в школе и в настоящее время остается актуальным и значимым.
Как показывают
современные исследования, переход
к обучению ребенка в
Главным
и полезным с теоретической
точки значимости этой работы,
должна стать обобщенная
- основные аспекты изучения вопроса готовности старших дошкольников к обучению в школе, в отечественной психологии;
- существующие подходы к решению данного вопроса;
- описание особенностей
интеллектуального,
Объектом исследования является – «готовность к школе».
Предметом
исследования: «психологическая готовность
старшего дошкольника к
Цель исследования: проанализировать имеющуюся научную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, подтвердить его актуальность в настоящее время.
В соответствии
с целью были определены
1). Рассмотреть культурно-
2). Рассмотреть особенности
влияния кризиса семи лет на
готовность детей старшего
3). Структурировать
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы: Л.С. Выготского, Е.О. Смирновой, Л.И. Божович, Е.Е. Кравцовой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера, В.В. Слабодчикова и многих других авторов.
Для
решения поставленных задач
Психологическая
готовность ребенка к обучению
в школе многими
К первому подходу могут быть отнесены исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Так Т.В. Тарунтаева, Л.Е. Журова и другие убеждают, что посредствам специальной организации воспитательно-образовательной работы, возможно достаточно успешно обучать детей старшего дошкольного возраста началам грамоты и математики и таким образом существенно улучшить их подготовку к школьному обучению. Однако, по мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению не решается возможностью формирования у детей определенных, пусть даже весьма значимых для школьного обучения знаний, умений и навыков. Все что осваивают дошкольники, как правило, соответствует их возрастным возможностям. А сама форма деятельности не является предметом психологических исследований.
Ко второму подходу относятся исследования, изучающие с одной стороны, требования, предъявляемые к ребенку школой, а с другой – новообразования и изменения в его психике, наблюдаемые к концу дошкольного возраста. Например, Л.И. Божович считает, что у ребенка, поступающего в школу, должны быть определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться, а также опосредованная мотивация, внутренние этические инстанции и самооценка. Именно эти новообразования в психики ребенка соответствуют предъявляемым современной школой требованиям. Совокупность именно этих свойств и качеств составляет психологическую готовность к школьному обучению.(1, с. 231).
Сторонники третьего подхода разделяют понятие школьного обучения и учебной деятельности. Проблема психологической готовности к школьному обучению понимается ими как наличие предпосылок и источников учебной деятельности. Исследования таких ученых, как Т.С. Комаровой, А.Н. Давыдчук, О.М. Анищенко и других, направлены на выявление особенностей формирования элементов учебной деятельности у дошкольников в процессе организации различных видов продуктивной деятельности, таких как рисование, лепка, аппликация, конструирование и другие.
В
рамках четвертого подхода
К пятому
подходу можно отнести
Особенность шестого подхода заключается в рассмотрении проблемы готовности к школьному обучению в логике взаимодействия реальной и идеальной форм жизнедеятельности ребенка. Исследованием такого подхода занимались Л.С. Выготский, Е.А. Бугрименко, К.Н. Поливанова, Д.Б. Эльконин и другие. По мере становления возрастных новообразований ребенок стершего дошкольного возраста меняется . Он уже не дошкольник так как новая форма жизни – быть школьником – обнаружена им в своей идее, но он еще не школьник, потому что школьную реальность ему только предстоит освоить. Л.С. Выготский указывает на то, что «психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка, при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка».(4, с.359).
Особый
аспект готовности ребенка к
обучению в школе составляет
предметная или специальная
Готовность к школе, «школьная зрелость», психологическая готовность к школе – это понятие которые используются в психологии для обозначения уровня психологического развития ребенка, по достижения которого, последнего можно учить в школе.
Понятие
«готовность к школе»
Другое
понимание «готовности к школе»
В
отечественной психологии
Под физической готовностью следует понимать состояние здоровья, развитие двигательных навыков и качеств, особенности тонких моторных координаций, физическую и умственную работоспособность.
Личностная готовность ребенка к школе проявляется в произвольности поведения, сформированности общения, самооценки и мотивации учения.
Интеллектуальная готовность предполагает: сформированность образного мышления, воображения, творчества, основ словесно-логического мышления, а также владение средствами познавательной деятельности (умением классифицировать, обобщать, моделировать), родным языком, основными формами речи (диалогом, монологом).
Специальная
готовность предполагает
Н.В.
Нижегородцева и В.Д. Шадоикав
выделили несколько иные
Совершенно
другой подход к структуре
готовности представлен в