Пути повышения эффективности функционирования рынков сельскохозяйственной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы опираясь на результаты экономико-теоретического исследования производственно-сбытовой структуры предпринимательства в сельском хозяйстве, выявить наиболее эффективные инструменты экономического воздействия на ее развитие, а также разработать практические рекомендации по совершенствованию управления рынком сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие основные задачи:
- проанализировать состояние и тенденции развития рынка сельскохозяйственной продукции Ставропольского края и выявить основные показатели оценки устойчивости их развития;
исследовать современное состояние рынка сельскохозяйственной продукции, так как улучшение продовольственной ситуации имеет важное экономическое и политическое значение, что делает разработку рекомендаций по восстановлению и интенсивному развитию сельскохозяйственного производства крайне актуальной.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

 

2.3 Динамика спроса, предложения на сельскохозяйственную продукцию и

  уровень ее реализации  в Ставропольском крае

 

Предложение или  рыночные фонды в крае формируются  за счет местных производителей, ресурсов края, завоза из других регионов России и импорта. Для более полного представления об уровне производства, предложения сельскохозяйственных звеньев края, об уровне самообеспеченности края продовольственными товарами необходимо проанализировать соотношение спроса и предложения. Поскольку речь идет о производстве, необходимо оценить потребность в продуктах питания в целом по краю, то есть потенциальный спрос, и определить - на сколько потребность покрывается местными товаропроизводителями и сельскохозяйственными предприятиями в частности.

Потребитель зависит от производителя, так как  производитель создает предметы потребления, а производитель зависит от потребителя, так как потребитель приобретает предметы потребления. Поэтому на возможности предложения значительное влияние оказывает платежеспособность населения или покупательская способность. Покупательская способность зависит от денежных доходов населения и цен на продукты питания. Для большинства населения основным источником дохода остается зарплата (таблица 6).

Как показывают данные таблицы, величина заработной платы в среднем по краю в 2012 году относительно уровня 2010 года возросла на 27%. Прожиточный минимум в расчете на душу населения, определяемый в соответствии с методикой Министерства труда России, увеличился на 19%.

Таблица 6 - Уровень жизни и доходы населения  Ставропольского края

 

Показатель

2010

2011

2012

2012 в % к 2010г.

Заработная    плата    одного работающего в месяц, руб.

14540,1

16241,3

18469,2

127,1

Реальная заработная плата 1 работающего в месяц, %

14144,1

15707,3

16578,9

117,2

Прожиточный   минимум   в расчете на душу населения в месяц, руб.

5642

6207

6726

119,2


 

Другим важнейшим  показателем, определяющим покупательский спрос, является уровень цен. Переход к рынку и установление свободного ценообразования вызвали стремительный рост цен (таблица 7).

Таблица 7- Динамика изменения индексов потребительских цен и тарифов на товары и услуги в течение 2012г.

на конец периода, в  процентах

В  с  е  г  о

В  том  числе  на

к 
преды- 
дущему 
периоду

к  де-кабрю предыдущего  
года

продовольственные 
товары

непродовольственные товары

услуги

к преды- 
дущему 
периоду

к декабрю предыду- 
щего года

к преды- 
дущему 
периоду

к декабрю предыду- 
щего года

к преды- 
дущему 
периоду

к декабрю предыду- 
щего года

1 квартал

103.6

103.6

104.7

104.7

101.9

101.9

104.8

104.8

II квартал

100.4

104.0

98.4

103.0

101.3

103.2

102.2

107.0

III квартал

99.1

103.1

97.0

99.9

100.2

103.4

100.7

107.8

IV квартал

100.9

104.0

101.3

101.1

100.8

104.2

100.6

108.4

Справочно: декабрь 2011г. к декабрю 2010г.

х

110.1

х

116.5

х

104.3

х

109.8


 

 

Индекс потребительских  цен за 2012г. составил 101 %, в том числе на продовольственные товары 100,4%, непродовольственные – 101,9% и услуги – 102,1%.

 

Таблица 8 - Изменение  цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров в 2012 году          

на конец периода, в процентах

 

К концу предыдущего квартала

Справочно: декабрь 2011г. к декабрю 2010г.


квартал

II 
квартал

III  
квартал

IV 
квартал

Мясопродукты

100.7

100.6

106.2

101.8

105.9

Рыбопродукты

102.0

104.9

100.3

102.8

103.6

Масло подсолнечное

104.6

97.3

97.2

98.6

132.4

Молоко и  молочная продукция

102.7

98.5

100.3

100.4

122.7

С а х а р

107.3

89.6

85.2

86.6

120.0

Я й ц а

100.2

64.2

143.5

117.6

112.0

Хлеб и хлебобулочные  изделия

100.5

105.0

99.4

100.6

105.7

Крупа и бобовые

121.4

102.8

88.7

84.5

149.6

Макаронные изделия

103.9

101.5

99.6

99.4

100.4

Плодоовощная продукция, включая картофель

118.2

86.7

64.9

102.3

168.3


 

 

Повышение цен  в 2012г. отмечалось на отдельные виды мясных, рыбных продуктов, молока и молочной продукции. Снижение цен зарегистрировано на сахар – на 29% и отдельные виды крупяных изделий. При общем снижении цен на них на 6,4%, крупа гречневая подешевела на 20%, пшено – на 10%. Цены на продовольственные товары плодоовощной продукции в целом сократились, кроме цен на картофель и капусту, на 6,5%.  Цены на мясопродукты повысились на 9,5%, из них на говядину – на 29,0%, полуфабрикаты мясные – на 12,3%, свинину и колбасные изделия - на 10,0-10,9%. В то же время цены на мясо птицы снизились на 0,5%. Рыбопродукты стали дороже на 10,1%, из них филе рыбное - на 26,2%, рыба соленая, маринованная, копченая и сельдь соленая – на 20,2-20,8%, рыба живая охлажденная, мороженная, консервы рыбные – на 5,5-10,3%. Хлеб и хлебобулочные изделия стали дороже на 6,7%, из них бараночные изделия - на 11,0%, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов, хлопья из злаков – на 7,7-8,9%, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта – на 3,5-4,0% (Рисунок 12).

Рисунок 12  - Структура стоимости минимального набора продуктов питания в процентах на одного человека за 2011 и 2012 года

 

Из остальных  наблюдаемых продовольственных  товаров соки фруктовые подорожали на 22,7%, пряники и печенье – на 12,1-14,4%, яйца – на 8,6%, макаронные изделия – на 4,4%. Прирост цен на молоко и молочную продукцию составил 1,8%, в том числе на сухие молочные смеси для детского питания – 8,2%, молоко сгущенное с сахаром и сухое цельное – 3- 6,9%, молоко питьевое – 1,5%, творог – 0,6%. Анализ покупательной способности денежных доходов, определяемый как товарный эквивалент среднемесячной заработной платы одного работающего в среднем по краю, представлен в таблице 9.

Наиболее значительный рост (на 8–57%) покупательной способности  в отношении продуктов питания зафиксирован на молоко пастеризованное, масло сливочное, масло подсолнечное, капусту свежую белокочанную, сахар, картофель. Отмечено снижение покупательной способности (на 3–13%) на говядину, хлеб 1 и 2 сорта, рыбу мороженую.

 

 

 

Таблица  9 - Покупательская способность денежных доходов населения Ставропольского края, кг

 

Вид продуктов

2010

2011

2012

2012 к 2011,%

2012 к 2010,%

Говядина

88,3

87,6

84,4

96,3

95,5

Маргарин

299,4

298,6

324,0 

108,5

108,2

Масло сливочное

83,1

85,1 

96,3 

113,2

115,8

Масло растительное

247,5

251,2 

284,5 

113,3

114,9

Молоко

597,4

626,5 

678,6 

108,3

113,5

Яйца, десяток

498,2

521,0 

533,4 

102,4

107,0

Сахар

589,4

498,4 

654,8 

131,4

111,0

Хлеб пшеничный 1,2 сорта

712,4

729,9 

661,1 

90,6

92,7

Картофель

657,7

682,5 

1076,0 

157,7

163,6

Капуста свежая

901,4

922,7 

1105,4 

119,8

122,6

Рыба мороженая

221,4

203,8 

175,9 

86,3

79,05


 

Данное обстоятельство подтверждает тезис о том, что рацион питания населения становится все более углеводистым в результате снижения потребления белковых продуктов. Подавляющая часть населения, не имея достаточно средств  для получения разнообразного  рациона питания, довольствуется  тем, на что хватает их доходов. Соотношение потребительских цен  и цен производителей на картофель и плодоовощную продукцию, не требующую  промышленной переработки,  в 2012  году составило 1,8-3  раза.

Таблица 10 - Средние цены и соотношение цен производителей сельскохозяйственной продукции и потребительских цен

             на конец года

 

2012г.

Справочно:  2010 год

Средние цены,

рублей  за кг

Соотношение потребительских цен с ценами  производителей сельскохозяйственной продукции %

Средние цены,

рублей за кг

Соотношение потребительских цен с ценами производителей сельскохозяйственной продукции %

производителей сельскохозяйственной продукции

потребительские

производителей сельскохозяйственной продукции

потребительские

Картофель

8,87

16,31

183,9

13,20

16,70

126,5

Лук репчатый

4,50

13,60

302,2

4,21

12,20

289,8

Капуста

6,01

13,86

230,6

3,14

12,29

391,4

Морковь

9,11

20,38

223,7

8,06

17,11

212,3

Молоко

13,79

28,04

203,3

10,51

24,32

231,4

Яйца, за десяток

29,81

43,97

147,5

27,25

42,70

156,7


 

Разница  в соотношении  цен потребителей и производителей  на лук репчатый  и картофель  в 2012 году по сравнению с 2010 годом  увеличилась на 12,4-57,4 п.п., но и одновременно снизилась на яйца и молоко на 9,2-28,1п.п., а на капусту – в 1,7 раза.   Соотношение между ценами  реализации отдельных видов мясопродуктов на потребительском рынке  и ценами на стадиях переработки и производства скота и птицы показывает, что разрыв между ними уменьшился с 12 до 102 п.п. В 2010 году  потребительская цена говядины была  выше  цены производителей  на крупный рогатый скот в 4,1 раза, в 2012 году – в 3,1 раза, свинины -  в 3,9  и 3,1 раза, птицы – в 2,1 и 2,0 раза соответственно.

Информация о работе Пути повышения эффективности функционирования рынков сельскохозяйственной продукции