Шпаргалка по "Развитию речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:47, шпаргалка

Краткое описание

1.вопрос Цель и задачи развития речи детей
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность.

Вложенные файлы: 1 файл

Методика РР.docx

— 110.30 Кб (Скачать файл)

Наряду с существующими  различиями исследователи отмечают определенную схожесть и взаимосвязь  диалогической и монологической форм речи. Прежде всего, их объединяет общая система языка. В процессе общения монологическая речь органично вплетается в диалогическую, а монологическая речь может приобретать диалогические свойства [2, 5, 10, 25]. Эту взаимосвязь двух форм речи важно учитывать в методике обучения детей связной речи.

    Связная речь  может быть ситуативной и контекстной  [2, с.248]. Ситуативная речь связана  с конкретной наглядной ситуацией  и не отражает полностью мысли  в речевых формах. Она понятна  только при учете той ситуации, о которой рассказывается. В контекстной  речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

Связные высказывания детей  можно охарактеризовать с разных точек зрения [2, с.257-260]:

по функции (назначению);

источнику высказывания;

ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок.

В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение  и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются  преимущественно контаминированные  (смешанные) высказывания, в которых  могут использоваться элементы  всех типов с преобладанием одного из них.  Поэтому необходимо хорошо знать особенности каждого типа текстов: их назначение, структуру, характерные  для них языковые средства, а также  типичные межфразовые связи.

   В зависимости  от источника высказывания можно  выделить монологи: 1) по игрушкам  и предметам, 2) по картине, 3) из  личного опыта, 4) творческие рассказы.

 В зависимости от  ведущего психического процесса, на который опирается детское  рассказывание, принято выделять  рассказы по восприятию, по памяти, по воображению.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил  обнаружить, что  связная речь включает в себя различные  виды и   формы речи. Каждая из них имеет свои особенности, которые  предопределяют характер методики их формирования. Последовательность и  логичность, полнота и связность  изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами связной  речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера. 

3.вопрос Методика формирования словаря детей.

 Словарная работа в  детском саду — это планомерное  расширение активного словаря  детей за счет незнакомых или  трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников  идет одновременно с ознакомлением  их с окружающей действительностью,  с воспитанием правильного отношения  к окружающему.

 Слово — основная  лексическая единица, выражающая  понятие. В каждом слове можно  выделить его значение или  заключенный в нем смысл, звуковой  состав (звуковое оформление), морфологическую  структуру. Все эти три характеристики  слова нужно учитывать при  проведении словарной работы  в детском саду.

 Процесс усвоения детьми  значений слов, их семантики был  изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего  развития переходит от случайных,  несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности.

 Особенности развития  мышления во многом определяют  особенности детского словаря.  Наглядно-действенное и наглядно-образное  мышление объясняет преобладание  слов, обозначающих названия предметов,  явлений, качеств. Появление словесно-логического  мышления вызывает усвоение детьми  элементарных понятий.

 Языкознание и психология  раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике  развития речи, как понятие о  словаре активном и пассивном.

 Активный словарь —  это слова, которые говорящий  не только понимает, но и употребляет  (более или менее часто). Активный  словарь во многом определяет  богатство и культуру речи.

 В активный словарь  ребенка входит общеупотребительная  лексика, но в отдельных случаях  — ряд специфических слов, повседневное  употребление которых объясняется  условиями его жизни. Например, дети, живущие в военном городке, используют слова военной терминологии: полигон, плац, старшина, капитан, смотр и др. Дети лесосплавного пункта — затон, рубка, топляк и т. п. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.

 Пассивный словарь  — это слова, которые говорящий  на данном языке понимает, но  сам не употребляет. Пассивный  словарь значительно больше активного,  сюда относятся слова, о значении  которых человек догадывается  по контексту, которые всплывают  в сознании лишь тогда, когда  их слышат.

 Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.

 Осуществляя словарную  работу, воспитатели придерживаются  следующих принципов:

1) работа над словом  проводится при ознакомлении  детей с окружающим миром на  основе активной познавательной  деятельности;

2) формирование словаря  происходит одновременно с развитием  психических процессов и умственных  способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

3) все задачи словарной  работы решаются в единстве  и в определенной последовательности.

4.Воспитание звуковой  культуры речи дошкольников. Культура  речи - это умение правильно, т.  е. в соответствии с содержанием  излагаемого, с учетом условий  речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми  средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими  фактами).

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно  включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности  речи (интонация, темп и др.), связанные  с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность  детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные  компоненты звуковой культуры: речевой  слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения  звучащей речи.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими  их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей  оказывает воспитатель.

 

О. И. Соловьева, определяя  основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что  «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности  детской речи.»

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к  формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения  является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым  дыханием, правильным произношением  всех звуков родного языка, четким произнесением  слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так  же как и логопед, кроме исправления  речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков  речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с  развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое зву-копроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель  должен решать следующие задачи:

Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

- звуковысотный слух;

- слуховое внимание;

- восприятие темпа и  ритма речи.

Формировать произносительную сторону речи:

- учить детей правильному  произношению всех звуков родного  языка;

- развивать артикуляционный  аппарат;

- работать над речевым  дыханием;

- вырабатывать умение  пользоваться голосом в соответствии  с условиями общения;

- вырабатывать четкое  и ясное произношение каждого  звука, а также слова и фразы  в целом, т. е. хорошую дикцию;

- формировать нормальный  темп речи, т. е. умение произносить  слова;

- фразы в умеренном  темпе, не убыстряя и не замедляя  речь, тем самым создавая возможность  слушающему отчетливо воспринимать ее.

Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного  языка.

Воспитывать интонационную  выразительность речи, т. е. умениеточно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

на занятиях, которые могут  проводиться как самостоятельные  занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному  языку;

различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному  языку;

отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические  движения);

дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой  форме и др.).

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

- дидактические игры («Чей  домик?»)

- подвижные или хороводные  игры с текстом («Лошадки»,  «Каравай»)

- дидактические рассказы  с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

- метод упражнений (заучивание  и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на  пушинки» и др.)

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные  приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

- образец правильного  произношения, выполнения задания,  который дает педагог;

- краткое или развернутое  объяснение демонстрируемых качеств  речи или движений речи двигательного  аппарата;

- утрированное (с подчеркнутой  дикцией) произношение или интонирование  звука (ударного слога, искажаемой  детьми части слова);

- образное называние звука  или звукосочетания (з-з-з - песенка  комара, туп-туп-туп - топает козленок);

- хоровые и индивидуальные  повторения;

- обоснование необходимости  выполнить задание педагога;

- индивидуальная мотивировка  задания;

- совместная речь ребенка  и воспитателя, а также отраженная  речь (незамедлительное повторение  ребенком речи-образца);

- оценка ответа или  действия и исправления;

- образная физкультурная  пауза;

- показ артикуляционных  движений, демонстрация игрушки  или картинки.

В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог  должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и  настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно  включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности  речи (интонация, темп и др.), связанные  с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность  детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Составные компоненты звуковой культуры — речевой слух и речевое  дыхание — являются предпосылкой и условием для возникновения  звучащей речи.

 Звуковая сторона языка  усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста  речевой аппарат ребенка сформирован  (он лишь незначительно отличается  от речевых органов взрослых), функционирует и фонематический  слух. В то же время в каждом  возрастном периоде у детей  имеются свои недостатки в  звуковой культуре речи, которые  рассматриваются в педагогике  как неразвитое умение воспроизведения  речи.

 У детей дошкольного  возраста отмечаются неправильное  произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка  или пропуск звуков и слогов  в слове. У некоторых детей  наблюдается быстрая, нечеткая  речь, при которой ребенок недостаточно  открывает рот, слабо артикулирует  звуки. 

Информация о работе Шпаргалка по "Развитию речи"