Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение роли эмоционального интеллекта в обеспечении эффективности социально-психологической адаптации человека.
Задачи исследования:
Определить сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект».
Определить структурные компоненты эмоционального интеллекта
Проанализировать основные методы диагностики эмоционального интеллекта
Провести теоретический анализ определения «адаптация»
Изучить особенности уровня эмоционального интеллекта

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению в современной психологии....................................................................................7
1.1 Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта….....7
1.2 Структура эмоционального интеллекта……………………………………17
1.3 Измерение эмоционального интеллекта (методы диагностики)…………23
1.4 Связь ЭИ с адаптацией (эмоциональный интеллект как фактор успешной адаптации)……………………………………………………………………..…32
1.5 Определение адаптации, её виды и процесс………………………………34
Выводы по I главе……………………………………………………………....37
Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта……….40
2.1 Организация и методы исследования…………………………………..…40
Литература………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 91.65 Кб (Скачать файл)

Психофизиологическая адаптация  – это приспособление к «трудовой  деятельности на уровне организма работника  как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального  состояния». Она предполагает привыкание к новым условиям и режиму работы, налаживание обычного уровня трудоспособности. Этот вид адаптации зависит от здоровья человека, его естественных реакций и индивидуальных биоритмов, а также от самих условий.

Социально-психологическая адаптация  – приспособление новичка к коллективу. Она состоит в освоении социально-психологических  особенностей групп и индивидов  в организации, вхождении в сложившуюся  в ней систему отношений, позитивном взаимодействии с другими членами  и привыкании к новому стилю руководства. Это означает включение работника  в систему взаимоотношений в  организации, в ее коллектив как  равноправного, принимаемого всеми  членами.

Организационно-административная адаптация  – приспособление к сложившейся  структуре учреждения, «особенностям  организационного механизма управления». Особое значение имеет привыкание человека к новой культуре, стилю руководства, усвоение ценностей.

Помимо этих компонентов различают  активную адаптацию, «когда индивид  стремится воздействовать на среду  с тем, чтобы изменить ее (в том  числе и те нормы, ценности, формы  взаимодействия и деятельности, которые  он должен освоить)», и пассивную, «когда он не стремится к такому воздействию  и изменению». Первый вид адаптации  наиболее эффективен, поскольку он влечет за собой обоюдное изменение  как состояния работника, так  и характеристик его окружения. В том случае, если организационная  среда несет отрицательные элементы, а адаптация происходит пассивно, ее результаты будут регрессивными [23].

Выводы по I главе

Таким образом, проанализировав психологическую  литературу по теме эмоционального интеллекта и связи его с адаптацией, нами были сделаны следующие выводы:

Эмоциональный интеллект – способность  эффективно разбираться в эмоциональной  сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

Понятие введено внаучный обиход П. Саловеем и Дж. Майером. Первые концепции  ЭИ возникли в 1990 году, с тех пор  разные авторы трактуют это понятие  весьма разнооборазно. По определению  Дж Мейера, П Сэловея и Д. Карузо, это группа ментальных способностей, которые способствуют сознанию и  пониманию собственных эмоций и  эмоций окружающих (модель способностей)

 Итак, в психологии эмоционального интеллекта выделяются несколько ведущих теорий: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Майера Дж., Сэловея П., Карузо Д.; теория эмоциональной компетентности Гоулмена Д.; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Бар-Она Р.; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Люсина Д. Согласно Саловею и Мейеру, эмоциональный интеллект – это совокупность четырех навыков:

  • Точность оценки и выражения эмоций. Это способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению. Кроме того, оно включает в себя и способность точно выражать свои эмоции потребности, связанные с ними, другим людям.
  • Использование эмоций в мыслительной деятельности. Это понимание того, как можно думать более эффективно, используя эмоции. Управляя эмоцией, человек может и свое восприятие, видеть мир под разным углом и более эффективно решать проблемы.
  • Понимание эмоций. Это умение определить источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные (амбивалентные) чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой и возможное дальнейшее развитие эмоции.

Управление эмоциями. Это умение использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.

Содержательной характеристикой эмоционального интеллекта, которая объединяет перечисленные теории, является совокупность способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями, пониманию и управлению эмоциями других людей.

Существует множество методов измерения эмоционального интеллекта. Адаптация – приспособление саморегулирующихся систем к изменяющимся условиям среды. Различаются два аспекта адаптации – биологический и психологический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта

2.1 Организация и методы

  Целью данного исследования является изучение роли эмоционального интеллекта в обеспечении эффективности социально-психологической адаптации человека.

  Объектом исследования является эмоциональный интеллект.

  Предметом исследования является взаимосвязь уровня эмоционального              интеллекта с особенностями и успешностью социально-психологической адаптации.

  Гипотезой исследования является предположение о наличии взаимосвязи между    уровнем эмоционального интеллекта студентов и успешностью их социально-психологической адаптации.

  В исследовании принимают участие студенты БГУ общим количеством 40 человек.

  В проведении исследования используются следующие методики:

    1. «ЭмИн» Д.В. Люсина
    2. Торонтская шкала алекситимии (TAS)
    3. Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
    4. Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В.
    5. Исследование экстраверсии - интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка)
    6. Опросник методики «Шкала эмоционального отклика» 
      А. Меграбяна и Н. Эпштейна

Опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина: разрабатывался в течение нескольких последних лет, а окончательная работа была опубликована в 2006 году. Опросник измеряет эмоциональный интеллект (ЭИ), который трактуется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. В структуре ЭИ выделяется межличностный ЭИ (МЭИ) - понимание эмоций других людей и управление ими, внутриличностный ЭИ (ВЭИ) - понимание собственных эмоций и управление ими, способность к пониманию своих и чужих эмоций (ПЭ), способность к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ). Опросник ЭмИн даёт баллы по двум субшкалам, измеряющим различные аспекты МЭИ, и по трём субшкалам, измеряющим различные аспекты ВЭИ. Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путём простого суммирования соответствующих субшкал.

Назначение теста: диагностика различных аспектов эмоционального интеллекта

Шкалы: эмоциональный интеллект (способность к пониманию своих и чужих эмоций и управление ими) межличностный (понимание эмоций других людей и управление ими), внутриличностный (понимание собственных эмоций и управление ими), способность к пониманию своих и чужих эмоций, способность к управлению своими и чужими эмоциями.

Опросник состоит из 46 утверждений, испытуемым предлагается выразить свое отношение к каждому утверждению (совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен). (см. приложение)

Торонтская шкала  алекситимии (TAS): Назначение теста - методика направлена на изучение алекситимии – личного свойства, обусловливающего неадекватное отношение к партнеру. Алекситимия рассматривается нами как проявление сниженной способности или затрудненности в вербализации эмоциональных состояний.

К ее критериям относятся:
  • трудность в определении (идентификации) и описании собственных переживаний;
  • сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;
  • снижение способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии, воображения;
  • сфокусированность в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

  Алекситимия свойственна людям, которые по тем или иным причинам ограниченно перерабатывают эмоциональные впечатления.

Испытуемым предлагается выразить свое отношение к каждому утверждению  в баллах: 1 балл – «совершенно  не согласен», 2 балла – «скорее  не согласен», 3 балла – «ни то, ни другое», 4 балла – «скорее  согласен», 5 баллов - «совершенно согласен». Сумма баллов по всем пунктам и есть итоговый показатель алекситимичности.

 

  Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда: в опроснике содержатся высказывания о человеке, его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Прочитав или прослушав высказывание опросника,  испытуемым предлагается примерить его к своим привычкам, своему образу жизни и оценить, выбрав подходящий, один из шести вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:

«0» —  это ко мне совершенно не относится; «2» — сомневаюсь, что это можно  отнести ко мне; «3» — не решаюсь  отнести это к себе; «4» —  это похоже на меня, но нет уверенности; «5» — это на меня похоже; «6»  — это точно про меня.

Эта методика предназначена для выявления  социально – психологической  адаптации, приятию других людей, эмоционального комфорта и дискомфорта группы, а  так же для выявления доминированности или ведомости.

Методика диагностики  уровня эмпатических способностей Бойко  В.В.: предназначена для диагностики выраженности различных проявлений эмпатии, а также общего уровня эмпатических способностей. В данной методике в структуре эмпатии различаются шесть тенденций: рациональный канал эмпатии , эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие или препятствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии и идентификация.

Опросник состоит из 45 утверждений, Если испытуемый согласен с данными утверждениями, рядом с их номерами нужно ставить знак «+», если не согласен — знак «–».

Исследование  экстраверсии - интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка): опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.

Опросник требует ответы по типу «верно – неверно», После заполнения испытуемыми ответных листов экспериментатор, используя ключ, подсчитывает баллы по показателям: Э - экстраверсия, Н - нейротизм, Л - ложь (каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается как один балл). Результаты записываются в протокол.

С помощью «круга Айзенка» на основе полученных показателей Э и Н  определяется тип темперамента испытуемого.

Опросник методики «Шкала эмоционального отклика» 
А. Меграбяна и Н. Эпштейна: этот опросник был разработан Альбертом Меграбяном и модифицирован Н. Эпштейном.

Методика «Шкала эмоционального отклика» позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии

Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа — как прямых, так и обратных. Испытуемый должен оценить степень своего согласия/несогласия с каждым из них. Шкала ответов (от «полностью согласен» до «полностью не согласен») дает возможность выразить оттенки отношения к каждой ситуации общения. По сравнению с исходным вариантом опросника несколько изменена шкала ответов, составлены таблицы пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки.

 

 

 

 

 

Литература:

1. Андреева И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте // Психологическое здоровье в контексте развития личности: Материалы республ. научно-практ. конф., 30–31 января 2004 г., г. Брест. Брест, 2004. С. 12–13.

2. Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф. 6–7 ноября 2002 г., г. Минск. Минск, 2003. С. 194–196.

3. Андреева И.Н. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта // Материалы Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф., 19–20 декабря 2003 г., г. Минск. Минск, 2004. С. 147–149.

Информация о работе Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта