Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа
Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.
ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________
практического характера, типа:
· Проанализировать язык теле- и
радиопрограмм в течение 1 – 2 -ух дней. Какие ошибки заметили?
Привести 1 – 2 примера неточного словоупотребления, нарушения норм
ударения, избитых выражений.
· Составить 2 – минутную речь о
необходимости борьбы за чистоту и культуру речи ( Этот вопрос
предназначен для одновременной проверки и степени усвоенности лекции.
).
РАЗДЕЛ V. ОРАТОР И АУДИТОРИЯ.
В разделе автор приступает уже к непосредственной работе с
аудиторией. Он подчёркивает связь риторики с психологией, этикой и
педагогикой.
Опорная Схема раздела - Схема 10. Взаимодействие
оратора и аудитории в процессе речевого общения ( Особенно
подчёркивается роль психологии. ). Большое место в выступлении автор
отводит импровизации. Преимущество отдаётся речевым выступлениям.
Составитель приводит примеры композиционных средств активизации
внимания и интереса аудитории ( речевые и методические ).
Схема 11. Каналы воздействия оратора на аудиторию.
Заостряется внимание и на учёте особенностей аудитории.
Схема 12. Критерии оценки аудитории.
Здесь приведены основные критерии, на основании которых оратор даёт
предварительную оценку составу слушателей.
Схема 13 . Признаки аудитории.
Схема14. Мотивы слушания.
Схема 15. Типы слушателей.
Уделяется внимание и кинемике ( науке о жестикуляции ),
подчёркивается роль жестов и их искренности.
После вопросов на понимание материала дан список книг для прочтения,
где содержится ответ на последний вопрос раздела: « Как преодолеть
волнение перед началом публичной речи».
РАЗДЕЛ VI. ТЕХНИКА РЕЧИ.
Раздел не содержит вопросов. Он несколько физиологичен, но не менее
познавателен, чем предыдущие. В нём автор говорит о строении
речевого аппарата. Подробно даны характеристики голоса: тембр, высота
звучания, темп, чёткость дикции. Оратор должен уметь владеть своим
голосом.
Приведённый ниже ряд упражнений помогает преодолеть многочисленные
комплексы учащихся и улучшить их технику говорения на публике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Заключение состоит из 16 советов и ряда рекомендаций в помощь
начинающему оратору. Они очень последовательно вытекают из всего
материала книги.
УПРАЖНЕНИЯ.
Это 15 упражнений, комментарии к которым даны в Разделе VI. Они:
развивают полётность голоса и правильность речевого дыхания;
расширяют диапазон голоса;
направлены на умение подбирать нужный темп речи, интонации;
предназначены улучшить артикуляцию, научить чёткому произношению
окончаний слов;
направлены на самопроверку в нормативности произношений.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ СЛОВ составлен объёмом в 540 слов.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ составляют 43 книги и 19 словарей.
2.2. Н. Н. КОХТЕВ. РИТОРИКА.
Пособие для учащихся 8 – 11 классов учебных заведений с углублённым
изучением гуманитарных предметов, а также для лицеев и гимназий.
Цель автора пособия - возрождение риторики в школе. Основное внимание
здесь уделено самой известной области риторики - ОРАТОРСКОМУ
ИСКУССТВУ, мастерству публичной речи. Помимо теоретических
сведений о предмете, в пособии содержатся задания на анализ
фрагментов выступлений известных ораторов, в качестве примера
прилагаются образцы подробного анализа, а так же даны задания на
внимание и понимание публичных речей и составление собственных по их
образцу. На многие задания в конце пособия можно найти ответ -
Риторика Кохтева состоит из Х глав, каждая из которых
посвящена отдельной проблеме риторики. Сперва излагаются теоретические
сведения, затем даются практические упражнения, правильность выполнения
которых учащиеся могут проверить самостоятельно. Рядом с упражнениями,
содержащими в пособии ответ, помещён небольшой рисунок – символ, его
же можно найти и рядом с ответами.
Пособие изобилует фрагментами речей выдающихся учёных, писателей,
юристов, политиков, государственных и общественных деятелей,
проповедников. Эти фрагменты тоже обозначены особым рисунком, что
позволяет их легко находить в тексте.
Дополнительное чтение изобилует большим количеством рубрик, к числу
которых относятся следующие:
- « Из «сравнительных жизнеописаний « ПЛУТАРХА
« ( приводятся выдержки, посвящённые ораторам: ДЕМОСФЕНУ и
ЦИЦЕРОНУ );
- « Документы, связанные с опубликованием учебников
по риторике М. В. ЛОМОНОСОВА «;
- « Пословицы, посвящённые речи «;
- « Из воспоминаний о публичных выступлениях «.
Материал для дополнительного чтения выделен специальными линейками.
В начале каждой главы автор обозначает проблемы, которые учащиеся
должны вскрыть в процессе ознакомления и дальнейшего обсуждения
материала. Каждая проблема может быть выделена в тему отдельного
урока ( по усмотрению преподавателя ).
ГЛАВА I. РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.
Автор говорит о красноречии и обозначает его родину ( ЭЛЛАДА ),
как место, где появляются первые работы по теории красноречия.
Учащихся знакомят с наукой СОФИСТИКОЙ. Далее стоит ряд
философов ( ПЛАТОН, СОКРАТ, АРИСТОТЕЛЬ, ПЛУТАРХ, ДЕМОСФЕН.
ЦИЦЕРОН, КВИНТИЛИАН ), которые рассмотрены с точки зрения их
видения основы ораторского искусства и путей, которыми они к этому
пришли. Немного дано биографии, но основной акцент - взгляд Великих
античной эпохи на ораторское искусство. Даётся перечень их трудов.
Глава завершается блестящим резюме, позволяющим вспомнить основные
моменты главы.
ГЛАВА II. РИТОРИКА В РОССИИ XVII – XIX ВВ.
В этой главе говорится о времени создания в России самых ранних
риторик и об их авторах - н. XVII в. – метрополит Новгородский и
Великолуцкий МАКАРИЙ; о том, как определял риторику М. В.
ЛОМОНОСОВ и о чём шла речь в его труде по риторике. Также здесь
раскрывается содержание частной и общей риторики. Много внимания
уделено авторам первых риторик и изложению их содержания ( И. С.
РИЖСКИЙ, А. Ф. МЕРЗЛЯКОВ, А. И. ГАЛИЧ, Н. Ф. КОШАНСКИЙ, М. М. СПЕРАНСКИЙ ).
Предложенный в конце главы практикум заставляет учащихся думать не
только над новым материалом, но ещё сравнивать и сопоставлять его с
недавно пройденным. Предложены также и темы для самостоятельной
подготовки.
ГЛАВА III. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ: ЕЁ РОДЫ И ВИДЫ.
В главе говорится о различных видах красноречия:
- академическое,
- социально – политическое,
- социально – бытовое,
- духовное,
о их своеобразии, возникновении и развитии. Делается попытка
рассмотреть проблему сосуществования родов речей. Автор описывает
особенности судебной речи.
В конце главы даны блестящие образцы ораторского мастерства: КОНИ,
Т. Н. ГРАНОВСКОГО, В. О. КЛЮЧЕВСКОГО, АНДРЕЕВСКОГО, ЛОМОНОСОВА,
МЕТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО ДИОНИСИЯ.
ГЛАВА IV. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ ДЕЙСТВУЮТ НА СЛУШАТЕЛЕЙ ОТРИЦАТЕЛЬНО.
Глава о правильной речи, нормах языка, наиболее часто встречающихся
речевых ошибках, о нарушении норм ударения и произношения ( и о
них самих ).
Автор стремится убедить учащихся в необходимости работы со словарём.
Даны практические советы по избежанию речевых и стилистических ошибок.
Часть главы посвящена и нарушениям норм грамматики. Ниже в риторике
приведён ряд пословиц, типа: « Слово не стрела, а разит «, « Не
говори всего, что знаешь, а знай всё, что говоришь «.
В практикуме даны соответствующие задания. В конце главы учащимся
предлагают составить схему содержания главы.
ГЛАВА V. ЧТО ЗНАЧИТ ВЛАДЕТЬ СВОИМ ГЛАГОЛОМ?
Автор рассуждает о темпе речи, силе и высоте голоса, о произношении
( его ясности и чёткости ). Немного внимания уделено и дикции. Ниже
предложен обширный практикум, направленный на развитие голоса, манеры
говорения, темпа, упражнения на тренировку дикции и чёткого
произношения звуков. Предложен ряд скороговорок, поделенных в
соответствии с тем, на какие звуки идёт акцент:
( б ) « ДОБЫЛ БОБОВ БОБЫЛЬ «;
( р ) « ДРОБЬЮ ПО ПЕРЕПЕЛАМ ДА ПО ТЕТЕРЕВАМ «;
( с ) « У ОСЫ НЕ УСЫ, НЕ УСИЩА, А УСИКИ «;
и др.
Ещё приведены упражнения на выражение чувств при помощи голоса. В
конце главы содержатся практические советы по работе над голосом.