Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:07, курсовая работа
Целью исследования является изучение роли эмоционального интеллекта в обеспечении эффективности социально-психологической адаптации человека.
Задачи исследования:
Определить сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект».
Определить структурные компоненты эмоционального интеллекта
Проанализировать основные методы диагностики эмоционального интеллекта
Провести теоретический анализ определения «адаптация»
Изучить особенности уровня эмоционального интеллекта
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению в современной психологии....................................................................................7
1.1 Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта….....7
1.2 Структура эмоционального интеллекта……………………………………17
1.3 Измерение эмоционального интеллекта (методы диагностики)…………23
1.4 Связь ЭИ с адаптацией (эмоциональный интеллект как фактор успешной адаптации)……………………………………………………………………..…32
1.5 Определение адаптации, её виды и процесс………………………………34
Выводы по I главе……………………………………………………………....37
Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта……….40
2.1 Организация и методы исследования…………………………………..…40
Литература………………………………………………
В настоящее время в России
наиболее часто применяются
Наиболее широко используется методика М.Холла, которую представил Е.П.Ильин [Ильин, 2001]. Она почти идентична методике EQ, опубликованной на сайте www.queendom.com. Методика состоит из 30 утверждений, разбивающихся на 5 шкал:
1)эмоциональная
2) управление своими эмоциями;
3) самомотивация;
4) эмпатия;
5) распознавание эмоций других людей.
Ответ на каждое утверждение предполагает
6-балльную шкалу: от -3 – «полностью
не согласен» до +3 – «полностью согласен».
Однако И.Н.Андреева, описывая этот опросник,
отмечает некоторое несовпадение смысловой
нагрузки с названием шкал. Она рассматривает
управление своими эмоциями как эмоциональную
гибкость, самомотивацию – как произвольное
управление своими эмоциями, распознавание
эмоций других людей – как способность
воздействовать на эмоциональное состояние
других людей. Также стоит отметить отсутствие
какой-либо информации по психометрике
данного теста как при его создании, так
и при переводе. Это лишает нас права рассматривать
данную методику как адекватное и валидное
средство измерения эмоционального интеллекта.
С этой точки зрения удивляет ее широкое
распространение, что еще раз поднимает
вопрос о компетентности и этике психологов.
Методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT), сконструированная на базе ранней модели Дж.Мэйера и П.Сэловея Н.Шутте с коллегами.Она состоит из 33 утверждений, разбивающихся на 3 шкалы:
1) оценка и выражение эмоций;
2) регулирование эмоций;
3) использование эмоций при
Ответы даются по 5-балльной шкале: от 1 – «это совершенно не обо мне» до 5 – «это точно про меня». Оценки по шкалам получаются методом суммирования полученных баллов по ключам.
Этот опросник показал
ЭмIQ-2 – методика, созданная в
России. Работа над тестом началась
в 2004 г. Первоначальная версия теста («Эмоциональный
интеллект-1») была создана Е.А.Орёл на
базе западных исследований по данной
тематике. Дальнейшая разработка теста
(«Эмоциональный интеллект-2») осуществлялась
В.В.Одинцовой под научным руководством
А.Г.Шмелева [Одинцова, 2006].
Применяемая на практике версия методики
(«Эмоциональный интеллект-2») состоит
из 66 вопросов, каждый из которых имеет
пять вариантов ответа. Эти вопросы сгруппированы
в шесть шкал.
1. Общая шкала (суммарный балл
по всем шкалам).
2. Самоанализ и самозащита (шкала отражает
способность респондента трезво оценивать
свои сильные и слабые стороны, распознавать
и понимать свои эмоции, умение выстраивать
определенную «психологическую защиту»
от неприятностей).
3. Самоконтроль (шкала отражает
наличие у респондента
4. Выражение эмоций (шкала отражает способность
респондента адекватно выражать и контролировать
свои эмоции и должным образом реагировать
на проявления эмоций других людей).
5. Социальная чуткость (шкала отражает
способность респондента
6. Самооценка чуткости (шкала отражает
оценку респондентом
Стандартизация существующего варианта
методики проводилась на широкой выборке
добровольцев, выполнявших интернет-версию
методики в ее исследовательском варианте,
на сайте HR-лаборатории «Гуманитарные
технологии» (свыше 600 протоколов).
Стоит отметить большую
Тест ЭмИн Д. Люсина опирается
на собственную модель
На основании такой модели предлагается
тест, состоящий из 40 вопросов с ответами
по 4-балльной шкале, которые группируются
в 6 факторов.
1. Межличностный эмоциональный интеллект.
1.1. Шкала М1. Интуитивное понимание чужих эмоций.
1.2. Шкала М2. Понимание чужих эмоций через экспрессию;
1.3. Шкала МЗ. Общая способность к пониманию чужих эмоций;
2. Внутриличностный эмоциональный интеллект.
2.1. Шкала В1. Осознание своих эмоций;
2.2. Шкала В2. Управление своими эмоциями;
2.3. Шкала ВЗ. Контроль экспрессии.
Предлагаемая модель
Тем не менее данная методика не может
быть отнесена и к моделям способностей,
ввиду того что является опросником, основанным
на самоотчете.
Работы по стандартизации и изучению
психометрических показателей данного
теста продолжаются, поэтому трудно судить
о надежности и валидности данной методики.
Параллельно Д. Люсин ведет работу по созданию
новой версии теста, в которую будет добавлена
шкала, измеряющая способность к управлению
чужими эмоциями, уточняется содержание
шкал для повышения их надежности, продолжается
сбор данных для проверки валидности опросника.
1.4 Связь эмоционального интеллекта с адаптацией (эмоциональный интеллект как фактор успешной адаптации)
Значение эмоционального
Исследования личностных черт, связанных с ЭИ, также показывают, насколько трудно оценить истинную адаптацию человека. Обычно каждая черта имеет положительные и отрицательные стороны. Дж. Мэттьюс с соавт. предположил, что полюса факторов в моделях личности типа «Большой пятерки» отражают адаптивные выборы, являющиеся центральными для человеческого существования. Так, эмоциональная стабильность позволяет противостоять угрозе напрямую, а противоположный ей нейротизм позволяет предвосхищать угрозы и избегать их. Таким образом, конкретная черта может быть адаптивна в одной среде, но дезадаптивна в другой. Один и тот же человек может проявлять высокий ЭИ в среде, соответствующей особенностям его личности, и низкий ЭИ в среде, не соответствующей его личности. Если это верно, то ЭИ оказывается проявлением степени соответствия между личностью и средой.
1.5 Определение адаптации, её виды и процесс
Адаптация – приспособление
саморегулирующихся систем к
изменяющимся условиям среды.
Различаются два аспекта
Биологический аспект – приспособление
организма к физическим условиям
среды (температуры, атмосферному давлению,
влажности, освещенности), а также
к физическим и химическим изменениям
в самом организме. Человек обладает
способностью к произвольной психической
регуляции отдельных
Адаптация сенсорная (зрительная, вкусовая,
тактильная)- приспособление анализаторов
(органов чувств), измерение их чувствительности
и зависимости от интенсивности,
значимости и длительности воздействия
раздражителя. Различаются положительная
и отрицательная адаптация
Адаптация социальная - приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, ролевая пластичность поведения, интеграция личности в социальные группы, деятельность по освоению относительно стабильных социальных условий, принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия.
Адаптация социальная может осуществляться
в форме аккомодации(полного
Адаптивность –
Каждый человек нуждается в дополнительной
помощи для адаптации на новом месте работы
или учебы, в новой профессии. [11, c.39]
Важность правильной адаптации
и введения в курс дела трудно переоценить.
При поступлении на работу или
учебу человек лишь приблизительно
представляет себе какие требования
будут предъявляться к
Существуют два основных подхода
к трактовке понятия «
Второй подход условно можно
назвать процедурным – термин
«адаптация» применяют для
Вступление человека в новую
должность неизбежно
Информация о работе Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта