Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:47, шпаргалка
1.вопрос Цель и задачи развития речи детей
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность.
Наряду с существующими различиями исследователи отмечают определенную схожесть и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи. Прежде всего, их объединяет общая система языка. В процессе общения монологическая речь органично вплетается в диалогическую, а монологическая речь может приобретать диалогические свойства [2, 5, 10, 25]. Эту взаимосвязь двух форм речи важно учитывать в методике обучения детей связной речи.
Связная речь
может быть ситуативной и
Связные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения [2, с.257-260]:
по функции (назначению);
источнику высказывания;
ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок.
В зависимости от функции
(назначения) выделяют четыре типа монологов:
описание, повествование, рассуждение
и контаминацию (смешанные тексты).
В дошкольном возрасте наблюдаются
преимущественно
В зависимости
от источника высказывания
В зависимости от
ведущего психического
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил обнаружить, что связная речь включает в себя различные виды и формы речи. Каждая из них имеет свои особенности, которые предопределяют характер методики их формирования. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами связной речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.
3.вопрос Методика формирования словаря детей.
Словарная работа в
детском саду — это
Слово — основная
лексическая единица,
Процесс усвоения детьми
значений слов, их семантики был
изучен Л. С. Выготским,
Особенности развития
мышления во многом определяют
особенности детского словаря.
Наглядно-действенное и
Языкознание и психология
раскрывают такой важный
Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
В активный словарь
ребенка входит
Пассивный словарь
— это слова, которые
Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.
Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:
1) работа над словом
проводится при ознакомлении
детей с окружающим миром на
основе активной
2) формирование словаря
происходит одновременно с
3) все задачи словарной
работы решаются в единстве
и в определенной
4.Воспитание звуковой
культуры речи дошкольников. Культура
речи - это умение правильно, т.
е. в соответствии с
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.»
Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.
В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое зву-копроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:
Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
- звуковысотный слух;
- слуховое внимание;
- восприятие темпа и ритма речи.
Формировать произносительную сторону речи:
- учить детей правильному
произношению всех звуков
- развивать артикуляционный аппарат;
- работать над речевым дыханием;
- вырабатывать умение
пользоваться голосом в
- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;
- формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;
- фразы в умеренном
темпе, не убыстряя и не
Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умениеточно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:
на занятиях, которые могут
проводиться как
различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;
отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).
Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:
- дидактические игры («Чей домик?»)
- подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)
- дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)
- метод упражнений (заучивание
и повторение знакомых
Пользуясь указанными методами,
воспитатель применяет
- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;
- краткое или развернутое
объяснение демонстрируемых
- утрированное (с подчеркнутой
дикцией) произношение или
- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок);
- хоровые и индивидуальные повторения;
- обоснование необходимости выполнить задание педагога;
- индивидуальная мотивировка задания;
- совместная речь ребенка
и воспитателя, а также
- оценка ответа или действия и исправления;
- образная физкультурная пауза;
- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).
Составные компоненты звуковой культуры — речевой слух и речевое дыхание — являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Звуковая сторона языка
усваивается ребенком
У детей дошкольного
возраста отмечаются