Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа
Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.
ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________
( 44; 42 ) ), разумно принять положение: риторики не существует без
речевой культуры, но они не равноценны по отношению друг к другу.
Колыбелью риторики была софистика, стремящаяся убедить кого угодно в
чём угодно. А в средневековой культуре риторикой было отсутствие
украшений на фоне всеобщего увлечения ею, т. е. речь лаконичная,
точная, подчёркивающая нормативную кодифицированность.
Античная риторика занималась организацией судебного, политического и
эпидейктического ( оценочного ) красноречия. Риторика средних веков
входила в тривиум наук, включавший
грамматику, риторику и диалектику. ПЛАТОН, подчеркивая
необходимость высокой этики оратора, замечает: « Искусство
красноречия не есть ли вообще умение увлекать души словами, не
только в судах и других общественных местах, но и в частном быту?
« ( 51; 182 ) АРИСТОТЕЛЬ, также неустанно выделяя
нравственную основу риторики, говорит: « Определим риторику как
способность находить возможные способы убеждения относительно каждого
данного предмета « ( 3; 19 ) Значит, не собственно убеждение в
чем – либо, а поиск способов убеждения составит компетенцию риторики,
приучающей человека прежде всего к речевому мышлению в психологически
воздействующих и эстетически организованных формах.
Человека встречают и провожают по речи. Сократ был и уродливым, и
даже злым, но его уважали сильные и власть имущие. Иван Грозный
остался в памяти россиян великим правителем потому, что являл везде,
в том числе на площади перед народом, образцы убеждающего монолога.
Риторика как наука и учебная дисциплина существует тысячи лет.
Общеизвестно, что уже в Древней Греции в школах, наряду с чтением,
письмом и физическими упражнениями, обучали риторике.
РИТОРИКА ( от греческого « ритор « - оратор ) - одна из
самых древних наук на земле. Ей примерно 25000 лет, если принять за
точку отсчета V – IV в.в. до н. э. - период расцвета риторики в
Древней Греции.
Древние верили в силу слова. Кроме того, слово было социально значимо:
не случайно « сама риторика. зарождается в недрах различных
цивилизаций « ( 8; 20 )
Риторика возникла как наука об искусной, умелой, ясной речи - устной
прежде всего. ЦИЦЕРОН писал: « .сами правила явились как свод
наблюдений за приёмами, которыми красноречивые люди ранее пользовались
бессознательно. Но красноречие, стало быть, возникло из науки, а
наука из красноречия « ( 2; 31 ) Из этого высказывания ясно не
только, как возникла риторика, но и то, что древние осознавали ее
дидактический, обучающий, практический характер.
В античные времена ораторскому искусству обучали прежде всего как
умению убеждать словом, объяснять свою точку зрения, опровергать
ложную. В разные времена в риторику вкладывали разное содержание.
Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство
любого вида речи, и как наука и искусство устной речи. В
современных науках риторика рассматривается как комплекс дисциплин,
включающий в себя логический, лингвистический, психологический,
физиологический, художественный и др. аспекты языкового общения.
У этой науки есть и другие названия: « ораторское искусство «, «
красноречие «, « мастерство устного публичного выступления «, « элоквенция
«. Они не совпадают полностью - есть тонкие различия, о которых в
своей работе я упоминать не буду.
Главным понятием риторики является оратор ( от латинского
ORARE - говорить ) - человек, произносящий публичную речь. Люди, к
которым обращены его слова - аудитория ( от латинского
AUDIRE - слышать ) ( 44; 7 ) . Оратор и аудитория взаимодействуют
друг с другом в процессе устного публичного выступления, где
ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов:
говорящего и слушающих.
Слагаемыми мастерства оратора, по мнению М. А. МИХАЙЛИЧЕНКО ( 44; 15
), являются:
- логическая культура,
- языковая культура
- психолого – педагогическая культура,
- культура общения,
- техника речи.
Формирование этих качеств и составляет ПРЕДМЕТ риторики как
учебной дисциплины, поскольку, по словам ДЕМОКРИТА, « ни
искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться
« ( 47; 52 ).
РИТОРИКА в настоящее время - это филологическая наука, изучающая
способы построения художественно выразительной, направленной и
определённым образом воздействующей речи. Формы существования
риторических структур - сверхфразовые единства: текст, сложное
синтаксическое целое, диалогическое единство, организующее фразы в
общее смысловое, коммуникативное и структурное целое ( 45; 10 ).
В средние века риторика вошла в число изучаемых предметов в
университеты и школы многих стран, в том числе и в России.
Знаменательно появление в России в XVII – XIX в.в. большого
количества учебников по риторике ( красноречию, сладкоречию,
витийству, теории словесности и т.д. ). В библиографии учебных книг
по риторике около 150 наименований. При этом первая из них -
митрополита Макария, датирована 1617 – 1619 гг., последняя - 1923 г.
Д. Н. Овсянико-Куликовского.
Первым учебником риторики на русском языке было « Краткое
руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия « ( 1743 г.
) М. В. ЛОМОНОСОВА. До этого времени риторика писалась и
выходила в России на латыни и церковно – славянском языке. В этом
труде говорится, что « риторика есть наука о всякой предложенной
материи красно говорить и писать.» ( 47; 71 – 72 ). Данное
определение риторики отражает сложившийся к тому времени взгляд на
риторику как на науку, которая учит искусному - не только устному,
но и письменному общению.
Все последующие российские риторики писались на основе риторики
Ломоносова ( И. С. Рижский, Н. Ф. Кошанский, А. С.
Никольский, Е. Кари и др. ). Небезынтересно отметить, что
в 1877 году вышла « Детская риторика, или Благоразумный вития к
пользе и употреблению юношества сочинённый «. В названии книги
точно отражён её адресат: дети, юношество. Адресатно – ориентированные
учебники риторики получили широкое распространение в России: для
дворян ( Феоктист Мочильский ), в пользу молодых девиц (
К. Глинка ), для учащихся в российских духовных училищах
( А. Никольский ), военное красноречие ( Я. В. Толмачёв
) и др.
Известно, что к середине XIX в. в России, как и во многих других
европейских странах, риторика подверглась резкой критике за
схоластику, схематизм, рецептурность. Она вытеснялась другими
предметами - вначале теорией словесности ( где предметом изучения
становятся главным образом художественная речь, тропы ), а затем (
конец XIX – начало XX вв. ) культурой речи ( где главным предметом
внимания становятся нормы литературного языка ). В школе занимаются
развитием связной речи у детей, где основное внимание уделяется
обучению с помощью изложений и сочинений, умению создавать устные и
письменные тексты. При этом в школах России развитию коммуникативных
умений всегда уделялось известное внимание, хотя далеко не во всех
случаях эта работа обозначалась как риторическая.
Возрождение риторики началось в середине ХХ века. Риторика настоящего
времени преодолела рамки, изначально очерченные её создателями: речь,
ею организованная, существует как в устной, так и в письменной
форме; она все более вторгается в область, прежде считавшуюся
исключительной компетенций поэтики.
Разрабатываются критерии невербальной ( несловесной ) риторики -
характеристики взаимодействия и воздействия мимики, жеста, голосовых
модуляций, цвета. Современная риторика непредставима вне лингвистики
текста, герменевтики ( науки о восприятии ), семиотики ( науки о
способах означивания и характерах знаков ), психологии, физиологии, а
также дидактики.
Сейчас в активе риторики труды БАРТА и в целом неориторической
группы « Мю «, опубликованные на русском языке в
сборнике « Общая риторика « ( 1986 ), работы ЛОТМАНА, Б.
А. УСПЕНСКОГО, в известной мере продолженные коммуникативно –
лингвистические исследования БАХТИНА. В 1958 г. вышел сборник
статей и фрагментов « Об ораторском искусстве «, 1967 г. -
сборник « Мастерство устной речи «, в 1978 г. появилось
издание « Античные риторики «, включившие работы
АРИСТОТЕЛЯ, ДЕМЕТРИЯ, ДИОНИСИЯ ГАЛИКАРНАССКОГО и др. В
настоящее время объем литературы по проблемам риторики исключительно
велик; полные библиографические справочники содержатся в номерах
журнала « Риторика «, издаваемом с 1995 года ( 45; 12 ).
Появилось и большое количество учебных пособий, но это уже тема
нашей следующей главы.
ГЛАВА 2.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО РИТОРИКЕ.