Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 14:19, курсовая работа
Проблема готовности старших дошкольников к обучению в школе всегда волновала педагогов, психологов и родителей. Ее решению придавали большое значение и философы, и педагоги, подчеркивая тем самым важность этой проблемы. Вопрос готовности старших дошкольников к обучению в школе и в настоящее время остается актуальным и значимым.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.5
1.1. Вопрос о психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников в работах отечественных исследователей…………………………5
1.1.1. Подходы к решению проблемы психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе…………………………………………………5
1.1.2 Основные аспекты при рассмотрении проблемы психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста……………………….7
1.2. Кризис семи лет и психологическая готовность ребенка к школе. ………12
1.2.1. Особенности когнитивного (интеллектуального), мотивационного и волевого развития личности ребенка дошкольного возраста……………………12
1.2.2. Кризис 7 лет. Признаки, новообразования, социальная ситуация развития………………………………………………………………………………17
2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ……………………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………33
В целом, как и любому другому, кризису семи лет присуще так называемое семизвездие (14, с.56):
1). Утрата непосредственности
ребенком, связанная с привнесением
в поступки интеллектуального
момента, который вклинивается
между переживанием и
2). Смена основных переживаний ребенка. От одного способа переживания воздействий среды ребенок переходит к другому.
3). Обобщение переживаний. Впервые появляется феномен обобщения переживаний, который становится основой логики чувств.
4). Перестройка потребностей, побуждений, переоценка ценностей.
5). Новое отношение ребенка к среде. Для ребенка изменение отношения к среде означает, что и сама среда изменилась. А значит, изменился и весь ход развития ребенка. Наступила новая эпоха в развитии, изменяются интересы и цели деятельности.
6). Обобщенное отношение к самому себе. Появляется понимание своей человеческой ценности и уважение к себе. Возрастает уровень требований к самому себе, к собственному успеху, положению. Происходит активное формирование самооценки.
7). Обобщенное отношение
к окружающим. Перестраивается социальная
позиция по отношению к
Вся
совокупность изменений приводи
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ
Все рассмотренные аспекты готовности ребенка к школе, невзирая на различия в подходах, между собой тесно взаимосвязаны. Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального, психологического и интеллектуального развития. Это не разные виды готовности, а разные стороны ее проявления. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов в данный момент и в данной ситуации: самочувствие и состояние здоровья будущего школьника; его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и сверстниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций – говорят о том, или ином аспекте готовности к обучению в школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Кроме этого,
в настоящее время многие
Диагностика готовности в интеллектуальной сфере.
Большинство психологов-исследователей считают, что интеллектуальная готовность ребенка к школе состоит из следующих основных компонентов:
Необходимый для успешного обучения в школе кругозор ребенка должен включать определенный запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни.
Умение
пользоваться системой
Определенный
уровень сформированности
При диагностике интеллектуальной сферы старшего дошкольника используют следующие методики:
1). Методика «Пирамида». Методика описана А.Л.Венгер, Т.Л.Выготской, Э.И.Леонгард в 1972году.
- Цель: исследование наглядно-
- Источник – Л.А.Венгер. А.Л.Венгер. «Домашняя школа мышления», Москва. 1985, 179с.
2). Методика «Почтовый ящик». Методика описана Л.А.Венгер, Т.Л.Выготской, Э.И.Леонгар.
- Цель: исследование возможности осуществления операций сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне.
- Источник – Л.А.Венгер, А.Л.Венгер. «Домашняя школа мышления» Москва. 1985, 179с.
3). Методика «Разрезные картинки». Автор М.М.Семаго.
-Цель: выявление уровня
сформированности наглядно-
- Источник – Тестируем детей/ сост. Т.Г.Макеева. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 347 с.
4). Методика «Треугольники». Автор Т.Е.Егорова.
- Цель: исследование перцептивного развития восприятия, наглядно-образного мышления.
- Источник – Практическая
психология образования:
5). Методика «Классификация предметов». Авторы Л.С.Выготский 1934г., Гольштерн и Ширер 1941г., Б.В.Зейгарник доработал в 1970г.
- Цель: исследование процессов обобщения и абстрагирования.
- Источник – Практическая
психология образования:
6). Методика «4-й лишний» (вербально и невербально). Автор М.М.Семаго.
- Цель: вербально –
определить способности
- Источник – Практическая
психология образования:
7). Методика «Последовательность событий». Предложена А.Н.Берштейном в 1911г.
- Цель: изучение логического мышления ребенка путем сначала невербальных действий, а затем – составление рассказа.
- Источник – Практическая
психология образования:
8). Методика «10 слов». Автор А.Р.Лурия.
-Цель: изучение кратковременной
словесной слуховой памяти
- Источник – Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд./ Под редакцией И.В.Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
При диагностики эмоционально-волевой сферы используют следующие методики:
1). Методика «Домик». Автор И.В.Дубровина.
-Цель: выявление умения
ребенка ориентироваться в
- Источник – Тестируем детей/ сост. Т.Г.Макеева. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 347 с. (Психологический практикум).
2). Методика «Графический диктант». Автор Д.Б.Эльконин.
- Цель: выявление умения
внимательно слушать и точно
выполнять указания взрослого,
правильно воспроизводить на
листе бумаги заданное
- Источник – Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд./ Под редакцией И.В.Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
3). Методика «Узоры». Автор Л.И.Цеханская (1978г.).
- Цель: выявление сформированности
умения детей сознательно
- Источник – Практическая
психология образования:
4). Методика «Заборчик». Автор С.Д.Забрамная.
-Цель: понимание цели
задания, выявление
- Источник – Практическая
психология образования:
5). Методика «Опосредованное запоминание». В основу легли методики, разработанные Л.С.Выготским, Л.В.Занковым, А.Н.Леонтьевым.
- Цель: выявление понимания
инструкции и сохранение ее
до конца эксперимента. Умение
пользоваться приемами опосредо
- Источник – Практическая
психология образования:
При исследовании мотивационной сферы используют следующие методики:
1). Мотивационная методика Гинзбурга. Методика разработана М.Р.Гинзбургом в 1988г.
- Цель: выявление ведущего мотива обучения в школе.
- Источник – Практическая
психология образования:
2). Тест школьной зрелости Керна-Йирасека.
-Цель: определение психомоторной зрелости старших дошкольников («школьной зрелости»).
- Источник – Практическая
психология образования:
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ
Диагностика психологической готовности к школе должна проводиться прежде всего в интересах профилактики нежелательного психического развития ребенка. Если диагностика проводится непосредственно перед поступлением детей в школу, то следует понимать для чего она делается. Могут быть следующие цели диагностики готовности к школе:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение в школе является самостоятельным видом деятельности, специально организованным и направленным на свою прямую задачу – систематическое усвоение определенной суммы знаний и навыков, предусмотренных школьной программой. Для успешного обучения в школе, ребенок должен иметь определенный уровень личностного и интеллектуального развития, который рассматривается как «психологические предпосылки к обучению в школе».
«Школьная зрелость», «готовность к школе» и «психологическая готовность к школе» - это понятия, используемые в психологии для обозначения уровня психического развития ребенка, по достижении которого последнего можно учить в школе.
Вопрос готовности к школе остается актуальным и значимым уже на протяжении многих лет. Все существующие аспекты готовности ребенка к школе, невзирая на различия в подходах, между собой тесно взаимосвязаны. Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального, психологического и интеллектуального развития. Это не разные виды готовности, разные стороны ее проявления. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов в данный момент и в данной ситуации: самочувствие и состояние здоровья будущего школьника; его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогами и сверстниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций – говорят о том или ином аспекте готовности к обучению в школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Следовательно, при подготовке к школе необходимо уделять должное внимание всем аспектам готовности ребенка к систематическому обучению, а не выделять в качестве основополагающего какой-либо один.