Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:52, курсовая работа
Предмет, история и задачи этнической психологии. Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Этническая психология. Цели и основные задачи этнопсихологии.
2) ОТДЕЛЕНИЕ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Темы |
Часы | ||
Лек-ции |
Семинары |
Сам. раб. | |
Тема 1. Практикум региональных кросс-культурных коммуникаций |
2 |
2 | |
Тема 2. Методы обучения межкультурной коммуникации |
2 | ||
Тема 3. Модель психологического анализа этнической группы |
2 | ||
Тема 4. Методы исследования этнических предубеждений |
2 | ||
Тема 5. Этнокультурный тренинг: задачи и методы |
2 |
2 | |
Тема 6. Культурный ассимилятор |
2 | ||
Тема 7. Методы социально-психологического исследования этнической идентичности |
|||
Итого: |
4 |
18 |
Тема 1. Практикум региональных кросс-культурных коммуникаций (2 часа).
Семинар 1.
1. Предмет
и задачи практикума
2. Понятие – региональная коммуникация.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов. М.:Аспект-Пресс, 2008. С.88-120.
2. Садохин
А.П. Межкультурная
4. Баронин А.С. Этническая психология. Киев: Изд-во «Тандем». 2000.- С.245-246.
Тен Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация: Учебник. Ростов н/Д: Феникс,2007.С.54-60.
ПОНЯТИЯ:
Этнопсихология, психологическая антропология, кросс-культурная психология, этническая культура, этничность, примордиализм и конструктивизм.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
1. Сравните понятия и исследовательские подходы этнопсихологии, психологической антропологии, кросс-культурной психологии.
Тема 2. Методы обучения межкультурной коммуникации (2 часа).
Семинар 2.
1. Дидактические
и эмпирические методы
2. Общекультурные,
или культурно-специфические
3. Когнитивные,
эмоциональные, поведенческие
ЛИТЕРАТУРА:
1. Садохин
А.П. Межкультурная
2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов. М.:Аспект-Пресс, 2008. С.88-120.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
Тема 3. Модель психологического анализа этнической группы (4 часа).
Семинар 3,4.
1. Составление
психологической
2. План проведения исследования.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Садохин
А.П. Межкультурная
2. Баронин А.С. Этническая психология. Киев: Изд-во «Тандем». 2000.- С.245-246.
3. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.:Смысл, 1998.
4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов. М.:Аспект-Пресс, 2008. С.88-120.
ПОНЯТИЯ:
Невербальные средства коммуникации, вербальные средства коммуникации, паравербальные средства коммуникации экстравертные ощущения, интровертные ощущения.
ЗАДАНИЯ:
1. Проведите
психологическое исследование
1.1. Анализ
невербальных средств
1.2. Анализ психического склада этноса по продуктам его деятельности: фольклору, культуре и т.д.
1.3. Анализ
религиозных воззрений
1.4. Анализ
вербальных особенностей
1.5. Анализ
региональных кросс-культурных
1.6. Проверка
результатов и формирование
Тема 4. Методы исследования этнических предубеждений (4 часа).
Семинар 5.
1. Опросные методики.
2. Проективные методы.
3. Прайминговый
метод, или метод с
4. Метод эксперимента.
5. Методы изучения этнических аттитюдов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Садохин
А.П. Межкультурная
2. Баронин А.С. Этническая психология. Киев: Изд-во «Тандем». 2000.- С.245-246.
3. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.:Смысл, 1998.
4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов. М.:Аспект-Пресс, 2008. С.88-120.
ЗАДАНИЯ:
По каждому методу разработайте практическое задание.
Тема 5. Этнокультурный тренинг: задачи и методы (2 часа).
Семинар 6.
1. Основные
принципы этнокультурного
2. Оценка эффективности этнокультурного тренинга.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Садохин
А.П. Межкультурная
2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов. М.:Аспект-Пресс, 2008. С.88-120.
ЗАДАНИЯ:
Тема 6. Культурный ассимилятор(2 часа).
Семинар 7. Культурный ассимилятор.
1. Сконструируйте
ситуацию русско-кавказского
2. Сконструируйте
ситуацию русско-калмыцкого
ЛИТЕРАТУРА:
1. Садохин
А.П. Межкультурная
2. Баронин
А.С. Этническая психология. Киев:
Изд-во «Тандем». 2000.- Солдатова Г.У.
Психология межэтнической
3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов. М.:Аспект-Пресс, 2008.
Тема 7. Методы социально-психологического исследования этнической идентичности (2 часа)
Семинар 8. Методы и методики социально-психологического исследования этнической идентичности
1. Методы
и методики изучения
2. Составьте
опросник используя методику
изучения этнической
ЛИТЕРАТУРА:
1. Садохин
А.П. Межкультурная
2. Баронин А.С. Этническая психология. Киев: Изд-во «Тандем». 2000.-
3. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.:Смысл, 1998.
4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов. М.:Аспект-Пресс, 2008.
Используя технику
повышения межкультурной
Зачет проводится по результатам практической работы студентов.
«За последние
десятилетия стоимость
Этнопсихология – междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений. Сам термин этнопсихология не является общепринятым в мировой науке, многие ученые предпочитают называть себя исследователями в области «психологии народов», «психологической антропологии», «сравнительно-культурной психологии» и т.п1.
Наличие
нескольких терминов для обозначения
этнопсихологии связано именно с
тем, что она представляет собой
междисциплинарную отрасль
Этнопсихология занимает важное место в ряде различных наук, поскольку знакомит с теоретическими и эмпирическими основами науки, дает представление о культурной обусловленности психики и поведения человека, формировании личности в культуре и социальной психологии межкультурного общения и взаимодействия.
Основоположниками этнопсихологии являются В. Вундт, Г. Лебон, Г. Тард, А. Фуллье и д. Этнопсихологическая проблематика занимает особое, можно даже сказать исключительное место в судьбе социальной психологии как отрасли научного знания.
Этнопсихология – (от греч. ethnos – племя, народ), междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д2.
Создание специальной дисциплины – "психологии народов" – было провозглашено уже в 1860 г. М. Лацарусом и Х. Штейнталем, которые трактовали "народный дух" как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно как их самосознание; содержание его должно быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры.
В начале XX в. эти идеи получили развитие и частичную реализацию в "психологии народов" В. Вундта. В дальнейшем в США этнопсихология практически отождествляется с неофрейдистской теорией, пытавшейся вывести свойства национального характера из так называемой "базовой", или "модальной", личности, которая в свою очередь ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей.