Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа
Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.
ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________
общаться в пределах, обозначенных в блоке « Речевые жанры «
(оценивается умение ориентироваться в ситуации, учитывать адресата,
аудиторию; формировать своё коммуникативное намерение ).
Курс школьной риторики должен вызвать у учеников размышление о том,
что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно в
современном мире владеть словом, о том, какое это бесценное
богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности
общения, составят основу для формирования у выпускников школы
взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в
программу впервые включён такой компонент, как риторические идеи.
Выбор риторических идей учитель должен корректировать и дополнять в
соответствии с особенностями детского коллектива и своими личными
воззрениями.
Таким образом, в разработанную программу включены:
- риторические умения и навыки;
- инструментальные знания;
- риторические понятия;
- риторические идеи.
При этом структура программы для каждого класса выглядит так:
вначале формулируются идеи, затем основные умения, которые должны
быть сформулированы к концу обучения в данном классе;
затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и
инструментальных знаний.
Методы и приёмы преподавания.
Курс риторики в школе - предмет сугубо практический.
Если мы действительно хотим научить эффективному общению, то на уроках
риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. При
этом большая часть времени уделяется риторическому анализу устных и
письменных текстов; риторическим задачам; риторическим играм.
Риторический анализ предполагает обсуждение по крайней мере трёх
вопросов:
1. Что сказал говорящий ( ритор );
2. Что он хотел сказать;
3. Что сказал ненамеренно.
Риторические задачи основываются на описаниях всех
значимых компонентов речевой ситуации:
- кто говорит - пишет ( адресант );
- кому ( адресат );
- для чего - зачем ( задача высказывания );
- что - о чём ( содержание высказывания );
- как ( в устной или письменной форме, в каком
стиле и т. д.);
- где ( место, где происходит общение, расстояние
между общающимися, если это важно );
- когда, как долго ( время, когда происходит общение,
- сейчас, в прошлом; время, отведённое а общение, если это важно.
Учащимся предлагают войти в описанные обстоятельства и в речевую роль.
Риторические игры в отличие от риторических задач содержат
соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (
какая команда ) веселее, забавнее, смешнее. В отличие от словесных
речевых игр риторические игры строятся на материале программы о
риторике и служат решению задач этого учебного предмета. Поэтому так
важно при их организации и определении победителя осуществлять
риторический подход: чётко описывать ситуацию, точно обозначать
критерии оценки победителей.
Для проведения риторических игр может выбираться ( назначаться ) жюри.
При определении победителя могут использоваться карточки разных цветов,
хлопки ( « Кому больше похлопаем? « ) и т. п.
Вопросы организации.
Урок. Начиная курс риторики с первого года обучения в
школе, составители учитывали благоприятный для развития дара слова
возраст, когда дети легко впитывают образцы речи, когда они
эмоциональны, любят играть и легко входят в различные речевые роли.
Но чтобы уроки состоялись, учитель должен создать в классе
доброжелательную обстановку, где дети чувствовали бы себя свободно,
раскованно, спокойно. Учителю на этих уроках надо превратиться в
ритора, то есть в человека, владеющего словом.
Урок риторики имеет свою организационную специфику. Кроме
запланированного программного материала в него включаются сквозные,
необязательные на каждом уроке:
- речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики:
упражнения типа « Произнесём шёпотом, но отчётливо.», « Задуем
свечу « ( для развития дыхания ); « Пусть сейчас прожужжит
жук, комар «, « Вспомним грустные стихи. Кто начнёт? « и т. д,;
- ортологические разминки: упражнения на усвоение
произносительных, словообразовательных и т. п. Норм литературного языка;
- импровизационные задачи, т. е. Неподготовленные
диалоги и монологи, развивающие спонтанную ( неподготовленную ) речь.
Эти сквозные виды работ, по мнению составителей ( 30; 40 ),
обеспечивают формирование определённых умений и навыков и в то же
время позволяют переключить учащихся с одного вида деятельности на
другой, снимают усталость. Поэтому эти виды работ проводятся живо,
легко, на интересных примерах, с использованием различных
мнемонических приёмов, стихотворений, песенок и музыкального
сопровождения.
Уроки риторики требуют особого оснащения, чтобы было легче вводить
детей в предлагаемые обстоятельства. Но и в обычном классе можно
сделать многое: посадить учащихся так, чтобы они могли видеть друг
друга. Безусловно, в классе должен быть магнитофон для записи
высказываний детей и создания собственной фонотеки к предмету. И,
конечно, очень результативно было бы использовать видеомагнитофон -
ведь с его помощью можно увидеть и услышать, как происходит
общение, тщательно проанализировать все промахи общающихся и
самостоятельно сделать выводы.
Учебный комплект. В идеале учебный комплект по
риторике должен включать:
1. Учебник для учащихся;
1.
Хрестоматию для
школьникам;
2. Сборник риторических задач;
3. Сценарий и сборник риторических задач для компьютера;
4. Магнитофонные записи живой речи;
5. Фонограммы, транспоранты или графопроекты;
6. Видеоматериалы и др. средства общения;
7. Книгу для учителя ( методические рекомендации ).
Важное место в этом комплекте должны занимать видеоматериалы, т. к.
учить деятельности на показе этой деятельности, её анализе весьма
результативно.
В настоящее время выпущены и удачно применяются на практике учебники
« Школьная риторика « с I по VII класс.
Учебное время. На изучение риторики, как показывает
школьная практика, отводится в I – XI классах от одного до
трёх часов в неделю - в зависимости от типа школ, уровня подготовки
учеников и ориентации школы. Усвоение риторики предполагает, что на
этих уроках не бывает молчащих, поэтому в группе должно быть не
более 12 – 13 учеников. Это важное условие обучения речи, общению.
И последнее: начатая в начальных классах работа должна иметь
естественное продолжение в старших классах. Основы этой программы
разработаны, что делает возможным представить этот предмет в
целостной форме.
2.4.1. Т. А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ. « ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА « ДЛЯ V КЛАССА.
Учебник создан в том же концептуальном лингвистическом ключе, что и
весь курс под редакцией Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ.
В соответствии с программой здесь также выделяются две части: «
Общение «, « Речевые жанры «, но естественно, что в учебнике,
заключающем курс риторики в начальной школе, необходимо выделить ещё
одну часть - « Обобщаем изученное ( в I – IV классах )».
В этом разделе внимание четвероклассников привлекается « Ориентация
в ситуации «, « Главные признаки текста «, « Тексты и жанры «, «
Этикетный репертуар « к таким обобщённым темам, как и др.
Начинается учебник с главы « Проверь себя «, цель которой
вспомнить изученное: о том, что изучает риторика, что такое общение,
речевая ситуация, её компоненты. В главах « Особенности говорения
«, « Какой я слушатель «, « Я читатель « дети не только повторяют
виды речевой деятельности, но и узнают, что представляют собой
различные паузы в устной речи, как важно собирать свою домашнюю
библиотеку, как можно оценить себя как слушателя и как читателя, и
т. д. В V классе продолжается работа над речевыми жанрами. В главе
« Знаки вокруг нас « учащиеся знакомятся с опорными
конспектами ( первое знакомство! ), занимаются описанием (
растений ), невыдуманными и выдуманными рассказами ( глава «
Скажи мне почему « ). Здесь новым является понятие о типах
аргументов и фактах, о вступлении и заключении в выступлении и
рассуждении. Также совершенно новым является понятие о газетных жанрах
- хронике, информационной заметке, подписи под фотографией. Линия
речевого этикета продолжается, но вводятся новые по смыслу этикетные