Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:07, курсовая работа
Целью исследования является изучение роли эмоционального интеллекта в обеспечении эффективности социально-психологической адаптации человека.
Задачи исследования:
Определить сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект».
Определить структурные компоненты эмоционального интеллекта
Проанализировать основные методы диагностики эмоционального интеллекта
Провести теоретический анализ определения «адаптация»
Изучить особенности уровня эмоционального интеллекта
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению в современной психологии....................................................................................7
1.1 Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта….....7
1.2 Структура эмоционального интеллекта……………………………………17
1.3 Измерение эмоционального интеллекта (методы диагностики)…………23
1.4 Связь ЭИ с адаптацией (эмоциональный интеллект как фактор успешной адаптации)……………………………………………………………………..…32
1.5 Определение адаптации, её виды и процесс………………………………34
Выводы по I главе……………………………………………………………....37
Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта……….40
2.1 Организация и методы исследования…………………………………..…40
Литература………………………………………………
4. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. 26–27 ноября 2004 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. С. 22–26.
5. Андреева И.Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов // Психология образования сегодня: теория и практика: Материалы Междунар. научно-практ. конф. Минск, 2003. С. 166–168.
6. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена. Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 – 86.
7. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. Вопросы психологии. 2007. №5. С. 57 – 65.
8. Андреева Г.М. Психология социального
познания. М.: Аспект Пресс, 2005.
9. Баранова Т.С. Эмоциональное «Я-Мы»
(опыт психосемантического исследования
социальной идентичности) // Социология:
4М. 2001. N 14. С. 70–101.
10. Бабаева Ю.Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 91–96.
11. Библия. Книги Ветхого Завета. М.: Рос. библейское об-во, 1994. С. 648–682.
12. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998.
13. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопр. психол. 1968. № 2. С.157–159.
14. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
15. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005
16. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М. : Академ. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С. 242–244.
18. Кравцов Г.Г. Единство аффекта и интеллекта в теории и на практике // Л.С. Выготский и современность / Под ред. Минск, 1996. Т. 1. С. 25–29.
19. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии, 1972. – № 12. – С. 137-140.
21. Люсин Д.В. Современные представления
об эмоциональном интеллекте // Социальный
интеллект: Теория, измерение, исследования /
под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Институт
психологии РАН, 2004.
22. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный
интеллект ЭмИн: новые психометрические
данные // Социальный и эмоциональный интеллект:
от моделей к измерениям / под ред. Д.В.Люсина,
Д.В.Ушакова. М.: Институт психологии РАН,
2009. С. 264–278.
23. Мещерякова И.Н. Биологические и социальные
предпосылки развития эмоционального
интеллекта / И.Н. Мещерякова // Территория
науки. – Воронеж, 2008, № 9(10). – С. 110-115. (0,37
п.л.)
Налчаджян А.А. Социально-психическая
адаптация личности (формы, механизмы
и стратегии). Ереван: Изд-во АН Армянской
ССР, 1988.
Носенко Е.Л., Коврига Н.В. «Емоційна розумність»
як детермінанта успішної життєдіяльності
людини і шляхи її операціоналізації //
Вісник Дніпропетров. ун-ту. Педагогіка
і психологія. 2000. Вип. 6. С. 3–7.
24. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2003.
25. Панкова Т.А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности руководителя [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 2(10). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 17.07.2011).
26. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. СПб.: Речь, 2003. С. 115–121. Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 6(8). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.20гг).
27. Психология эмоций. Тексты, Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 248–250.
28. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. С. 133–179.
29. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.
М., 1973
30.Ромм М.В. Адаптация личности в социуме:
Теоретико-методологический аспект. Новосибирск:
Наука, 2002.
31. Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений. Ярославль: Психодиагностика, 1992.
32. Семенова Н.Д. Возможности психологической коррекции алекситемии // Телесность человека: Междисциплинарные исслед. М.: Филос. об-во СССР, 1991. С. 89–96.
33. Слепкова В.И., Liet T. De Vries-Geervilet. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. науч. тр. Минск, 1997. С. 130–137.
34. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера–Сэловея–Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] //
35. Спасибенко С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека // Соц.-гуманитарные знания. 2002. № 2. С. 109–125.
36. Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Феноменология эмоциональных явлений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 3–14.
37. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопр. психол. 1999. № 2. С. 61–74.
38. Чеботарь А.И. Эмоциональный интеллект как основа успешности жизнедеятельности человека // Вісник Дніпропетров. ун-ту. Педагогіка і психологія. 1999. Вип. 4. С. 129–134.
39. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопр. психол. 1997. № 4. С. 20–27.
40. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and Personality, 1990. Vol. 9. P. 185–211.
41.http://myakushkin.ru/ru/
Приложение №1
Методика «ЭмИн» Д.В. Люсина
Инструкция
к тесту
Вам предлагается заполнить опросник,
состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно
каждое утверждение и ставьте крестик
(или галочку) в той графе, которая лучше
всего отражает Ваше мнение.
Текст опросника
ЭмИн
№ Утверждение
1. Я замечаю, когда близкий человек переживает,
даже если он (она) пытается это скрыть
МП +
2. Если человек на меня обижается, я не
знаю, как восстановить с ним хорошие отношения МУ
-
3. Мне легко догадаться о чувствах человека
по выражению его лица
МП +
4. Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить
себе настроение
5. У меня обычно не получается повлиять
на эмоциональное состояние своего собеседника
МУ -
6. Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться,
и говорю всё, что думаю
ВЭ -
7. Я хорошо понимаю, почему мне нравятся
или не нравятся те или иные люди
ВП +
8. Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться
9. Я умею улучшить настроение окружающих
10. Если я увлекаюсь разговором, то говорю
слишком громко и активно жестикулирую
ВЭ -
11. Я понимаю душевное состояние некоторых
людей без слов
12. В экстремальной ситуации я не могу
усилием воли взять себя в руки
ВУ -
13. Я легко понимаю мимику и жесты других
людей
14. Когда я злюсь, я знаю, почему
15. Я знаю, как ободрить человека, находящегося
в тяжелой ситуации
16. Окружающие считают меня слишком эмоциональным
человеком ВЭ -
17. Я способен успокоить близких, когда
они находятся в напряжённом состоянии
МУ +
18. Мне бывает трудно описать, что я чувствую
по отношению к другим
19. Если я смущаюсь при общении с незнакомыми
людьми, то могу это скрыть ВЭ +
20. Глядя на человека, я легко могу понять
его эмоциональное состояние
МП +
21. Я контролирую выражение чувств на своем
лице
ВЭ +
22. Бывает, что я не понимаю, почему испытываю
то или иное чувство ВП -
23. В критических ситуациях я умею контролировать
выражение своих эмоций ВЭ +
24. Если надо, я могу разозлить человека
25. Когда я испытываю положительные эмоции,
я знаю, как поддержать это состояние ВУ
+
26. Как правило, я понимаю, какую эмоцию
испытываю
27. Если собеседник пытается скрыть свои
эмоции, я сразу чувствую это
МП +
28. Я знаю как успокоиться, если я разозлился
ВУ +
29. Можно определить, что чувствует человек,
просто прислушиваясь к звучанию его голоса
МП +
30. Я не умею управлять эмоциями других
людей
31. Мне трудно отличить чувство вины от
чувства стыда
ВП -
32. Я умею точно угадывать, что чувствуют
мои знакомые
МП +
33. Мне трудно справляться с плохим настроением
ВУ -
34. Если внимательно следить за выражением
лица человека, то можно понять, какие
эмоции он скрывает МП +
35. Я не нахожу слов, чтобы описать свои
чувства друзьям
ВП -
36. Мне удаётся поддержать людей, которые
делятся со мной своими переживаниями
МУ +
37. Я умею контролировать свои эмоции
38. Если мой собеседник начинает раздражаться,
я подчас замечаю это слишком поздно
МП -
39. По интонациям моего голоса легко догадаться
о том, что я чувствую
40. Если близкий человек плачет, я теряюсь
41. Мне бывает весело или грустно без всякой
причины
ВП -
42. Мне трудно предвидеть смену настроения
у окружающих меня людей
43. Я не умею преодолевать страх
44. Бывает, что я хочу поддержать человека,
а он этого не чувствует, не понимает МУ
-
45. У меня бывают чувства, которые я не
могу точно определить
ВП -
46. Я не понимаю, почему некоторые люди
на меня обижаются
Бланк для ответов
№ |
Совсем не |
Скорее не |
Скорее согласен |
Полностью согласен |
№ |
Совсем не |
Скорее не |
Скорее согласен |
Полностью согласен |
1 |
24 |
||||||||
2 |
25 |
||||||||
3 |
26 |
||||||||
4 |
27 |
||||||||
5 |
28 |
||||||||
6 |
29 |
||||||||
7 |
30 |
||||||||
8 |
31 |
||||||||
9 |
32 |
||||||||
10 |
33 |
||||||||
11 |
34 |
||||||||
12 |
35 |
||||||||
13 |
36 |
||||||||
14 |
37 |
||||||||
15 |
38 |
||||||||
16 |
39 |
||||||||
17 |
40 |
||||||||
18 |
41 |
||||||||
19 |
42 |
||||||||
20 |
43 |
||||||||
21 |
44 |
||||||||
22 |
45 |
||||||||
23 |
46 |
Информация о работе Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта