Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:45, курсовая работа
При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось практически полузабытым. Между тем, планирование – важная функция управления любым предприятием.
Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счёте, к банкротству.
Введение………………………………………………………………………… 3
Значение планирования и прогнозирования в современных условиях хозяйствования ………………………………………………………….. 5
Изучение природных условий хозяйства и его организационно-экономическая характеристика…………………………………………. 13
Анализ современного состояния производства молока в СПК «Нива»
3.1. Анализ современного состояния производства молока …………….. 21
3.2. Анализ кормовой базы ………………………………………………… 24
3.3. Анализ производительности труда при производстве молока …… .. 28
3.4. Анализ себестоимости молока ……………………………………….. 31
3.5. Анализ финансовых результатов …………………………………… .. 35
4. Прогноз развития производства молока в хозяйстве …………………. 39
Выводы и предложения …………………………………………………….…. 42
Библиографический список литературы
Таким образом, в целом по молочному скотоводству не произошло увеличения численности рабочих, несмотря на рост производства валовой продукции. Также увеличилась их среднегодовая оплата труда, но, в свою очередь, затраты труда на производство молока снизились.
3.4. Анализ себестоимости молока
Себестоимость продукции является важнейшим качественным показателем, который отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятия. Уровень себестоимости связан с объёмом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и так далее. Она является частью стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции для предприятия.
Основной задачей анализа является объективная оценка степени выполнения плана снижения себестоимости продукции в целом по хозяйству, отдельным отраслям и видам продукции, а также наиболее полное выявление резервов, борьба за максимальное сокращение затрат труда и средств на производство единицы продукции. В связи с этим представляет практический интерес исследовать или анализировать динамику себестоимости молока, представленную в таблице 3.4.1.
Динамика себестоимости молока в СПК «Нива» Уренского района
Продукция |
Годы |
Темп роста, % | ||
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. | ||
Производственная себестоимость молока, руб. |
462,73 |
453,77 |
506,60 |
109,5 |
Коммерческая себестоимость молока, руб. |
530,9 |
531,6 |
581,0 |
109,4 |
Производственная себестоимость по молоку в динамике выросла на 9,5 %. Коммерческая себестоимость также увеличилась. Рост себестоимости обусловлен, прежде всего, повышением уровня заработной платы работников, а также повышением цен на электроэнергию и горюче-смазочные материалы.
При дальнейшем анализе необходимо более детально изучить причины, оказавшие положительное или отрицательное воздействие на уровень себестоимости.
Структура затрат на 1 голову в молочном скотоводстве
Статьи затрат |
Годы |
Отклонение (+,-) | ||||||
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. | ||||||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% | |
Затраты, всего из них: |
18762,3 |
100,0 |
18532,8 |
100,0 |
24528,7 |
100,0 |
5766,4 |
- |
Оплата труда с отчислениями |
3069,7 |
16,4 |
3836,1 |
20,7 |
5418,0 |
22,1 |
2348,3 |
5,7 |
Корма: всего |
10024,6 |
53,4 |
8315,6 |
44,9 |
9852,5 |
40,2 |
-172,1 |
-13,2 |
Собственного производства |
10024,6 |
53,4 |
8073,8 |
43,6 |
9217,2 |
37,6 |
-807,4 |
-15,8 |
Содержание основных средств |
1430,3 |
7,6 |
2295,1 |
12,4 |
5123,0 |
20,9 |
3692,7 |
13,3 |
Из приведённого примера (табл. 3.4.2) видно, что затраты на 1 голову в молочном скотоводстве увеличились. В динамике за три года, возросли производственные затраты на содержание основных средств (13,3%), оплату труда с отчислениями (5,7%). Затраты на корма снизились на 172,1 руб., они в структуре затрат являются основными. В целом увеличение затрат на 1 голову в молочном скотоводстве составило 5766,4 руб.
Далее более наглядно продемонстрируем эту структуру затрат с помощью круговой диаграммы за последний изучаемый период.
Рис. 4. Структура затрат на 1 голову в молочном скотоводстве в СПК «Нива» за 2007 год.
Теперь рассмотрим структуру затрат в расчете на 1 ц молока (таблица 3.4.3).
Таблица 3.4.2
Структура затрат на 1 ц молока в молочном скотоводстве
Статьи затрат |
Годы |
Отклонение (+,-) | ||||||
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. | ||||||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% | |
Затраты, всего из них: |
514,9 |
100,0 |
504,9 |
100,0 |
563,7 |
100,0 |
48,8 |
109,5 |
Оплата труда с отчислениями |
84,2 |
16,4 |
104,5 |
21,0 |
124,5 |
22,1 |
40,3 |
5,7 |
Корма: всего |
275,1 |
53,4 |
226,6 |
44,9 |
226,4 |
40,2 |
-48,7 |
-13,2 |
Собственного производства |
252,6 |
49,1 |
220,0 |
43,6 |
211,8 |
37,6 |
-40,8 |
-11,5 |
Содержание основных средств |
39,3 |
7,6 |
62,5 |
12,4 |
117,7 |
20,9 |
78,4 |
13,3 |
В динамике за три года видно, что затраты
на 1 ц молока увеличились. В частности:
возросли производственные затраты на
оплату труда с отчислениями (5,7 %), а затраты
на корма снизились на 48,7 руб., они в структуре
затрат являются основными. В то же время
произошёл значительный рост затрат на
содержание основных средств и он составил
13,3 %. В целом увеличение затрат на 1 ц молока
составило 48,8 руб.
Значительных отклонений относительных показателей, характеризующих структуру затрат, в отчётном году по сравнению с планом , в большинстве статей не наблюдается.
Основными причинами нежелательных тенденций в уровне себестоимости продукции животноводства являются: постоянное удорожание кормов, особенно концентратов, рост амортизационных отчислений, повышение стоимости услуг, оказываемых сельхозтехникой, вспомогательными производствами по обслуживанию животноводческих ферм и комплексов, стоимости материалов и запасных частей для ремонта технологического оборудования и животноводческих помещений, снижение темпов роста объёмов валового производства продукции животноводства по сравнению с ростом затрат.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Наиболее конкретное представление о финансовом состоянии хозяйства даёт изучение объёмов производства и продажи его основного вида продукции - молока.
Объёмы производства и продажи молока в СПК «Нива»
Показатели |
Годы |
Темп роста, % | ||
2005 |
2006 |
2007 | ||
Произведено, ц |
8891 |
8956 |
10617 |
119,4 |
Реализовано, ц |
7308 |
7068 |
9199 |
125,9 |
Уровень товарности, % |
82,2 |
78,9 |
86,6 |
105,4 |
Выручка, тыс. руб. |
4144 |
4464 |
7998 |
193,0 |
Цена 1 ц молока, руб. |
567,05 |
631,58 |
869,44 |
153,3 |
В изучаемом хозяйстве в 2007 году по сравнению с 2005 годом объёмы производства и продажи молока выросли, и их рост составил соответственно 19,4 и 25,9 %. Уровень товарности по данному виду продукции увеличился на 5,4 %, что говорит в основном об улучшении качества молока. Отмечается значительный рост выручки от реализации молока, благодаря росту цен на производимую продукцию на 53,3 %.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен (Приложение 6).
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Все эти факторы влияют на финансовые результаты предприятия, представленные в таблице 3.5.2.
В динамике за три года в СПК «Нива» выручка от реализации увеличилась практически в два раза, следует отметить, что и коммерческая себестоимость от реализации выросла, хотя и не так значительно (на 37,8 %). В целом от реализации молока хозяйство получило прибыль, которая за три года возросла в десять раз и составила в отчётном году 2653 тыс. руб. Также необходимо отметить как рентабельность производства, так и рентабельность продаж, по молоку, составившую соответственно в 2007 году по сравнению с 2005 годом 49,64 и 33,17 %.
Финансовые результаты
Показатели |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
Отклонение 2007г. от уровня 2005г., (+, -), % |
Выручка от реализации молока, тыс. руб. |
4144 |
4464 |
7998 |
193,0 |
Коммерческая себестоимость реализации молока, тыс. руб. |
3880 |
3757 |
5345 |
137,8 |
Прибыль (убыток) от продаж , тыс. руб. |
264 |
707 |
2653 |
Х |
Рентабельность (убыточность) производства, % |
6,80 |
18,82 |
49,64 |
Х |
Рентабельность (убыточность) продаж , % |
6,37 |
15,84 |
33,17 |
Х |