Этническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Предмет, история и задачи этнической психологии. Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Этническая психология. Цели и основные задачи этнопсихологии.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая коммуникация Этническая психология.docx

— 372.48 Кб (Скачать файл)

 

2) ОТДЕЛЕНИЕ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Темы

Часы

Лек-ции

Семинары

Сам. раб.

Тема 1. Практикум региональных кросс-культурных коммуникаций

2

 

2

Тема 2. Методы обучения межкультурной  коммуникации

   

2

Тема 3. Модель психологического анализа  этнической группы

   

2

Тема 4. Методы исследования этнических предубеждений 

   

2

Тема 5. Этнокультурный тренинг: задачи и методы

2

 

2

Тема  6. Культурный ассимилятор 

   

2

Тема 7. Методы социально-психологического исследования этнической идентичности

     

Итого:

4

 

18


 

Тема 1. Практикум региональных кросс-культурных коммуникаций (2 часа).

Семинар 1.

1. Предмет  и задачи практикума региональных  коммуникаций.

2. Понятие  – региональная коммуникация.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Стефаненко  Т.Г.  Этнопсихология: практикум:  Учебное пособие для студентов  вузов. М.:Аспект-Пресс, 2008. С.88-120.

2. Садохин  А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. С.249-254.

4. Баронин  А.С. Этническая психология. Киев: Изд-во «Тандем». 2000.- С.245-246.

Тен Ю.П. Культурология и межкультурная  коммуникация: Учебник. Ростов н/Д: Феникс,2007.С.54-60.

ПОНЯТИЯ:

Этнопсихология, психологическая  антропология, кросс-культурная психология, этническая культура, этничность, примордиализм  и конструктивизм.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1. Сравните понятия  и исследовательские подходы  этнопсихологии, психологической антропологии, кросс-культурной психологии.

 

 

Тема 2. Методы обучения межкультурной  коммуникации (2 часа).

Семинар 2.

1. Дидактические  и эмпирические методы обучения.

2. Общекультурные, или культурно-специфические методы  обучения.

3. Когнитивные,  эмоциональные, поведенческие методы  обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Садохин  А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. С.249-254.

2. Стефаненко  Т.Г.  Этнопсихология: практикум:  Учебное пособие для студентов  вузов. М.:Аспект-Пресс, 2008. С.88-120.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

  1. Сравните методы обучения межкультурной коммуникации.
  2. Проведите деловую игру по межкультурной коммуникации.

 

Тема 3. Модель психологического анализа  этнической группы (4 часа).

Семинар 3,4.

1. Составление  психологической характеристики  психического склада этнической  группы.

2. План  проведения исследования.

 ЛИТЕРАТУРА:

1. Садохин  А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. С.139-182.

2. Баронин  А.С. Этническая психология. Киев: Изд-во «Тандем». 2000.- С.245-246.

3. Солдатова  Г.У. Психология межэтнической  напряженности. М.:Смысл, 1998.

4. Стефаненко  Т.Г.  Этнопсихология: практикум:  Учебное пособие для студентов  вузов. М.:Аспект-Пресс, 2008. С.88-120.

ПОНЯТИЯ:

Невербальные средства коммуникации, вербальные средства коммуникации, паравербальные средства коммуникации экстравертные  ощущения, интровертные ощущения.

ЗАДАНИЯ:

1. Проведите  психологическое исследование какой  либо этнической группы северокавказского  региона или ЮФО по следующему  плану: 

1.1. Анализ  невербальных средств коммуникации.

1.2. Анализ  психического склада этноса по  продуктам его деятельности: фольклору,  культуре и т.д.

1.3. Анализ  религиозных воззрений представителей  этногруппы.

1.4. Анализ  вербальных особенностей коммуникации.

1.5. Анализ  региональных кросс-культурных коммуникаций  с соседними этносами.

1.6. Проверка  результатов и формирование выводов.

 

 

Тема 4. Методы исследования этнических предубеждений (4 часа).

Семинар 5.

1. Опросные  методики.

2. Проективные  методы.

3. Прайминговый  метод, или метод с подкрепляющим  эффектом.

4. Метод эксперимента.

5. Методы  изучения этнических аттитюдов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Садохин  А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. С.139-182.

2. Баронин  А.С. Этническая психология. Киев: Изд-во «Тандем». 2000.- С.245-246.

3. Солдатова  Г.У. Психология межэтнической  напряженности. М.:Смысл, 1998.

4. Стефаненко  Т.Г.  Этнопсихология: практикум:  Учебное пособие для студентов  вузов. М.:Аспект-Пресс, 2008. С.88-120.

ЗАДАНИЯ:

По каждому методу разработайте практическое задание.

 

Тема 5. Этнокультурный тренинг: задачи и методы (2 часа).

Семинар 6.

1. Основные  принципы этнокультурного тренинга

2. Оценка  эффективности этнокультурного  тренинга.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Садохин  А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. С.249-254.

2. Стефаненко  Т.Г.  Этнопсихология: практикум:  Учебное пособие для студентов  вузов. М.:Аспект-Пресс, 2008. С.88-120.

ЗАДАНИЯ:

  1. Сравните методы и методики этнокультурного тренинга.
  2. Составьте и проведите тренинг на основе конструкта Триандиса по этнокультурной коммуникации представителей индивидуалистской и коллективистской культур.

 

Тема 6. Культурный ассимилятор(2 часа).

Семинар 7. Культурный ассимилятор.

1. Сконструируйте  ситуацию русско-кавказского взаимодействия.

2. Сконструируйте  ситуацию русско-калмыцкого взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Садохин  А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004

2. Баронин  А.С. Этническая психология. Киев: Изд-во «Тандем». 2000.- Солдатова Г.У.  Психология межэтнической напряженности.  М.:Смысл, 1998.

3. Стефаненко Т.Г.  Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов. М.:Аспект-Пресс, 2008.

 

Тема 7. Методы социально-психологического исследования этнической идентичности (2 часа)

Семинар 8. Методы и методики социально-психологического исследования этнической идентичности

1. Методы  и методики изучения этнической  идентичности.

2. Составьте  опросник используя методику  изучения этнической идентичности  и стереотипов русских и народов  северокавказского региона. 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Садохин  А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004.

2. Баронин  А.С. Этническая психология. Киев: Изд-во «Тандем». 2000.-

3. Солдатова  Г.У. Психология межэтнической  напряженности. М.:Смысл, 1998.

4. Стефаненко  Т.Г.  Этнопсихология: практикум:  Учебное пособие для студентов  вузов. М.:Аспект-Пресс, 2008.

VII.   ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ.

Используя технику  повышения межкультурной сензитивности (культурный ассимилятор), разработать  ситуацию по взаимодействию персонажей из двух культур. Провести ролевую игру по разработанному сценарию.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ:

Зачет проводится по результатам практической работы студентов.

  • Провести  социологическое исследование региональной этнической толерантности (опрос 20 респондентов)

  • Провести психологическое исследование одной из этнических групп ЮФО 
  • Используя технику повышения межкультурной сензитивности (культурный ассимилятор), разработать ситуацию по взаимодействию представителей из двух цивилизационных культур народов Юга России.
  • Провести исследование и написать эссе по следующему вопросу:

«За последние  десятилетия стоимость культурного  импорта и экспорта увеличилась  в несколько раз: значительная экспансия  наблюдается в сфере телевидения, киноиндустрии, национальные телекомпании втянуты в международное соперничество  за аудиторию, количество пользователей  сети Интернет стремительно растет. Всё  это делает возможным постоянную передачу информации между различными регионами, в результате чего люди во всем мире становятся практически беззащитными перед воздействием ценностей других культур. Найдите данные о динамике изменения информационной инфраструктуры в регионе за последнее десятилетие, проанализируйте влияние новых процессов и технологий на социально-экономическую и политическую жизнь общества, а также на процесс национальной самоидентификации. Можно ли считать расширение культурно-информационных каналов основным фактором культурной глобализации? Влияет  ли расширение информационных каналов на трансформацию традиционных этнокультурных ценностей?»

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Авксентьев А.В.,  Авксентьев В.А.  Этнические проблемы современности  и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993.
  2. Арутюнов  С.А.  Народы и культуры.  Развитие и взаимодействие. М., 1989.
  3. Арутюнян С.,  Дробижева Л.,  Сусоколов А. Этносоциология. М., 1994.
  4. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М., 1998.
  5. Губогло М.Н. Этнодемографическая и языковая ситуация в столицах союзных республик СССР// Отечественная история. 1993. N 1.
  6. Дейк Т.А. ван. Язык, познание, комуникация. М., 1989.
  7. Денисова  Г.С.  Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-н/Д., 1996.
  8. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., СолдатоваГ.У. Демократизация и образы национализма в РФ 90-х годов. М.,1996.
  9. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
  10. Литвиненко Е.Ю. Билингвизм: мультикультуральная модель социализации личности. Ростов н/Д., 2000.
  11. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.
  12. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М., 1999.
  13. Серова И.И. Культура межнационального общения. Минск. 1986.
  14. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряжённости. М., 1998.
  15. Чеснов Я.  Лекции по  исторической  этнологии . М., 1998.

 

 

 

 

 

 

  

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Этнопсихология – междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений. Сам термин этнопсихология не является общепринятым в мировой науке, многие ученые предпочитают называть себя исследователями в области «психологии народов», «психологической антропологии», «сравнительно-культурной психологии» и т.п1.

Наличие нескольких терминов для обозначения  этнопсихологии связано именно с  тем, что она представляет собой  междисциплинарную отрасль знания. В состав ее «близких и дальних  родственников» включают многие научные  дисциплины: социологию, лингвистику, биологию, экологию и т.д. Что касается «родительских дисциплин» этнопсихологии, то, с одной стороны, это наука, которая в разных странах называется этнологией, социальной или культурной антропологией, а с другой – психология.

Этнопсихология  занимает важное место в ряде различных наук, поскольку знакомит с теоретическими и эмпирическими основами науки, дает представление о культурной обусловленности психики и поведения человека, формировании личности в культуре и социальной психологии межкультурного общения и взаимодействия.

Основоположниками этнопсихологии являются В. Вундт, Г. Лебон, Г. Тард, А. Фуллье и д. Этнопсихологическая проблематика занимает особое, можно даже сказать исключительное место в судьбе социальной психологии как отрасли научного знания.

 

1. Становление и развития этнопсихологии как науки.

 

Этнопсихология  – (от греч. ethnos – племя, народ), междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д2.

Создание специальной дисциплины – "психологии народов" – было провозглашено уже в 1860 г. М. Лацарусом и Х. Штейнталем, которые трактовали "народный дух" как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно как их самосознание; содержание его должно быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры.

В начале XX в. эти идеи получили развитие и  частичную реализацию в "психологии народов" В. Вундта. В дальнейшем в США этнопсихология практически отождествляется с неофрейдистской теорией, пытавшейся вывести свойства национального характера из так называемой "базовой", или "модальной", личности, которая в свою очередь ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей.

Информация о работе Этническая психология