Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа
Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.
ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________
учтивости, вежливости, т. е. То, без чего нам с вами просто нельзя
обойтись, в каком бы уголке земли мы не находились.
Назовите мне разные вежливые слова, какими вы пользуетесь.
Теперь попробуйте с разной интонацией произнести следующие слова и
фразы:
“ Здравствуй “
“ С Днём Рождения ! “
“ Рад тебя видеть “
“ До свидания “
А теперь скажите, важно знать только то, что нужно
сказать? Правильно, ещё нужно подобрать и правильную интонацию.
А мимика, движения, - они важны? Попробуйте с помощью мимики и
движений поздороваться так, чтобы:
1. обидеть человека;
2. выказать своё уважение к его возрасту;
3. показать, что ты соскучился;
4. выказать пренебрежение;
5. показать своё расположение.
Молодцы! Правильно. Всё, что вы только что продемонстрировали,
доказывает, что речевой этикет тесно связан с неречевыми
особенностями поведения. Так, приветствуя друг друга, мы не только
говорим “ Здравствуй “, но и обмениваемся рукопожатиями.
Продемонстрируйте. А какие ещё жесты мы используем? Молодцы!
Правильно, машем рукой. А как приветствуют друг друга военные?
Правильно, они отдают честь.
Все действия людей, выполняемые при произнесении слов, необходимых по
этикету ( и, естественно, интонация ), значимы, они в себе несут
информацию, выражают отношение к тем людям, кому они адресованы.
Так, кивок свидетельствует о желании остаться знакомыми; поднявшись
навстречу девочке, мальчик выражает уважение к ней; похлопывание по
плечу - знак фамильярного отношения.
Вновь, обращаясь к вашим примерам, можно заметить, что одни и те
же слова могут звучать вежливо, доброжелательно, ласково или
подчёркнуто сухо, дерзко, высокомерно - в зависимости от их общей
звуковой окраски.
Попробуйте ещё раз сказать слово “ Здравствуй “ с оттенком:
- равнодушия;
- радости;
- злости;
- ехидства;
- уважения.
С какой интонацией приятнее здороваться и как бы вам хотелось,
чтобы поздоровались с вами? Конечно, с интонацией радости и
уважения.
Итак, сегодня мы познакомились с понятием этикета, узнали о разных
сторонах его проявления. Мы убедились, что этикет - это не только
правила говорения, но и правила поведения в повседневной жизни. Вы
хорошо поработали, молодцы, у вас были очень хорошие примеры.
Особенно хорошо говорили у нас сегодня ..., можно отметить ещё и
....
Урок второй. ВЫ СКАЗАЛИ “ ЗДРАВСТВУЙТЕ “.
Здравствуйте, мои юные знатоки этикета! А вы знаете, что означает
моё приветствие? Правильно, говоря “ здравствуйте “ при встрече с
кем – либо, люди отмечают самое простое и самое частое событие в
своей жизни - встречу с другим человеком. В этом ( или схожем с
этим ) слове ( или в поклоне, означающем то же самое ) заключено
очень большое и важное содержание: “ Я тебя вижу, человек. Ты мне
приятен. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья,
счастья.”
Скажите друг другу слово приветствия.
Но вы знаете, что форма приветствия, употреблённая мною, не
единственная. Какие ещё слова приветствия вы знаете? Молодцы!
- Привет!
- Чао!
- Как дела!
- Рад видеть!
- Сколько лет, сколько зим!
- Добрый день ( утро, вечер )!
- Здорово!
- И др.
( Можно провести это в форме соревнования по рядам - кто больше
назовёт ).
Видите, как много слов приветствия мы знаем. Но ведь не все они
означают одно и то же и не все можно применить в одной ситуации.
Давайте попробуем поделить названные нами приветствия на те, которые
можно сказать:
- знакомому;
- незнакомому;
- ровеснику;
- человеку старшего возраста;
- в зависимости от времени суток;
- близкому другу
- и др.
Заметили разницу? Молодцы! Но, как мы с вами выяснили на предыдущем
уроке, составляющей частью этикета являются и жесты, и мимика.
Так, здороваясь с другом, можно похлопать его по плечу, ударить
ладонью об ладонь или махнуть рукой. Здороваясь с просто знакомым
человеком, можно кивнуть головой. При деловой встрече здороваются,
пожимая друг другу руки ( так же делают и мальчики, здороваясь
друг с другом ). Здороваясь с коронованной особой, девочки припадают
в книксене - приседают ( Запишите это слово себе в тетрадь
).
Продемонстрируйте по парам различные ситуации приветствия на ваш выбор.
( В это время класс внимательно наблюдает и делает замечания или
хвалит выступающих, подчёркивая, что именно у них хорошо получилось.
)
Молодцы! Сегодня на уроке мы научились здороваться с разными людьми
в разных ситуациях. Вы все хорошие актёры, а особенно ..Много
говорил сегодня.. И ...
Урок третий. БУДЕМ ЗНАКОМЫ.
У каждого из вас, бесспорно, много друзей и знакомых. И вы,
вероятно, помните момент, когда и как вы с ними познакомились:
ребята во дворе, в классе, новые учителя, знакомые друзей, родителей
и т. д.
Расскажите об одном из ваших знакомств. Сложно ли это было для вас?
Только что приведённые вами примеры показывают, что уже инстинктивно
( хотя и не всегда ) вы говорили именно то, что нужно. Но как
часто приходилось ошибаться.
По правилам этикета взрослый человек ( если он один ) сам
представляет себя ( как учитель ). Давайте разыграем эту ситуацию.
Если в классе новый ученик, то его представляют после огласки списка
учащихся.
В ситуации, где один человек знаком со всеми присутствующими, а все
остальные - только с ним, то сперва представляют младшего старшему.
Потом наоборот. Первенство старших перед младшими и женщин (
девочек ) перед мужчинами принято у очень многих народов.
В компании ровесников как поступают, знаете? Да, сперва знакомят с
новеньким, а только потом всех представляют ему.
Давайте проинсценируем эти ситуации, включив сюда и разные формы
приветствия. Но в начале давайте спишем с доски принятые в этикете
формы знакомства:
- РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ.
- ПОЗВОЛЬ( ТЕ ) ПРЕДСТАВИТЬ ТЕБЕ( ВАМ ).
- ЗНАКОМЬСЯ( ТЕСЬ ).
- ПОЗНАКОМЬСЯ( ТЕСЬ ), ПОЖАЛУЙСТА.
- ВЫ НЕ ЗНАКОМЫ? ЭТО.
- ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ.
- БУДЕМ ЗНАКОМЫ.
- МОЖНО С ТОБОЙ( ВАМИ ) ПОЗНАКОМИТЬСЯ ? МЕНЯ ЗОВУТ.
На сегодняшнем занятии мы усвоили правила и способы знакомства с
различными категориями людей, вспомнили как и с кем мы когда – то
знакомились, разыграли много интересных сценок. Особенно мы с вами
отметили. и ... Мне очень понравились высказывания.... Молодцы!
Д/з: подумайте, в каких случаях при знакомстве называют имя,
отчество и фамилию человека; имя и отчество; только имя; только
фамилию? В каких ситуациях сообщают краткие сведения о человеке,
которого представляют? Если вы не сможете придумать сами, то
поинтересуйтесь у родителей.
Урок четвёртый. НЕ БУДЕТ ЛИ ДОСТОПОЧТИМЫЙ ДЖИН ТАК ЛЮБЕЗЕН.
Здравствуйте, ребята! Извините, что отвлекаю вас от урока, но
мне бы очень хотелось, с вашего позволения, ещё раз извините
, вас поотвлекать.
Какую странную фразу я вам сейчас произнесла, да? Какими словами
сейчас изобиловала моя речь? ( простительными и извинительными ) Но
нет ли тут перебора с извинительными словами? Да, их слишком много,
но я их включила в свою речь умышленно, так как они являются
темой нашего сегодняшнего занятия.
Умеем ли мы извиняться, не обидев людей? Умеем ли мы прерывать
друг друга и делать это тонко и аккуратно? Давайте попробуем
сегодня научиться делать это правильно, ведь бывают моменты, когда
просто необходимо вмешаться в разговор. Например, когда мама
разговаривает с подругой, а в это время ей звонят по телефону. Что
нужно сказать, чтобы твоё вмешательство в разговор не выглядело
некорректным? Правильно, сперва нужно извиниться, а потом маму
позвать к телефону.
Другая ситуация. Вы опоздали на урок. Как нужно себя повести? Молодцы!
Давайте спишем с доски следующие этикетные фразы:
будьте
любезны
пожалуйста
с
вашего позволения