Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение роли эмоционального интеллекта в обеспечении эффективности социально-психологической адаптации человека.
Задачи исследования:
Определить сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект».
Определить структурные компоненты эмоционального интеллекта
Проанализировать основные методы диагностики эмоционального интеллекта
Провести теоретический анализ определения «адаптация»
Изучить особенности уровня эмоционального интеллекта

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению в современной психологии....................................................................................7
1.1 Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта….....7
1.2 Структура эмоционального интеллекта……………………………………17
1.3 Измерение эмоционального интеллекта (методы диагностики)…………23
1.4 Связь ЭИ с адаптацией (эмоциональный интеллект как фактор успешной адаптации)……………………………………………………………………..…32
1.5 Определение адаптации, её виды и процесс………………………………34
Выводы по I главе……………………………………………………………....37
Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта……….40
2.1 Организация и методы исследования…………………………………..…40
Литература………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 91.65 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению в современной  психологии....................................................................................7

1.1 Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта….....7

1.2 Структура эмоционального интеллекта……………………………………17

1.3 Измерение эмоционального интеллекта (методы диагностики)…………23

1.4 Связь ЭИ с адаптацией (эмоциональный интеллект как фактор успешной адаптации)……………………………………………………………………..…32  
1.5 Определение адаптации, её виды и процесс………………………………34

Выводы по I главе……………………………………………………………....37

Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта……….40

2.1 Организация и методы исследования…………………………………..…40

Литература………………………………………………………………………45

Приложения……………………………………………………………………..50

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной проблематики обусловлена тем, что эмоциональный интеллект как предмет социально-психологического исследования является относительно новым, малоизученным феноменом. В настоящий момент существуют различные подходы к пониманию сути и структуры структуры эмоционального интеллекта (R. Bar-On; D. Goleman; J. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso; И.Н. Андреева; Д.В. Люсин; Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова и др.). Однако единая согласованная теория эмоционального интеллекта не разработана. Тем не менее, необходимость изучения эмоционального интеллекта диктуется запросами практики, заключающимися в определении факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности и социально-психологической адаптации личности.

Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества. Еще в Библии, в Книге Притчей, мы находим примеры эмоциональной  мудрости человечества: «У глупого  тотчас же выскажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбления»; «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых врачует»; «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает»; «Долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собой лучше завоевателя города». Экклезиаст учит: «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше»[11].

Современные философы вслед за мыслителями  древности подчеркивают актуальность проблемы развития эмоциональной компетентности — открытости человека своим эмоциональным  переживаниям ([13], [23]), связывая ее возможности  с гармоничным взаимодействием  сердца и разума, аффекта и интеллекта. Приведем в подтверждение этого  актуальное для темы нашего исследования высказывание Ошо (Раджниша): «Чтобы интеллект  преобразовать в разум, абсолютно необходимо открыть сначала свое сердце... Разум — это интеллект, настроенный в лад с вашим сердцем» [18; 314].

В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева [9], [10], [14], [21]. Л.С. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой  системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при  этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно  отрывается от всей полноты живой  жизни...» [10; 21]. Единство аффекта и  интеллекта, по мнению классика психологии, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи  и взаимовлиянии этих сторон психики  на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени  в развитии мышления соответствует  своя ступень в развитии аффекта. С.Л. Рубинштейн, развивая идеи Л.С. Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального [21].

Однако намеченные Л.С. Выготским  подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека пока не получили должной  разработки. В подтверждение этого  можно привести слова Д.Б. Эльконина  о том, что до настоящего времени  существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного  развития и развития личности (в  том числе и эмоционального) [12].

В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку  в нем искусственно насаждается  культ рационального отношения  к жизни, воплощенный в образе некоего эталона — несгибаемого и как бы лишенного эмоций супермена. В то же время К.Д. Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает [24]. Действительно, культ рациональности и высокий образовательный ценз непосредственно не обеспечивают гуманистическое мировоззрение и эмоциональную культуру человека.

По мнению Е.Л. Яковлевой, осознание  собственной индивидуальности есть не что иное, как осознание собственных  эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение  к происходящему [28].

Целью исследования является изучение роли эмоционального интеллекта в обеспечении эффективности социально-психологической адаптации человека.

Задачи исследования:

  1. Определить сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект».
  2. Определить структурные компоненты эмоционального интеллекта
  3. Проанализировать основные методы диагностики эмоционального интеллекта
  4. Провести теоретический анализ определения «адаптация»
  5. Изучить особенности уровня эмоционального интеллекта

        Объектом исследования является эмоциональный интеллект.

       Предметом исследования является взаимосвязь уровня эмоционального          интеллекта с особенностями и успешностью социально-психологической адаптации.

       Гипотезой исследования является предположение о наличии взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта студентов и успешностью их социально-психологической адаптации.

      Теоретико-методологическую основу исследования составляют: современные теоретические и эмпирические исследования эмоционального интеллекта (Д.В. Люсин, R. Bar-On, R. Boyatzis, D. Caruso, R. Cooper, D. Goleman, J.D. Mayer, G. Matthews, R. Roberts, P. Salovey, M. Zeidner, A. Sawaf); теоретические положения и концептуальные модели эмоционального интеллекта (И. Н. Андреева, О.В. Белоконь, И.И. Ветрова, С.П. Деревянко, И.А. Егоров, М. Зайднер, О.В. Лунева, Д.В. Люсин, Н.В. Коврига, Дж. Мэттьюс, Е.Л. Носенко, А.С. Петровская, Р.Д. Робертс, Е.А. Сергиенко, D.R. Caruso,  C. Cherniss, D. Goleman, J.D. Mayer, R. Bar-On, P. Salovey).

     Методы исследования. Для проведения исследования использован 
методический комплекс, включивший ряд опросных методик: 1) опросник 
эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина; 2) Торонтская шкала алекситимии (TAS); 3) Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; 4) Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В.; 5)Исследование экстраверсии - интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка); 6)Опросник методики «Шкала эмоционального отклика» 
А. Меграбяна и Н. Эпштейна.

  Базой проведенного исследования послужил БГУ им. Д. Банзарова. Выборку исследования составляют студенты.

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению в современной  психологии

1.1Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта

  В психологии еще с начала ХХ в. велись поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, в том числе – социального интеллекта (Торндайк Э, Спирмен Ч., Векслер Д., Гилфорд Дж., Айзенк Г.) и др.утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях [38].

  В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Выготского Л.С. [14, с.325], Рубинштейна С.Л. [39, с.247], Леонтьева А.Н. [26]. Выготский Л.С. пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: "Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни..." [14, с.278]. Единство аффекта и интеллекта, по мнению Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Рубинштейн С.Л., развивая идеи Выготского Л.С., отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального [14, с.352]. Однако намеченные Л.С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека в свое время не получили должной разработки [13, с.79].

  Особенно близко к понятию эмоционального интеллекта подошёл Гарднер Х., который в рамках личностного интеллекта различал внутриличностный и межличностный интеллект. Способности, включённые им в эти понятия, имеют непосредственное отношение к эмоциональному интеллекту. Так, внутриличностный интеллект трактуется им как "доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением" [27].

  В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Бар-Он впервые ввел обозначение EQ – emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ – коэффициентом интеллекта. Модель Ревена Бар-Она даёт очень широкую трактовку понятия эмоциональный интеллект. Он определяет его как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями [27]. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта: познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение. Каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов (табл. 3, левый столбец). На их основе Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, называющийся EQ-i (Emotional Quotient Inventory).

  В свою очередь, Кэролин Саарни в 1990 г. рассмотрел понятие эмоциональная компетентность и включил в него восемь взаимосвязанных эмоциональных и социальных навыков [36; с.7].

  В научной и популярной литературе стало появляться все больше работ, посвященных способностям в социальной и эмоциональной области, было получено столько новых фактов и осуществлено столько новых теоретических разработок, что, как отмечал Кэррол Изард, с полным правом можно было говорить о перевороте в этой сфере [29]. Кроме того, проблемой идентификации и понимания эмоций занимались не только психологи, но и специалисты других наук – эволюционные биологи, психиатры, программисты и т.д., которые выявили многие способности человека в этой области исследований [35]. Для того, чтобы избежать разночтения при исследовании проблемы идентификации и понимания эмоций человеком, американские психологи Сэловей П. и Мейер Дж. в 1990 году предложили, чтобы эти способности составляли унитарное понятие – "эмоциональный интеллект". Сами авторы рассматривают эмоциональный интеллект как подструктуру социального интеллекта, которая включает способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий [58, с.189]. Этими же учеными была разработана первая и наиболее известная в научной психологии модель эмоционального интеллекта. Это сложный конструкт, состоящий из способностей трёх типов: 1)идентификация и выражение эмоций, 2) регуляция эмоций, 3) использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности [10, с.191].

  После нескольких лет более детального изучения данной проблемы Сэловей П. и Мейер Дж., доработали и уточнили предложенную модель, что отражено в ряде их публикаций, в некоторых случаях – в соавторстве с Карузо Д. [40]. Второй вариант модели основывается на представлениях, что эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами, при этом эмоции информируют человека о характере этих связей. Связи могут быть как актуальными, так и вспоминаемыми или воображаемыми. Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению переживаемых эмоций.

  В контексте такого обоснования, эмоциональный интеллект трактуется как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Дж. Мейер и П. Сэловей выделили четыре компонента – "четыре ветви модели эмоционального интеллекта", каждая из которых, в свою очередь, описывает "четыре области способностей или навыков", а все вместе – "многие области эмоционального интеллекта" [40; с.185].

Эти компоненты выстраиваются в  иерархию, уровни которой, по предположению  авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Каждый компонент  касается как собственных эмоций человека, так и эмоций других людей.

Согласно усовершенствованной  модели 1997г., эмоциональный интеллект  включает следующие ментальные способности:

1) способность безошибочно воспринимать, оценивать и выражать эмоции - включает ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций (т.е. способность заметить сам факт наличия эмоции), их идентификация, адекватное выражение, различение подлинных эмоций и их имитации.

2) способность иметь доступ и  вызывать чувства, чтобы повысить эффективность мышления - включает способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач (например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей), использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему.

3) способность к пониманию эмоций, эмоциональному познанию - способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях.

4) способность к осознанной регуляции  эмоций, управлению эмоциями, повышению  уровня эмоционального и интеллектуального развития - способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений. [26, с.12].

Информация о работе Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта