Пути повышения эффективности функционирования рынков сельскохозяйственной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы опираясь на результаты экономико-теоретического исследования производственно-сбытовой структуры предпринимательства в сельском хозяйстве, выявить наиболее эффективные инструменты экономического воздействия на ее развитие, а также разработать практические рекомендации по совершенствованию управления рынком сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие основные задачи:
- проанализировать состояние и тенденции развития рынка сельскохозяйственной продукции Ставропольского края и выявить основные показатели оценки устойчивости их развития;
исследовать современное состояние рынка сельскохозяйственной продукции, так как улучшение продовольственной ситуации имеет важное экономическое и политическое значение, что делает разработку рекомендаций по восстановлению и интенсивному развитию сельскохозяйственного производства крайне актуальной.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

В результате взаимодействия спроса и предложения происходит формирование цены, которая является важнейшим элементом рыночного механизма. Цена производства складывается из издержек производства и средней прибыли, а цена потребителя состоит из сумм затрат покупателя на приобретение товара.

В российской экономической  практике существуют также закупочные цены, т.е. цены государственных закупок  сельхозпродукции у предприятий, организаций, населения.

По уровню регулирования  при этом можно выделить следующие  виды цен:

регулируемые государственными органами цены преимущественно на товары и услуги, имеющие важное значение для государства и общества (например, земля, некоторые виды продовольствия);

договорные (контрактные) цены, величина которых определена предварительными контрактами между продавцами и покупателями;

свободные рыночные цены, формирующиеся  под воздействием объективных законов рынка [21].

Важным фактором рыночного  развития являются паритетное соотношение.

Ценовые эквиваленты в  последние годы в России складывались крайне неблагоприятно для отрасли сельского хозяйства. Причинами этого послужили: либерализация цен на материально-технические ресурсы и услуги без увязки с возможной динамикой цен на сельскохозяйственную продукцию; ограничения в форсировании цен на сельскохозяйственную продукцию из-за монополизации перерабатывающих предприятий; снижение платежеспособности населения; воздействие на рынок относительно низких цен на импортное продовольствие.

Отсутствие  регулирования рыночных отношений  в пределах допустимых параметров и обоснованности в пропорциях обмена товаров приводит к криминализации экономики, к дискредитации самой сути реформы как системы мер, призванных повысить общественное производство, а вместе с этим повлиять на рынки сбыта сельхозпродукции.

Внутренний  российский аграрный рынок характерен и рядом специфических проблем. Одной из существенных проблем является крайне высокая стоимость транспортировки (перевозки) продукции, что создает существенные трудности при формировании единого экономического пространства России, а также приводит к невостребованности продукции в зонах, благоприятных для производства. Одним из характерных примеров такой ситуации служит высокая разница в ценах на основные продукты питания в различных регионах. Это приводит к экономически не обоснованной в пределах одного государства дифференциации в общей стоимости потребительской корзины (набора из 19 основных продуктов питания) [34].

Другая проблема связана с относительной замкнутостью продовольственных рынков из-за отсутствия эффективного системного экономического механизма. Принимаемые на местах вынужденные меры по поддержке АПК распространяются главным образом на ту часть продукции, которая идет на формирование региональных продовольственных фондов. Это задерживает движение товарных потоков из зон с наиболее благоприятными условиями производства в другие зоны, ограничивает формирование единого экономического пространства. Без межрегионального обмена нельзя создать полноценные насыщенные продовольственные рынки в России.

В последнее время большое внимание стали уделять конъюнктуре рынков сельскохозяйственной продукции. В ряде регионов организованы ценовые мониторинги. Однако развитие межрегионального рынка существенно сдерживается отсутствием единой системы информационного обеспечения и эффективной маркетинговой службы в управленческих структурах, которые оказывали бы помощь местным сельскохозяйственным товаропроизводителям, своевременно реагировали на конъюнктуру рынка, ее изменения и определяли оптимальные каналы реализации продукции [29].

Сельскохозяйственный  рынок России в процессе преобразований вошел в мировое экономическое  пространство незащищенным, хотя и  нельзя утверждать, что все происходящие при этом процессы негативны. В качестве несомненно положительных результатов можно отметить: развитие переработки сельскохозяйственной продукции, расширение ассортимента продовольствия, улучшение качества товаров. Вместе с тем импорт продовольствия не в состоянии восполнить спад отечественного производства, а действующая таможенная пошлина слабо защищает отечественных товаропроизводителей от наполнения рынка импортными продовольственными товарами.

В связи с  этим необходимо разработать и осуществлять эффективную государственную протекционалистскую  политику по отношению к отечественному товаропроизводителю. Это особенно важно, если учесть, что Россия вступила во Всемирную торговую организацию, где потребуются аргументированные обоснования для эффективной защиты внутреннего рынка от импортного продовольствия развитых стран.

Отход государства от участия в регулировании российского рынка сельскохозяйственной продукции привел к кризису сельскохозяйственного товаропроизводителя в России, ухудшению продовольственного положения и т.д., что в свою очередь поставило новую проблему и вызвало к жизни разработку целой программы продовольственной безопасности [37].

Мировой опыт, прежде всего опыт развитых стран, показывает, что в условиях рынка, а тем более на переходном этапе к нему особое значение имеет государственное регулирование экономических и социальных процессов, происходящих в сельском хозяйстве. Необходимость государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции можно объяснить специфическими особенностями аграрного сектора экономики. Американский экономист К. Грей выделяет следующие:

отрицательная эластичность цен на продукты питания  в зависимости от предложения  велика, то есть цена при перепроизводстве падает резко и вызывает массовое разорение сельскохозяйственных товаропроизводителей;

низкая эластичность спроса на продовольствие в зависимости от дохода потребителей и цен на продукты питания, то есть увеличение дохода потребителей слабо отражается на увеличении спроса так же, как и снижение цен вызывает относительно небольшой рост спроса на продукты питания;

сильные колебания в производстве сельскохозяйственной продукции вынуждают государство содействовать стабилизации цен на нее, так как в противном случае неизбежен высокий риск и неоптимальные решения производителей.

Государственное регулирование сельскохозяйственного  рынка в развитых странах представляет собой весьма сложный механизм, включающий разнообразный инструментарий воздействия на доходы сельских товаропроизводителей, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную сферу села, межотраслевые и межхозяйственные отношения. Иными словами, под государственным регулированием рынка сельскохозяйственной продукции за рубежом понимается комплекс мер по управлению, системный подход в решении данного вопроса. Поддержание доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и здорового полноценного питания населения является главное цели задачей государственных органов, закрепленные в конституциях многих зарубежных стран [7].

Ряд отечественных  экономистов [15,17,28] называют важнейшие  особенности, которые не позволяют полагаться на стихию рынков:

в продовольствии нуждается ежедневно каждый человек, независимо от доходов. Задача государства - обеспечить доступность продовольствия всем.

неравномерность поступления сельхозпродукции на рынок (сезонность производства). Следовательно, надо добиваться равномерности предложения и спроса в межсезонье.

наименьшая  монополизация производства сельскохозяйственной продукции (в связи с существованием различных сельскохозяйственных товаропроизводителей). В этом вопросе важно поддержать паритет цен сельскохозяйственной и промышленной продукции.

Каждый сельскохозяйственный товаропроизводитель решает самостоятельно, что производить, как продавать, что приводит к резким колебаниям рыночного равновесия. И тут надо стимулировать производство и реализацию дефицитных видов продукции, проводить государственную интервенцию в отношении тех видов продукции, по которым наблюдается перепроизводство или недостаток.

Становление рыночных отношений в сельском хозяйстве  Российской Федерации предполагает развитие различных видов собственности, форм хозяйствования на селе и конкурентной среды, которыми, безусловно, невозможно эффективно управлять только с помощью административно - распорядительных методов и средств. В дополнение к ним должны быть задействованы рыночные механизмы при активном государственном регулировании хозяйственной деятельности посредством антимонопольных мер, кредитов, налогов, бюджетных ассигнований. При этом не должно исключаться и прямое государственное управление, которое из директивного (командно- административного) плавно переходит в экономическое и имеет при этом двустороннюю связь.

В этом аспекте  заслуживает внимания изучение зарубежного  опыта, а также и российского, положительного опыта в области  государственного регулирования сельскохозяйственного производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.

Одним из важных вопросов являются масштабы и способы  регулирующих воздействий.

Масштабы и  особенности государственного регулирования  сельскохозяйственных рынков в ведущих странах во многом обусловлены уровнем экономического и социального развития отрасли, сбалансированностью спроса и предложения. В настоящее время в каждой стране система государственного регулирования рыночных отношений – сложная и развивающаяся система, нацеленная на создание экономической стабильности при сокращении конкуренции, как для производителя, так и для потребителя сельскохозяйственной продукции. Она по мнению многих западных экономистов, все еще далека от совершенства [27].

Регулирование сельскохозяйственных рынков в развитых зарубежных странах традиционно осуществляется по государственным и межгосударственным программам, утверждаемым законодательными органами. Регулирование объемов производства сельскохозяйственной продукции на основе государственных программ в большинстве стран рассчитано на срок от двух до десяти лет с ориентировкой при этом на темпы роста урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных и на прогнозировании динамики рыночных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции. Важное значение в государственном регулировании сельскохозяйственного производства сейчас отводится контролю за объемом производства, качеством продукции, состоянием природных ресурсов. Все эти проблемы решаются как путем административных ограничений, так и с помощью экономических методов на основе реализации соответствующих экономических программ.

1.2 Экономический  механизм, функциональные инструменты,  институты формирования рынков сельскохозяйственной продукции

 

Рыночные системы  по своей сути не являются статическими, а находятся в постоянном изменении (движении) и развитии. В связи с этим большое значение имеет изучение „механизма" приводящего данные системы в движение.

Понятие „механизм" (от греческого machine „орудие, машина") обозначает совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо явление. Механизмы бывают различные по назначению и конструкции, но они составляют основу большинства устройств. Каждое устройство служит для передачи и преобразования движения, представляя собой систему тел (звеньев), в которой движение небольших тел (ведущих звеньев) вызывает вполне определенное движение остальных тел системы [42].

Выдающийся  экономист лауреат нобелевской  премии Ф. Хайен -  определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов [37].

Британская  энциклопедия трактует рынок как  совокупность инструментов, посредствам которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате отношений покупателей и производств друг с другом.

В научных трудах отечественных экономистов и  практиков толкование понятия „рыночный  механизм" неоднозначно [13,15,29]. Зачастую оно сводится к трактовкам ценового механизма, финансово-кредитного, налогового и т.д. Данный подход представляется нам недостаточным, ибо выражает узость субъективизации рыночных элементов.

На наш взгляд, рыночный механизм представляет собой  сложную систему закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих собой определенное целостное образование, которое следует рассматривать с широких общетеоретических позиций и более узких практических задач, т.е. рыночный механизм - это сложная консолидированная система нескольких механизмов, построенная на взаимодействии рыночных структур, закономерно связанных друг с другом (рисунок 2).

В связи со сложностью системы возникает необходимость  классификации, которая может быть представлена следующим образом:

По целям:

экономический (финансово-кредитной и бюджетной политики);

политический (законодательный  и исполнительный).

По инструментам воздействия:

ценовой (государственно фиксируемый, регулируемый, свободный);

финансово-кредитный (по видам финансирования и кредитования);

налоговый (плановый, регулирующий, контрольный);

социальный (компенсационный, безвозмездный);

Информация о работе Пути повышения эффективности функционирования рынков сельскохозяйственной продукции