Пути повышения эффективности функционирования рынков сельскохозяйственной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы опираясь на результаты экономико-теоретического исследования производственно-сбытовой структуры предпринимательства в сельском хозяйстве, выявить наиболее эффективные инструменты экономического воздействия на ее развитие, а также разработать практические рекомендации по совершенствованию управления рынком сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие основные задачи:
- проанализировать состояние и тенденции развития рынка сельскохозяйственной продукции Ставропольского края и выявить основные показатели оценки устойчивости их развития;
исследовать современное состояние рынка сельскохозяйственной продукции, так как улучшение продовольственной ситуации имеет важное экономическое и политическое значение, что делает разработку рекомендаций по восстановлению и интенсивному развитию сельскохозяйственного производства крайне актуальной.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

информационный (внешний, внутренний).

По масштабам  использования:

локальный (местный, внутрирайонный); территориальный (межрайонный);

региональный (краевой, областной, окружной, республиканский);

федеральный (общегосударственный).

По сферам воздействия:

спроса (потенциала потребления);

предложения (потенциала производства).

По сегментам  рынка:

товаров (по видам  продукции);

услуг (по видам услуг);

капиталов (по видам капиталов);

трудовых ресурсов (по социальной принадлежности) и др.

По отраслям и видам  продукции

 

Рисунок 2 -  Схема  консолидированного рыночного механизма

 

Для того чтобы  механизм работал, его необходимо привести в действие. На наш взгляд, введение в действие рыночного механизма должно производиться с помощью основного инструмента, своеобразного „ключа" - государственного регулирования. В свою очередь государственное регулирование представляет собой целую „связку" инструментов, некоторый инструментарий рыночных элементов [22].

Через рыночные механизмы должны реализоваться  и функции государства, среди которых основными являются: фискальная, регулирующая, распределительная, социальная и контрольная. Методы государственного регулирования экономики можно в принципе подразделить на командно- административные и экономические, которые в свою очередь отражаются на функционировании рыночного механизма.

Таким образом, при анализе механизма речь должна идти о консолидированной структуре охватывающей разнообразные стороны экономической деятельности. Консолидированность рыночного механизма определяется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью всех его частей, а также проявлением наиболее характерных моментов на всех уровнях управления.

Рисунок 3 -  Функциональные основы механизма рынка сбыта сельскохозяйственной продукции

Неотъемлемой  частью консолидированного рыночного  механизма является механизм рынка сбыта сельскохозяйственной продукции. При этом в системе отношений, складывающихся в процессе сбыта сельхозпродукции, можно выделить три основные части (подсистемы): планирование (прогнозирование), регулирование, контроль.

Механизм функционирования рынков сбыта сельскохозяйственной продукции позволяет координировать взаимоотношения всех участников процесса, опираясь на концепцию федеральной программы по формированию рынков сельскохозяйственной продукции. При этом конкретный рыночный механизм, применяемый при формировании рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, зависит не только от принятой федеральной программы, но и от положений законодательных актов, контроля за их исполнением и информационного обеспечения, административных и экономических рычагов воздействия на процесс. Воздействие на процесс сбыта сельскохозяйственной продукции различными инструментами (средствами) возможно при наличии институтов законодательной и исполнительной власти. Институтом, координирующим взаимодействие всех хозяйствующих субъектов, должен стать экономический совет, в который должны входить представители законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне. Таким образом, государство имеет возможность влиять на развитие рынков сбыта сельскохозяйственной продукции на всех уровнях. Такие теории и практики экономического развития показывают необходимость государственного вмешательства (регулирования) в рыночные процессы как в целом, так и в частности, происходящие в сельском хозяйстве [13].

На сегодняшнем  этапе развития актуальными выглядят следующие вопросы, требующие научно - методического обоснования: о границах (масштабах) вмешательства; методах, формах регулирования; интенсивности и динамики государственного регулирования.

 

1.3 Система экономических показателей функционирования  рынков сельскохозяйственной продукции

 

Экономическая оценка сложной системы, каковой  является оптовый рынок, может быть дана лишь комплексом показателей охватывающих основные элементы (блоки) обеспечивающие ее функционирование. Публикации ученых [21,22], позволяют обосновать агрегат показателей представленных на рисунке 4, в единой блок - схеме.

Рисунок 4 - Блок-схема  показателей, характеризующих рынки  сельскохозяйственной продукции

 

Системный первый блок характеризует общее состояние рыночной ситуации, при этом включает такие основные категории рынка, как спрос и предложение.

Второй блок - комплексный охват материального, технического, информационного и трудового процесса.

В третьем блоке  сосредоточены показатели характеризующие пропорциональность, устойчивость, тенденции развития. Он является центральным в системе показателей рынка.

Экономическая эффективность и социальный результат  рыночной деятельности оценивается в четвертом блоке.

В каждом системном  блоке содержится определенное число показателей макро- и мезоуровней.

Систему показателей  первого блока рынка сельхозпродукции можно представить следующим перечнем:

Первый блок:

    • объем, структура, динамика предложения;
    • производственный и сырьевой потенциалы предложения;
    • эластичность предложения;
    • показатели спроса на продукцию.

Второй блок:

    • темп роста: продажи, кредитования;
    • структура продавцов по форме собственности,
    • региональная структура рынка;
    • региональная вариация соотношения спроса и предложения (в расчете на душу населения);
    • соотношение спроса и предложения.

Третий блок:

    • уровень регулирования предложения (оперативный и на перспективу);
    • уровень регулирования спроса (оперативный и на перспективу);
    • параметры моделей сезонности развития рынков сельхозпродукции;
    • оценка пространственной дифференциации рынков сельскохозяйственной продукции.

Четвертый блок:

    • потребительский потенциал;
    • степень удовлетворенности конечного потребителя;
    • емкость рынка.

Представленная  система показателей включает в  себя как специфические показатели коньюнктуры рынка, так и ряд показателей статистических.

Система экономических  показателей должна включать ряд  комплексных показателей, учитывающих  основные факторы, влияющие на развитие сельскохозяйственной продукции.

Примером служит эквивалент субсидий - единый интегральный показатель для оценки государственных мер поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя [10].

Ежегодно ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) выполняет расчеты этого показателя по 12 видам важнейших сельскохозяйственных продуктов (в настоящее время он принят в качестве международного стандарта). В России же данный показатель рассчитывается только для зерновой продукции, но необходим и для других видов продукции. На наш взгляд, это окажет существенное влияние на улучшение ориентации в ценах на внешних рынках.

Другим важным показателем регулирования, по мнению рядя ученых, является коэффициент, показывающий отношение доли прибавочного продукта, остающегося у предприятия (Дпр), к величине, используемой государством (Дгос) через систему налогообложения, который дает оценку результатам регулирования рынка сельхозпродукции [28].

Существует  ошибочное представление, что если рассчитанный показатель имеет тенденцию к снижению, то это свидетельствует об усилении роли командно- распределительной экономической системы. Скорее всего, этот экономический показатель необходимо рассматривать как оценку финансовой системы или оценку влияния на рынок государства со стороны не командно- распорядительной, а финансово-распорядительной системы. Максимальное его значение 100% свидетельствует как раз о полной бесконтрольности рынка сельхозпродукции со стороны государства.

Для регионов с  наиболее развитыми производственными  параметрами той или иной сельхозпродукции доля государственного вмешательства должна составлять наименьший показатель, так как сами факторы, влияющие на развитие сельскохозяйственного товаропроизводства благоприятствуют, то нет возможности отказаться от того или иного вида продукции. Если же наблюдается их отсутствие, то государственное регулирование жизненно необходимо. В конечном итоге через перераспределение средств возможно развитие рынков сельхозпродукции, обеспечивающее стабильное финансирование, гарантированную реализацию и т.д. [33].

Основными приемами исследований рынков сельскохозяйственной продукции могут быть следующие:

Сравнение и  сопоставление экономических показателей  с соответствующими показателями предшествующих периодов, а также со средними показателями.

Индексный метод, позволяющий выполнить сравнительный анализ состояния рынков сельскохозяйственной продукции по средствам сравнения значений показателей во временном пространстве.

Корреляционно-регрессионный  метод анализа, позволяющий произвести взаимосвязь между факторами.

В зависимости  от нескольких факторов (природно-климатические и т.д.) и временной протяженности различают несколько методов прогнозирования [27]. Наиболее оптимальный интервал 2-3 года.

При оценке эффективности  системы управления следует исходить из двух аспектов:

Анализа результатов деятельности рынков сбыта сельскохозяйственной продукции.

Анализа результатов  функционирования отдельных региональных и межрайонных рынков.

В ходе анализа  полноты охвата функций структурными подразделениями аппарата управления выявляется перечень работ по основным функциям, который затем сопоставляется с запланированной номенклатурой работ. Для удобства анализа показателей целесообразно составить таблицу.

Завершать анализ рекомендуется расчетом общих показателей, характеризующих оперативность и надежность действующей структуры управления.

Ряд ученых - экономистов [11,21,35] описывают рыночный процесс по следующей схеме:

сложение определенных пропорций спроса и предложения;

товары обмениваются на деньги в соответствии с равновесной  ценой, которая выступает эквивалентом товарно-денежного обмена в согласии с законом действия рыночного механизма.

Возникает необходимость  рассмотрения особенностей расчета  основных показателей рыночной конъюнктуры.

Предложение - важнейшая  категория рынков, это первый исходный показатель рыночной конъюнктуры.

Между предложением и спросом в определенных ситуациях  существует связь: спрос порождает  предложение, но и предложение некоторым  образом влияет на спрос, в частности, на рынке продавца спрос определяется возможностями предложения, а на рынке покупателя предложение ориентируется на спрос. Одним из показателей предложения выступает производственный и ресурсно-сырьевой потенциал, т.е. способность производства обеспечить соответствующие объем и структуру предложения.

Спрос является важнейшей категорией рынка. Некоторыми экономистами выдвигаются гипотезы различия покупательского, потребительского, платежного спроса и т.д., но спрос - это не что иное, как предъявленные потенциальным покупателем возможности по удовлетворению его же потребностей. Отсюда следует, что спрос во всех случаях можно назвать покупательским спросом.

Важное значение для исследований, а также в  практике функционирования рынков сельскохозяйственной продукции имеет дифференциация спроса по намерениям покупателя:

твердо сформулированный (жесткий), т.е. покупатель требует определенный вид продукции, не соглашаясь на замену;

альтернативный (мягкий), т.е. покупатель согласен на замену того или иного вида продукции;

спонтанный (импульсивный), неожиданный, т.е. покупатель приобретает продукцию случайно (в силу ряда характерных причин: реклама, новшество НТР и т.д.);

ажиотажный ( возникает  в результате инфляционных процессов, а также форс-мажорных обстоятельств) [17].

Одними из основных показателей оценки состояния рынков сельскохозяйственной продукции следует считать показатели, ориентированные на анализ потенциала рынка.

Потенциал рынка - это прогнозная совокупность производственных и потребительских  сил, обуславливающих спрос и  предложение. На основании этого  определения потенциалы рынка можно разделить на производственный и потребительский.

Производственный потенциал - это возможность предоставления той или иной продукции на определенном рынке в определенное время.

Потребительский потенциал - это возможность приобретения определенным рынком той или иной продукции.

Важным звеном в системе  изучения и анализа покупательского  спроса является определение потребительского потенциала рынка. Потребительский потенциал характеризуется емкостью рынка. Этот показатель близок к объему спроса, но не равен ему.

Емкость рынка - количество продукции, которое может потребить  рынок при определенных условиях за какой-то промежуток времени.

Как уже отмечалось ранее, рынок сельскохозяйственной продукции - сложное многоструктурное явление. Однако его развитие происходит во взаимосвязи и координации с другими компонентами рыночной экономики и социальной жизни. Пропорциональность развития рынка - это оптимальное соотношение между различными элементами рынка, оно выступает как неотъемлемое условие „здоровья" рынка и его нормального развития. Диспропорции, деформации отдельных составных частей рынка ведут к кризисам в различных формах проявления, затрудняют и искажают рыночные отношения, делают рынок недостаточно эффективным [8].

Наряду с  констатацией, оценкой сложившихся пропорций необходимы также характеристики тенденций изменений в пропорциях, анализ структурных сдвигов и региональных различий пропорций рынка.

В анализе пропорциональности рынков сельскохозяйственной продукции должны использоваться главным образом два основных относительных показателя структуры: доля (удельный вес), т.е. характеристика места части в целом и коэффициент соотношения, то есть сопоставление двух явлений или частей в одной совокупности. Показатель отражает место, которое данная часть продукции занимает во всей совокупности. Анализ пропорций рынка должен осуществляться как в статике, так и в динамике. При сравнении (динамическом, территориальном и т.д.) доли исчисляется относительный показатель: индекс доли. Важнейшим показателем пропорциональности рынка сельскохозяйственной продукции (так же, как и других товаров, работ, услуг) следует считать соотношение спроса и предложения, отражающее проявление законов рынка и предопределяющее характер развития остальных категорий рынка и его социальную и экономическую эффективность. Одним из способов измерения пропорции по всей совокупности продукции служит баланс спроса и предложения, в котором покупательские фонды сопоставляются с ресурсным потенциалом.  Используя показатели, характеризующие развитие производства сельскохозяйственной продукции и выявленные тенденции этого процесса, можно дать оценку состояния и развития рынков сбыта сельскохозяйственной продукции в конкретной ситуации, чему посвящается следующая глава работы.

Информация о работе Пути повышения эффективности функционирования рынков сельскохозяйственной продукции