Эффективность школьной риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по риторике.docx

— 122.18 Кб (Скачать файл)

практического  характера,  типа:

·                    Проанализировать  язык  теле-   и

радиопрограмм  в  течение  1 – 2 -ух   дней.  Какие ошибки  заметили?

Привести  1 – 2  примера  неточного  словоупотребления,  нарушения  норм

ударения,  избитых  выражений.

·                    Составить  2 – минутную  речь  о

необходимости  борьбы  за  чистоту  и  культуру  речи   ( Этот  вопрос

предназначен  для одновременной проверки  и степени усвоенности  лекции.

).

                    РАЗДЕЛ  V.  ОРАТОР  И   АУДИТОРИЯ.                   

В  разделе  автор  приступает  уже  к  непосредственной  работе  с

аудиторией.  Он  подчёркивает  связь  риторики  с  психологией,  этикой  и

педагогикой.

Опорная  Схема  раздела  -  Схема  10.  Взаимодействие

оратора  и  аудитории  в  процессе  речевого  общения   (  Особенно

подчёркивается  роль  психологии. ).  Большое место в выступлении автор

отводит  импровизации.  Преимущество  отдаётся  речевым  выступлениям.

Составитель  приводит  примеры  композиционных  средств  активизации

внимания  и  интереса  аудитории   (  речевые  и  методические ).

     Схема  11.  Каналы  воздействия  оратора   на  аудиторию.  

Заостряется  внимание  и  на  учёте  особенностей  аудитории.

     Схема  12.  Критерии  оценки  аудитории.

Здесь  приведены  основные  критерии,  на  основании  которых  оратор  даёт

предварительную  оценку  составу  слушателей.

     Схема  13 .  Признаки  аудитории.

     Схема14.  Мотивы  слушания.

       Схема  15.  Типы  слушателей.

Уделяется  внимание  и  кинемике   ( науке  о  жестикуляции ),

подчёркивается  роль  жестов  и  их  искренности.

После  вопросов  на  понимание  материала  дан  список  книг  для  прочтения,

где  содержится  ответ  на  последний  вопрос  раздела:  « Как  преодолеть

волнение  перед  началом  публичной  речи».

                       РАЗДЕЛ  VI.  ТЕХНИКА  РЕЧИ.                      

Раздел  не  содержит  вопросов.  Он  несколько  физиологичен,  но  не  менее

познавателен,  чем предыдущие.  В нём автор говорит о строении

речевого  аппарата.  Подробно  даны  характеристики  голоса:  тембр,  высота

звучания,  темп,  чёткость  дикции.  Оратор  должен  уметь  владеть  своим

голосом.

Приведённый  ниже  ряд  упражнений  помогает  преодолеть  многочисленные

комплексы  учащихся  и  улучшить  их  технику  говорения  на  публике.

                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ.                              

Заключение  состоит  из  16  советов  и  ряда  рекомендаций  в  помощь

начинающему  оратору.  Они  очень  последовательно  вытекают  из  всего

материала  книги.

                               УПРАЖНЕНИЯ.                              

Это  15  упражнений,  комментарии  к  которым  даны  в  Разделе  VI.  Они:

развивают  полётность   голоса  и правильность  речевого  дыхания;

расширяют  диапазон  голоса;

направлены  на  умение  подбирать  нужный  темп  речи,  интонации;

предназначены  улучшить  артикуляцию, научить чёткому произношению

окончаний  слов;

направлены  на  самопроверку  в  нормативности  произношений.

     КРАТКИЙ   СЛОВАРЬ  ТРУДНЫХ  СЛОВ  составлен   объёмом  в  540  слов.

     СПИСОК  РЕКОМЕНДУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  составляют  43  книги  и  19  словарей.

                 2.2.         Н. Н.  КОХТЕВ.   РИТОРИКА.                

Пособие  для  учащихся  8 – 11  классов  учебных  заведений  с  углублённым

изучением  гуманитарных  предметов,  а  также  для  лицеев  и  гимназий.

Цель  автора  пособия  -  возрождение  риторики  в  школе.  Основное  внимание

здесь  уделено  самой  известной  области  риторики  -  ОРАТОРСКОМУ

ИСКУССТВУ,  мастерству   публичной  речи.  Помимо  теоретических

сведений  о  предмете,  в  пособии  содержатся  задания  на  анализ

фрагментов  выступлений  известных  ораторов,  в  качестве  примера

прилагаются  образцы  подробного  анализа,  а  так  же  даны  задания  на

внимание  и  понимание  публичных  речей  и  составление  собственных  по  их

образцу.  На  многие  задания  в  конце  пособия  можно  найти  ответ  -

                                проверить  себя.                               

Риторика  Кохтева  состоит  из  Х  глав,  каждая  из  которых

посвящена  отдельной проблеме  риторики.  Сперва  излагаются  теоретические

сведения,  затем  даются  практические  упражнения,  правильность  выполнения

которых  учащиеся  могут проверить самостоятельно.  Рядом с упражнениями,

содержащими  в пособии ответ,  помещён небольшой рисунок – символ,  его

же  можно найти и рядом с ответами.

Пособие  изобилует  фрагментами  речей  выдающихся  учёных,  писателей,

юристов,  политиков,  государственных  и  общественных  деятелей,

проповедников.  Эти  фрагменты  тоже  обозначены  особым  рисунком,  что

позволяет  их  легко  находить  в  тексте.

Дополнительное  чтение  изобилует  большим  количеством  рубрик,  к  числу

которых  относятся   следующие:

-          «  Из  «сравнительных  жизнеописаний  « ПЛУТАРХА 

« ( приводятся  выдержки,  посвящённые  ораторам:  ДЕМОСФЕНУ и

ЦИЦЕРОНУ  );

-          « Документы,  связанные  с   опубликованием  учебников

по   риторике  М. В. ЛОМОНОСОВА «;

-          « Пословицы,  посвящённые   речи «;

-          « Из  воспоминаний  о  публичных   выступлениях «.

Материал  для  дополнительного  чтения  выделен  специальными  линейками.

В  начале  каждой  главы  автор  обозначает  проблемы,  которые  учащиеся

должны  вскрыть  в  процессе  ознакомления  и  дальнейшего  обсуждения

материала.  Каждая  проблема  может  быть  выделена  в  тему  отдельного

урока     ( по  усмотрению  преподавателя ).

     ГЛАВА  I.  РИТОРИКА  В  ДРЕВНЕЙ   ГРЕЦИИ  И  В  ДРЕВНЕМ   ЕГИПТЕ.    

Автор  говорит  о  красноречии  и  обозначает  его  родину   ( ЭЛЛАДА ),

как  место,  где  появляются  первые  работы  по  теории  красноречия.

Учащихся  знакомят  с  наукой  СОФИСТИКОЙ.  Далее  стоит  ряд

философов     (  ПЛАТОН,  СОКРАТ,  АРИСТОТЕЛЬ,  ПЛУТАРХ,  ДЕМОСФЕН.

ЦИЦЕРОН,  КВИНТИЛИАН   ),  которые рассмотрены с точки зрения  их

видения  основы  ораторского  искусства  и  путей,  которыми  они  к  этому

пришли.  Немного  дано  биографии,  но  основной  акцент  -  взгляд  Великих

античной  эпохи  на  ораторское  искусство.  Даётся  перечень  их  трудов.

Глава  завершается  блестящим  резюме,  позволяющим  вспомнить  основные

моменты  главы.

             ГЛАВА  II.  РИТОРИКА  В  РОССИИ  XVII – XIX  ВВ.            

В  этой  главе  говорится  о  времени  создания  в  России  самых  ранних

риторик  и  об  их  авторах  -  н. XVII  в.  – метрополит  Новгородский  и

Великолуцкий  МАКАРИЙ;  о том,  как определял риторику  М. В.

ЛОМОНОСОВ  и  о  чём  шла  речь  в  его  труде  по  риторике.  Также  здесь

раскрывается  содержание  частной  и  общей  риторики.  Много  внимания

уделено  авторам  первых  риторик  и  изложению  их  содержания   ( И. С.

РИЖСКИЙ,  А. Ф. МЕРЗЛЯКОВ,  А. И. ГАЛИЧ,  Н. Ф. КОШАНСКИЙ,  М. М. СПЕРАНСКИЙ ).

Предложенный  в  конце  главы  практикум  заставляет  учащихся  думать  не

только  над  новым  материалом,  но  ещё  сравнивать  и  сопоставлять  его  с

недавно  пройденным.  Предложены  также  и  темы  для  самостоятельной

подготовки.

            ГЛАВА  III.  ОРАТОРСКАЯ  РЕЧЬ:  ЕЁ  РОДЫ  И  ВИДЫ.           

В  главе  говорится  о  различных  видах  красноречия:

-          академическое,

-          социально – политическое,

-          социально – бытовое,

-          духовное,

о  их  своеобразии,  возникновении и развитии.  Делается  попытка

рассмотреть  проблему  сосуществования  родов  речей.  Автор  описывает

особенности  судебной  речи.

В  конце  главы  даны  блестящие  образцы  ораторского  мастерства:  КОНИ,

Т. Н. ГРАНОВСКОГО,  В. О. КЛЮЧЕВСКОГО,  АНДРЕЕВСКОГО,  ЛОМОНОСОВА,

МЕТРОПОЛИТА  МОСКОВСКОГО  ДИОНИСИЯ.

  ГЛАВА  IV.  РЕЧЕВЫЕ  ОШИБКИ  ДЕЙСТВУЮТ   НА  СЛУШАТЕЛЕЙ  ОТРИЦАТЕЛЬНО. 

Глава  о  правильной  речи,  нормах  языка,  наиболее  часто  встречающихся

речевых  ошибках,  о  нарушении  норм  ударения  и  произношения   ( и  о

них  самих ).

Автор  стремится  убедить  учащихся  в  необходимости  работы  со  словарём.

Даны  практические  советы  по  избежанию  речевых и стилистических  ошибок.

Часть  главы  посвящена  и  нарушениям  норм  грамматики.  Ниже  в риторике

приведён  ряд  пословиц,  типа:  « Слово  не  стрела,  а  разит «,  « Не

говори  всего,  что  знаешь,  а  знай  всё,  что  говоришь «.

В  практикуме  даны  соответствующие  задания.   В  конце  главы  учащимся

предлагают  составить  схему  содержания  главы.

            ГЛАВА  V.  ЧТО  ЗНАЧИТ  ВЛАДЕТЬ   СВОИМ  ГЛАГОЛОМ?           

Автор  рассуждает  о  темпе  речи,  силе  и  высоте  голоса,  о  произношении

( его  ясности   и  чёткости ).  Немного внимания  уделено и дикции.  Ниже

предложен  обширный  практикум,  направленный  на  развитие  голоса,  манеры

говорения,  темпа,  упражнения  на  тренировку  дикции  и  чёткого

произношения  звуков.  Предложен  ряд  скороговорок,  поделенных  в

соответствии  с тем,  на  какие звуки идёт  акцент:

     ( б )  « ДОБЫЛ БОБОВ БОБЫЛЬ «;

       ( р )  « ДРОБЬЮ  ПО  ПЕРЕПЕЛАМ ДА  ПО  ТЕТЕРЕВАМ «;

     ( с )  « У ОСЫ НЕ  УСЫ,  НЕ  УСИЩА,  А УСИКИ «;

и  др.

Ещё  приведены  упражнения  на  выражение  чувств  при  помощи  голоса.  В

конце  главы содержатся  практические  советы  по  работе  над голосом.

Информация о работе Эффективность школьной риторики