Эмоциональная тревожность детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Проблема готовности старших дошкольников к обучению в школе всегда волновала педагогов, психологов и родителей. Ее решению придавали большое значение и философы, и педагоги, подчеркивая тем самым важность этой проблемы. Вопрос готовности старших дошкольников к обучению в школе и в настоящее время остается актуальным и значимым.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.5
1.1. Вопрос о психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников в работах отечественных исследователей…………………………5
1.1.1. Подходы к решению проблемы психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе…………………………………………………5
1.1.2 Основные аспекты при рассмотрении проблемы психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста……………………….7
1.2. Кризис семи лет и психологическая готовность ребенка к школе. ………12
1.2.1. Особенности когнитивного (интеллектуального), мотивационного и волевого развития личности ребенка дошкольного возраста……………………12
1.2.2. Кризис 7 лет. Признаки, новообразования, социальная ситуация развития………………………………………………………………………………17
2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ……………………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая готовая.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА (КГПУ им. В.П. Астафьева)

Институт психологии, педагогики и управления образованием

ИППО

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основам общей психологии»

Эмоциональная тревожность детей       

                                  

  

 

 

Выполнил(а):                                                                  Проверил(а):

Студент(ка) 3 курса                                                        

гр. 33                                                        

 Подорова В.П

 

 

 

 

 

Красноярск 2010

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.5
    1. Вопрос о психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников в работах отечественных исследователей…………………………5
      1. Подходы к решению проблемы психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе…………………………………………………5
      2. Основные аспекты при рассмотрении проблемы психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста……………………….7

1.2. Кризис семи лет и психологическая готовность ребенка к школе. ………12

1.2.1. Особенности когнитивного (интеллектуального), мотивационного и волевого развития личности ребенка дошкольного возраста……………………12

1.2.2. Кризис 7 лет. Признаки, новообразования, социальная ситуация развития………………………………………………………………………………17

  1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ……………………………………………………………………………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….32

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Проблема готовности старших дошкольников к обучению в школе всегда волновала педагогов, психологов и родителей. Ее решению придавали большое значение и философы, и педагоги, подчеркивая тем самым важность этой проблемы. Вопрос готовности старших дошкольников к обучению в школе и в настоящее время остается актуальным и значимым.

     Как показывают  современные исследования, переход  к обучению ребенка в начальной  школе – значимая ступень его  детства. Начало обучения в  школе неизбежно влечет за  собой резкое изменение всего  образа жизни ребенка и предъявляет  серьезные требования к его физическому и психическому здоровью, подготовленности в целом.

      Главным  и полезным с теоретической  точки значимости этой работы, должна стать обобщенная модель  психологической готовности к  школе, которая должна содержать:

- основные аспекты  изучения вопроса готовности старших дошкольников к обучению в школе, в отечественной психологии;

- существующие подходы  к решению данного вопроса;

- описание особенностей  интеллектуального, мотивационного  и волевого развития старшего  дошкольника.

     Объектом исследования является – «готовность к школе».

     Предметом  исследования: «психологическая готовность  старшего дошкольника к обучению  в школе».

     Цель исследования: проанализировать имеющуюся научную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, подтвердить его актуальность в настоящее время.

     В соответствии  с целью были определены следующие  задачи:

1). Рассмотреть культурно-исторический  аспект и сущность вопроса  психологической готовности детей  старшего дошкольного возраста  к обучению в школе.

2). Рассмотреть особенности  влияния кризиса семи лет на  готовность детей старшего дошкольного  возраста к обучению в школе.

3). Структурировать диагностические  методики по готовности старших  дошкольников к школе.

      Теоретико-методологической  основой исследования послужили работы: Л.С. Выготского, Е.О. Смирновой, Л.И. Божович, Е.Е. Кравцовой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера, В.В. Слабодчикова и многих других авторов.

      Для  решения поставленных задач был  использован метод исследования  – теоретический анализ необходимой научной психолого-педагогической литературы по объекту нашего исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

 

    1. Вопрос о психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников в работах отечественных исследователей

 

      1. Подходы к решению проблемы психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе

 

       Психологическая  готовность ребенка к обучению  в школе многими исследователями  выделяется как исключительно важная и значимая. Существует несколько подходов к решению этой проблемы. От того, что считать показателем готовности, зависит стратегия подготовки ребенка к школе.

       К  первому подходу могут быть  отнесены исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Так Т.В. Тарунтаева, Л.Е. Журова и другие убеждают, что посредствам специальной организации воспитательно-образовательной работы, возможно достаточно успешно обучать детей старшего дошкольного возраста началам грамоты и математики и таким образом существенно улучшить их подготовку к школьному обучению. Однако, по мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению не решается возможностью формирования у детей определенных, пусть даже весьма значимых для школьного обучения знаний, умений и навыков. Все что осваивают дошкольники, как правило, соответствует их возрастным возможностям. А сама форма деятельности не является предметом психологических исследований.

        Ко второму подходу относятся  исследования, изучающие с одной  стороны, требования, предъявляемые  к ребенку школой, а с другой  – новообразования и изменения  в его психике, наблюдаемые  к концу дошкольного возраста. Например, Л.И. Божович считает, что у ребенка, поступающего в школу, должны быть определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться, а также опосредованная мотивация, внутренние этические инстанции и самооценка. Именно эти новообразования в психики ребенка соответствуют предъявляемым современной школой требованиям. Совокупность именно этих свойств и качеств составляет психологическую готовность к школьному обучению.(1, с. 231).

        Сторонники третьего подхода разделяют понятие школьного обучения и учебной деятельности. Проблема психологической готовности к школьному обучению понимается ими как наличие предпосылок и источников учебной деятельности. Исследования таких ученых, как Т.С. Комаровой, А.Н. Давыдчук, О.М. Анищенко и других, направлены на выявление особенностей формирования элементов учебной деятельности у дошкольников в процессе организации различных видов продуктивной деятельности, таких как рисование, лепка, аппликация, конструирование и другие.

       В  рамках четвертого подхода осуществляется  поиск единого психологического  новообразования, лежащего у истоков  учебной деятельности. Д.Б. Эльконин  и Е.М. Бохорский полагают, что  новообразованием, в котором сконцентрирована суть психологической готовности к школьному обучению, является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого. Л.А. Венгер и Л.И. Цеханская показателем готовности к школьному обучению считают умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний.

      К пятому  подходу можно отнести исследования  Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой.  Суть их заключается в изучении  особенностей формирования у  детей предпосылок учебного сотрудничества  в школе, без чего невозможна полноценная подготовка детей к школе.(21, с.84).

      Особенность шестого подхода заключается в рассмотрении проблемы готовности к школьному обучению в логике взаимодействия реальной и идеальной форм жизнедеятельности ребенка. Исследованием такого подхода занимались Л.С. Выготский, Е.А. Бугрименко, К.Н. Поливанова, Д.Б. Эльконин и другие. По мере становления возрастных новообразований ребенок стершего дошкольного возраста меняется . Он уже не дошкольник так как новая форма жизни – быть школьником – обнаружена им в своей идее, но он еще не школьник, потому что школьную реальность ему только предстоит освоить. Л.С. Выготский указывает на то, что «психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка, при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка».(4, с.359).

       Особый  аспект готовности ребенка к  обучению в школе составляет  предметная или специальная готовность, которая заключается в подготовке детей к усвоению знаний и умений, предусмотренных разделами школьной программы.

 

      1. Основные аспекты при рассмотрении проблемы психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.

 

      Готовность  к школе, «школьная зрелость», психологическая готовность к школе – это понятие которые используются в психологии для обозначения уровня психологического развития ребенка, по достижения которого, последнего можно учить в школе.

      Понятие  «готовность к школе» неоднозначно. Существует множество работ, большей частью принадлежащих американским психологам, в которых под готовностью к школе понимается наличие у ребенка предпосылок к обучению в виде вводных навыков. Последние представляют собой необходимые для хорошего освоения школьной программы умения, знания, способности, мотивацию.

      Другое  понимание «готовности к школе»  представлено в работах отечественных  психологов, которые вслед за  Л.С. Выготским считают, «что  обучение ведет за собой развитие».(4, с 342). Этот тезис позволяет им утверждать, что обучение можно начинать, когда задействованные в обучении психологические функции еще не созрели, а потому функциональная зрелость психики не рассматривается как предпосылка к обучению. Кроме того, авторы этих исследований полагают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как «психологические предпосылки» к обучению в школе.

       В  отечественной психологии проблему  готовности к школьному обучению изучали в различных аспектах. В свое время в НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР под руководством А.В. Запорожца ученые, ( Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин и др.) выделили два блока готовности: общей и специальной. К общему блоку авторы отнесли три взаимосвязанных аспекта: физический, личностный и интеллектуальный, а к специальному блоку – подготовку к усвоению предметов курса начальной школы.

    Под физической готовностью следует понимать состояние здоровья, развитие двигательных навыков и качеств, особенности тонких моторных координаций, физическую и умственную работоспособность.

    Личностная  готовность ребенка к школе  проявляется в произвольности поведения, сформированности общения, самооценки и мотивации учения.

     Интеллектуальная  готовность предполагает: сформированность  образного мышления, воображения,  творчества, основ словесно-логического  мышления, а также владение средствами  познавательной деятельности (умением классифицировать, обобщать, моделировать), родным языком, основными формами речи (диалогом, монологом).

      Специальная  готовность предполагает овладение  началами грамоты (чтением, письмом,  математикой), элементами учебной  деятельности (выделением задач общего контекста деятельности, осознанием и обобщением способов решения, планирования и контроля, овладение общим темпом и ритмом работы).

      Н.В.  Нижегородцева и В.Д. Шадоикав  выделили несколько иные аспекты  готовности ребенка к школе.  Это – физиологический, личностный (социальный), психологический и предметный.

      Совершенно  другой подход к структуре  готовности представлен в исследованиях  А.Л. Венгера и Е.А. Бугрименко, которые выделили физическую, образовательную  и общую готовность, включающую сформированность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку для обучения в школе, и психологическую или специальную готовность, состоящую из познавательной (уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения) и личностной готовности (уровень развития мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы и самосознания ребенка).

Информация о работе Эмоциональная тревожность детей