Шпаргалка по "Развитию речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:47, шпаргалка

Краткое описание

1.вопрос Цель и задачи развития речи детей
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность.

Вложенные файлы: 1 файл

Методика РР.docx

— 110.30 Кб (Скачать файл)

Третий период – период усвоения морфологической системы  русского языка, характеризующийся  усвоением типов склонений и  спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются  все единичные, стоящие особняком  формы. Раньше усваивается система  окончаний, позже – система чередований  в основах.

Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Серебренниковой, М. И. Поповой, А. В. Захаровой обогащают  исследования особенностей развития грамматического  строя речи у детей.

Усвоение морфологической  системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов. Особенно отчетливо это выражено у старших  дошкольников.

6.диагностика  речевого развития детей 

Речь является средством  общения людей и формой человеческого  мышления. Различают внешнюю и  внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней  речью. Разновидностями внешней  речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается  речь внутренняя (речь - «думание»), которая  позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.

«Программа воспитания и  обучения в детском саду» предусматривает  развитие всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения.

Роль диагностики речевого развития для организации воспитания и обучения детей.

Ранняя диагностика развития речи детей - основа эффективности лечебно-педагогических профилактических мероприятий. При  оценке до речевого развития с выявлением симптомов риска на каждом этапе  важное значение имеет определение степени отставания в овладении речью. Обследование детей проводится в динамике. Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска.

Диагностика детей крайне необходима. В настоящее время  доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными может оказаться коррекция и  компенсация нарушений, а в некоторых  случаях возможно и предупреждение вторичных нарушений в развитии (например, задержка психических функций).

 Диагностика помогает  установить уровень развития  речи ребенка, соответствие ее  возрастным нормам и способствовать  дальнейшему совершенствованию  речи малыша. При проведении диагностики учитывается, что ведущей деятельностью ребенка в раннем возрасте является предметная (для ребенка основной интерес представляют игрушки или предметы), а в дошкольном – игровая (диагностика проводится в форме игры).

В связи с этим, используются различные методики обследования ребенка, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.Чтобы определить уровень речевого развития ребенка, диагностику можно проводить начиная с полутора лет. Также логопедами рекомендуется пройти диагностику перед поступлением ребенка в школу.

Логопед проводит обследование состояния речи каждого ребенка  по следующим разделам:

- произносительная сторона  (звукопроизношение и речевой  слух),

- фонематические процессы,

- словарный запас,

- грамматический строй  речи,

- связная речь,

- артикуляционная моторика,

- мелкая моторика рук,  с которой, как известно, теснейшим  образом связано речевое развитие  ребенка.

Перед проведением диагностики  логопед предложит родителям  заполнить анамнез – анкету, в  которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная  от рождения, условия его жизни. Все  полученные данные помогают логопеду понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально  помочь ребенку.

Методика обследования звуковой стороны речи детей.

а)  Общие принципы обследования

Обследование речи проводится дважды: осенью, чтобы правильно  спланировать работу на год, и весной, чтобы подвести итоги.

Планируя обследование, воспитатель  должен четко представлять, что ему  при этом надо выявить в речи ребенка, знать, как проводить обследование, какой материал использовать, как  оформить результаты и какие сделать  выводы. При обследовании речи ребенка  педагог обращает внимание на состояние  звукопроизношения, словаря и фразовой речи. Если имеются нарушения речи (ребенок не согласовывает слова  в предложении) или серьезные  недостатки в звукопроизношении, следует  познакомиться с данными о  его здоровье, так как развитие речи тесно связано с психофизическим  развитием.

При формировании правильного  звукопроизношения у детей большую  роль играет подражание речи окружающих взрослых. Поэтому воспитатель непременно должен знать, как говорят члены  семьи ребенка, чтобы привлекать к занятиям по звукопроизношению  с ребенком дома только тех, кто говорит  правильно.

Сначала воспитатель изучает  речь ребенка на занятиях, в играх  с детьми, где может выявить  запас слов, умение строить фразу, темп речи (очень быстрый или замедленный), недостатки речи (заикание, задержку развития речи и др.). Затем проводит индивидуальное обследование, в процессе которого выявляет особенности речи ребенка. Иногда при индивидуальном обследовании ограничиваются тем, что предлагают ребенку повторить за воспитателем отдельные слова или звуки. Это  не дает представления о самостоятельной  речи. Подражая воспитателю, ребенок  часто произносит звуки лучше, чем  самостоятельно.

Опыт показывает, что нельзя также проверять звукопроизношение, ограничиваясь прослушиванием чтения наизусть, так как в заученном  со слов взрослого стихотворении  ребенок произносит звуки лучше, чем в обычной речи. Кроме того, в стихотворении могут отсутствовать  нужные для проверки звуки. Поэтому  обследование проводят с использованием специального материала, который должен иметься в каждой группе.

б)  Материал для обследования

Материал подбирает воспитатель  и правильно оформляет его. Для  обследования звукопроизношения надо иметь наглядный материал: предметные картинки на определенные звуки.

Воспитатель подбирает их так, чтобы каждый из обследуемых  звуков находился в начале, середине и конце слова, поскольку в  разных позициях один и тот же звук произносится не одинаково. Картинки должны быть красочными и доступными как  по содержанию, так и по исполнению. На каждое положение звука в слове (начало, середина, конец) воспитатель  подбирает не менее трех картинок, чтобы суметь услышать и записать, как произносит ребенок этот звук. Размер предметных картинок— 10 X 10 см.

Для проверки словаря ребенка  специальный материал не подбирают. Запас слов и умение воспроизводить их слоговую структуру можно проверять  при назывании (в речи) детьми предметных картинок во время обследования состояния  звукопроизношения. При этом учитывают, не делает ли ребенок перестановок в словах, пропусков слогов, сокращений слов.

Проверку навыков построения предложений, употребления предлогов, согласования членов предложения в  роде, числе, падеже воспитатель может  провести в игровой форме, используя  сюжетные картинки и сюжетно-ролевые  игры. Картинки подбираются такие, чтобы  по ним можно было составить предложения  из двух, трех, четырех и более  слов. Давать их надо в порядке нарастающей  трудности: из двух слов (Мальчик бежит), из трех слов (Девочка ест яблоко), из четырех слов (Девочка вытирает руки полотенцем), больше четырех слов и с предлогами (Мальчик катается на велосипеде по дорожке).

в)  Оформление результатов  обследования

Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все ответы детей  записывает в тетрадь с указанием  даты обследования. В тетради на каждого ребенка отводят одну-две  страницы. При обследовании педагог  отмечает наличие грубых видимых  дефектов в строении артикуляционного аппарата (расщепление губы, нёба, короткая подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда, неправильный прикус), поскольку такие дети нуждаются  в консультации ортодонта.

Затем воспитатель записывает в тетради состояние звукопроизношения:

а) пропуск звука («коова», «ыба»),

б) замена звука («колова», «лыба»),

в) искажение звука (звук имеется, но звучит неправильно),

г) смешение звуков (в одном  случае звук употребляется правильно, в другом заменяется: «У Маши красный сарф»).

Отмечается также состояние  словаря:

а) соответствует ли словарь  возрасту;

б) правильно ли ребенок  произносит слова или искажает их (сокращает, пропускает слоги, звуки, переставляет слоги, звуки, называет только отдельные  слоги).

Проверяя состояние фразовой речи, воспитатель отмечает:

а) как говорит ребенок  — фразами или только словами;

б) правильно ли строит фразу  — согласовывает ли члены предложения  в роде, числе, падеже, употребляет  ли предлоги и т. д.;

в) состояние связной речи — может ли ребенок рассказать о событии, составить рассказ  по картинке и т. д.

Воспитатель записывает в  тетради и другие особенности, встречающиеся  в речи ребенка: крикливая, слишком быстрая, захлебывающаяся, невнятная речь и т. п.

Проведенное обследование позволяет  педагогу четко представить общую  картину состояния речи каждого  ребенка.

Составление сводной таблицы  дает возможность представить состояние  речи детей всей возрастной группы.

В течение года воспитатель  отмечает в таблице различными условными  знаками все изменения в речи детей, и это наглядно показывает результаты его работы. Например, когда  ребенок начинает различать и  правильно употреблять сходные  звуки, в соответствующей графе  минус (—) заменяется плюсом (+). Желательно новые пометки делать карандашом другого цвета, чтобы нагляднее была представлена динамика развития речи детей.

 

7. задачи и содержание работы по развитию речи в разных возрастных группах. Программа пралеска

8.Е. А. Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач. Она выделила три типа бесед. 1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности. 2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей. 3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей. Каждая из названных бесед своеобразна по целевой установке и методу.Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, чем два предыдущих, способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения.

Остановимся в связи с этим подробнее  на методике проведения обобщающей беседы. Рассмотрим наиболее важные для руководства  беседой вопросы: отбор содержания, определение структуры беседы и  характера вопросов, использование  наглядного материала и индивидуальный подход к детям.

Планируя беседу, педагог намечает тему и отбирает соответствующее  содержание. С учетом опыта и представлений  детей определяются познавательные (сумма знаний для закрепления  и новый материал) и воспитательные задачи; объем словаря для активизации.

Например, в беседе на тему «Кто строит дом» (подготовительная к школе группа) могут быть закреплены знания о труде  строителей, об их профессиях и сообщены новые знания – о профессии  архитектора. В программное содержание необходимо включить задачу развития навыков разговорной речи, умения высказываться в коллективе, доказывать свою точку зрения, предусмотреть  воспитательные задачи: воспитание уважения к людям труда; воспитание культуры речевого общения.

Словарь: введение новых слов (план, архитектор), закрепление и активизация  слов (каменщик, плотник, штукатур, маляр, фундамент, подъемный кран).

Предшествующая работа: в течение  двух месяцев дети наблюдали за строительством дома; воспитатель знакомил их с  деятельностью и профессиями  тех, кто строил дом.

Систематизировать знания в беседе возможно при условии четкого, последовательного  расположения материала, т. е. при правильном его структурировании. Е. И. Радина выделила такие структурные компоненты беседы, как:

вызывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе воспоминания о близких жизненному опыту явлениях;

анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам;

элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения  к явлениям и стимулирующее детей  на определенное поведение в дальнейшем.

Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, восстанавливать у  детей образы тех предметов, явлений, которые они видели, мобилизовать детей, быстро собрать их внимание и  возбуждать интерес к предстоящему занятию, вызывать желание участвовать  в беседе. Начать беседу можно по-разному  – с воспоминания, с рассказа педагога, с рассматривания игрушки, предмета. В качестве эмоционального средства можно использовать картину, загадку, стихотворение, которые имеют  прямое отношение к теме беседы.

Так, беседу об осени можно начать с вопроса «Почему осень называют золотой?», беседу «О культуре поведения» – тоже с вопроса, заключающего в  себе элемент проблемности: «О каком человеке можно сказать, что он культурный, вежливый?»

В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание. С этой целью перед  детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мышление и речевую  деятельность. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, поправки. Цель этих приемов – уточнить мысль  ребенка, ярче подчеркнуть факт, возбудить  новую мысль. Детям сообщают новые  сведения, чтобы уточнить или углубить знания о сущности явления, о предметах  и др. Успех беседы обеспечивают живость и эмоциональность ее проведения, использование стихов, загадок, наглядного материала, участие  и активность всех детей группы.

В основной части беседы может быть несколько логически законченных  частей. Это уточнение в структуру  обобщающей беседы внесено В. И. Логиновой. Она выделяет определенные смысловые  логические части, каждая часть заканчивается  обобщением педагога.

В беседе «О маме», например, можно  выделить три смысловые части: труд мамы на производстве, домашний труд мамы, помощь детей маме. В беседе о  школе: школьное здание и класс, учение и учителя, школьные принадлежности, 1 сентября в школу.

Информация о работе Шпаргалка по "Развитию речи"