Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение роли эмоционального интеллекта в обеспечении эффективности социально-психологической адаптации человека.
Задачи исследования:
Определить сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект».
Определить структурные компоненты эмоционального интеллекта
Проанализировать основные методы диагностики эмоционального интеллекта
Провести теоретический анализ определения «адаптация»
Изучить особенности уровня эмоционального интеллекта

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению в современной психологии....................................................................................7
1.1 Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта….....7
1.2 Структура эмоционального интеллекта……………………………………17
1.3 Измерение эмоционального интеллекта (методы диагностики)…………23
1.4 Связь ЭИ с адаптацией (эмоциональный интеллект как фактор успешной адаптации)……………………………………………………………………..…32
1.5 Определение адаптации, её виды и процесс………………………………34
Выводы по I главе……………………………………………………………....37
Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта……….40
2.1 Организация и методы исследования…………………………………..…40
Литература………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 91.65 Кб (Скачать файл)

  Четыре ветви диаграммы располагаются от основных (снизу) до более интегрированных в психологическом отношении процессов. Ветвь самого нижнего уровня отображает относительно простые способности восприятия и выражения эмоции, а ветвь самого высокого уровня – осознанного регулирования эмоций. У каждой ветви есть четыре блока с типичными примерами способностей. Способности, которые появляются в ходе развития личности относительно рано, находятся в левой части ветвей, а способности, развивающиеся позже – с правой.

Поскольку ранние навыки связаны с  развитием (слева) обычно плохо объединяются друг с другом, они наиболее ясно иллюстрируют различия среди ветвей. Способности, развивающиеся в более  позднее время (справа) появляются у  более интегрированной личности взрослого человека и, следовательно, менее отличны. Каждая способность  относится к эмоциям по отношению  с себе и другим, кроме отмеченного  иначе. Предполагается, что люди с более высоким эмоциональным интеллектом, будут проходить указанные этапы быстрее и будут проявлять большее количество указанных способностей. [37]

  Таким образом, способность распознавать и выражать эмоции (первая, нижняя "ветвь") является необходимой основой для порождения эмоций в целях решения конкретных задач (вторая "ветвь"). Эти две способности имеют процедурный характер. Они являются основой для декларативной способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними (третья "ветвь"). Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции собственных и чужих эмоций (четвертая "ветвь").

В 1995 г. Дэниелем Гоулманом (Daniel Goleman) была изменена и популяризирована первая модель эмоционального интеллекта Мейера Дж. и Сэловея. П.. К выделенным ими  компонентам (идентификация и выражение  эмоций, регуляция эмоций, использование  эмоциональной информации в мышлении и деятельности) Гоулман добавил  ещё несколько – энтузиазм, настойчивость  и социальные навыки [27]. Тем самым  он соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и  Мэйера, с личностными характеристиками. Благодаря популярности книги Гоулмена "Эмоциональный интеллект" [16], впервые опубликованной в 1995 году, его  модель приобрела большую известность  не только среди психологов, но и  в более широких кругах. В дальнейшем Гоулман Д. доработал структуру  эмоционального интеллекта. В настоящее  время она включает четыре, представленные на рис. 3, составляющих эмоционального интеллекта – самосознание; самоконтроль; социальная чуткость; управление взаимоотношениями  – и 18 связанных с ними навыков [17].

Личностные навыки: эти способности определяют, как мы управляем собой.

Самосознание:

  • Эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений. 
  • Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей. 
  • Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одарённости.

Самоконтроль: 

  • Обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы. 
  • Открытость: проявление честности и прямоты; надёжность. 
  • Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий. 
  • Воля к победе: настойчивое стремление улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества. 
  • Инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности. 
  • Оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи. 
  • Социальные навыки: эти способности определяют, как мы управляем нашими отношениями с людьми. 
  • Социальная чуткость: 
  • Сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам. 
  • Деловая осведомлённость: понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне.
  • Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчинённых, клиентов или покупателей.

Управление отношениями:

  • Воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего.
  • Влияние: владение рядом тактик убеждения.
  • Помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений.
  • Содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в новом направлении.
  • Урегулирование конфликтов: разрешение разногласий.
  • Укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание социальных связей.
  • Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды. [17, с.269]

Несомненной заслугой Гоулмана Д. является стимулирование людей к развитию личностных качеств, способствующих достижению успехов в тех или иных сферах деятельности. Тем не менее, очевидно, что среди структурных компонентов  эмоционального интеллекта, выделяемых Гоулманом, можно обнаружить не только эмоциональные способности, но и  волевые качества, характеристики самосознания, социальные умения и навыки.

В 2004 г. российский психолог Люсин  Д.В.  предложил принципиально новую модель эмоционального интеллекта [27, с.35]. Эмоциональный интеллект автор определяет как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Под способностью к пониманию и управлению эмоциями Люсин Д.В. понимает следующее.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек:

  • может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
  • может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
  • понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

  • может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
  • может контролировать внешнее выражение эмоций;
  • может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

И способность к пониманию, и  способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные  эмоции, и на эмоции других людей, то есть можно говорить как о внутриличностном, так и о межличностном эмоциональном  интеллекте. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов  и навыков, однако должны быть связаны  друг с другом.

Люсин Д.В. считает неправильным трактовку  эмоционального интеллекта как чисто  когнитивной способности и предполагает, что способность к пониманию  эмоций и управлению ими тесно  связана с общей направленностью  личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему  миру людей (в том числе и к  своему собственному), склонностью  к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным  переживаниям. Поэтому, как отмечает автор, эмоциональный интеллект  можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и  связанный, с одной стороны, с  когнитивными способностями, а с другой стороны – с личностными характеристиками. Эмоциональный интеллект, по Люсину Д.В., – это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности [27, с.34].

Принципиальные отличия описанных  нами моделей эмоционального интеллекта состоят в следующем. Модель Сэловея  и Мэйера, возникшая первой, включает в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной  информации. Поэтому она была определена авторами как модель способностей. Затем определился сдвиг в  трактовке понятия в сторону  усиления роли личностных характеристик.

Так, Гоулман Д., соединил когнитивные  способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными  характеристиками. По этой причине  Мейер Дж. и Сэловей П. считают  модель эмоционального интеллекта Гоулмана неудачной, "так как в нее  включены отдельные психологические  качества, концептуально и эмпирически  не зависимые друг от друг друга (например, они не коррелируют) [57].

Такого рода модели Мейер Дж. и Сэловей П. назвали смешанными моделями, поскольку "в концепции эмоционального интеллекта они смешивают много признаков, не связанных ни с эмоциями, ни с интеллектом, ни с эмоциональным интеллектом" [13], "смешивают центральную идею эмоционального интеллекта со множеством других черт личности (поэтому альтернативно их можно считать широкими моделями черт индивидуальности) [34]. В настоящее время под смешанными моделями эмоционального интеллекта в психологии понимаются модели, трактующие эмоциональный интеллект как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик. Крайним выражением этого сочетания можно считать модель Бар-Она, который вообще не относит когнитивные способности к эмоциональному интеллекту. Модель Люсина Д.В. не относится ни к одной из приведенных двух типов классификаций. Она принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. [27, с.38].

Анализ теоретических воззрений  высшеуказанных авторов позволяет  определить эмоциональный интеллект  как совокупность эмоционально-когнитивных  способностей к социально-психологической  адаптации личности. Все структурные  компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость  способствует эффективному межличностному взаимодействию. Люди с высоким уровнем  развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к  пониманию собственных эмоций и  эмоций других людей, могут управлять  своей эмоциональной сферой, что  обусловливает их более высокую  адаптивность и эффективность в  общении, они легче добиваются своих  целей во взаимодействии с окружающими.

 

1.2 Структура эмоционального интеллекта

  В ряде современных зарубежных  и отечественных теорий эмоция  рассматривается как особый тип  знания. В соответствии с  данным подходом к пониманию эмоций выдвигается понятие “эмоциональный интеллект”, который определяется  как: способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний (Е.Л. Яковлева, 1997); способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза (P. Salovey, J.D. Mayer, 1994; Г.Г. Горскова, 1999); совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды (Р. Бар-Он, 2000). 

  Обобщая данные определения,  можно отметить, что индивиды  с высоким уровнем развития  эмоционального интеллекта обладают  выраженными способностями к  пониманию собственных эмоций  и эмоций других людей, к  управлению эмоциональной сферой, что обусловливает более высокую  адаптивность и эффективность  в общении. В  отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

  Кратко охарактеризуем структурные компоненты эмоционального интеллекта и их значение в процессе межличностного взаимодействия.

1. Распознавание собственных эмоций. Для эмоционального опыта субъекта и для его поведения важно, что переживание эмоции и называние её (определение)  являются различными феноменами, которые могут быть эмпирически разведены. Называние (определение) эмоции рассматривается как результат конструктивных процессов, которые трансформируют перцептивные переживания во внутренний опыт, модифицируя эти переживания. В связи с этим можно привести три основные функции называния эмоций: закрепление опыта, межличностная коммуникация, эмоциональная экспрессия.

Распознавание эмоций является проблематичным для личностей с выраженной алекситемией. Термин «алекситемия» («чувство без  слов») был введён американским психиатром Сифнесом. Существенными чертами  алекситемического конструкта являются: трудности в идентификации и описании своих чувств; неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений; недостаток воображения, ригидность и конкретность (Н.Д. Семёнова, 1991) .

  Интересный пример алекситемии был обнаружен C. Goldberg (1991) в  произведении В. Шекспира «Гамлет». Главный герой много говорит, спорит с собой. Однако в противоположность назначению языка как носителя смыслов, выражающих намерения, желания и чувства человека, высказывания Гамлета не приводят к лучшему взаимопониманию и гармонизации отношений. Слова, по сути, заменяют ему межличностные отношения. Причиной неспособности (или страха) к близким эмоциональным отношениям, по мнению автора, является то, что в раннем детстве отец и сын не имели возможности или желания открыто выражать свои чувства и потребности с помощью значимых слов. Чувство стыда перед отцом в дальнейшем было перенесено на отношения с окружающими.

Информация о работе Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта