Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:52, курсовая работа
Предмет, история и задачи этнической психологии. Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Этническая психология. Цели и основные задачи этнопсихологии.
Первые
крупицы этнопсихологических
Свой вклад в развитие знаний о характере народов внесли и английский философ Д.Юм, и великие немецкие мыслители И.Кант и Г.Гегель. Все они не только высказывались по поводу факторов, влияющих на дух народов, но и предлагали «психологические портреты» некоторых из них.
Развитие этнографии, психологии и языкознания привело в середине XIX в. к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Создание новой дисциплины – психологии народов – было провозглашено в 1859 немецкими учеными М.Лацарусом и Х. Штейнталем.
Необходимость развития этой науки, входящей в состав психологии, они объясняли потребностью исследовать законы душевной жизни не только отдельных индивидов, но и целых народов (этнических общностей в современном понимании), в которых люди действуют «как некоторое единство». Все индивиды одного народа имеют «сходные чувства, склонности, желания», все они обладают одним и тем же народным духом, который немецкие мыслители понимали как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание3.
Рубеж XIX-XX вв. отмечен появлением целостной этнопсихологической концепции немецкого психолога В.Вундта. Вундт проводил основополагающую для социальной психологии мысль, что совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой порождают новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не содержатся в них. А в качестве этих новых явлений, иными словами, в качестве содержания души народа, им рассматривались общие представления, чувства и стремления многих индивидов. По мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются в языке, мифах и обычаях, которые и должны изучаться психологией народов4.
Еще одна попытка создания этнической психологии, причем именно под этим названием, была предпринята российским мыслителем Г.Шпетом. Он считал, что продукты духовной культуры есть психологические продукты, и утверждал, что в самом по себе культурно-историческом содержании народной жизни нет ничего психологического. Психологично другое – отношение к продуктам культуры, к смыслу культурных явлений.
Г. Шпет полагал, что язык, мифы, нравы, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, «отклики» на происходящее перед их глазами, умами и сердцем. Согласно концепции Шпета, этническая психология должна выявлять типические коллективные переживания, иными словами, отвечать на вопросы: Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется?5
Идеи Лацаруса и Штейнталя, Кавелина, Вундта, Шпета остались на уровне объяснительных схем, которые не были реализованы в конкретных психологических исследованиях. Но идеи первых этнопсихологов о связях культуры с внутренним миром человека были подхвачены другой наукой – культурной антропологией.
Этнопсихология – междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая:
1) особенности
психики людей различных
2) проблемы характера национального;
3) проблемы
национальных особенностей
4) проблемы
национальных особенностей
5) закономерности
формирования и функции
6) закономерности формирования сообществ, и пр.
Во многом
наличие нескольких терминов для
обозначения науки
Две названные дисциплины длительно, но спорадически взаимодействовали. Но если в XIX веке они не были полностью разделены, если еще в начале XX века многие крупнейшие ученые – от В. Бунд та до 3. Фрейда – являлись экспертами в обеих областях, то затем наступил период взаимного пренебрежения, даже враждебности. Единственным исключением оказалась теория «Культура и личность», которая развивалась в рамках культурной антропологии, но использовала психологические понятия и методы6.
Для истории отечественной науки советского периода было характерным явное отставание в развитии этнопсихологических знаний. Исследования практически не проводились, но в зависимости от принадлежности авторов к определенной науке этнопсихология рассматривалась: как субдисциплина этнографии; как область знания на стыке этнографии и психологии, находящаяся ближе либо к этнографии, либо к психологии; как раздел психологии.
В настоящее время существуют два типа этнопсихологии – кросс-культурная и антропологическая этнопсихология (психологическая антропология)7.
Их основное различие состоит в том, что антропологическая этнопсихология сформировалась на основе взаимодействия культурной антропологии и различных психологических теорий (реформированного психоанализа, когнитивной психологии, гуманистической психологии и символического интеракционизма Дж. Г. Мида), а кросс-культурная психология возникла на основе социальной психологии.
Антропологическая этнопсихология появляется в 20-е г.г. ХХ в., кросс-культурная в 60-70 г.г. ХХ в8.
Проблема психологических особенностей народов исследовалась и раньше, примерно с конца ХVIII в. В немецком просвещении и немецкой классической философии данная область исследований трактовалась как изучение "духа народов», а с середины ХХ в. она получила название «психология народов».
В мировой науке этнопсихология в XX веке получила значительное развитие. В результате разобщенности исследователей даже возникло две этнопсихологии: этнологическая, которую в наши дни чаще всего называют психологической антропологией, и психологическая, для обозначения которой используют термин сравнительно-культурная (или кросс-культурная) психология. Как справедливо отмечала М. Мид, даже решая одни и те же проблемы, культурантропологи и психологи подходили к ним с разными мерками и разными концептуальными схемами9.
Но если в жизни современного человека осознание своей принадлежности к определенному народу, поиски его особенностей – в том числе и особенностей психики – играют столь важную роль и оказывают столь серьезное влияние на отношения между людьми – от межличностных до межгосударственных, то совершенно необходимо изучение психологического аспекта этнического фактора.
Необходимо развитие этнопсихологии, как и других наук – этносоциологии, этнополитологии, – с разных сторон анализирующих многочисленные «национальные» проблемы, встающие перед современным обществом. Этнопсихологи призваны выяснить, где нужно искать причины столь частого непонимания, возникающего при контактах представителей разных народов; существуют ли какие-либо обусловленные культурой особенности психики, которые заставляют членов одного народа игнорировать, смотреть сверху вниз или дискриминировать представителей другого народа; имеются ли психологические явления, способствующие росту межэтнической напряженности и межэтническим конфликтам.
Разработки этнопсихологии, особенно ее социально-психологических аспектов, в настоящее время имеет важное значение для интернационального воспитания. В этнопсихологии особое внимание уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста национального самосознания, его развития в различных социальных и национальных средах. Проводимые исследования в области этнопсихологии должны помочь гармонически сочетать общие интересы граждан с интересами каждой отдельной нации. В этом состоит гуманистическая и прикладная направленность этнопсихологии.
Если иметь в виду будущее этнопсихологии, ее специфику можно обозначить как изучение систематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей.
Современная этнопсихология не представляет собой единого целого ни по тематике, ни по методам. В ней можно выделить ряд самостоятельных направлений10:
1) сравнительные
исследования этнических
2) культурологические
исследования, направленные на уяснение
особенностей символического
3) исследования
этнического сознания и
4) исследования
этнических особенностей
Поскольку
свойства национальной культуры и свойства
составляющих этнос (этническую общность)
индивидов не тождественны, между
культурологическими и
Итак, можно сделать вывод, что именно этнопсихология должна привлечь к себе особое внимание психологов в связи с обострением межэтнической напряженности на территории РФ, именно она включена в социальную и политическую проблематику общества.
В существующем
социальном контексте не только специалисты-этнопсихологи,
но и педагоги, социальные работники,
представители многих других профессий
по мере сил должны способствовать
оптимизации межэтнических
Этнопсихологическая проблематика занимает особое, можно даже сказать исключительное место в судьбе социальной психологии как отрасли научного знания. И прошлое, и будущее этой дисциплины теснейшим образом связаны с решением круга проблем этнопсихологического характера. Этнопсихология внесла огромный вклад в осмысление социально-психологических механизмов жизнедеятельности групп.
Впрочем,
не меньшим эвристическим
Этнопсихологические
исследования «малых» народов Северо-
А. А. Бучек
Важной чертой современных
аборигенных культур России, включая
и ареал северо-востока Азии, является
«пограничное» состояние между
уже размытой, но еще не вполне разрушенной
традиционностью, с одной стороны,
и ускоренной модернизацией, начавшейся
в 30-е гг. ХХ в., с другой. Психологический
«разрыв» ценностного мира, присущего
этим культурам вследствие навязанной
в свое время русификации, не мог
не отразиться на формировании системы
этно-психологических свойств