Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:45, курсовая работа
При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось практически полузабытым. Между тем, планирование – важная функция управления любым предприятием.
Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счёте, к банкротству.
Введение………………………………………………………………………… 3
Значение планирования и прогнозирования в современных условиях хозяйствования ………………………………………………………….. 5
Изучение природных условий хозяйства и его организационно-экономическая характеристика…………………………………………. 13
Анализ современного состояния производства молока в СПК «Нива»
3.1. Анализ современного состояния производства молока …………….. 21
3.2. Анализ кормовой базы ………………………………………………… 24
3.3. Анализ производительности труда при производстве молока …… .. 28
3.4. Анализ себестоимости молока ……………………………………….. 31
3.5. Анализ финансовых результатов …………………………………… .. 35
4. Прогноз развития производства молока в хозяйстве …………………. 39
Выводы и предложения …………………………………………………….…. 42
Библиографический список литературы
Расчёт влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить, используя данные табл. 3.5.3 (Приложение 7).
Факторный анализ прибыли от реализации молока в СПК «Нива» Уренского района, тыс. руб.
Вид продукции |
Отклонение | |||
Общее |
в том числе за счёт | |||
количества реализуемой продукции |
цены реализации |
себе - стоимости | ||
Молоко |
2389,03 |
68,31 |
2781,7 |
-460,96 |
По основному виду продукции - молоку в 2007 году по сравнению с 2005 годом была получена прибыль от её реализации. Она увеличилась в динамике на 2389,03 тыс. руб., благодаря росту средней цены его реализации и, несмотря на увеличение себестоимости его производства на 50,11 руб.
Таким образом, производство молока в СПК «Нива» является рентабельным. Предприятие от реализации молока получает постоянную прибыль, которая с каждым годом увеличивается. Рост прибыли определяется в первую очередь увеличением производства молока и ростом цен реализации. Но вместе с тем происходит рост затрат на производство продукции, а следовательно и рост себестоимости 1 ц молока.
4. Прогноз развития производства молока в хозяйстве
Планирование соотносится с более широким понятием – предвидением, под которым понимают опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Выделяют три формы предвидения: гипотезу, прогноз и план. Все они тесно связаны между собой как на стадии познания поведения объекта в будущем, так и на стадии принятия управленческих решений. В качестве исходного момента познания объекта выступает гипотеза, завершающий этап – разработка плана развития объекта как нового качественного и количественного состояния его в будущем. Связующим звеном между гипотезой и планом выступает прогноз.
Ясно, что планирование и прогнозирование тесно взаимосвязаны. В конечном итоге прогнозирование – это инструмент разработки плана.
На основе проведённого анализа намечается прогноз развития молочного скотоводства на будущий год в трёх вариантах, которые следует распределить как минимальный, оптимальный и максимальный. Начинают прогнозировать с продуктивности коров, с применением следующих методов: выравнивание динамических рядов; прогноз по среднегодовому абсолютному приросту и среднегодовому коэффициенту роста; а также рассчитывают резервы при ликвидации яловости (Приложение 8).
Среднегодовое поголовье на будущий период (по всем трём вариантам) необходимо оставить на уровне фактического поголовья за отчётный год.
Товарность планируется с учётом использования молока на собственные нужды (Приложение 9).
Планирование производственной себестоимости осуществляется по формуле, в которой доля условно-постоянных затрат останется неизменной во всех вариантах. Коммерческая себестоимость планируется с учётом затрат на реализацию, которые определяются по фактическим данным, складывающимся в хозяйстве (Приложение 10).
Плановая цена реализации молока обосновывается сложившимися средними фактическими ценами реализации продукции. Молоко предприятие в основном сдаёт на молокозавод ООО «Молочный мир» Уренского района. В изучаемом периоде цена приёма молока составила в среднем 8 руб. 50 коп., но в дальнейшем планируется её рост до 9 рублей.
В завершении делают расчёт прибыли и рентабельности производства молока на перспективу. Весь расчёт представлен в таблице 4.1.
Прогноз развития производства молока в СПК «Нива» Уренского района
Показатели |
Факт (последнего изучаемого года) |
Прогноз | ||
1 вариант min |
2 вариант opt |
3 вариант max | ||
Удой 1 коровы в год, кг |
4351,3 |
4366,0 |
4430 |
4450 |
Среднегодовое поголовье, гол. |
244 |
244 |
244 |
244 |
Валовой надой, ц |
10617 |
10653,0 |
10809,2 |
10858 |
Товарность, % |
86,60 |
86,60 |
86,60 |
86,59 |
Реализовано, ц |
9199 |
9225,5 |
9360,8 |
9403 |
Производственная себестоимость 1 ц, руб. |
506,60 |
506,30 |
505,00 |
504,60 |
Коммерческая себестоимость 1 ц , руб. |
581,04 |
580,62 |
579,13 |
578,67 |
Полная себестоимость всего, тыс. руб. |
5345,0 |
5356,51 |
5421,12 |
5441,23 |
Цена реализации 1 ц, руб. |
869,44 |
900,0 |
900,0 |
900,0 |
Выручка всего, тыс. руб. |
7998 |
8303 |
8424,72 |
8462,7 |
Прибыль/убыток, тыс. руб. |
2653 |
2946,5 |
3003,60 |
3021,47 |
Рентабельность/убыточность, % |
49,64 |
55,00 |
55,41 |
55,53 |
Из данных таблицы 4.1 видно, что прогноз, составленный на будущее оптимален по всем трём вариантам. В целом результаты деятельности предприятия в прогнозе увеличились, что свидетельствует о намерении хозяйства улучшать своё финансовое состояние в дальнейшем.
Между планом и прогнозом есть и различия. Прогноз, как правило, исходит из альтернатив поведения объекта и имеет вариантное содержание. План по существу содержит однозначное решение в том случае и тогда, когда он разрабатывается на альтернативной основе. Прогнозирование основано на прогностических методах, разработка планов – на более строгих и точных методах планирования.
Выводы и предложения
Непосредственной целью деятельности предприятия в любой отрасли экономики является получение прибыли от реализации произведённой продукции и устойчивое положение организации среди конкурентов на рынках сбыта.
СПК «Нива» - среднее по размерам и объёмам реализации сельскохозяйственной продукции хозяйство Уренского района. Основные виды его деятельности - производство и продажа молока и мяса.
Природно-экономические условия организации позволяют достаточно эффективно заниматься сельскохозяйственным производством и реализацией продукции.
Проведенная оценка
обеспеченности и
В целом, чтобы повысить объёмы производства и реализации продукции и конкурентоспособность самого предприятия необходимо: увеличить урожайность и понизить производственную себестоимость 1 ц зерна. Это поможет повысить выручку от реализации зерна и рентабельность продаж. Повысить поголовье молочного стада и улучшить снабжение кормовой базы скота, в основном молодняка на откорме.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач. Так, необходимо улучшить эффективность работы аппарата управления за счёт: повышения квалификации основного персонала, расчета новых тарифных ставок и привлечения молодых специалистов на предприятие, а также необходимо изыскивать и вкладывать материальные средства в обновление материально-технической базы предприятия. Необходимо, чтобы общая цель и предназначение организации были ясны всем сотрудникам. В результате они будут ориентировать свои действия в едином направлении, и улучшать финансовые результаты хозяйства.
Также на предприятии существует система эффективного планирования. Она заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. В данной работе был представлен прогноз развития производства молока на перспективу по трём вариантам. В целом, по получившимся финансовым результатам можно сделать вывод о том, что хозяйство нацелено на рост объёмов производства основного вида продукции – молока, интенсивным путём, то есть за счёт увеличения продуктивности коров, ликвидации яловости и снижения производственной себестоимости. Это, в свою очередь, способствует рациональному распределению ресурсов, и как следствие, успешной работе организации в целом.
Библиографический список литературы
1. Водяников В.Т. Организация и
управление производством на
сельскохозяйственном
2. Голубев М.П. «Новые подходы к планированию» / М.П. Голубев. – Деньги и кредит, 2005. - №11
3. Золотарёв С.Н. «Принципы финансового планирования» / С.Н. Золотарёв. – Финансы, 2008. - №3
4. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебное пособие. В 2-х частях, часть 1-я. / А.И. Ильин. – М.: ООО «Новое здание», 2000. – 312 с.
5. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебное пособие. В 2-х частях, часть 2-я. / А.И. Ильин, Л.М. Синица. – М.: ООО «Новое здание», 2000. – 416 с.
6. Иванов А.П. Настольная книга руководителя сельскохозяйственного предприятия./ А.П. Иванов, Н.В. Новичкова, А.В. Бойко, Б.И. Горбунов, Г.Б. Гудкова, Г.В. Жданкин, В.В. Козменков, Е.А. Лаптева, В.Н. Новичков; Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия. – Н. Новгород, 2006 – 672 с.
7. Комов В. «Планирование сельскохозяйственного производства России нуждается в совершенствовании» / В. Комов. – Международный сельскохозяйственный журнал, 2008. - №2
8. Ревенков А. «Финансовое планирование на предприятии» / А. Ревенков. – Экономист, 2004. - №11
9. Рунков В. «Развитие внутрипроизводственного планирования» / В. Рунков, Ю. Медянкин. – Экономист, 2005. - № 11
10. Терновых К.С. Планирование на предприятии АПК: Учебник./ К.С. Терновых, А.С. Алексеенко, А.С. Анненко и др. – М.: КолосС, 2006. – 333 с.
Рис. 5 Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли
Рис. 2. Организационная структура управления в СПК «Нива»
Рис. 3. Структура управления в СПК «Нива»