Этническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Предмет, история и задачи этнической психологии. Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Этническая психология. Цели и основные задачи этнопсихологии.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая коммуникация Этническая психология.docx

— 372.48 Кб (Скачать файл)

Аккультурация - это феномен, существующий как на групповом, так  и на личностном уровне. Впервые  об этом заговорил T. Грейвс в своей  статье «Психологическая аккультурация  в триэтническом обществе», где  он выделил личностное измерение  аккультурации [Graves T.D., 1967]. Под психологической  аккультурацией - совершенно новым  определением - он понимал изменения  в психологии индивида под воздействием культуры. Психологическая аккультурация - это и процесс, и результат  влияния культуры на индивида, выражающийся в изменениях на личностном уровне.

Начиная с 60-х гг. психологи  обращали все большее влияние  на психологические аспекты аккультурации, но, пожалуй, наиболее известными в  области аккультурации стали  работы канадского психолога Дж. Берри. Он выделил так называемые аккультурационные  стратегии, основанные на двух факторах. Первый фактор, влияющий на выбор аккультурационной стратегии - поддержание и развитие этнического своеобразия индивида в обществе. Другая посылка относится к желанию индивида контактировать с другими этносами. В своей классификации Дж. Берри выделил четыре стратегии, которые являются одновременно и возможными последствиями межкультурных контактов для индивида. Такими стратегиями являются ассимиляция, интеграция, сепарация и маргинализация. Наряду с вышеобозначенными стратегиями, Дж. Берри выделил типы этнической идентичности, которые соответствуют выбранным стратегиям аккультурации.

Развивая идеи Дж. Берри  о стратегиях аккультурации и  объединяя концепцию «культурного шока», У. Серл и К. Уорд выделили два  типа приспособления: психологическую  и социокультурную адаптации [Searle W., Ward C., 1990). Психологическая адаптация  при вхождении в иную культурную среду представляет собой совокупность психологических последствий, включая  ясное понимание личностной и  этнической идентификации, хорошее  душевное здоровье и общую способность  достигать чувства личного удовлетворения в обществе пребывания. Понятие психологической  адаптации в рамках теории аккультурации  в современной литературе интерпретируют как результат исследований культурного  шока. Социокультурная адаптация  имеет отношение, прежде всего, к  поведенческим навыкам и коммуникативным  моделям при освоении новой культурной среды. Этот тип адаптации включает в себя способность справляться  с ежедневными проблемами в новом  культурном окружении, особенно в сферах семейной жизни, работы и учебы. Это  понятие относится к парадигме  социального научения.

Безусловно, оба типа адаптации  тесно связаны между собой  и, тем не менее, факторы, влияющие на социокультурную и психологическую  адаптации, а также их длительность значительно отличаются друг от друга. К примеру, психологическая адаптация  находится под влиянием личностных особенностей, жизненных обстоятельств  и социальной поддержки. Напротив, для  социокультурной адаптации наиболее важными факторами являются длительность проживания в новой среде, язык, количество контактов и культурная дистанция [Ward C., 1996; Ward C., Rana-Deuba A., 1999]. Самые большие  трудности в этих типах адаптации  возникают в начале вхождения  в новую культурную среду. Тем  не менее, социокультурые проблемы постепенно уменьшаются с течением времени, в то время как психологические  трудности, как правило, имеют тенденцию  усиливаться [Ward C., Kennedy A., 1996].

Еще одно определение, которое  вошло в терминологический аппарат  отечественной этнопсихологии - это  межкультурная адаптация. Межкультурная  адаптация - это «сложный процесс, благодаря  которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой, а также результат этого  процесса» [Стефаненко Т.Г., 2000, с. 280].

Итак, анализ существующих подходов к изучению адаптации к инокультурной  среде позволяет выделить три  ведущих направления в исследовании аккультурации, неразрывно связанных  с различными понятиями, используемыми  для обозначения данного феномена. Во-первых, изучение аккультурационных  изменений в поведении мигрантов (социокультурный подход). Во-вторых, изучение аккультурационного стресса - эмоциональных изменений и переживаний  переселенцев. И, наконец, третье направление - исследование аккультурационных аттитюдов, т.е. отношений и ценностей, которые  формируются у индивида под воздействием инокультурной среды.

Литература 

 

  1. Ионин Л.Г. Культурный шок: конфликт этнических стереотипов // Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия / Сост. Ю.В. Чернявская. - Минск, 1998. - С. 104-114.
  2. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс - культурную психологию: Учебное пособие. Москва: Ключ-С, 1999. 224 с.
  3. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. Москва: ИП РАН, Академический проект, 2000. - 320 с.
  4. Этнопсихологический словарь. Под ред. В.Г. Крысько. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 343 с.
  5. Berry J.W., Annis R.C. Acculturative stress: The role of ecology, culture and differentiation. //Journal of Cross-Cultural Psychology, 5, 382-406, 1974.
  6. Graves T.D. Psychological Acculturation in a triethnic community. Southwestern Journal of Anthropology, 1967, 23. Pp. 229-243.
  7. Kim Y.Y., Gugykunst W. B. Cross-Cultural adaptation: Current approaches. - Newbury Park, CA: Sage, 1988.
  8. Oberg K. Cultural Shock: adjustment to new cultural environments // Practical Anthropology, 7, 177-82, 1960.
  9. Redfield R., Linton R., Herskovits M.H. Memorandum on the study of acculturation. // American Anthropologist, 38, Pp. 149-152, 1936.
  10. Searle W., Ward C. The prediction of psychological and sociocultural adjustment during cross-cultural transitions. // International Journal of Intercultural Relations, 14, 449-464, 1990.
  11. Social Science Research Council, 1954.
  12. Ward C. Acculturation. In Liandis D. and Bhagat R. (Eds.) Handbook of Intercultural Training. 1996. Pp. 124 - 147. Thousands Oaks, CA: Sage.
  13. Ward C., Rana-Deuba A. Acculturation and Adaptation Revisited // Journal of Cross-cultural Psychology. Vol 30, No. 4, 1999. Pp. 422-442.
  14. Ward C., Kennedy A. Crossing Cultures: The relationship between psychological and sociocultural dimesions of cross-cultural settings. In J. Pandey, D. Sinha and D.P.S. Bhawuk (Eds.), Asian contributions in cross-cultural psychology (pp. 289-306). 1996. New Dehli, India: Sage.

 

  

 

 

  

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Практикум  региональных кросс-культурных коммуникаций

Тема 2. Методы обучения межкультурной коммуникации

Тема 3. Модель психологического анализа этнической группы

Тема 4. Методы исследования этнических предубеждений 

Тема 5. Этнокультурный тренинг: задачи и методы

Тема 6. Культурный ассимилятор 

Тема7. Методы социально-психологического исследования этнической идентичности

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

V.   ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ.

VI.  ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебный курс «Практикум региональных кросскультурных коммуникаций» входит в цикл дисциплин специализации в учебном плане профессиональной подготовке «специалиста» по специальности «Регионоведение». В соответствии с учебным планом специальности «Регионоведение» на изучение курса «Практикум региональных коммуникаций» отводится 24 час. аудиторной работы (12 час.- лекционных и 12 час. семинарских занятий) и 24 час. самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – зачет.

    Учебный материал курса  ориентирован на усвоение студентами конкретных методик региональной коммуникации, которые должны стать основой  их профессиональной компетентности. В практике межкультурного обучения имитационные и деловые игры и тренинги позволяют развернуть проблему в динамике, дают возможность участникам прожить необходимое количество в конкретных ситуациях межкультурной коммуникации. Именно с помощью данных методов обучения студенты приобретают необходимые навыки общения и взаимодействия, способность к толерантным отношениям.

«Практикум  региональных коммуникаций» тесно  перекликается и опирается на знания, полученные и получаемые студентами по  следующим дисциплинам: этнопсихология, общая психология, социальная психология, социология, этнология, этнополитология, культуры и религии народов Юга  России, и др.

    Задачей  данного курса является:

  • Формирование основ   профессиональной компетентности в такой важной и сложной сфере как межэтническое взаимодействие;
  • Знакомство студентов с основными активными методами обучения: тренингами, разнообразными играми, анализом ситуаций, дискуссиями, позволяющими полностью погрузиться в активное контролируемое общение.
  • Раскрытие  закономерностей  специфической группы психологических явлений, связанных и определяющихся в основном этническими характеристиками субъектов данных явлений.

Цель  курса - выявление психологических  механизмов формирования позитивной этнической и культурной идентичности и воспитание навыков толерантной межэтнической  коммуникации в ЮФО.

В результате изучения курса студенты должны знать:

1) Основные дидактические единицы

  • четыре основных вида тренинговой техники: информационную, симуляционную (имтационную) упражнения по практическому выполнению заданий и групподинамические упражнения.
  • взаимосвязи между теориями региональной коммуникации, межкультурной коммуникации и этнопсихологии,
  • этнопсихологические и этнокультурные особенности народов Южного Федерального округа.

2) Получить следующие компетенции: 

  • ориентироваться в содержании основных понятий и уметь корректно их использовать;
  • ориентироваться в концепциях, представленных в современной научной литературе по проблематике региональной коммуникации.
  • ориентироваться в применении тренинговых методик в межкультурной коммуникации на Юге России.
  • уметь составлять методики тренингов, приближенные к этнопсихологической реальности;

3) Освоить следующие комплексные  цели по модулям:

МОДУЛЬ  I. РЕГИОНАЛЬНАЯ КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 

Проанализировать  различные способы подготовки индивида к региональной коммуникации.  Приобрести навыки понимания основных эмпирических методов обучения региональным межкультурным  коммуникациям. Освоить основные виды тренинговой техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ПРОГРАММА КУРСА

МОДУЛЬ I.  РЕГИОНАЛЬНАЯ КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.

Тема 1. Практикум региональных кросскультурных  коммуникаций.

Предмет и задачи практикума региональных кросскультурных коммуникаций. Место предмета в системе подготовки специалиста - регионоведа, связь с другими дисциплинами специализации по коммуникации.

Основные  уровни коммуникации (межличностная, межгрупповая, межэтническая, межнациональная, региональная, глобальная). Понятие – региональная коммуникация, виды региональных коммуникаций.

 

Тема 2. Методы обучения межкультурной  коммуникации.

Дидактические методы обучения: просвещение, ориентирование, моделирование. Эмпирические методы обучения - тренинг.

Общекультурный  тренинг или тренинг самосознания. Культурно-специфические методы обучения: когнитивные, поведенческие, атрибутивные.

Тренинговые методы: ролевые игры, анализ конкретной ситуации, мозговая атака, групповые  дискуссии.

Четыре  основных вида тренинговой техники: информационная, симуляционная (имитационная), упражнения по практическому выполнению заданий  и групподинамические упражнения.

 

Тема 3. Модель психологического анализа  этнической группы.

Составление психологической характеристики психического склада этнической группы. Систематизированный  подход к составлению психологической  характеристики этнической группы. План проведения исследования: Анализ невербальных средств коммуникации; Анализ психического склада этноса по продуктам его деятельности: фольклору, культуре и т.д.; Анализ религиозных  воззрений представителей этногруппы. Анализ вербальных особенностей коммуникации. Анализ региональных кросс-культурных коммуникаций с соседними этносами.

 

Тема 4. Методы исследования этнических предубеждений.

Структура этнических предубеждений. Три компонента: аффективный, когнитивный, поведенческий. Причины возникновения предубеждений. Основные методы изучения этнических предубеждений. Прогностические возможности  используемых методов.

 

Тема 5. Этнокультурный тренинг: задачи и методы.

Основные  принципы этнокультурного тренинга. Интенсивная инкультурация и  аккультурация этнокультурного  тренинга. Цели этнокультурного тренинга. Задачи и методы этнокультурного  тренинга. Основные  принципы этнокультурного  тренинга и компетентности тренера. Оценка эффективности этнокультурного  тренинга.

 

Тема 6. Культурный ассимилятор.

Культурный  ассимилятор или техника повышения  межкультурной сензитивности. Структура  культурного ассимилятора. Культурный ассимилятор как эффективный  способ оптимизации межкультурного взаимодействия.

 

Тема 7. Методы социально-психологического исследования этнической идентичности.

Структура этнической идентичности. Этническая идентичность и этничность. Методы  и методики изучения этнической идентичности. Методики изучения этнической идентичности и стереотипов русских и народов  северокавказского региона.

 

 

III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1) ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Темы

Часы

Лек-ции

Семинары

Сам. раб.

Тема 1. Практикум региональных кросс-культурных коммуникаций

2

 

4

Тема 2. Методы обучения межкультурной  коммуникации

2

2

2

Тема 3. Модель психологического анализа  этнической группы

2

2

2

Тема 4. Методы исследования этнических предубеждений 

2

2

2

Тема 5. Этнокультурный тренинг: задачи и методы

2

2

2

Тема  6. Культурный ассимилятор 

 

2

2

Тема 7. Методы социально-психологического исследования этнической идентичности

2

2

2

Итого:

12

12

24

Информация о работе Этническая психология