Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:34, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы опираясь на результаты экономико-теоретического исследования производственно-сбытовой структуры предпринимательства в сельском хозяйстве, выявить наиболее эффективные инструменты экономического воздействия на ее развитие, а также разработать практические рекомендации по совершенствованию управления рынком сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие основные задачи:
- проанализировать состояние и тенденции развития рынка сельскохозяйственной продукции Ставропольского края и выявить основные показатели оценки устойчивости их развития;
исследовать современное состояние рынка сельскохозяйственной продукции, так как улучшение продовольственной ситуации имеет важное экономическое и политическое значение, что делает разработку рекомендаций по восстановлению и интенсивному развитию сельскохозяйственного производства крайне актуальной.
2.3 Динамика спроса, предложения на сельскохозяйственную продукцию и
уровень ее реализации в Ставропольском крае
Предложение или рыночные фонды в крае формируются за счет местных производителей, ресурсов края, завоза из других регионов России и импорта. Для более полного представления об уровне производства, предложения сельскохозяйственных звеньев края, об уровне самообеспеченности края продовольственными товарами необходимо проанализировать соотношение спроса и предложения. Поскольку речь идет о производстве, необходимо оценить потребность в продуктах питания в целом по краю, то есть потенциальный спрос, и определить - на сколько потребность покрывается местными товаропроизводителями и сельскохозяйственными предприятиями в частности.
Потребитель зависит от производителя, так как производитель создает предметы потребления, а производитель зависит от потребителя, так как потребитель приобретает предметы потребления. Поэтому на возможности предложения значительное влияние оказывает платежеспособность населения или покупательская способность. Покупательская способность зависит от денежных доходов населения и цен на продукты питания. Для большинства населения основным источником дохода остается зарплата (таблица 6).
Как показывают данные таблицы, величина заработной платы в среднем по краю в 2012 году относительно уровня 2010 года возросла на 27%. Прожиточный минимум в расчете на душу населения, определяемый в соответствии с методикой Министерства труда России, увеличился на 19%.
Таблица 6 - Уровень жизни и доходы населения Ставропольского края
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 в % к 2010г. |
Заработная плата одного работающего в месяц, руб. |
14540,1 |
16241,3 |
18469,2 |
127,1 |
Реальная заработная плата 1 работающего в месяц, % |
14144,1 |
15707,3 |
16578,9 |
117,2 |
Прожиточный минимум в расчете на душу населения в месяц, руб. |
5642 |
6207 |
6726 |
119,2 |
Другим важнейшим показателем, определяющим покупательский спрос, является уровень цен. Переход к рынку и установление свободного ценообразования вызвали стремительный рост цен (таблица 7).
Таблица 7- Динамика изменения индексов потребительских цен и тарифов на товары и услуги в течение 2012г.
на конец периода, в процентах
В с е г о |
В том числе на | |||||||
к |
к де-кабрю предыдущего |
продовольственные |
непродовольственные товары |
услуги | ||||
к преды- |
к декабрю предыду- |
к преды- |
к декабрю предыду- |
к преды- |
к декабрю предыду- | |||
1 квартал |
103.6 |
103.6 |
104.7 |
104.7 |
101.9 |
101.9 |
104.8 |
104.8 |
II квартал |
100.4 |
104.0 |
98.4 |
103.0 |
101.3 |
103.2 |
102.2 |
107.0 |
III квартал |
99.1 |
103.1 |
97.0 |
99.9 |
100.2 |
103.4 |
100.7 |
107.8 |
IV квартал |
100.9 |
104.0 |
101.3 |
101.1 |
100.8 |
104.2 |
100.6 |
108.4 |
Справочно: декабрь 2011г. к декабрю 2010г. |
х |
110.1 |
х |
116.5 |
х |
104.3 |
х |
109.8 |
Индекс потребительских цен за 2012г. составил 101 %, в том числе на продовольственные товары 100,4%, непродовольственные – 101,9% и услуги – 102,1%.
Таблица 8 - Изменение цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров в 2012 году
на конец периода, в процентах
К концу предыдущего квартала |
Справочно: декабрь 2011г. к декабрю 2010г. | ||||
I |
II |
III |
IV | ||
Мясопродукты |
100.7 |
100.6 |
106.2 |
101.8 |
105.9 |
Рыбопродукты |
102.0 |
104.9 |
100.3 |
102.8 |
103.6 |
Масло подсолнечное |
104.6 |
97.3 |
97.2 |
98.6 |
132.4 |
Молоко и молочная продукция |
102.7 |
98.5 |
100.3 |
100.4 |
122.7 |
С а х а р |
107.3 |
89.6 |
85.2 |
86.6 |
120.0 |
Я й ц а |
100.2 |
64.2 |
143.5 |
117.6 |
112.0 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
100.5 |
105.0 |
99.4 |
100.6 |
105.7 |
Крупа и бобовые |
121.4 |
102.8 |
88.7 |
84.5 |
149.6 |
Макаронные изделия |
103.9 |
101.5 |
99.6 |
99.4 |
100.4 |
Плодоовощная продукция, включая картофель |
118.2 |
86.7 |
64.9 |
102.3 |
168.3 |
Повышение цен в 2012г. отмечалось на отдельные виды мясных, рыбных продуктов, молока и молочной продукции. Снижение цен зарегистрировано на сахар – на 29% и отдельные виды крупяных изделий. При общем снижении цен на них на 6,4%, крупа гречневая подешевела на 20%, пшено – на 10%. Цены на продовольственные товары плодоовощной продукции в целом сократились, кроме цен на картофель и капусту, на 6,5%. Цены на мясопродукты повысились на 9,5%, из них на говядину – на 29,0%, полуфабрикаты мясные – на 12,3%, свинину и колбасные изделия - на 10,0-10,9%. В то же время цены на мясо птицы снизились на 0,5%. Рыбопродукты стали дороже на 10,1%, из них филе рыбное - на 26,2%, рыба соленая, маринованная, копченая и сельдь соленая – на 20,2-20,8%, рыба живая охлажденная, мороженная, консервы рыбные – на 5,5-10,3%. Хлеб и хлебобулочные изделия стали дороже на 6,7%, из них бараночные изделия - на 11,0%, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов, хлопья из злаков – на 7,7-8,9%, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта – на 3,5-4,0% (Рисунок 12).
Рисунок 12 - Структура стоимости минимального набора продуктов питания в процентах на одного человека за 2011 и 2012 года
Из остальных наблюдаемых продовольственных товаров соки фруктовые подорожали на 22,7%, пряники и печенье – на 12,1-14,4%, яйца – на 8,6%, макаронные изделия – на 4,4%. Прирост цен на молоко и молочную продукцию составил 1,8%, в том числе на сухие молочные смеси для детского питания – 8,2%, молоко сгущенное с сахаром и сухое цельное – 3- 6,9%, молоко питьевое – 1,5%, творог – 0,6%. Анализ покупательной способности денежных доходов, определяемый как товарный эквивалент среднемесячной заработной платы одного работающего в среднем по краю, представлен в таблице 9.
Наиболее значительный рост (на 8–57%) покупательной способности в отношении продуктов питания зафиксирован на молоко пастеризованное, масло сливочное, масло подсолнечное, капусту свежую белокочанную, сахар, картофель. Отмечено снижение покупательной способности (на 3–13%) на говядину, хлеб 1 и 2 сорта, рыбу мороженую.
Таблица
9 - Покупательская способность денежных
доходов населения Ставропольск
Вид продуктов |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 к 2011,% |
2012 к 2010,% |
Говядина |
88,3 |
87,6 |
84,4 |
96,3 |
95,5 |
Маргарин |
299,4 |
298,6 |
324,0 |
108,5 |
108,2 |
Масло сливочное |
83,1 |
85,1 |
96,3 |
113,2 |
115,8 |
Масло растительное |
247,5 |
251,2 |
284,5 |
113,3 |
114,9 |
Молоко |
597,4 |
626,5 |
678,6 |
108,3 |
113,5 |
Яйца, десяток |
498,2 |
521,0 |
533,4 |
102,4 |
107,0 |
Сахар |
589,4 |
498,4 |
654,8 |
131,4 |
111,0 |
Хлеб пшеничный 1,2 сорта |
712,4 |
729,9 |
661,1 |
90,6 |
92,7 |
Картофель |
657,7 |
682,5 |
1076,0 |
157,7 |
163,6 |
Капуста свежая |
901,4 |
922,7 |
1105,4 |
119,8 |
122,6 |
Рыба мороженая |
221,4 |
203,8 |
175,9 |
86,3 |
79,05 |
Данное обстоятельство подтверждает тезис о том, что рацион питания населения становится все более углеводистым в результате снижения потребления белковых продуктов. Подавляющая часть населения, не имея достаточно средств для получения разнообразного рациона питания, довольствуется тем, на что хватает их доходов. Соотношение потребительских цен и цен производителей на картофель и плодоовощную продукцию, не требующую промышленной переработки, в 2012 году составило 1,8-3 раза.
Таблица 10 - Средние цены
и соотношение цен
на конец года
2012г. |
Справочно: 2010 год | |||||
Средние цены, рублей за кг |
Соотношение потребительских цен с ценами производителей сельскохозяйственной продукции % |
Средние цены, рублей за кг |
Соотношение потребительских цен с ценами производителей сельскохозяйственной продукции % | |||
производителей сельскохозяйственной продукции |
потребительские |
производителей сельскохозяйственной продукции |
потребительские | |||
Картофель |
8,87 |
16,31 |
183,9 |
13,20 |
16,70 |
126,5 |
Лук репчатый |
4,50 |
13,60 |
302,2 |
4,21 |
12,20 |
289,8 |
Капуста |
6,01 |
13,86 |
230,6 |
3,14 |
12,29 |
391,4 |
Морковь |
9,11 |
20,38 |
223,7 |
8,06 |
17,11 |
212,3 |
Молоко |
13,79 |
28,04 |
203,3 |
10,51 |
24,32 |
231,4 |
Яйца, за десяток |
29,81 |
43,97 |
147,5 |
27,25 |
42,70 |
156,7 |
Разница в соотношении цен потребителей и производителей на лук репчатый и картофель в 2012 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 12,4-57,4 п.п., но и одновременно снизилась на яйца и молоко на 9,2-28,1п.п., а на капусту – в 1,7 раза. Соотношение между ценами реализации отдельных видов мясопродуктов на потребительском рынке и ценами на стадиях переработки и производства скота и птицы показывает, что разрыв между ними уменьшился с 12 до 102 п.п. В 2010 году потребительская цена говядины была выше цены производителей на крупный рогатый скот в 4,1 раза, в 2012 году – в 3,1 раза, свинины - в 3,9 и 3,1 раза, птицы – в 2,1 и 2,0 раза соответственно.