Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 14:19, курсовая работа
Проблема готовности старших дошкольников к обучению в школе всегда волновала педагогов, психологов и родителей. Ее решению придавали большое значение и философы, и педагоги, подчеркивая тем самым важность этой проблемы. Вопрос готовности старших дошкольников к обучению в школе и в настоящее время остается актуальным и значимым.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.5
1.1. Вопрос о психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников в работах отечественных исследователей…………………………5
1.1.1. Подходы к решению проблемы психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе…………………………………………………5
1.1.2 Основные аспекты при рассмотрении проблемы психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста……………………….7
1.2. Кризис семи лет и психологическая готовность ребенка к школе. ………12
1.2.1. Особенности когнитивного (интеллектуального), мотивационного и волевого развития личности ребенка дошкольного возраста……………………12
1.2.2. Кризис 7 лет. Признаки, новообразования, социальная ситуация развития………………………………………………………………………………17
2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ……………………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………33
Во всех
исследованиях, несмотря на
С началом
школьного обучения резко
Готов ли
организм ребенка к таким
Так же необходимо помнить, что все дети развиваются по разному и физический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому. Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.
Социальная и личностная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, выполнению новой социально-значимой роли, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.
До семи
лет ребенок поступает в
Одним из важнейших достижений
старшего дошкольного возраста,
является осознание своего
Говоря
о наличии у старших
Понятие
«внутренняя позиция школьника»
М.Г.
Елагина считает, что понятие
«внутренняя позиция школьника»
В процессе развития у ребенка
формируется не только представ
Таким образом, к концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка, содержанием которой является качество умений, связанных с выполнением предметно-практических действий, и моральные свойства, связанные с подчинением или неподчинением правилам поведения. У детей старшего школьного возраста появляется ясно выраженное стремление к социальному положению и к учению как новой, социально-значимой деятельности. Способность ребенка различать себя и других в самосознании дает возможность осознать себя как субъекта действий, и как субъекта в системе человеческих отношений. Дошкольник осознает свое социальное «Я». Появление особого личностного новообразования, характеризующего личность в целом, определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, окружающим людям и самому себе.
К семи годам
социальная сфера активности
становится не только
1.2. Кризис семи лет и психологическая готовность ребенка к школе.
1.2.1. Особенности когнитивного, мотивационного и волевого развития личности ребенка дошкольного возраста.
Во время перехода
от раннего к дошкольному
На ряду с развитием восприятия в дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. Старший дошкольник вполне в состоянии произвольно и в течение достаточно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных объектах или их действиях. Старший дошкольник рассматривает какое-либо изображение от 12 до 20 секунд (т.е. в 2-2,5 раза дольше, чем младший школьник)
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. К концу дошкольного возраста, т.е. к 6-7 годам, процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале. От интереса ребенка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у него процессов памяти. С возрастом развивается способность ребенка оценивать возможности собственной памяти, становится более разнообразными и гибкими стратегии запоминания и воспроизведения материала.
При помощи механических повторений информации дети в старшем дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. У них проявляются первые признаки смыслового запоминания. При активной умственной работе дети запоминают материал лучше, чем без такой работы. Хорошо развита у детей данного возраста эйдетическая память.
В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно-ролевые игры.
Так же как восприятие, память и внимание – воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка, является сенсорные эталоны.
старшего дошкольника воображение представлено в двух основных формах:
а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи;
б) возникновение
воображаемого плана ее
Помимо своей познавательно-
К возрасту 6-7 лет
развитие аффективного
Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного.
Главные линии развития
мышления в дошкольном детстве можно
наметить следующим образом: дальнейшее
совершенствование наглядно-
В конце дошкольного возраста начинает развиваться словесно-логическое мышление.
Развитие понятий идет параллельно с развитием процессов мышления и речи и стимулируется тогда, когда они начинают соединяться друг с другом.
В старшем дошкольном
К шести годам лексикон ребенка состоит примерно из 14000 слов. Он уже владеет словоизменением, образованием времени, правилами составления предложений.
Существенной особенностью дошкольного
возраста является возникновение определенных
взаимоотношений ребенка с
Особенности социальной ситуации развития дошкольника выражаются в характерных для него видах деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре.
Понимание детьми дружеских отношений в период дошкольного возраста ряд отдельных стадий (исследователи имеют разные точки зрения в отношении оснований этих стадий). Детские дружеские отношения могут иметь множество позитивных эффектов; в период дошкольного возраста они, как правило, принимают форму обладания «лучшими друзьями»; позже появляются групповые дружеские отношения. Почти все дети имеют односторонние отношения; взаимность присутствует далеко не всегда.
Группы сверстников