Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа
Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.
ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________
Как и указано самим автором, этот курс можно ввести лишь в
специализированных учебных заведениях: гимназиях, лицеях, школах с
гуманитарным профилем ), т. к. для других он будет сложен. И в
этом мы видим большой " - " составителя, потому, что уметь убеждающе
говорить и просто уверенно выражать свои мысли должны все.
Н. Н. КОХТЕВ. РИТОРИКА.
" Риторика " Кохтева, как и " Риторика " Михайличенко, направлена на
развитие ораторского мастерства учащихся, при чём учащихся
специализированных школ, гимназий и лицеев. Но это более обстоятельное
пособие, чем предыдущее. Теория здесь достаточно основательно
подкреплена примерами - блестящими образцами красноречия. Опорные схемы
- не новый, но очень помогающий приём. Обилие разнообразных
упражнений - тоже " + " пособию.
Язык " Риторики " Кохтева будет понятен учащимся, а возможная
разбивка преподавателем одной главы на уроки по количеству вопросов
в ней поможет лучше разобраться в материале.
Учебник удобен тем, что позволяет изучать ораторское искусство и
самостоятельно. На это же рассчитаны и возможные ответы на вопросы
в конце пособия.
Обилие разнообразных вопросов и заданий направлено на формирование у
учащихся навыков анализа и самоанализа.
" Минус " - узконаправленность понимания риторики и круга учебных
заведений, где она может преподаваться.
А. А. МУРАШОВ. ОСНОВЫ ПЕДАОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ.
Это учебное пособие полностью оправдывает своё предназначение -
помощь в коммуникативной лингвистике и риторике учителям и студентам
вузов ( готовящимся в учителя ). Все задания, весь материал
посвящён лишь указанной выше цели.
Пособие очень ценно, тем более, что педагог - риторик может
воспользоваться им как дополнительным ( в некоторых темах ), и для
работы в школе, т. к. в нём немного раскрыты и такие важные темы,
как диалог и речевой этикет. ( В предыдущих
учебниках этого не было .)
Пособие может стать настольной книгой молодого учителя любого
предмета ( к чему и стремился автор книги ).
Один из " минусов " пособия - недостаток примеров и средств
наглядности.
Т. А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ. " ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА ". V КЛАСС.
Учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ, на наш взгляд, на сегодняшний день
является самым лучшим из всех имеющихся. Он разнопланов и
разнонаправлен. Задумка авторов - серия учебников с I – по XI класс
- позволяет
вырастить грамотное
себя, избавленное от косноязычия и слов – паразитов.
Учебник Ладыженской лёгок в усвоении. Учащиеся посредством обилия
разноплановых заданий учатся размышлять, анализировать, делать выводы,
и самое главное - они учатся говорить.
Курс Ладыженской призван воспитать в учащихся раскованность и
лёгкость в общении, научить умению говорить не только убедительно (
что тоже немаловажно ), но и просто говорить красиво.
Компьютерные игры, входящие в курс Риторики, как показывает опыт,
очень нравятся учащимся. Не только те, которые умеют обращаться с
компьютером, но и те, которые в первый раз пришли в компьютерный
класс, быстро и легко включаются в работу, выполняют её с
интересом.
Экспериментальная проверка использования компьютерных программ на
уроках риторики показала их преимущества: усиливается интерес к
предмету, облегчается запоминание этикетных формул, формируется
устойчивый навык, т. к. ребёнок может многократно повторить работу с
программой.
И в завершении хотим отметить, что учебник Ладыженской приятнее
остальных уже и в оформлении. Такую красочную книгу с обилием
иллюстраций приятно взять в руки даже взрослому. Этот учебник
заинтересует учащихся быстрее, чем все остальные, выше отмеченные, а
это тоже немаловажно.
Чтобы картина пригодности этих учебных пособий была окончательно
ясна, мы ниже приведём график некоторых характеристик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Анализ содержания учебников позволил нам предположить, что наиболее
перспективным для использования в средней школе будет являться учебник
Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ, поскольку он представляет собой СИСТЕМУ
теоретических и практических материалов, направленных на формирование
риторических умений и навыков. Использование его в школьном
обучении позволит сформировать коммуникативную компетенцию
говорящего. Данное предположение осознаётся нами как гипотеза
исследования.
ГЛАВА 3.
МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Сделанный анализ учебников позволил нам предположить, что наиболее
эффективным для развития красноречия и вообще риторических умений и
навыков учащихся будет учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ. А чтобы эту гипотезу
проверить нами был проведён обучающий эксперимент в гимназии № 2
города Великий Новгород. Эксперимент проводился в течении 3 – х лет
среди учащихся 5 – ых - 8 – ых классов в соавторстве с действующими
учителями АВТОНОМОВОЙ СВЕТЛАНОЙ ИВАНОВНОЙ и МАТВЕЕВОЙ ЛЮДМИЛОЙ
НИКОЛАЕВНОЙ.
Начинать работу по формированию высокого уровня речевой культуры у
школьников надо с самых первых шагов обучения, включая в процесс
обучения те элементы, которые, на наш взгляд, доступны
соответствующему возрасту.
Одним из важнейших аспектов работы учителя – словесника является
воспитание культуры речи учащихся, в том числе и обучение вежливой
речи.
Люди небезразличны к тому, как и кто их приветствует, благодарит за
услугу или отказывает в помощи. А если человеческие отношения
нарушаются, например с нами перестают здороваться близкие нам люди,
то мы испытываем настоящее потрясение.
Приведённому ниже эксперименту мы подвергли учащихся 6 – го
негуманитарного класса, где никогда ранее риторика не преподавалась.
Нами были проведены 5 уроков, последний из которых проводился в
форме урока – игры. Как было уже упомянуто выше, немаловажное место в
развитии учащихся имеет речевая культура, поэтому разработанные и
опробованные нами на практике уроки касались области РЕЧЕВОГО
ЭТИКЕТА.
Пятиурочный курс речевого этикета.
Урок первый. ЭТИКЕТ.
Каждый из нас пользуется такими прекрасными “ волшебными “ словами
русской речи, как “ здравствуйте “, “ спасибо “, “ извините “,
“ пожалуйста “ и др. Но в чём их волшебная сила? Почему они
так необходимы? И только ли “ волшебные “ слова позволяют людям
правильно выражать отношение друг к другу, делают общение вежливым,
доброжелательным? Обо всём этом мы поговорим сегодня на уроке.
( Запись на доске: ЭТИКЕТ - от французского
etiquette - это установленный порядок поведения, форм обхождения.
)
В наш словарный запас входит новое слово, постарайтесь его
запомнить, как оно пишется, что обозначает. Повторим вслух его по
слогам.
То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого
из нас ежедневно и многократно. Пожалуй, это самые употребительные
слова и выражения: мы по - многу раз в день обращаемся к кому – то,
приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с
людьми, кого – то благодарим, перед кем – то извиняемся, кого – то
поздравляем, кому – то желаем удачи, кому – то соболезнуем; мы
советуем, просим, предлагаем и приглашаем. Т. о., речевой этикет
представляет собой совокупность словесных ( только ли? ) форм